четверг, 16 декабря 2010 г.

Бери музыку в голову!


Ученые находят доказательства того, что музыкальные мелодии созвучны человеческому организму. И даже влияют на строение мозга!
Слабоумным -- память, недоношенным -- вес
Одна из лабораторий университета Торонто напоминает школу для младенцев-вундеркиндов. Карапузы от 6 до 9 месяцев сидят на коленях у родителей и слушают музыку, льющуюся из динамиков. Психолог Сандра Трехаб пытается узнать, рождается ли человек с мозгом, заранее запрограммированным на музыку как компьютер, который продают с уже инсталлированной программой Windows. Трехаб варьирует высоту, темп и мелодический рисунок. Вывод: дети различают изменения по всем трем параметрам. Они узнают мелодию, хотя изменяются высота звучания или темп. Самая удивительная часть эксперимента, когда психолог давала им слушать консонантные (благозвучные) и диссонантные (неблагозвучные) музыкальные отрывки. Этим она хотела выяснить, формируются ли наши музыкальные вкусы только под влиянием культуры или заданы в мозг с рождения. Оказалось, что дети улыбаются, слушая благозвучные сочетания, и терпеть не могут, когда две ноты разделены шестью полутонами, как, например, до и фа диез (в средние века звучание этого интервала даже называли "дьяволом"). Это врожденное предпочтение определенных сочетаний нот прослеживается в веках музыкальной истории.
Множество различных экспериментов показали, что человеческий мозг запрограммирован на музыку. Для нее есть особое место в сером веществе. Это объясняет способность человека запоминать множество мелодий и сотнями узнавать их. (Сравните это хотя бы с нашей способностью запоминать прозу...) Височные доли мозга непосредственно за ушами играют роль музыкальных центров. Когда нейрохирурги во время операций задевают эти зоны, пациенты нередко спрашивают: "Кто додумался установить в операционной магнитофон?" -- так отчетливо им слышатся какие-то мелодии.
Музыкальная терапия воспринимается теперь всерьез. Слабоумные старики, забывшие даже свое имя, начинают многое вспоминать под звуки мелодий. Ученые обнаружили, что музыка в одном из нью-йоркских реанимационных отделений помогает снизить уровень смертности на 8 процентов по сравнению со среднеамериканскими показателями. А колыбельные, звучащие в роддомах, помогают недоношенным детям набрать вес!
Логарифмическое фортепьяно
Несколько неожиданный вывод: дети, которые учатся музыке, лучше усваивают математику. В 1997 году Гордон Шоу из Калифорнийского университета в Ирвине и Фрэнсис Раушер из университета Висконсина сравнили три группы второклассников. Дети одной группы занимались музыкой и обучающей математической видеоигрой, другие совмещали математическую игру с дополнительным образованием по английскому языку, третьи обходились без дополнительных занятий. Через четыре месяца дети-музыканты сдали тесты на дроби и пропорции намного (до 40%) лучше других!
Наш мозг как губка впитывает музыку и меняется под ее влиянием. Левое и правое полушария связаны между собой большой магистралью под названием мозолистое тело. Когда сравнили мозолистое тело у 30 немузыкантов и 30 профессиональных скрипачей и пианистов, то обнаружили поразительные различия. Передняя часть этого толстого "кабеля" из нейронов больше у музыкантов, особенно если они начали музицировать до 7 лет. Правое полушарие отвечает за эмоции, левое -- за познавательную деятельность. Вот почему великие музыканты не только показывают безупречную технику игры, но и наполняют свое исполнение эмоциями.
Виктория ЧЕМЕЗ

Мелодия заменит секс

Музыка оказывает на людей мощное эмоциональное воздействие. Неудивительно: она способна стимулировать те же участки мозга, что пища и секс.
Американский врач Энн Блад и ее коллеги предложили 10 музыкантам (пяти женщинам и пяти мужчинам) выбрать музыку, красота которой пробирает их "до мозга костей". Затем мозг испытуемых сканировали во время того, как они прослушивали четыре типа аудиостимулов: выбранную музыку, другую музыку, общий шум и тишину. Каждая последовательность повторялась три раза в случайном порядке.
По словам Блад, когда испытуемые слушали выбранную ими музыку, позитронная томография показала возбуждение тех участков мозга, которые активизируются при поглощении пищи и занятии сексом. Исследователи считают, что 80 процентов людей испытывают те же чувства. Реакция на музыку крайне специфична у каждого человека и зависит от культуры, в которой он вырос. И неудивительно, что одни люди реагируют на рок-н-ролл так же, как иные -- на музыку Бетховена.
Еще вопрос в эволюционной необходимости такой реакции. Что мозг испытывает кайф от пищи и секса -- это понятно, поскольку то и другое способствует выживанию человека как вида. Но музыка? Возможно, она возбуждает именно эти участки мозга, потому что призвана улучшать физическое и духовное здоровье человека.

Мелодии сворачивают горы и строят храмы?
С древнейших времен она была одним из атрибутов старой доброй магии. Она настраивала тысячи разноязыких людей на один лад и подчиняла силы самой природы. Недаром в Китае считали, что тот, кто владеет секретами музыки, способен управлять миром.
Одни из самых загадочных -- легенды о левитационной силе музыки. В индийской деревне Шивапур стоит маленькая мечеть, построенная в честь суфийского святого Камара Али Дервиша. В ее дворике лежит камень весом почти 63 кг. И по сей день, говорят, во время ежедневной молитвы 11 служителей собираются вокруг камня, повторяя имя святого. Когда их голоса достигают определенной высоты, монахи способны поднять огромный камень, поддерживая его только одним пальцем каждый. Как только пение прекращается, они быстро отскакивают назад, а камень падает на землю. Секрет заключается именно в песнопениях, а одиннадцать голосов -- формула, необходимая для поднятия камня в воздух. Достигая определенной высоты, голоса служителей изменяют вибрационные характеристики камня и делают его невесомым.
Еще одно проявление левитационных свойств музыки наблюдал в Тибете шведский инженер-авиастроитель Генри Кьеллсон. Он описал, как монахи затаскивали камни площадью в 1,5 квадратных метра с помощью волов на плато и помещали их в специальную чашевидную яму. Она располагалась недалеко от 400-метрового обрыва, где нужно было соорудить храм. Рядом с ней стояли 19 музыкантов, а позади них колоннами, расходившимися лучами, выстраивались 200 священнослужителей.
Все музыкальные инструменты (13 барабанов трех размеров и 6 больших труб) были направлены на яму. По команде все они начинали звучать, а священнослужители петь в унисон.
Через 4 минуты Кьеллсон заметил, что камни в яме начали подрагивать и раскачиваться из стороны в сторону. По мере усиления звука камни поднимались в воздух на 400 метров, пролетая по параболической траектории точно до обрыва, где должен был строиться храм. По словам инженера, так монахи могли поднять и перенести от пяти до шести каменных плит в час.
Несколько лет спустя шведский врач Ярл тоже наблюдал эти удивительные явления. Тогда он работал в Оксфордском научном обществе в Египте и был приглашен лечить верховного ламу в Тибет. Ярлу разрешили снять на кинопленку весь ритуал с левитацией камней. Впоследствии Оксфордское научное общество конфисковало фильмы, заявив, что, поскольку Ярл в то время работал на них, фильмы являются собственностью общества. Их якобы спрятали в архивах под грифом "совершенно секретно", и местонахождение пленок неизвестно до сих пор.
Но на этом "дело тибетских монахов" не закончилось. В своем музыкальном альбоме "Бытие королей Грааля" Адриан Вагнер воспроизвел первые четыре минуты левитационного ритуала тибетских монахов, воспользовавшись схемой, ранее описанной Кьеллсоном. После выхода лазерного диска Вагнер получил несколько отзывов от слушателей, наблюдавших во время проигрывания диска странные явления. Один сообщил, что музыка продолжала звучать даже после того, как плейер был отключен. Другие писали, что во время звучания этой музыки в комнате поднимались в воздух разные предметы.

Каждому из нас доступен титул "Большое ухо"

Многие века люди считали абсолютный слух качеством, присущим лишь музыкальной элите. Статистика убеждала нас, что им обладает только один из 2000 человек. До недавнего времени этот редкий талант мы связывали лишь с именами Бетховена, Фрэнка Синатры, Эллы Фитцджеральд и т.д.
Нас, обычных людей, в этом ряду не было и вряд ли когда-нибудь нам удалось бы туда пробраться. А уж тем, кому медведь на ухо наступил, вообще надеяться было не на что. Однако последние исследования музыкального слуха человека показали, что все не так печально.

Постигаем абсолют
Что такое абсолютный слух? Это ценнейший талант музыканта и одновременно загадка науки: сверхъестественная способность автоматически различать отдельные ноты, звучащие откуда угодно.
Сегодня появляется все большее количество исследований -- от экспериментов с речью до сканирования головного мозга, подтверждающих, что абсолютный слух встречается в природе гораздо чаще, чем принято считать. И утверждение, что он либо есть, либо нет, устарело, поскольку все мы можем развить это качество независимо от наших музыкальных способностей.
Это доказывают и результаты экспериментов музыкального психолога Дианы Дойч из Калифорнийского университета в Сан-Диего: оказывается, люди, говорящие на языках с тоновым ударением (когда значение слова зависит от высоты тона), а это треть населения мира, пользуются абсолютным слухом ежедневно.
Но тогда почему же не все им обладают? Ведь нам не надо бежать к радуге, чтобы проверить, что помидор красный. Существует 10 основных цветов, которые каждый человек может назвать сразу. Существует 12 основных музыкальных тонов. Если мы способны назвать все 10 цветов независимо друг от друга, то почему затрудняемся с определением тонов?
Выяснилось, что у людей с абсолютным слухом в мозгу происходит двухступенчатый процесс. Сначала запоминание тона, потом его определение. Дело совсем не в том, что люди с абсолютным слухом генетически более чувствительны к тонам, многие люди могут правильно вспомнить ноту после того, как она прозвучала. Но счастливчики с абсолютным слухом автоматически связывают память о тоне с его названием.
Нужны ли гаммы?
Ученым удалось доказать, что абсолютный слух чаще встречается у детей из музыкальных семей. Что же делать, если лично ваш роман с музыкой оказался несчастливым, но ваше чадо обязано вырасти музыкальным гением?
Не упустите самый важный период для развития абсолютного слуха -- возраст от трех до шести лет. В это время занятия музыкой будущему дарованию жизненно необходимы.
Кроме того, важен и метод, которым ребенку преподается музыка. Например, азиатских детей учат по методу Сузуки, в основе которого игра на слух и запоминание названий музыкальных нот. В детских садах Японии дети слушают ноты, которые преподаватель играет на пианино, и стараются узнавать их на слух, показывая соответствующий ноте цветной флажок. Так преподаватели пытаются занести информацию о нотах в долговременную память, то есть развить у ребенка абсолютный слух. А вот методики, используемые в США и Европе, отдают предпочтение тренировке гамм, то есть относительного слуха.
Некоторые ученые уверены, что каждый человек рождается со способностью к абсолютному слуху. Вопрос только в том, когда и каким образом он будет учиться его использовать. Так что без уроков музыки в раннем детстве к абсолютному слуху не пробиться.
Абсолютный зов природы
Люди давно пытались найти следы абсолютного слуха у животных. Не все из них оправдали ожидания человека: абсолютный слух используют лишь летучие мыши, волки, тушканчики и птицы. Зато насколько качественно!
Певчие птицы, например, своим тонким слухом посрамили самых музыкально одаренных людей. В 1998 году психолог Рон Вайзман из Онтарио, Канада, провел эксперимент, в котором свел в поединке 10 музыкантов с абсолютным слухом и десять самцов зебровых амадин. Птицам нужно было определять, когда лететь к кормушке, которая открывалась только по звучанию конкретного тона в четырех узких частотных диапазонах, а люди должны были нажимать соответствующие кнопки, чтобы указать, принадлежит тон к одному из указанных диапазонов или нет. Люди за правильные ответы тоже получали поощрение, правда, не корм, а деньги.
К концу эксперимента стало ясно, что пернатые испытуемые правильно определяли звуки в 85% случаев, а люди -- только в 50%. "Устроители эксперимента даже не взяли на себя смелость сказать музыкантам, что их посрамили какие-то птички", -- сказал Вайзман.
Впрочем, результаты своеобразного соревнования не так уж и удивительны. То, что для людей было развлечением, для зебровых амадин -- жизненная необходимость. Ведь именно по тональности песни они узнают своих собратьев. Если вы когда-нибудь слышали, как поют птицы на рассвете, то знаете, как трудно различить голоса отдельных птиц в этом хоре. А самец зебровой амадины может отличить сородича по голосу за 100 метров.
И все же у певчих птиц и певцов есть кое-что общее. Как и птицы, люди могут время от времени переключаться на относительный слух. И птицам тоже не остается другого выбора -- кроме как тренировать абсолютный слух в детстве, когда они ежедневно с самого рождения слышат песни и призывные звуки родителей и их соседей. Вот это уроки музыки! Не то что наши гаммы.

0 коммент.:

Отправить комментарий