пятница, 4 февраля 2011 г.

Товарищ, верь, пройдут они...

Международному женскому дню 8 Марта посвящается
Наткнулась в интернете на весьма бойкие размышления на тему, как бы изменился культурный статус критических дней, если бы они были физиологической особенностью мужского организма. Веселая американка (читай: феминистка) Глория Стейнем глумится над патриархальной верой в преимущество мужчин над женщинами.
Если бы месячные шли у мужчин, то в религии были бы обряды, посвященные дисменорее. Менархе (первая менструация) стала бы основанием для призыва в армию. Церковники и генералы твердили бы, что менструация происходит от английского слова "man" -- мужчина, что настоящими солдатами могут быть только те, кто знает ежемесячные испытания цикла красной планеты Марс, а настоящими священниками только те, кто каждый месяц символически отдает свою кровь за грехи людские.
Считалось бы, что лесбиянки испытывают "страх крови", а значит, боятся самой жизни. И независимо от ориентации все женщины лишены дара чувствовать циклы Луны и космоса, проходить через символическую смерть и воскрешение, а следовательно, философия и религия недоступны для их понимания.
Психоаналитики объясняли бы приступы "кровавой агрессии" у мужчин предменструальным синдромом, а женщинам советовали бы преодолеть свою "зависть к месячным".
Если бы менструация шла у мужчин, то, вернее всего, она была бы привилегией. Но для женщин она стала сущим наказанием.
Мирное кровопролитие в негуманные времена
Было дело, женщина во время регул одним прикосновением превращала вино в уксус, губила урожай, сбрасывала плоды с деревьев, затемняла зеркала, затупляла бритвы, вызывала ржавчину на железе и патину на меди, заставляла пчел покидать ульи, вызывала преждевременные роды у кобыл и еще много чего удивительного творила. И все только потому, что мужчина испытывал панический страх перед менструальной кровью. Он считал, что во время таких недомоганий его безропотная жена получает потустороннюю злую силу. И даже то, что она не препятствовала мучениям и унижениям, не успокаивало мужчину.
Один австралийский абориген застал больную жену лежащей на его одеяле. Он немедленно убил ее и той же ночью умер от страха. Во избежание подобных инцидентов во многих индейских племенах на время месячных женщину переселяли в маленькую хижину за деревней. Считалось, что своим прикосновением она может осквернить добычу и обречь охотников на неудачу. Поэтому ее кормили только сушеной рыбой и поили холодной водой. И для полной безопасности велели женщинам в это время носить головной убор с ниспадающей до груди бахромой. У индейцев бри-бри из Коста-Рики замужние женщины во время менструации ели из "одноразовых тарелок" -- с пальмовых листьев, которые потом зарывали, чтобы случайно "порченой" посудой не отравить животных.
У одного южноавстралийского племени женщинам во время месячных нельзя было находиться в стойбище. При приближении юноши женщина должна была кричать, чтобы он ее заметил и обошел, потому что считалось, будто мужчины, в раннем возрасте увидевшие женскую кровь, очень быстро состарятся и одряхлеют.
Южноафриканские бушмены полагали, что одного взгляда девушки в известный период достаточно для того, чтобы мужчины навеки окаменели. Скотоводы думали, что если женщина во время регул выпьет молока, то весь скот вымрет.
Если древняя иудейка проходила в начале своего цикла между двумя мужчинами, один из них умирал (разумеется, если знал, что у нее месячные).
Ливанские крестьяне верили, что если на цветы падает тень "больной" женщины, то они увядают, и что такая женщина может гипнотизировать взглядом даже змею.
Опасность представлялась особенно страшной, если речь шла о первой менструации. Считалось, что девушек в таком состоянии непременно следует отделять от земли и скрывать от солнца, чтобы испускаемый ими смертоносный яд не мог отравить сами источники жизни.
В Новой Гвинее девочек с десяти лет селили в темный дом на сваях. Там, в маленькой комнате, изолированная от всех, она семь лет должна была прясть циновки и общаться только с рабыней, приносящей ей еду и убирающей в доме. Свою тюрьму девушка покидала уже половозрелой. Принимая узницу обратно в племя, в ее честь ритуально убивали раба, чтобы чистой жертвенной кровью смыть "нечистую" кровь регул.
Первобытные пережитки
Иаков тайно покинул дом Лавана, а его любимая жена Рахиль прихватила идолов из дома отца. А когда Лаван догнал их, Рахиль спрятала идолов под верблюжье седло и села на этого верблюда. Лаван обыскал весь шатер, но не нашел, что искал. А Рахиль сказала отцу: "Да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское". И он не прикоснулся к верблюду.
Не из уважения, а из боязни, потому как в книге Левит (в главе 15-й) сказано, что люди, имеющие извержение из тела своего семь дней, считаются нечистыми. И что по окончании цикла женщина должна отнести священнику двух горлиц или двух голубей, и тот священник принесет птиц в жертву и так очистит женщину перед Господом от "истечения нечистоты ее". В общем-то куда гуманнее, чем казнить раба.
А вот как отвечают разные религии на вопросы прихожанок:
-- Шалом, рабби. Правда ли, что женщинам в критические дни нельзя не только заходить в синагогу, но и даже прикасаться к Торе?
-- Строгого запрета на эти вещи нет, но действительно принято не ходить в эти дни в синагогу и не смотреть на Сефер Тору. Но если вы привыкли ходить регулярно, скажем, каждую Субботу, и вас это огорчает, не обязательно воздерживаться от посещения. Все же лучше стараться не смотреть на Сефер Тору.
С уважением,
Ицхак Мушинский
www.rabbi.ru
При хайизе (менструации) мусульманкам нельзя молиться, соблюдать пост, обходить вокруг Каабы во время хаджа. Нельзя вступать в половую связь, хотя объятия и поцелуи допустимы. Нельзя заходить в мечеть, касаться Корана и читать суры. По окончании цикла женщина должна совершить полное омовение -- гусль.
www.islam.ru/woman
Я слышала, что женщина в критические дни не должна появляться в храме. Это действительно так? Почему?
Евгения
Критические дни, то есть месячные (термин, употребляемый в Библии и перешедший в русский язык), являются по древней церковной традиции явлением нечистым, оскверняющим женщину. Происхождение этой скверны, этого явления в Священной истории остается тайной. Однако древняя традиция однозначно связывает это с прародительским грехопадением, с первородным грехом Адама и Евы. Вероятно, эта кровь приравнивается этой древней традицией к крови убитого человека, что, несомненно, грех.
В эти дни женщина становится как бы соучастницей греха, а потому считается нечистой. Следует отметить, что личного греха такая женщина не имеет, но поскольку принадлежит женскому роду, разделяет меру ответственности за первородный грех Евы.
Современная практика такова. В критические дни женщина не имеет права участвовать в Таинствах, прикасаться к иконам, крестам и другим святыням. Но в церковь входить может ради участия в общей молитве, слушании Священного Писания и проповеди.
Священник Андрей
www.ortho-rus.ru
Сила крови
Современное отношение церкви к особенностям женской физиологии стало немного помягче. А в Средние века церковники не отличались от австралийских аборигенов. В XIII веке на синоде в Вюрцбурге было постановлено, что никто не должен приближаться к женщине во время ее месячных. Запрет на посещение церкви продержался до XVII века.
Если женская кровь не угодна богу, значит, она годна для колдовства. В Средние века женщины добавляли менструальную кровь в любовный напиток. Вместе с жжеными волосами и ногтями. Выпивший считался влюбленным посмертно. Про посмертно -- шучу, а про рецепт напитка, видимо, пошутил какой-то средневековый безбожник. Кроме личного счастья, менструация может принести удачу в делах -- если начнется в воскресенье.
Считалось, что менструальной кровью девственниц можно излечиться от проказы и вернуть себе молодость. Проблема только в том, что прописывалось принимать ванны из этой крови, а где же набрать достаточно девственниц в одинаковой фазе цикла, если месячные идут не дольше недели, а в день выделяется не больше 5-6 столовых ложек крови?
Чтобы стать неуязвимым, достаточно надеть рубашку, смоченную менструальной кровью. Эта же рубашка, брошенная в огонь, тушит его.
У русских во время пожара баба могла не допустить перенесение огня на соседние дома, если у нее шли месячные. Для этого ей требовалось трижды обежать вокруг горящего дома.
Шотландцы считали, что в день Праздника урожая можно на весь год защитить дом от порчи, если при помощи пучка соломы обрызгать менструальной кровью косяки дверей и разбрызгать кровь вокруг дома по ходу солнца.
Словом menstruum алхимики называли универсальный растворитель, действующий на все без исключения вещества.
Средневековые христиане иногда приписывали евреям-мужчинам способность менструировать. Возможно, такая легенда родилась из представления об обрезании как мужской менструации. А возможно, потому что евреи были непонятны, как женщины.
Красный цветок и коричневая гиря
В Индии женскую кровь называли цветком Кула, и во время менархе девушки вкалывали этот цветок себе в волосы. В литературе распространен сюжет о приколотом к груди красном цветке, предупреждающем о менструации. Цветок служит символом запрета близости. С другой стороны, в романе Маркеса "Сто лет одиночества" свадьбу Аурелиано Буэндиа с девятилетней Ремедиос Москоте откладывают именно до первых месячных. То есть месячные напротив дают сигнал к началу близости. Ремедиос врывается в комнату взрослых, чтобы показать перепачканные в чем-то темном панталоны, еще до того, как перестает играть в куклы и писать в постель. Символ возымел большее значение, чем простой расчет возраста от даты рождения, и девочку выдали замуж.
В бунинском рассказе "Натали" (из цикла "Темные аллеи") девица Соня лишается любви своего кузена, потому что несколько дней не выходит из комнаты. Она предупреждает, что каждый месяц болеет по нескольку дней и оставляет кузена на попечении подруги. Этих дней кузену достаточно, чтобы утвердиться в чувстве к красавице Натали и объясниться с ней.
Акушерки называют месячные слезами нерожденных детей. И неизбежно в женском сознании вызревает образ раскаивающейся в сделанном аборте или просто бесплодной женщины. В фильме Сьюзен Стрейтфилд "Женские извращения" героиня после каждых месячных закапывает в землю использованные прокладки, волосы и ногти -- это похороны неслучившейся жизни.
Этот же символ -- несостоявшейся беременности -- в городском фольклоре расписывается как куда более радостный: во дворе цветет акация, и всем хорошо.
Корейская фирма Samsung выдумала телефон для женщин со встроенным календарем критических дней. По введенным данным менструального цикла он предсказывает срок овуляции, то есть дает необходимые сведения для естественной контрацепции. Это, конечно, достижение не культуры, а цивилизации, но почему-то применительно к акации вспомнилось.
На сайте "Музей менструации" (www.mum.org) отвязные креативщицы ваяют артефакты современного искусства из подручных тампонов и прокладок. Испанка Ана Елена Пена делает серию художественных фотографий, посвященных менархе: черноволосая девица в белом платье, белых носочках и школьных туфельках принимает позы и делает ужасное лицо не хуже, чем в триллерах с убийствами. А крови на белых одеждах -- как в "Крестном отце", когда лошадиную голову подкидывают в постель. Сравнение, кстати, тоже культурный артефакт -- оно взято из фильма Дэмиена Харриса "Досье на Рэйчел".
Энн Инсефелон рисует красной краской на ластовицах белых трусиков женские портреты. Австрийская художница Петра Пауль "пишет" картины собственной менструальной кровью. В общем, это просто бурые кляксы на бумаге.
Милена Шапиро делает инсталляции с использованием разбухших от крови тампонов. На первый взгляд они представляются коричневыми гирями от часов. Висят себе на потемневших шнурочках, а приглядишься -- и передернет, право.
От папируса до тампакса
Медики подсчитали, что если сложить все дни в жизни женщины, окрашенные менструальным красным, получится лет пять-семь боли и неудобств. Боль индивидуальна, а вот неудобства активно рекламируются по ТВ.
У египетских фараонов ТВ не было, поэтому навыки гигиены передавались от женщины к женщине шепотом. Тампоны египтянки мастерили изо льна или мягкого папируса, а их служанки -- из тростника. Древние римлянки смазывали шерстяные шарики жиром. Японки делали тампоны из тонких листочков бумаги. Эскимоски использовали шкурки пушных зверей, ягель и измельченную ольховую кору. Морячки брали для своих женских нужд водоросли. А крестьянки средней полосы России употребляли в дело обычное сено, но некоторые не жалели мастерить себе подгузники изо льна.
До конца XIX века по дворам Европы и Америки на веревках между прочего белья болтались выстиранные тканевые прокладки, напоминавшие вязанную крючком мочалку с петлями на концах. Они пристегивались к одежде или специальному поясу.
Немецкие дамские журналы публиковали выкройки, по которым можно было скроить и сшить такие пояса по индивидуальной мерке. А в российских аптеках до самой перестройки продавались уродливые клеенчатые приспособления, предохранявшие женскую одежду от пятен.
Производство одноразовых прокладок изобрел немец Пауль Хартман. И реклама их в прессе тоже началась в Германии. А в 1895 году нововведение переправилось за океан. В Первой мировой войне женщины стали сестрами милосердия, и одноразовые ватные прокладки прочно вошли в обиход. А на необъятных сибирских просторах женщины-заключенные по сей день строчат себе прокладки из обрезков ткани и ватина от телогреек.
В 1936 году американский доктор Эрл Хаас изобрел ватные тампоны для своей жены, любящей верховую езду. Месячные стали почти необременительны.
Месячные станут квартальными
Осенью 2003 года изобретена таблетка, превращающая месячные в квартальные. Первую упаковку препарата Seasonale выпустила в ноябре Barr Laboratories. В нее входит 91 таблетка, включая недельную дозу плацебо. На год потребуется четыре упаковки. Принцип тот же, что у оральных контрацептивов, при помощи которых, кстати, менструацию можно отодвинуть на две-три недели. Да и цена нового средства сопоставима с ценой на оральные контрацептивы.
Женщины пока относятся настороженно к нововведению. Женский врач Сьюзен Рако опубликовала книгу под названием "Долой месячные? Риск подавления менструации", где назвала манипуляцию с циклом крупнейшим неконтролируемым экспериментом в истории медицины. По ее словам, месячные необходимы женщинам. Во-первых, потому что снижают риск сердечных заболеваний, выводя из организма излишки железа и за счет понижения кровяного давления на две недели каждый месяц. Кроме того, она предполагает, что долговременный прием новой таблетки повысит риск возникновения рака матки. Хотя доказательств ее предположению нет. Последний довод Сьюзен заключается в том, что новая таблетка понижает уровень содержания тестостерона в женском организме, что может сказаться на либидо, энергичности, мышечном тонусе и мозговой деятельности... Но может и не сказаться.
Ирина БАХТИНА

0 коммент.:

Отправить комментарий