четверг, 30 декабря 2010 г.

Кому и кузина -- невеста

Не так страшен инцест

Как-то раз к Эйнштейну подошла жеманница-кинозвезда. "Я думаю, нам стоит пожениться! -- стрельнула глазками актриска. -- Наши дети вырастут такими же умными, как вы, и такими же красивыми, как я!" "Н-да? А что если получится наоборот?" -- парировал физик и время спустя женился... на собственной же кузине! Точно так же поступили и Эразм Дарвин, и его внук Чарльз. И семеро мужчин из семьи миллионеров Дю Понов. И пятеро их "коллег" -- Ротшильдов: четверо из внуков основателя династии Майера Амшеля Ротшильда женились на его же внучках, а еще один взял в жены свою племянницу. Выходит, не так страшен инцест, как его малюют?

Вообще-то это называется "инбридинг": in по-английски "внутри", breeding -- "разведение". Отличие от инцеста в том, что связь происходит не между ближайшими родственниками: братьями-сестрами, отцами-детьми, -- а между двоюродными, троюродными, четвероюродными членами семьи. Не такое уж разительное отличие. Кровосмешение, хоть в первом родстве, хоть в четвертом, остается кровосмешением. И если верить стереотипу, не сулит ничего хорошего, а только деток-уродов. Но так ли это?
Так
В Брэдфорде (Англия) в семье этнических пакистанцев росли внешне вполне здоровые дочери. Но когда девочкам исполнилось семь и пять лет, выяснилось, что у них серьезно поражена нервная система, лечение при таком диагнозе невозможно, остается покорно ждать смерти. Родители малышек -- двоюродные кузен и кузина! -- разумеется, переживают, но ситуация не явилась для них неожиданностью. Брэдфордская пакистанская диаспора ведет свое происхождение из одной-единственной деревеньки под Исламабадом, 85% брэдфордских пакистанцев женаты на своих родственницах, и их дети страдают различными патологиями в 8 раз чаще сверстников.
Не так
В 1876 году 31-летний Альберт Ротшильд взял в жены 18-летнюю Беттину, урожденную тоже Ротшильд! Шестеро их сыновей и дочерей выросли здоровыми, умными и красивыми. И лишь один мальчик умер во младенчестве, и то не из-за врожденного порока, а по нянькиному недогляду. "В конце концов, все королевские фамилии делали это!" -- с гордостью говорила о своем "двоюродном" браке Беттина.
Раз. Два. Три. Ба-бах!
У каждого из нас есть 5-7 летально-рецессивных генов. На наше здоровье они не влияют. На здоровье наших детей-внуков-правнуков -- тоже. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОДНОГО СЛУЧАЯ: может статься так, что у нашего партнера окажутся ТОЧНО ТАКИЕ ЖЕ летально-рецессивные гены, как у нас, и тогда, слившись воедино, два ИДЕНТИЧНЫХ комплекта генов превратятся в самую настоящую "бомбу". Причем "бабахнуть" она может как сразу -- тогда дефекты развития выявятся уже у наших детей, -- так и в отдаленном седьмом колене.
Понятно, что у родственников геном схож. И потому в случае инбридинга, а уж тем паче инцеста вероятность наследования аналогичных летально-рецессивных генов от матери и от отца возрастает. Вот почему кровосмешение всегда скорее осуждалось, нежели приветствовалось.
Карл Великий -- король франков -- повелел подданным во всеуслышание заявлять о своем желании жениться. И именно во избежание инбридинга. В те смутные времена (VIII век) было слишком распространено то, что теперь называется сексом на одну ночь, а презервативы в аптеке на углу еще не продавались. Многочисленные незаконнорожденные понятия не имели о своих отцах, а следовательно, не знали о возможных братьях-сестрах-дядях-тетях и вполне могли, сами того не ведая, смешать кровь. Публичное объявление о матримониальных намерениях служило хоть какой-то гарантией: люди, подозревающие родство невесты и жениха, могли воспрепятствовать им.
В Америке по сию пору в 31 штате из 50 имеются законы, запрещающие супружество между двоюродными родственниками. В большинстве других стран, в России в том числе, инбридинг также считается чем-то противоестественным, аномальным.
Все люди -- братья!
Но Ротшильды? Дю Поны? Эйнштейн? Чарльз Дарвин, наконец?! Уж он-то -- биолог, автор теории эволюции -- не мог не догадываться о генетическом подвохе, таящемся в инбридинге, и все же сосватал кузину! Почему?
Да потому, отвечают современные генетики, что возможность "взрыва" той самой летально-рецессивной "бомбы" в кровосмесительных семьях хотя и выше, но совсем не намного. На 2-3%. В противном случае все человечество давным-давно бы "подорвалось"! Ведь еще в позапрошлом веке едва ли не 80% браков были вот именно что кровосмесительными! Юноши ухаживали за девушками, жившими не далее чем в пяти километрах от их дома, -- ходить на свидания дальше не хватало ни времени, ни сил. За сотню-другую лет вся округа успевала породниться. Недаром и сегодня в чести околонаучная гипотеза: все люди если не братья, то родственники, максимум -- десятиюродные.
Возвращаясь к генетическим рискам: рожать от кузена ничуть не опаснее, чем рожать в 40-45 лет. Осложнения и патологии, конечно, вероятны, но... вовсе не обязательны. И если у вас хорошее здоровье, отчего не дерзнуть?..
Здоровье или, напротив, нездоровье родоначальников является решающим фактором. Майер Амшель Ротшильд и его жена Гатл были здоровяками и имели прекраснейший геном! Не иначе! Оттого их потомки пусть и связывались, поколение за поколением, супружескими узами друг с другом, но рожали отнюдь не уродов. А вот тем пакистанцам из деревни под Исламабадом не повезло -- их геном оказался плохоньким, и их праправнуки, переехавшие в Англию, начали в прямом смысле вырождаться.
Кто не рискует...
Биология биологией, а человек -- животное социальное. В социуме же помимо категории рисков существует еще и категория шампанского за риск.
Кровосмешение -- если на минутку отвлечься от генетики и озадачиться, например, семейной психологией или экономикой -- имеет кое-какие преимущества перед "нормальными" супружествами.
Во-первых, при инбридинге у мужа и жены одинаковы не только гены, но и религия, культура, социальное положение, даже воспоминания о детстве! А это, несомненно, укрепляет семью. Пьер-Самюэль Дю Пон говорил: "Я предпочитаю, чтобы у нас в роду кузены женились на кузинах. Похожесть -- залог гармонии".
Во-вторых, в кровосмесительных семьях не возникают конфликты из разряда зять -- теща, невестка -- свекровь. Как-то нелепо враждовать со свекровью, когда она твоя... тетя. Иными словами, родная сестра твоего отца, дочь твоих деда с бабкой. И ты знаешь ее с рождения, до сих пор хранишь подаренную ею на пятилетие куклу. Да и между инбридинг-супругами отношения уважительные. Это на "стороннюю" жену можно гаркнуть: "Заткнись, дура!" А на кузину, дочь родного дядюшки, -- язык не повернется! У тех же Дю Понов женщины участвовали в делах семьи наравне с мужчинами, и никто им рта не затыкал.
В-третьих, браки между родственниками позволяют сохранить капитал в семье. А вы что думали, Ротшильдов великая страсть друг к дружке влекла, что ли?!
Плодитесь и размножайтесь!
Впрочем, и биологические "плюсы" в инбридинге тоже есть. Это доказали опыты над насекомыми, грызунами, а также над самоопыляющимися растениями, такими как пшеница, ячмень, цитрусовые. При умелом скрещивании потомство первого поколения -- что у крыс, что у пшеничных колосьев -- превосходит родителей-"кровосмесителей" по живучести, по умению адаптироваться к среде и даже, как ни парадоксально, по состоянию здоровья. На научном языке этот феномен называется "гетерозис" -- отличная, кстати, уловка для повышения качества породы.
В самом деле, родители-родственники могут передать детям не летально-рецессивные гены, а сразу два одинаковых (и одинаково сильных!) гена, отвечающих, например, за морозоустойчивость, за выработку иммунитета или, если вести речь о людях, за склонность к наукам, за умение делать деньги, за любовь к кузенам и кузинам, в конце концов!
И еще одно. Инбридинг-семьи, как правило, плодовитее прочих. У поженившихся кузена и кузины в среднем вдвое (!) больше правнуков, чем у неродственных пар. Чем не аргумент за?!
Евгения САВИНА

0 коммент.:

Отправить комментарий