пятница, 11 февраля 2011 г.

Повернем реки вспять

Большие беды великих рек

Решением конференции ООН 2003 год был объявлен Международным годом пресной воды.
Но мировых проблем с водой это не решило.
Без воды человеку нельзя. Равно как и зверям, насекомым, растениям. Вода – это жизнь. Но хватит ли ее? Или после нас будет не потоп, а пустыня Сахара?

Пресной воды на Земле немного -- всего лишь 2,5 процента от общего количества.
И только треть ее находится в прямом распоряжении людей. В виде рек, озер и грунтовых вод. Остальное сковано в вечных льдах.
Первые земледельцы зависели от дождей. Потом научились не ждать милостей от Богов -- рыли каналы, строили дамбы и акведуки.
Сегодня необходимость в воде возросла невероятно. Чудовищное ее количество потребляют индустриальные гиганты. В пустынях строятся города, жизнь в которых держится исключительно на трубопроводах, протянутых на огромные расстояния.
Между тем половине из 500 крупнейших рек мира грозит если не загрязнение, то высыхание. В хорошем состоянии находятся лишь Амазонка и Конго. Потому что на их берегах мало промышленных центров. В других регионах Земли водные ресурсы истощены, экосистемы отравлены.
Хуанхэ разбирают на полив до такой степени, что порой она вообще не доходит до устья. Стоки Амударьи и Сырдарьи в Аральское море сократились на три четверти, и уровень воды в нем понизился на 16 метров.
Человечество производит 1,5 тысячи кубокилометров стоков, и большая их часть попадает в реки. А 1 литр сточных вод делает непригодными для питья 8 литров пресной воды.
Более 90 процентов воды Нила уходит на орошение и испаряется в водохранилищах.
В итоге Средиземного моря достигает бурый поток, который и водой-то назвать нельзя.

Сохнет север, тонет юг

В апреле 2003 года в Китае торжественно приступили к реализации величайшего проекта (ценой $60 млрд). Он радикально изменит течение реки Янцзы. С тем чтобы устранить резкий дефицит воды на севере, поскольку Хуанхэ не справляется с жаждой Северного Китая.
Первая порция "Голубой воды" должна двинуться на север как раз к Олимпийским играм, которые пройдут в Пекине в 2008 году. А лет через 20 по системе каналов на север потечет примерно 50 кубокилометров воды в год.
Китайский проект состоит из трех частей, примерно равных по затратам. Восточный рукав проекта будет забирать воду из притока Янцзы и переправлять ее к страдающему от жажды городу Тянджин. Путь ее пройдет по Великому Каналу, построенному 1500 лет назад и дожившему до нынешних дней в виде дурно пахнущего болота. Средний поток отправится по новому каналу длиной почти в тысячу километров в Пекин. Третий
рукав станет самым большим и сложным. В верховьях Янцзы будет построена дамба в 300 метров высотой -- для сбора воды с тающих ледников Тибета. Оттуда вода по 100-километровому туннелю поднимется к истокам Хуанхэ. Подсчитано, что ежегодно
через туннель будет проходить четвертая часть Нила.
За последнее десятилетие Хуанхэ пять раз пересыхала прежде, чем добраться до моря. Земли в верховьях реки превращаются в пустыню. Весной прошлого года уровень воды в реке был самым низким за последние 50 лет, пересохли оросительные каналы,
снабжающие водой 16 миллионов гектаров полей. Водоносные слои Северного Китая сократились на 90 процентов.
На юге же Китая все наоборот. На регион, вспоенный полноводной Янцзы, приходится четыре пятых всей воды Китая. Большая ее часть утекает в море. А не успеет утечь -- Голубая река выйдет из берегов. С катастрофическими последствиями. В июле 1998 года разбушевавшиеся воды Янцзы погубили 3000 человек.

Каждой стране -- по Великому плану

Амбициозные китайские планы решили превзойти разработчики индийского водного проекта. Обширная система дамб и каналов соединит вместе 14 рек, берущих свое начало в Гималаях. Их воды потекут на юг по каналам, акведукам и туннелям общей протяженностью несколько тысяч километров. И стоимость в два-три раза выше китайского -- от 112 до $200 млрд, 40% годового дохода страны.
Не прочь изменить свою географию и другие страны. Заявку на поворот северной реки Эбро подавала в Евросоюз Испания -- просила $24 млрд. Чтобы оросить южные поля и наполнить бассейны курортов побережья. Но комиссия Евросоюза проект забраковала и денег не дала.
Австралийские ранчеры ведут бурную кампанию за разворот течения северных рек в сторону пустынного центра материка.
И страны центральной Африки подписали соглашение о совместном использовании вод Конго. Решено построить дамбу на реке Убанги, чтобы перебросить ее воды в озеро Чад. У безнадежно и тихо угасающего озера уже отобрали почти 90% водных запасов -- на орошение.
А президент США Джордж Буш-младший собрался прикупить воды из канадских арктических рек -- для Лос-Анджелеса и Лас-Вегаса. Правда, Канада пока отмалчивается.

Взять и поделить?

Вопросы водного передела обсуждаются во многих странах. Хотя понятно, что изменение течений крупных рек может привести к тяжелым экологическим последствиям.
Каналы индийского проекта сорвут с привычных мест более 2 миллионов человек и принесут на юг промышленные стоки с севера.
Испанский план погубит дельту реки Эрбо. И уничтожит множество горных деревушек -- они будут затоплены.
А конечный результат получится значительно меньше суммы всех ингредиентов. Перемещение вод будет убыточным, поскольку по пути половина воды либо утечет, либо испарится.
Например, с поверхности водохранилища Асуанской плотины вода испаряется в количестве, достаточном для удовлетворения водных нужд всего Египта. Хотя есть технология прикрытия воды специальной пленкой. Ледник на горе Килиманджаро, например, уже прикрыли. Дорого конечно, но война с Эфиопией и Суданом обойдется дороже.
Земледельцы Испании, Китая, Средней Азии, Марокко заливают поля водой с помощью каналов (арыков) под корень, и примерно две трети ее теряется без пользы.
А цена!.. Вода, пришедшая на юг Испании по каналам Гидрологического плана, будет стоить больше доллара за кубометр -- вдвое дороже стоимости опреснения морской воды.
Многие фермеры северного Китая уже сейчас не ждут дорогостоящей влаги Янцзы.
Собирают дождевую воду, растягивая над полями и крышами домов полиэтилен.
А еще Китай сможет решить свои проблемы, если большую часть сельхозпродуктов будет выращивать на юге. Ведь и древний Великий Канал был построен для того, чтобы транспортировать на север южный рис.
Альтернативы водным мегапроектам есть везде. В Калифорнии дожди могут удовлетворить половину водных нужд региона, если их собирать. Сегодня дождевая вода уходит по стокам в океан.
В Индии раньше умели сохранять воду. В штате Карнатака есть десятки тысяч небольших резервуаров, выкопанных для сбора дождевой воды. Сейчас они заброшены. Но вот в Раджастане обновили старые резервуары и теперь пьют сами, помогают водой соседям, а остатки сливают в колодцы, чтобы "подзарядить" подземные источники.
Все большие города могли бы увеличить запасы воды примерно на треть, если бы вкладывали деньги в сбор и очистку вод. Ведь именно из-за ветхости водозаборов во Владивостоке спустили летом из водохранилища избыточную воду. Надеялись на осенние дожди. А теперь черпают грязную жижу со дна.
Эксперты считают, что миру ради выживания необходима "водосберегающая революция".
Там, где это поняли, расход пресной воды существенно снизился. К примеру, в 60-х годах в Японии для производства товаров на 1 миллион долларов требовалось 50 миллионов литров воды; в 90-х этот показатель упал до 13 миллионов.
Уже придуманы новые технологии по прекращению утечек в водопроводах, экономному расходу воды в стиральных машинах. Применяется новая система орошения земель и высадка растений, сохраняющих воду. После очистных мероприятий в некоторых
реках США и Западной Европы, воду которых можно было использовать в качестве чернил, рыба снова мечет икру.
Подсчитано: чтобы обеспечить всех жителей планеты чистой питьевой водой, требуется 36 миллиардов долларов в год. Что соответствует 4 процентам средств, идущих на производство оружия.
Всего лишь...

В бой идут из-за воды

47 сура Корана гласит: "Рай -- это место, где журчат ручьи". Палестинцы в Хевроне наблюдают рай через колючую проволоку. Она отделяет еврейские селения от палестинских бидонвилей. И чтобы попасть в рай, нужно убить неверных, захвативших райские "палестины".
Футурологи уверенно предсказывают мировые войны в середине этого столетия. Но не за нефть будут сражаться наши дети и внуки. А за воду. За ее передел. За последние 50 лет отмечены 507 "водных" конфликтов, 21 раз дело доходило до военных действий.


Нет правды на Земле

Вода -- товар дефицитный. И распределенный несправедливо. На 40% засушливых земель попадает только 2% глобальной воды. Если в США, Канаде и Европе человек расходует в день 200-300 литров, то сенегальцы -- всего 30. А житель Джибути обходится тремя стаканами воды отвратительного качества.
В развивающихся странах 1,2 миллиарда человек не имеют чистой питьевой воды.
От 6 до 10 тысяч детей в день погибают от заболеваний, связанных с плохой водой.
Дальше будет хуже. По подсчетам демографов, через 50 лет на Земле будет проживать 9,4 миллиарда людей, и им придется делить между собой то же количество воды, что мы имеем ныне.
Чтобы пополнить водные запасы, люди построили уже 40 000 плотин. И ныне ежедневно сооружается новая -- почти всегда к ужасу соседей. На юго-востоке Турции сейчас растут 20 новых плотин, которые перекроют Тигр и Евфрат. Лежащие ниже по течению Сирия и Ирак уже испытывают недостаток воды, однако Турция считает эти реки национальной собственностью. Сирия в ответ угрожает бомбами.

Это моя река!

"Кто хочет воду, тот должен быть готов убить за нее", -- гласит мудрость кенийских кочевников, которые и ныне бьются за каждый источник, как тысячи лет назад. Не они одни.

США, 1924
Калифорнийские фермеры неоднократно пытались взорвать Лос-анджелесский акведук, чтобы остановить перекачку воды из долины в город.

Пакистан и Индия, с 1947-го
После установления границ Индии Пакистан оказался отрезан от реки Инд. По этой причине возникало множество конфликтов, пока в 1960 году не был подписан договор.
Но разборки продолжаются.

Египет и Судан, с 1958-го
Во время переговоров, посвященных водам реки Нил, Египет ввел на спорную территорию свои войска. Подписание Нильского договора в 1959 году помогло сгладить конфликт.
Но каждая построенная в верховьях реки плотина обостряет разногласия. В 1994 году Египет вновь попытался обеспечить контроль над Нилом и ввел войска в Судан.
А тут еще и Эфиопия решила увеличить забор нильской водицы.

Ирак и Сирия, 1975
Когда построенная в Сирии с помощью СССР дамба перекрыла Евфрат, Ирак двинул войска к границе, и лишь вмешательство ООН предотвратило войну.

Ирак, 1991
Во время военных действий в Персидском заливе Ирак уничтожил заводы по опреснению воды в Кувейте. За это ООН собиралась перекрыть Евфрат, чтобы лишить Ирак водоснабжения.

Индия, с 1991-го
50 человек погибли в возникшем между штатами Карнатака и Тамил Наду конфликте, причиной которого послужило распределение вод реки Кауври, протекающей через оба штата. Сейчас битва переместилась в кабинеты.

Ливан, Израиль, 2002
Узнав о планах Ливана построить плотины в верховьях Иордана, Израиль объявил, что применит военную силу.

Лужков торгует сибирской водой!

Когда неугомонный Юрий Лужков начал поговаривать о возвращении к идее переброса водных ресурсов из Сибири в Казахстан, это казалось шуткой. Но нет, московский градоначальник не шутил, в начале декабря прошлого года он обратился к президенту России и в правительство с письмом, в котором обосновал необходимость поворота рек.

Лужков предлагает продать в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан 6-7% общего объема вод реки Обь. Для чего проложить канал от Ханты-Мансийска в Казахстан и Среднюю Азию. Длиной 2550 километров, шириной 200 метров, глубиной 16 метров.
По такой канавке в год за кордон потечет 27,2 кубокилометров обской водицы.
Свое предложение Лужков обосновывает тем, что в XXI веке проблема обеспечения пресной водой станет основной проблемой человечества. А все возражения он считает результатом "недобросовестно сформированного общественного мнения псевдопатриотами и псевдоэкологами".
Отклики "псевдопатриотов" тоже не блещут политкорректностью, и их, увы, мало.
Председатель комитета Совета Федерации по делам Севера Александр Назаров назвал проект "преступной идеей". А вице-президент Международного географического союза Никита Глазовский пояснил, что "...в голове нормально мыслящего человека эта идея не должна жить". Если судить по прессе, никого больше судьба Оби не взволновала.
В 80-е поворотный проект обсуждался гораздо активнее. И осуждался. Сельское хозяйство Средней Азии, неэффективное, живущее на арычном поливе, уже довело до экологической катастрофы Аральское море. Воды текущих с Памира рек зарегулированы так, что на юге не знают, куда девать весенние потоки с ледников, но по проторенным руслам Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи их не спускают. Во-первых -- другое государство, во-вторых, на берегах обмелевших древних поилиц уже обустроили бахчи и хлопковые плантации, построили поселки. Аралу воды не дают. И вовсе не потому, что ее нет вообще.

Пустынные среднеазиатские земли легко выпьют и обские воды. Даже 27,5 кубокилометров.
А к жителям тундры и в Северный Ледовитый океан притечет еще более ядовитый и опасный для людей, оленей, птиц и рыб сток. Потому что воды-то будет меньше, а промышленный сброс увеличится вдвое. Согласно планам президента об удвоении
ВВП.

Только факты
Где найти нам 10 Нилов?
Самый крупный -- и самый расточительный -- потребитель воды -- сельское хозяйство.
Почти половина всей используемой для полива воды просто уходит в никуда. Посему даже малейшие изменения в технологии орошения могут существенно помочь в экономии.
Шесть тысяч лет назад фермеры Месопотамии прокопали канавы, чтобы пустить воды Евфрата на полив своих полей. И первыми пожали плоды искусственного орошения.
Месопотамия погибла из-за последствий орошения. Плодородные почвы засолились и пришли в негодность.
В наши дни в мире 40% сельскохозяйственных культур произрастают на орошаемых почвах. В Пакистане с помощью орошения производят 80% продовольствия, в Китае -- 70%, в Индии и Индонезии -- более 50%. На это уходит две трети мировой воды.
Если прогнозы по росту населения подтвердятся, то уже в 2025 году для производства пищи потребуются дополнительные 250 кубокилометров воды. Это десять рек, таких как Нил.

Какую воду пьют в России

В России находится 20% мировых запасов пресной воды. В Москве, например, ежедневно каждый житель и гость столицы выливает на себя 380 литров воды. Для сравнения:
в Копенгагене -- 134 литра, в Вашингтоне -- 190.
Но вот с качеством воды дела обстоят хуже. Каждый второй житель России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим нормам. На Южном Урале, в нижнем Поволжье, в Кемеровской области пить воду из-под крана не рекомендуется. 65% населения лишены водопроводов и пьют колодезную и речную воду.
Еще в 1998 году правительство разработало концепцию программы обеспечения населения питьевой водой. Но на ее осуществление денег как не было, так и нет.

Зачем нас травят хлором?

Сто лет назад человечество, спасаясь от эпидемий, начало хлорировать питьевую воду. Потому что хлор убивает микробы. Правда, вскоре выяснилось, что попутно соединения хлора вызывают аллергии, онкозаболевания, нарушения работы сердца и снижают репродуктивные способности.
Мы тоже об этом знаем. Однако норма содержания хлорки в российской питьевой воде в 2,5 раза выше, чем в США, в 12 раз выше, чем в Западной Европе.
Сегодня в богатых странах для обеззараживания воды используют обработку озоном и ультрафиолетом. В России тоже установлена одна станция озонирования -- в Москве, естественно. Поскольку стоимость ее -- 120 млн долларов, опыт этот вряд ли распространится на провинцию.



Валентина Богомолова


0 коммент.:

Отправить комментарий