четверг, 2 декабря 2010 г.

Кто-кто?! Кон в пОльто!

Один мой знакомый отличался двумя особенностями -- совершенным неумением писать грамотно и явным художественным талантом. Еще один рисовать не умел, зато оратором был великолепным: единственное, что ему не давалось, -- чтение вслух. Тут он запинался и застревал на каждом слове. Писал, впрочем, еще хуже.

Мой иллюстратор протягивает картинку с описанием поделки из бумаги. Внизу подпись тушью: "Две стороны скле..." В этом месте художник задумался и приписал карандашом два варианта "...еть" и "...ять". Мне, с моей нормальной грамотностью, оба слова (склеЕть и склеЯть) кажутся просто чудовищными даже по виду. А ему -- нет. На мой смех он даже не обижается. "Мне русичка всегда говорила -- бывает врожденная грамотность, а бывает врожденная безграмотность. Так что ничего не поделать. Я и в институт искусств из-за этого не попал -- на сочинении срезался. Вот, без высшего образования теперь".
Читать он любит. Только медленно. Слова многие неправильно произносит. Пишет с ошибками. А человек умный, эрудированный, интересный.
Рассказываю этот случай как анекдот в одной компании. Присутствующая там же дама, логопед-психолог, спокойно говорит: "Дислексия. И дисграфия, конечно. Чему ж удивляться?"
Талантливые другие
Я наугад спросила нескольких знакомых учителей, которые уже лет по десять работают в школе, знают ли они, что такое дислексия. Никто об этом не слышал.
По-прежнему ребенка, который почему-то не справляется с программой, признают неспособным к учебе, и жестокие шутки типа: "Смотрит в книгу, а видит нечто", -- никуда не исчезли. Ребенок, которого признали двоечником, или замыкается, или, напротив, шумит и имеет репутацию хулигана. Согласно последним западным данным, около трети заключенных страдает от дислексии. Когда-то их упустили, отказав в помощи.
Тоже люди. Не плохие и не второсортные. Просто другие. Это, может быть, потенциальные хирурги с золотыми руками, парфюмеры или виноделы с очень точным, острым нюхом, дирижеры, режиссеры -- интеллектуалы жеста, постановщики и модельеры новых звуков, линий, взглядов и общественных устоев...
Несчастные десять из сотни
Английские генетики установили, что в той или иной степени дислексией страдают 10 процентов населения! Каждый десятый. Разве не сенсация? Два миллиона школьников, пятнадцать миллионов взрослых жителей России!
Нет, никому не интересно. Новость даже не заметили: нам бы с одним, своим ребенком разобраться, а тут миллионы...
Дислексия случается во всех культурах. Считается, что у 8-12% населения любой страны наблюдаются стойкие специфические ошибки при чтении: они пропускают буквы, проглатывают части слов, не понимают смысла прочитанного (функциональная неграмотность) или даже "угадывают" то, чего в тексте и не написано вовсе. Между прочим, среди немцев и финнов дислектиков меньше, чем, например, среди шведов или англичан, -- потому что в Англии и Швеции обучение традиционно строится на запоминании. У наших простых русских дислектиков дела и вовсе плохи. Практически все они имеют проблемы с устной речью и одновременно страдают дисграфией -- нарушением письма. Как вы понимаете, ни одно высшее образование, где на вступительных экзаменах приходится писать сочинение, им не светит.
Строго говоря, дислексия может быть симптомом каких-то серьезных нарушений -- задержка психического развития, интеллектуальная недостаточность и прочие милые вещи, -- но в общемировую статистику включаются только "дислектики с нормальным развитием", то есть те люди, для которых трудности с чтением -- самостоятельное речевое нарушение.
Дислектиками не становятся. Ими рождаются
Когда-то дислексию считали симптомом умственной неполноценности. Потом, когда в научной литературе был описан мальчик четырнадцати лет, который не умел читать, но был лучшим в классе по математике, передумали. Зато ученые не ошиблись в другом: предрасположенность к дислексии действительно передается по наследству.
Согласно английским данным, у ребенка, один из родителей которого дислектик, в четыре раза больше шансов так и не научиться как следует читать и писать.
Сотрудники Института мозга при Флоридском университете решили определить факторы, больше всего влияющие на развитие или торможение навыков чтения у детей.
Для исследования ученые набрали несколько десятков детей от детского сада до среднего школьного возраста. Ребятам предложили задания, позволяющие оценить их умение читать. После этого добровольцы прошли тесты, разделившие их на три группы -- правшей, левшей и амбидекстров (люди, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой).
На последнем этапе, вооружившись методом магнитного резонанса, ученые исследовали строение мозга каждого из испытуемых.
Им удалось выяснить, что самые блестящие "читатели" предпочитают правую руку и имеют немного увеличенное левое полушарие. У этих детей очень редко встречается такое трудноизлечимое нарушение способности к чтению, как дислексия. У левшей с увеличенным правым полушарием результаты несколько хуже.
Ученым удалось выявить самую главную группу риска -- школьников, одинаково владеющих обеими руками. Если они к тому же принадлежат к малообеспеченным и низкообразованным слоям населения, то почти обречены на дислексию, отмечает пресс-служба Флоридского университета.
Деловой разговор
Специалисты считают, что обнаружить признаки дислексии можно уже в дошкольном возрасте. Теоретически сделать это должны квалифицированные педагоги-воспитатели, но и родители могут кое на что обратить внимание. Шведские источники, например, указывают на следующие поводы для беспокойства: ребенок плохо различает и воспроизводит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Но если поначалу ему не удается складывать слоги в слова, это совершенно не означает, что он дислектик.
"Необходимо отличать языковое расстройство от нормального этапа овладения навыком чтения, когда ошибки неизбежны. Просто некоторым детям нужно немного больше времени", -- говорит логопед-психолог Елена Логинова. Даже если семикласснику мама читает учебник истории, потому что ребенок лучше воспринимает текст на слух, не стоит торопиться с выводами. Да, возможно, это дислексия, а возможно, что у человека просто слуховая память более развита, чем зрительная. Единственный судья в этом случае -- логопед.
На Западе подход такой: он дислектик, пусть дислектиком и будет. Мы же пытаемся научить ребенка правильно читать и писать. В большинстве случаев можно помочь даже подростку 14-15 лет, конечно, при условии, что он интеллектуально сохранен и не имеет других нарушений. Так считают специалисты кафедры логопедии педагогического университета в Москве.
Не так давно в американских школах было подтверждено право учеников-дислектиков переписывать чужие конспекты, значительно больше тратить времени на экзамен и подолгу смотреть телевизор, который помогает выучить английский. Взамен детям пришлось согласиться пить рыбий жир, который, как недавно установлено, помогает делать меньше ошибок при письме и чтении.
Елена КАРЕВА

Посмотрите на Эйнштейна и успокойтесь
Согласно классическому определению, дислексия означает "частичное отсутствие навыков чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга". Выражается "в замедленном, угадывающем характере процесса чтения". При этом человек либо не может совсем научиться читать, либо читает с большими дефектами, искаженно, теряя буквы, путая их порядок, не улавливая смысла прочитанного и т.п.
На Западе дислексия, понимаемая как языковое расстройство, при котором человеку трудно научиться читать и писать, -- не более чем "интеллектуальная леворукость".
У нас многие заслуженные учителя, не говоря уже о родителях, до сих пор считают, что дислексия -- трудноустранимый дефект, который нужно по возможности скрывать, чтобы ребенка не сочли умственно отсталым. В отечественной традиции принято "выправлять" дислектиков, в западной -- педагогов и родителей, постоянно напоминая, что Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал.

Откуда взялось о`кей
Ханс Кристиан Андерсен, сочинявший свои дивные сказки по ночам, в голове, пытался переписать их и носил в издательства. Но сотрудники трех из них, потрясенные полной безграмотностью автора, возвращали их, даже не дочитав до конца. Третий редактор даже сопроводил посылку краткой надписью: "Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем".
Президент Соединенных Штатов Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и... чудовищными ошибками. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку "О.К.", что должно было означать "Все правильно" (Олл коррект). Фокус в том, что на правильном английском слова эти пишутся не через О и не через К (All correct). Однако ошибка эта -- "О'кей!" -- осталась в веках и звучит как первый признак американизма.
Знаменитый архитектор сэр Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже, убежден, что только дислектики обладают необходимым для архитектора пространственным воображением. Сэр Ричард сам дислектик, гордится этим и на работу к себе в мастерскую берет только дислектиков.
Шведский король Карл XVI Густав редко произносит речи по бумажке. Не потому, что хочет понравиться настроенной на экспромт публике, а потому, что дислектик. При этом оратор он замечательный, и никто из его грамотных родичей конкуренции ему в этом смысле составить не может.
Американский актер Дастин Хоффман в начале свой карьеры учил роли на слух. Ему помогали друзья, начитывая диалоги на магнитофон. Первая подружка Дастина жаловалась, что она провела "чертову тучу ночей за этим унылым занятием" вместо того, чтобы заниматься сексом.
В школе Том Круз не мог с ходу различать буквы, что делало мучительным процесс чтения и вызывало град насмешек сверстников, считавших его дауном. Ему пришлось более десяти раз менять школы, но страдания вновь и вновь возобновлялись. Как и мать, и три его сестры, Круз писал некоторые буквы в зеркальном отражении. До сих пор он не расстается с орфографическим словарем.

Тест
Я -- дислектик?

Испытуемый держит одну руку за спиной, экспериментатор притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке, а испытуемый должен показывать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге какого пальца было прикосновение. Более 30% ошибок свидетельствуют о наличии состояния, связываемого с дислексией.
Механизм явления, согласно исследованиям ученых, связан с особенностями работы мозолистого тела при передаче сигналов между полушариями мозга.
Вспомнить все!
Этот тест на восприятие (аудиальное, визуальное или кинестетическое). Он дает результаты приблизительные, но годится в качестве вспомогательных доказательств при диагностике дислексии.
Задайте испытуемому вопрос на воспоминание. Например, что-то вроде "Что такое для тебя "дом детства"? Вспомни его!" И проследите, куда он поведет глаза. Если глаза "поедут" вверх -- человек воспринимает мир зрительно. Ему действительно лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Если человек скосит глаза в сторону -- верный знак того, что он "любит ушами", а также понимает и воспринимает: он -- аудиал. Информация звуковая ему гораздо важнее прочей. Пишет он почти всегда с ошибками, поскольку чаще всего пишет так, как слышит.
Если же глаза собеседника уставятся куда-то в пол, знайте: перед вами человек ощущений, кинестетик. Лучше всего он запоминает ту информацию, которую переписал собственной рукой. С грамотностью у него неплохо, если он много читает вслух и пишет от руки.
В качестве проверки теста можно послушать воспоминания. Если в речи чаще встречаются "звуки" -- треск печки, воркование голубей, -- это речь аудиала. Если помнится запах дыма и пронзительное тепло маминой шубы -- это кинестетик. А все "картиночные" воспоминания выдают визуала.

0 коммент.:

Отправить комментарий