пятница, 24 декабря 2010 г.

Виссарион устал

"Эпоха рассвета" близится к своему закату?
"...Трудитесь, друзья, будьте внимательны, загляните в глубь себя более праведно, определите для себя ценности истинные и сумейте не струсить. Именно так я выражу категорию эту -- не струсить. Ведь во многом, вам следует признаться, вы трусливы. Не бойтесь, самоотверженность сейчас ваша требуется. Так держитесь, не отставайте. А то уж вы опасно как-то многие приотстали. Если раньше я мог приходить в ваш дом, не обращая внимания на то, что вы стараетесь постигать истину, особо не заботясь задачей покинуть дом и двинуться к вершинам великим, то теперь это уже требуется. Я не пойду в то место, где вы по-прежнему стараетесь находиться. Теперь вы должны сделать шаг и пойти туда, куда требуется идти. Надо доверять больше ведущему вас, ибо, пока страх руководит вами, вы -- недостойный ученик, и теперь уже дальше пойти будете не в состоянии. Нужно многое сейчас кардинально изменить. И вот это решайте, решайте, празднуйте день этот, пусть он знаменует вам начало нового..."

Теперь Сергей Тороп известен как Виссарион, глава и духовный лидер религиозной общины, организованной им и его соратниками в Ермаковской тайге. Год назад я тоже побывал на ежегодном сборе виссарионовцев в деревне Петропавловка и писал о том, что был, мягко говоря, разочарован. Ожидал большего. Хотя бы с точки зрения красноречия человека, провозгласившего себя не кем-нибудь, а Христом. На этот раз я записал речь на диктофон, чтобы читатели сами смогли оценить то, что Сергей Тороп предлагает вниманию многотысячной аудитории.
Охрана и лепестки
Нынешнее "Виссарион-шоу" несколько отличалось от прошлогоднего. Атмосфера Петропавловки была какой-то напряженной, нервозной. Виссарионовская охрана проявляла поистине стахановскую активность. Год назад для журналистов и иных гостей не было особых ограничений в передвижениях по "Острову Радости", а нынче -- сюда нельзя, туда не ходи, как на публичных мероприятиях с участием политиков. Пробираюсь к месту выступления Виссариона через толпу зрителей. Грубый голос: "Эй, мужик! Ты кто такой и далеко ли собрался?" И это в среде общинников, где все друг другу улыбаются и изображают максимальную взаимную симпатию... На меня исподлобья смотрит человек. Крупная голова на мощном торсе, облаченном в изумрудный балахон. Пришлось объяснять, что я -- фотограф, приехал по заданию международного агентства "Рейтер" и как журналист представляю один из красноярских еженедельников. Человек в балахоне сообщил, что в этом году снимать проход Учителя через толпу фронтально, как раньше, нельзя. Кем-то принято такое решение. Но все же указал мне на место рядом с подиумом. Около часа я простоял там, слушая псалмы, которыми в ожидании Виссариона разогревала себя его паства... (После праздника я подошел к человеку в балахоне и поинтересовался, не шеф ли он местной охраны. "Можно сказать и так". -- "А как вас зовут?" -- "Лева". -- "А фамилия?" -- не унимался я. "Просто Лева".) Пока ждали Виссариона, "просто Лева" рьяно следил за порядком: прикрикивал на толпящихся, бесцеремонно хватал женщин за руки, указывая, где им должно стоять. Хормейстер женской вокальной группы расплакалась от грубости главного охранника Учителя и отказалась работать с хором. К месту скандала подошел главный священник общины Сергей Чевалков. Даме были принесены извинения. Увидев меня, Лева вдруг сказал, чтоб я срочно убирался с фронтальной части подиума. Видимо, забыл, что час назад сам меня сюда поставил. Пришлось выполнить требования "босса" и фотографировать с невыгодных позиций.
И вот через толпу уже чинно проходит Виссарион, протягивая людям то одну, то другую руку, а люди осыпают его лепестками роз. Лепестки раздали народу за пять минут до того: по команде Чевалкова вдоль живого коридора пронесли плетеную корзинку.
К слову о слове
Речь Виссариона по форме и изобилию банальных фраз походила на прошлогоднюю. Это далеко не Нагорная проповедь. По утверждению Виссариона, Новый завет для всех нас уже не актуален. Виссарион глаголет Последний завет. "Я -- Слово Отца моего". А по мне, так это была просто речь бывшего минусинского милиционера и не более. Впрочем, не мне осуждать выбор как самого Сергея Торопа, так и поклонников его ораторского и организаторского талантов. Однако хотелось бы понять смысл призывов типа "покинуть дом и двинуться к вершинам великим", так как в противном случае Виссарион "не пойдет в то место, где вы по-прежнему стараетесь находиться". Что это значит? Уменьшился приток людей в общину, готовых оставить свои дома и "идти, куда следует идти"? Да и на празднике людей было меньше, чем год назад, что прекрасно видно на панорамных снимках толпы зрителей.
Не поздоровался...
Вообще-то, моя встреча с Виссарионом произошла накануне праздника. Она меня просто озадачила. Мы с компанией приехали на "Праздник Добрых Плодов", установили палатку на берегу петропавловской речки. Было утро, мы только проснулись и сидели на берегу. Рядом собрались несколько женщин в немыслимых белых одеяниях (а-ля Франция, век XVIII) и их детишек. Женщины наблюдали за купанием детей и мурлыкали что-то из виссарионовского песенного репертуара. Вдруг к нам подошли двое. Это были известный нам "просто Лева" и сам великий Учитель. Я, удерживая за ошейник своего алабая, дабы тот не вцепился в ермаковского "гуру", поздоровался. Виссарион посмотрел сквозь нас и ничего не ответил. Тут и тетеньки закричали: "Учитель, учитель, доброе утро!" Виссарион молча посмотрел на них и прошел мимо. Странно. Не здороваться с людьми вовсе не противоречит виссарионовской теории взаимоотношений с людьми...
Через десять минут к нам подъехал на велосипеде человек лет сорока пяти и представился: "Саша, староста деревни". Он предложил нам собрать бивуак и переехать подальше за околицу. Или на другой берег реки.
Начал уставать?
На пресс-конференции, организованной по случаю прибытия на праздник группы редакторов районных газет, Виссарион признался, что он устал. А точнее -- начал уставать. Это его публичное заявление было настолько неожиданным, что один из главных имиджмейкеров Учителя, "евангелист" Вадим Редькин, который, как всегда, конспектировал его "божественную" речь, вздрогнул и пристально взглянул на Виссариона...
А все же, вдруг и вправду Виссарион начал уставать? От выбранной роли мессии, от жития в медвежьем углу, от толп верующих, пошедших за ним в "Город Солнца". От постоянного требования и ожидания от него чуда. Ведь Иисус периодически поражал верующих чудесами, а где же чудо Виссариона? На программках, которые раздавались журналистам перед праздником, начертаны слова: "43-й год Эпохи Рассвета", надо понимать -- от рождества Виссарионова. А если "эпоха рассвета" уже склонилась к своему закату -- что тогда? Что будет с людьми, часть из которых и вправду думает, что живут рядом с настоящим Богом?
Илья НАЙМУШИН,
агентство REUTERS
Р.S. Вопрос господину Виссариону. Если Вы Сын Бога и его Слово, ответьте, пожалуйста, какое наказание ждет при встрече с Богом человека, который при жизни на нашем свете назвал себя Сыном Бога, объявил об этом во всеуслышание и обманул тем самым многих людей, поверивших ему и подчинивших ему свои судьбы и судьбы своих детей? И как бы лично вы повели себя, если бы вам повстречался такой человек?

Сын Божий гулял по Лондону
Что думают в Британии о нашем земляке?


Человек, которого называют Иисусом Сибири, приехал в Англию в поиске новых учеников, готовых последовать за ним в сибирские горы.
41-летний мужчина в грубой красной бархатной хламиде с золотой отделкой садится на изящную пурпурную банкетку в Groucho Club. Под сандалиями у него толстые носки, и, перед тем как сесть, он тщательно причесывает свои длинные развевающиеся волосы. Даже по стандартам клуба Groucho он выглядит необычно.
На его лбу бисеринки пота. Неужели в Лондоне слишком тепло? "Много снега еще не означает, что Сибирь -- родина мороза", -- ответствует он.
Виссарион приехал в Англию на неделю -- в надежде привлечь английских учеников к своей особой форме просветления. Он остановился в дешевой гостинице в северной части Лондона. Болгарский банкир в Лондоне, отказавшийся от своей работы ради того, чтобы жить рядом с Виссарионом, оплатил его поездку. Но англичане, видимо, оказались крепкими орешками. Его встречают не толпы жаждущих спасения, а циники, которые интересуются, когда очередная комета врежется в Землю?
Его учение кажется смесью элементов православия с маленькими добавками буддизма здесь, даосизма там, плюс большой пласт экологизма, это профанная смесь космологии, христианства и йоги. Его считают в лучшем случае загадочным и обаятельным "пророком" эпохи нью-эйдж, а в худшем случае -- ловким шарлатаном.
Виссарион живет на заснеженной сибирской горе. Пять тысяч его преданных последователей (в том числе его мать, которая поначалу хотела отправить сына к психиатру, когда он заявил о себе как Сыне Божьем) живут рядом с Виссарионом.
Температура в Сибири часто опускается до минус 20-30 градусов, дома в поселении построены из дерева, без центрального отопления, электричества и связи с внешним миром. Виссарионовцы сидят на строгой диете из хлеба, ягод и грибов. Молочные продукты разрешены кормящим матерям и маленьким детям. Виссарион не отрицает, что смаковал стакан пива в самолете Москва -- Лондон. Не отказывается ли он от таких удовольствий дома? "Только эпизодически, когда есть определенная внутренняя потребность в этом витамине".
Он выглядит человеком, о которым хорошо заботятся. Жена и мать его шести детей, Люба, сама шьет всю его одежду. "Благодаря ей я понял, что могу понимать всех женщин. Теперь в меня влюблено много женщин... Моя жена теперь учится правильно относиться ко мне и понимать, что она -- не единственная женщина в моей жизни. Есть еще тысячи других!"
Найдет ли он в Англии новых своих последователей, готовых поселиться на снежных сибирских горах и питаться ягодами, грибами и псевдорелигиозной солянкой?..
По материалам The Daily Telegraph, September 2003

0 коммент.:

Отправить комментарий