четверг, 16 декабря 2010 г.

Валькирия кинокамеры

Лени и философский камень
Рифеншталь была тем художником, о котором мечтает любой правитель. У нас, во всяком случае, такого не было. Сама Лени уподобляла себя Эйзенштейну, который тоже якобы творил при Сталине. Но она или лукавила, или заблуждалась. Эйзенштейн показал такого царя в "Иване Грозном", что Сталин предпочел закрыть фильм. А Лени, как маг с философским камнем, превращала в золото все, к чему прикасалась. Скучные партийные речи и толстых партбонз она явила миру как воинов Валгаллы. Это сейчас мы знаем о Гитлере почти все. Поэтому смотрим кадры из "Триумфа и воли" со смесью отвращения и восхищения. В тридцатые годы фильм был откровением. Самое интересное, что он не призывал ни к войне, ни к насилию. Он был призван показать могущество партии, созданной фюрером. В титрах так и говорилось: "Создан по распоряжению фюрера в честь двадцатилетия начала мировой войны, 16-летия начала германских страданий и 19 месяцев после начала германского возрождения. 1934 год. Партийный съезд".
Лени и кубок олимпийского огня
Вторым прославившим ее фильмом стала "Олимпия" (1936 год). Картина была посвящена Берлинской олимпиаде. В этом году права на "Олимпию" купил Международный Олимпийский комитет. Президент МОКа Жак Рогге заявил, что фильм Рифеншталь -- самая выдающаяся лента в истории Олимпийских игр. К этому заданию она подошла еще более ответственно, чем к "Триумфу". Несколько месяцев натаскивала своих операторов на берегу Балтийского моря -- разучивала с ними каждое движение спортсменов, чтобы потом снимать четко и филигранно. Она заставила вырыть ямы на поле прямо под планкой, через которую прыгали прыгуны с шестом. В яме лежал оператор и снизу снимал прыгунов в парении. В воздух поднимались воздушные шары с маленькими камерами, чтобы снять стадион с высоты птичьего полета. Операторы разъезжали на роликах, поспевая за спортсменами. Когда снимали прыгунов в воду, камеру погружали в бассейн. Все это было необычно для тогдашнего кинематографа. Гитлер задумал "Олимпию" как свидетельство триумфа немецкой команды. И, действительно, в первые дни победа сопутствовала арийцам. Но потом четыре золотые медали завоевал чернокожий легкоатлет Джесси Оуэнс, и Лени сделала его своим героем. Черное тело парило в воздухе, как большая черная птица. Гитлер был возмущен, но он понимал, сколько очков получит как политик в связи с этим фильмом. Кстати, и "Триумф воли", и "Олимпия" удостоились множества международных наград и сразу были зачислены в классику.
Лени и тайная комната
Мы никогда не узнаем, была ли она любовницей Гитлера, как утверждают многие.
Также никогда не прояснится, действительно ли Лени ничего не знала о зверствах нацистов. Снимала цыган в массовке на фильме "Долина" и даже не подозревала, что статисты доставлены из концлагеря. "Вы поймите, -- убежденно говорит она сегодня, -- тогда, в тридцатые, немцы поверили Гитлеру, потому что он обещал вывести страну из нищеты и безработицы. И я тоже поверила, ведь я была обыкновенной немкой". Она рассказывает, как Геббельс валялся в ее ногах и умолял стать его любовницей. Высокая красавица подняла его, крохотного, скрюченного, и вытолкала на лестничную площадку с возгласом: "Ступайте, доктор, вы сумасшедший!" И Геббельс возненавидел ее, строил всяческие козни. Было так? Иначе? Кто знает. Еще Лени утверждает, что вовсе не рвалась творить "Триумф воли": за право снимать съезд НСДАП боролись партийные кинохроникеры. Но Гитлер якобы сказал: "Я хочу, чтобы снимал художник, а не партийный функционер", и Лени поняла, что, отказавшись, наживет себе кучу неприятностей. Плюс ко всему после фильма ее возненавидели коллеги по цеху. За что? За талант и за то, что она получила карт-бланш от фюрера.
Откуда она взялась
Она родилась в Берлине 22 августа 1902 года. Отец был коммерсант с желчным характером. Набрасывался на тихую мать и поносил ее, если она недосолила суп или перекрахмалила белье. С отцом у Лени были стычки, и она часто говорила подругам, что в этом мире лучше рождаться мужчиной. Красивая девушка занималась танцами в духе Айседоры Дункан, пока не повредила ногу. Как-то она стояла в берлинской подземке и ждала поезд, чтобы ехать к врачу. Ее внимание привлекла афиша фильма "Гора судьбы". Очень эффектная, с потрясающими горными видами. Лени раскрыла рот и пропустила поезд. Она написала режиссеру, Арнольду Фанку, чтобы он посмотрел ее, она хотела сниматься. И стала актрисой -- на несколько лет. У нее не было страха высоты, а в кино в то время не было дублеров. И она сама лазала по скалам, танцевала на камнях босиком так, что ноги стирались в кровь. Лени была знакома с Джозефом фон Штернбергом, и он предлагал сделать из нее звезду, такую же, какую он в то время лепил из Марлен Дитрих. Но Рифеншталь отказалась. Марлен жутко ревновала ее к Штернбергу и как-то на одной из репетиций с истинно немецким юмором приспустила штаны и показала Лени голый зад. "Марлен, не будь свиньей!" -- взревел Штернберг. В общем, Лени решила снимать сама. Позиция зависимой актрисы ее не устраивала, к тому же режиссеры, плененные ее внешностью, пытались затянуть ее в болото любовных отношений. И тут совпали два судьбоносных события. Какое из них случилось раньше, так до конца и не ясно. Лени шла по улице и увидела выступление фюрера на митинге. Она была околдована его харизмой и написала Гитлеру письмо. А тот как раз посмотрел фильм, поставленный Лени, под названием "Голубой свет" (1932 год) и был совершенно очарован романтической исполнительницей главной роли и одновременно режиссером. Так пути их сошлись.
Сказочница
Почему на зрителей так действовали ее картины, ведь официально они числились хроникальными? Сама Лени никогда так не думала. Каждую картину она заранее готовила как постановочную и расписывала каждый кадр. Сплав документальных кадров с фантазией режиссера рождал такие образы: на фоне неба и облаков явственно проступает лицо фюрера; тень его самолета падает на толпу; машина фюрера едет сквозь ряды зрителей, но ее не видно, и кажется, что он плывет сквозь массы людей ("Триумф воли"). Все это сопровождалось музыкой Вагнера. Не удивительно, что после войны фильм запретили, сила воздействия его была достаточно велика.
Русский след
Пару лет назад Рифеншталь приезжала в Санкт-Петербург, где ей вручили медаль "За неоценимый вклад в мировое кино". Питерская интеллигенция разделилась на два лагеря. Одни были против приезда Лени в бывший блокадный город, другие считали, что художник выше политики. Это было не первое столкновение Лени с русской действительностью и русскими людьми. Ее первой учительницей танцев была русская эмигрантка Евгения Эдуардова, известная петербургская танцовщица. А когда вышел фильм "Олимпия", поздравительное письмо Рифеншталь написал Сталин. Вероятно, он лелеял мечту, что и о его времени снимут такой же добротный и волнующий фильм. И он тоже обожал античный стиль. Имперский дух был ему сладостен и приятен.
Два года назад Лени летела на -- опять же -- российского производства вертолете. И рухнула с высоты 15 метров на африканскую землю. Все находившиеся в вертолете получили тяжелые травмы, а она -- переломы ребер, которые ей в ее возрасте тоже дорого обошлись. Но она выжила на удивление врачам.
Лени -- узник имиджа
В 1938 году Рифеншталь повезла "Олимпию" в США. Пока она плыла, в Германии случилась Хрустальная ночь. В Америке ее встретил бойкот киностудий и прессы. Пришлось возвращаться назад. Единственный, кто встретился с ней, был Уолт Дисней, за что и на его долю перепало общественного негодования.
Сразу после войны Лени Рифеншталь пыталась перебраться из Германии к мужу в Австрию, но ее арестовали, как пособницу режима, и несколько лет она провела в заключении. Потом лечилась от депрессии в психиатрической клинике. На ее творческую деятельность был наложен запрет, все киноматериалы у нее изъяли. На много лет ей пришлось затаиться в Мюнхене. Лени жила в мансарде вместе с матерью.
...В прошлом году к столетию Лени Рифеншталь в Боннском доме истории открылась выставка, посвященная ее творчеству. И целый ряд общественных деятелей Германии выступил против этой выставки. Они направили письмо министру культуры Германии Кристине Вайс, в котором возмущались вниманием, оказанным "этой пособнице нацистского режима". Лени засекретила свой телефон, а адреса ее нет ни в одном справочнике.
Лени и орден Феникса
Она, несомненно, принадлежит к этому ордену. Столько раз она возрождалась из пепла, когда любой другой человек на ее месте просто бы умер. Когда ей официально запретили заниматься творчеством, она уехала в Судан и на свой страх и риск снимала там фильм о нубийцах. Материал ее не удовлетворил, и она сделала фотоальбом о красоте черного тела, который снова разжег скандал вокруг ее имени. В том, что она снимала негров, усмотрели нацистскую подоплеку.
В начале семидесятых, переправив дату рождения (с 1902 на 1922), вместе с бойфрендом-дайвером Хорстом стала погружаться в глубины океана. Бойфренд, кстати, моложе ее на сорок лет. И вот в семьдесят два года ей открылась новая бесшумная стихия. У нее с Хорстом был небольшой домик на Мальдивах, и с 1974 по 2000 год она совершила более 2000 погружений. Год назад -- в сто лет -- она сдала свой очередной фильм о тайнах Индийского океана. Называется "Впечатления под водой". Те, кто видел его, говорят, зрелище -- красоты неописуемой. В воде она не чувствовала боли, которая все время пронизывает ее искалеченное тело. На суше у нее тоже было чем заняться. Она, кстати, имеет страничку в Интернете. Когда становится невмоготу, ложится в постель и, обложенная грелками, дремлет часа два. Потом встает и снова садится к компьютеру.
Столетие она отмечала с размахом. В отель на берегу Штарнбергерзее было приглашено более ста гостей, подавали копченую рыбу, утку в трюфельном соусе и шампанское. К гостям Лени Рифеншталь вышла в платье со смелым разрезом.
Елена НИКИТИНСКАЯ
От редакции: Лени Рифеншталь скончалась во вторник, 9 сентября 2003 года, на 102 году своей жизни.

0 коммент.:

Отправить комментарий