среда, 22 декабря 2010 г.

"Конкорд" не спасли

Сверхзвуковой пассажирский совершил последний полет

На официальном французском сайте "Конкорда" -- траурная лента "Конец коммерческим перевозкам". Конец фантастическим трехчасовым прыжкам через океан. Огромная, внушающая восторг и ужас птица больше не взлетит, обгоняя солнце. "Конкорды" разойдутся по музеям, превратятся в модные ночные клубы, по винтикам и кусочкам обшивки попадут в коллекции. И лишь немногие, как один наш "Ту-144", быть может, останутся в небе для научных целей.
"Конкорд" мог садиться в Сибири?
Работы по созданию сверхзвуковых пассажирских самолетов начались в Европе в середине 50-х. Чуть позже взялись за дело американский "Боинг" и КБ Туполева. Вскоре стало ясно, что такой проект можно вытянуть только совместными усилиями. Американцы отказались от своего самолета на стадии макета, несмотря на то, что уже вложили в него значительные суммы; наши продолжили работу. Ну а Великобритания и Франция в 1962-м подписали соглашение о сотрудничестве. Несмотря на вечную конкуренцию между странами, работа над новым самолетом была удивительно бесконфликтной. Может, поэтому его решили назвать "Конкорд" -- "согласие".
21 декабря 1968 года советский Ту-144 совершил свой рекордный полет. Через два месяца, 2 марта 1969 года, взлетел и первый "Конкорд".
Летные испытания продолжались до 1971 года, потом началось строительство серийных "Конкордов". Их производство завершилось в 1977-м, а авиазавод был закрыт. Из 14 машин "Бритиш Эйруэйз" приобрела пять, "Эйр Франс" -- четыре. Остальные решили использовать как резерв.
21 января 1976 года началась коммерческая эксплуатация "Конкордов". Английские сверхзвуковые летали из Лондона в Бахрейн, а французские по маршруту Париж -- Рио. В Америку их поначалу не пускали. Официальной причиной был шум, хотя, как считают многие, американцы просто не хотели смириться с тем, что их обскакали европейцы. Правда, позже запрет был снят. С мая 1976-го "Конкорды" начали регулярные полеты в Вашингтон. Европейскую птицу в аэропорту приветствовали сотни людей.
Эксплуатация "Конкордов" с самого начала не приносила прибыли. Самыми удачными были заполненные трансатлантические рейсы. Англичане надеялись, что положение исправят полеты в Токио. Промежуточную посадку "Конкорд" должен был совершать в одном из сибирских городов, а за это СССР собирались предложить рейсы Ту-144 в Лондон и Париж. Планы остались на бумаге.
В первые годы расходы на сверхзвуковые лайнеры брали на себя правительства Франции и Великобритании. Но билеты все равно были слишком дороги, в результате чего все рейсы, кроме американских, были свернуты.
В 80-е все они стали чартерными. Усовершенствования двигателей и других систем позволили сделать полеты более экономичными, и наконец-то эксплуатация "Конкордов" стала приносить прибыль.
Перегнал и солнце, и время
Ту-144 опередил "Конкорд". Как пишет журнал "Огонек" (№ 3, 2000), судьба этого самолета достойна целой книги.
По техническим характеристикам "Конкорд" и Ту были примерно равны. Наш самолет мог развить бОльшую максимальную скорость, обладал лучшими аэродинамическими качествами, весил меньше "Конкорда", но вмещал меньше пассажиров и имел меньший ресурс. У Ту были уникальные крылышки в носовой части, которые выдвигались при посадке. Конструкция нашего лайнера была на 20% сделана из титана. До сих пор в мире таких самолетов нет.
На Западе Ту-144 называют "Конкордски" и убеждены, что агенты КГБ срисовали форму самолета. Тем не менее на международной выставке дизайна именно Ту-144 занял первое место.
Ту-144 строили штучно на Воронежском авиазаводе. Существовало (по разным данным) 17 или 19 машин.
Первый пассажирский рейс Ту-144 совершил 1 ноября 1977 года и потом летал в Алма-Ату раз в неделю. Цена билетов была процентов на 30 больше, чем на Ил-62. Пассажирам давали коньяк и икру. Каждый рейс объявляли особо: "Идет посадка на первый в мире сверхзвуковой лайнер". Каждый провожали заместители авиационных министров...
Пассажиров поили не зря. Внештатные ситуации случались довольно часто. Самолет действительно обогнал свое время, конструировали его всего 3 года, а доработка требовала слишком много ресурсов и сил. Потому через семь месяцев проект был закрыт.
С ноября 1977 по май 1978 сверхзвуковой совершил 102 полета, из них 55 с пассажирами, перевезя 3284 человека.
Уже в 1983-м на Ту-144 установили 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов. Тогда начали говорить о его возвращении в большую авиацию, но безрезультатно. И вот в конце 90-х из простоявшего в ангаре лайнера, поменяв двигатели, сделали летающую научную лабораторию! Самолет сдан в аренду иностранным компаниям, и на нашем Ту американцы теперь работают над сверхзвуковыми лайнерами будущего...
Татьяна АЛЕШИНА

Сверхзвуковые катастрофы
* 3 июня 1973 года, выполняя демонстрационный полет, неподалеку от Ле Бурже разбился Ту-144 с пятью членами экипажа на борту. Это случилось, когда наш самолет попытался повторить трюк "Конкорда", который, заходя на посадку, пролетел над взлетно-посадочной полосой и снова взлетел. На глазах 350 тысяч зрителей Ту пронесся над полосой и стал резко забирать вверх, но вдруг сорвался в пике. Погибли все, кто был в самолете, а также семь жителей городка Гуссенвиль. Расследование длилось больше года, но причину катастрофы так и не обнародовали.
На самом деле одной из главных причин было появление в зоне полета Ту французского истребителя "Мираж", который, по советской версии, фотографировал уникальные передние крылья Ту-144, а по западной -- фиксировал, что именно в конструкции самолета русские украли у европейцев.
* 23 мая 1978 года произошла еще одна катастрофа Ту-144 -- во время испытаний новых двигателей. Погибли несколько человек, летчики чудом остались живы. Случившееся стало последней каплей: пассажирские полеты Ту-144 прекратились навсегда.
* До июля 2000 года "Конкорды" считались самыми надежными самолетами в мире. Но 25 июля, совсем недалеко от места, где в 1973-м разбился Ту, французский "Конкорд" загорелся во время взлета. Все 100 пассажиров (96 из них немецкие туристы) и 9 членов экипажа погибли.
Причиной аварии стала металлическая деталь, которая оторвалась от американского лайнера DC-10, взлетавшего перед этим. Кусок поврежденной ею покрышки "Конкорда" попал в топливные баки, топливо вытекло и загорелось. Летчики заметили пожар, но ничего изменить не смогли: им пришлось взлететь. Тут же отказали двигатели, и самолет, успев отвернуть от центра городка Гонесс, рухнул на ресторан маленького отеля на окраине, убив еще четверых.
Как утверждают наши эксперты, в этой ситуации Ту-144 успел бы совершить аварийную посадку: его двигатели расположены ближе к фюзеляжу, и керосин бы не загорелся. Похожая утечка произошла однажды во время взлета в Берлине, но Ту смог пролететь больше часа и благополучно приземлиться.
После катастрофы сначала французские, а затем и английские "Конкорды" поставили на прикол. Для предотвращения пробоин баков уже в январе 2001-го их начали оснащать кевларовой броней. Франция возобновила полеты 7 сентября 2001 года, Англия -- 11 сентября (по совпадению -- в день нью-йоркского теракта). "Конкорды" могли бы летать до 2007 года, но ничто уже не смогло спасти репутацию этих слишком старых и слишком дорогих машин.
31 мая 2003 года состоялся последний полет французского "Конкорда". Английский завершил свою карьеру 24 октября.

Слишком много еды!
Факты

* Во время одного из первых испытательных полетов "Конкорда" самолеты сопровождения засняли на камеру металлический блестящий объект величиной с теннисный мячик, который летал в 2 м от фюзеляжа лайнера. Экипаж "Конкорда" ничего не заметил, а появление мячика на пленке потом списали на ее дефекты. Пришельцам не терпелось полюбоваться новой консервной банкой землян?
* Английская домохозяйка Флора Маккензи основала клуб поклонников "Конкорда". В клубе -- 500 членов, и никто из них на "Конкорде" не летал.
* Самым большим фанатом "Конкорда" считается 72-летний Хенс Холландер. Он поднимался на борт 528 раз и налетал 2,7 млн км.
* В начале 70-х купить три "Конкорда" хотели китайцы, да передумали.
* По французски слово "concorde" -- женского рода. Через океаны летал не "он", а "она"!
* В 1993 г. один саудовский принц опоздал на рейс "Конкорда" из-за парижских пробок и заплатил "Эйр Франс" за чартер другого "Конкорда" -- больше, чем стоило бы кругосветное путешествие. Самолет и команду пригнали в Ле Бурже так быстро, что капитан даже не успел надеть форму и летел в гражданском.
* Английский "Конкорд" однажды прилетал в Россию. До границы он долетел со сверхзвуковой скоростью, ну а потом как обычный лайнер: полеты гражданских судов на сверхзвуковой скорости у нас запрещены.
* Самому маленькому пассажиру "Конкорда" было 3 недели, самому старому -- 102 года.
* Одним из "серьезных" замечаний к сервису на борту "Конкорда" было: "Слишком много еды"! В меню отлетавшего самолета входили: икра, лобстер, заливная утиная печень с "порто", жареные каштаны, устрицы с шампиньонами, палтус в оливковой пасте, тарталетки, лепестки манго, сморчки в сметане, налим с трюфелями, фрикассе из лисичек.
* Представительства авиакомпаний завалены просьбами поклонников, которые мечтают получить часть самолета как сувенир. Продажа по кусочкам может принести более 11 млн долларов. Самая дорогая деталь -- нос, он стоит около 15 000 евро. Также пользуются особым спросом спидометр, кухонные принадлежности (в частности, дорогой фарфор), сиденья пилотов.
* Причиной единственного разногласия за годы сотрудничества Франции и Англии стала буква "e". Писать ее на конце слова "Сoncord" или нет? (По-английски слово пишется без "е", по-французски с "е".) В конце концов англичане благородно согласились на 8 букву, ведь с "е" начинаются слова England, Europe, excellence ("превосходство") и еntente ("дружеское соглашение государств").

Шеф был бы недоволен

Ясно, кто на них летал. Те, кто мог позволить себе выложить 9000 евро (в 4 раза больше, чем на "Боинг") за билет: богатые бизнесмены, звезды, супермодели...
В списках пассажиров:
Джоан Коллинз. Писательница "розовых" книг, известная нам как Алексис из "Династии", миллионерша. Всегда заказывала себе два (!) последних ряда в первом классе.
Андре Агасси.
Кейт Уинслет, спасенная с "Титаника", летела на "Конкорде" на церемонию вручения "Оскара".
Ричард Гир.
Королева Британии. В 1985 году она летела отмечать свой 85-летний юбилей.
Фредди Меркьюри и другие музыканты Queen.
Клаудия Шиффер с Синди Кроуфорд.
Элтон Джон. Во время его полета в 1997 году у "Конкорда" отказал один из двигателей.
Маргарет Тэтчер, Джон Мейджор и Тони Блэр.
Группа Oasis.
Пол Маккартни.
Папа Римский. В 1989 году, во время полета в Замбию, стюард предложил ему выпить красного вина. Иоанн Павел II отказался со словами: "Нельзя мне, шеф слишком близко".

Он летал от Земли до звезды
Цифры

Чтобы преодолеть расстояние между Европой и Америкой, "Конкорду" сначала требовалось 4 часа, потом -- около 3. В феврале 1996 г. "Конкорд" долетел из Лондона в Нью-Йорк за 2 часа 52 минуты 59 секунд.
Крейсерская скорость "Конкорда" была 2172,5 км/ч, это почти в 2 раза больше скорости звука.
Длина самолета -- 61,2 м. Во время полета из-за нагревания корпуса он увеличивался на 30 см.
В салоне "Конкорда" было 118 пассажирских кресел.
С 1976 года британские "Конкорды" преодолели 200 млн км -- это больше, чем расстояние от Земли до Солнца.
Крейсерская высота "Конкорда" -- от 16 000 до 18 000 м.
В 1995-м "Конкорд" побил рекорд среди гражданских самолетов, совершив кругосветный перелет в восточном направлении за 31 час и 27 минут.
Размах крыла -- 25,5 м, высота -- 11,3 м.
За 20 лет (1976 -- 1996) "Конкорды" перевезли 3,7 млн пассажиров.
Экипаж состоял из двух летчиков, одного бортинженера и шести стюардесс.

0 коммент.:

Отправить комментарий