Прадед, имевший при НЭПе галантерейную лавку в небольшом сибирском городке, к 30-м все уже закрыл и распродал, деньги и драгоценности попрятал. И все же могильный вор надеялся, что найдет на умершей перстенек или бусы. Он раскопал могилу чуть не в первую же ночь, и при лунном свете покойница глянула на него распахнутыми во всю ширь глазами. Забыв о мародерстве, бедняга бежал с кладбища, а к утру пал в ноги прадеду и покаялся. Покойницу похоронили снова. Деда с двумя дочерьми выслали в тайгу как бывшего купца, и менее чем через год после смерти жены он был парализован и умер, не сумев сказать, где закопал свои клады. Его старшей дочери, моей бабушке, было тогда 12 лет, а ее младшей сестре шесть или семь.
Эту историю я слышала с детства, и потому она правдива, как тайный страх. А теперь уже и бабушки нет в живых. И когда я смотрю на старинную фотографию молодой Евдокии, не у кого спросить, точно ли у нее так же были распахнуты глаза, когда среди ночи вор выкопал ее из могилы? И так же как обнаружившие при перезахоронении Гоголя, что голова мертвого писателя склонена набок, сочли это недостаточным доказательством сбывшегося страха Николая Васильевича, так же и распахнутые глаза -- страшно, но недостаточно.
Кладбищенская элегия
Страшилки про оживающих мертвецов впору выделять в раздел устного народного творчества наряду с историями про ведьм и НЛО.
В типичных версиях современных страшилок о восстании из гроба фигурируют сюжеты о том, как оживший труп борется с патологоанатомом или могильщиком, уворачиваясь от скальпеля или лопаты; о том, как священник или же родные покойного падают замертво от сердечного приступа прямо на кладбище; о том, как обнаженный мертвец сбегает из морга и с биркой на ноге бродит по улицам города.
Истории о развратном монахе, насилующем труп прекрасной девы, превратились в истории о мародере-некрофиле, который развратными действиями оживляет девушку и потому прощен родителями и общественностью. Живы короткие поучительные былички о скорой смерти воскресших. Например, мертвая женщина очнулась, приоткрыла крышку гроба, когда его уже опускали в могилу, выскочила из ямы, но убежала недалеко: на шоссе ее сбил проезжающий автомобиль.
Все эти истории питаются редкими документальными подтверждениями. Во-первых, засвидетельствованными случаями продолжительного летаргического сна. Физиолог Павлов описывал одного своего пациента, который проспал 20 лет с 1898 по 1918 год. Его сердце совершало лишь два-три практически неощутимых удара в минуту (вместо положенных 60-90), а грудная клетка слегка приподнималась один-два раза в минуту. Примечательно, что такие пациенты во время сна старятся очень медленно, зато после пробуждения быстро нагоняют свой паспортный возраст, часто превращаясь в глубоких стариков за два-три года.
Кроме летаргии, очень похожа на смерть гипогликемическая кома, которая происходит при голоде у диабетиков, когда резко падает содержание глюкозы в крови. В апреле 1996 года 59-летняя Морин Джонс упала и потеряла сознание. Приехавший по вызову семейный доктор не нашел никаких признаков жизни и констатировал смерть. Едва различимое движение заметил внимательный констебль, который должен был забрать тело. Он же вызывал реанимационную бригаду врачей, которая вернула Морин к жизни. Небрежного доктора судили, а Морин Джонс с тех пор предпочитает лишний раз поесть, чем лишний раз оказаться в морге.
Но самый потрясающий из документально описанных случаев приключился в 1937 году. 19-летний Анжело Хей из французской деревушки Сент-Квентин де Кале ехал на своем мотоцикле, и его сильно занесло на повороте. Юноша вылетел из седла и врезался головой в кирпичную стену. Перед глазами местного доктора, вызванного на место происшествия, предстала жуткая картина. Голова юноши была сильно разбита, он не дышал, пульса не было. Внимательно выслушав грудную клетку Анжело при помощи стетоскопа, врач не услышал ни одного удара сердца и объявил его мертвым. Из-за серьезных травм головы тело увезли в морг, не дав взглянуть на него даже родственникам. Через три дня юношу похоронили, гроб к могиле несли его приятели из местной добровольной пожарной команды.
В соседнем Бордо в страховой фирме выяснили, что не так давно отец Анжело застраховал жизнь сына на 200 000 франков, и отправили инспектора расследовать этот случай. Дотошному инспектору было мало показаний фермера, из трактора которого на дорогу вытекло масло, приведшее к трагическому происшествию. Чиновник потребовал эксгумации тела для выяснения точной причины смерти юноши. И через два дня после похорон гроб откопали и увезли в бюро судебно-медицинской экспертизы в Бордо. Теперь вообразите шок патологоанатома, который обнаружил, что тело еще теплое! Тут же вызвали "скорую", чтобы увезти Анжело в ближайшую больницу. После нескольких операций и долгих месяцев лечения он полностью поправился. Вероятно, травма черепа значительно сократила потребности его организма в кислороде. И если бы он не находился в состоянии глубокой комы, то наверняка погиб бы от удушья в могиле.
Современные учебники рекомендуют врачам быть особенно осторожными с заключениями о смерти в случаях травм головы (как у Анжело Хэя), эпилепсии, утоплении, ударе молнии и казни на электрическом стуле, переохлаждении.
Зимняя сказка
Переохлаждение, особенно в сочетании с наркотическим отравлением, может вызывать очень похожее на смерть состояние. Это было известно медикам еще в ХIХ веке и подтверждено случаем Минны Браун в октябре 1919-го. 23-летняя медсестра, решив покончить с собой, достала в одной из Берлинских аптек морфий и снотворное веронал и отправилась в парк, где выпила все таблетки. Ее нашли без всяких признаков жизни только на следующий день. Тело доставили в морг, где дежурный врач не обнаружил ни дыхания, ни сердцебиения, рефлексы отсутствовали, даже когда на кожу капали горячим воском. Тело было мертвенно бледным и твердым, как у трупа. Минну Браун объявили умершей и положили в гроб.
Через 14 часов в морг прибыл инспектор полиции, который должен был опознать покойную. Гроб открыли, и ассистент патологоанатома заметил, что женщина повернула голову. Вызвали врача, который при помощи стетоскопа уловил редкие удары сердца. Минну Браун уложили в горячую ванну и растерли кожу жесткой щеткой, делая время от времени искусственное дыхание. К счастью, опытный врач догадался промыть ей желудок от оставшихся в нем морфия и барбитуратов. Затем пациентку отправили в больницу, где она понемногу пришла в себя. Случай этот ее лечащий врач счел медицинской загадкой: девушка оставалась без кровообращения и дыхания в течение 17 часов.
Покончить с собой при помощи большой дозы барбитуратов или других лекарств, подавляющих функции центральной нервной системы, ежегодно пытается множество людей. Большинство из них действительно погибают от действия лекарств, но возможно, что другие ложатся в гроб в состоянии глубокой комы, а так как в этом случае потребность организма в кислороде минимальна, то продолжают какое-то время жить в гробу под землей. И очень маленький процент замерзших бывает спасен.
Пока родители спали, двухлетний Майкл Трош вышел из дома в одной тонкой пижамке утром 19 января 1985 года. В тот день в Милуоки (штат Висконсин) температура воздуха упала до рекордной отметки минус 60 градусов по Цельсию, и мальчик быстро потерял сознание.
Отец через несколько часов нашел его промерзшее тело. Температура кожного покрова ребенка была в среднем минус 16 градусов по Цельсию. Врачи буквально слышали, как хрустели льдинки внутри, когда клали мальчика на операционный стол. Мальчик был совершенно мертв. Но по мере того как в аппарате искусственного кровообращения прогревалась кровь ребенка, начался отек конечностей из-за вытекания жидкости из поврежденных кристаллами льда клеток. Чтобы дать выход этой жидкости, пришлось в нескольких местах рассечь кожу. В течение следующих трех дней мальчик был в полусознании, но уже было ясно, что значительного повреждения мозга ему удалось избежать. Он выжил, потому что успел замерзнуть прежде, чем сердце перестало биться, и впал в глубокую кому, при которой ущерб для клеток и органов минимален.
Пожалуй, подобные случаи свидетельствуют, что мечты о криогенной заморозке людей для оживления их в "светлом будущем" медицински уже обоснованы.
Синусоида страха во времени
Массовый интерес к теме мнимых мертвецов возрастал и затихал. Например, в XX веке пик пришелся на 30-е годы. Потом, в 1943 году, один немецкий патологоанатом опубликовал в газете обширную статью о мнимых умерших, где развенчивал некоторые легенды о неубитых, но похороненных солдатах. И с 1979 года, после публикации первой книги-паникера "Погребенные заживо", бум не утихает. Написал ее никому не известный французский врач-терапевт Жан-Ив Перон-Отре. Его друг профессор Луи-Клод Винсан работал по контракту в комиссии, проверявшей состояние американских военных кладбищ в Голландии, Бельгии, Люксембурге и Франции. Он-то и рассказал Перон-Отре о "сверхсекретной" операции американцев, целью которой было установить реальное количество погребенных заживо американских солдат и офицеров.
Профессор Винсан признался другу, что от выводов комиссии у него мороз пошел по коже: у 4 процентов погребенных были явные признаки того, что в могиле они пребывали в сознании! Он сказал также, что все 150 000 могил были вскрыты, а останки воинов перезахоронены в новых гробах красного дерева. Это было сделано, чтобы уничтожить все следы погребений заживо, чтобы никто никогда не увидел сломанных костей пальцев, ногтей, впившихся в крышку гроба, рук скелетов, рвущих на себе волосы. Доктор Перон-Отре утверждал в своей книге, что и на недавней вьетнамской войне процент похороненных заживо солдат был не меньшим и что ежедневно в США живыми хоронят не менее 200 жертв сердечных приступов.
Согласно откровениям профессора Винсана до наступления настоящей смерти хоронят не менее 10 процентов французов. А Перон-Отре утверждал, что в Испании между 1976 и 1978 годами живыми похоронили 47 человек, включая женщину, которую спасли через шесть дней после похорон. Никаких доказательств, ссылок на газетные статьи или на медицинские заключения в книге не было. Что сделало ее достойной продолжательницей дела фанатов-истериков ХIХ века Гиацинта Легуэрна и Леонса Ленормана, страстно пропагандировавших всяческие ухищрения, предотвращающие возможность захоронения заживо. И если эти два филантропа были достаточно искренни в своих заблуждениях, то пером Перон-Отре явно водила не гуманность.
Но уже следующая книга о заживо погребенных, написанная журналистом Клаусом Боэтцкесом, была вдохновлена серией реальных случаев, когда живых людей ошибочно объявляли умершими вполне квалифицированные врачи.
Черный юмор
А 38-летний Ян Бонденсон, профессор Уэльского медицинского колледжа, написал очередной бестселлер под типовым названием "Погребенные заживо", но уже о методах констатации смерти у мнимых усопших.
До конца XVIII века единственным признаком смерти было трупное окоченение и разложение тканей, поэтому медики предпочитали изрядно поглумиться над трупом, прежде чем написать заключение о смерти. Многие врачи тех времен полагались на тесты, рекомендованные датским анатомом Якобом Уинслоу. Они вводили в нос или рот покойника дурно пахнущие вещества (в том числе урину), орали ему в ухо, лупили крапивой, терли чувствительные места жгучими притирками, дергали за руки и за ноги, вводили иголки под ногти, капали жидким воском на лоб и ступни, делали раздражающие клизмы. А один французский священник советовал совать в задний проход раскаленную кочергу.
Французский хирург Антуан Луи в 1750-х годах изобрел особо жуткую методу оживления: аппарат для табачных клизм, похожий на шотландскую волынку. Одну трубку аппарата вводили в анус покойнику, другая через мощные меха соединялась с печью, где горели табачные листья.
Другое не менее действенное средство -- "языкокрутка" -- тоже было механизировано. Язык предполагаемого трупа прикреплялся к машинке, затем проворачивалась рукоятка, которая быстро дергала туда-сюда язык во рту "пациента". Сия процедура должна была продолжаться по меньшей мере три часа, считали врачи, так что приходилось выбирать для этого дела специального трудолюбивого помощника.
В 1796 году для констатации смерти впервые применили гальванический прибор. На теле умершего делали разрез и подводили к мышце электроды -- если мускулы сокращались под воздействием электротока, тело считали еще живым. Электричество использовали до 1846 года, когда молодой французский доктор усовершенствовал стетоскоп. Теперь при помощи этого инструмента стало возможно точно прослушивать сердечные ритмы.
Однако, невзирая на чудеса науки, единственным достоверным признаком смерти оставалось только разложение. Поэтому в конце XVIII века в Германии началось широкомасштабное сооружение Vitae dubiae asylums -- приютов для "сомнительно мертвых", "полуморгов". Трупы там помещались в условия, способствующие быстрому разложению, но также и оптимистически снабжались тянущейся к колокольчику веревочкой, которую достаточно было слегка дернуть, чтобы просигнализировать о своем воскрешении. Самый роскошный из таких залов был построен во Франкфурте-на-Майне в 1828 году с двумя палатами -- мужской и женской по 23 койки в каждой. Руки и ноги каждого "пациента" были соединены с колокольчиками сложной системой веревок.
К сожалению, взаправдашние трупы естественным образом корчились и подергивались от происходящих в них процессов, поэтому полуморги часто были заполнены тревожными звуками сигнальных колокольчиков.
За пределы Германии эта практика не распространилась. Сначала впечатляющие античные сооружения "покойницких залов ожидания" были с энтузиазмом восприняты населением и медицинским сообществом, но потом дороговизна, отвратительные запахи и риск распространения инфекционных заболеваний поумерили пыл активистов движения незахоронения, и эта практика сошла на нет. Точку в истории залов ожидания для покойников поставил тот факт, что из 46 000 тел, "прошедших" через их двери за 23 года, ни одно не оказалось живым.
Байки из склепа
Более гигиеничная полумера -- "безопасный гроб". В 1792 году герцог Фердинанд Брюнсвикский заказал для себя специальный гроб со стеклянным окошком, отверстием для циркуляции воздуха и открывающейся изнутри крышкой и завещал похоронить себя с ключами.
Первый прорыв в конструкции безопасных гробов совершил немецкий доктор в 1822 году. Адольф Гутсмит оборудовал его воздуховодной трубкой, через которую очнувшийся мог дышать и звать на помощь. Эту конструкцию усовершенствовал его соотечественник Иоханн Трауберг, который нитями соединял руки и ноги умерших с колокольчиками над могилой. Чтобы миазмы от разлагающихся тел не выходили через трубки на поверхность, их прикрывали губками, смоченными в хлоре, которые кладбищенские служители должны были сразу вынуть, как только услышат звон колокольчика. Граф Мишель Де Карнис-Карники в 1897 году усложнил изобретение несложным механическим приводом. От малейшего шевеления трупа труба-воздуховод открывалась, и над ней взвивался маленький флажок.
Над могилами лился перезвон колокольчиков и взвивались флажки: трупы активно гнили в гробах.
В 1970-х Анжело Хей решил немного подзаработать на своей славе счастливо воскресшего человека и предложил свою модель безопасного гроба всего за 6000 долларов. Мягкая подушка и обивка, чтобы было удобно лежать и даже сидеть, небольшая библиотечка, чтобы скоротать время до прибытия помощи, запас еды, как у космонавтов. С пульта управления всей системой можно было отрегулировать подачу кислорода, вентиляцию воздуха, работу химического туалета, включить сигнал тревоги и коротковолновый радиопередатчик, соединенный с антенной на поверхности. Базовую модель по желанию заказчика дополняли небольшой духовочкой, холодильником и магнитолой.
В середине 90-х годов тосканский часовщик Фабрицио Казелли предложил свою конструкцию гроба. Там были установлены биппер, подающий громкие сигналы, телефон, светильник, кислородный баллон и даже кардиостимулятор. Стоимость гроба составила 4500 долларов, и Казелли обещал, что при хорошем объеме продаж он построит три медицинских центра в Италии, которые будут работать исключительно по случаям преждевременного захоронения.
Каков шанс дважды умереть?
В декабре 2002 года еженедельник "Шпигель" опубликовал интервью с судебным медиком Альфредом Ду Чензе из университета Мюнстера о ложном признании смерти в практике современных немецких врачей.
Ду Чезе советует не лениться использовать ЭКГ, прежде чем оформить свидетельство о смерти. И подписывать свидетельство не раньше чем через 30 минут после смерти. Трупные пятна -- надежные признаки смерти -- появляются на теле примерно через полчаса после смерти.
Никто не знает, сколько людей, которые в свидетельстве о смерти указаны мертвыми, на самом деле были живы. На основании немногих задокументированных случаев можно сказать: в Германии это происходит 20 раз в год. Но это нижняя граница.
Правда и то, что большинство жертв ложного признания смерти очень близки к кончине. Если же пациент действительно попадает из морга в больницу, смерть наступает в основном через несколько часов или дней. Случаи, в которых кто-то надолго пережил свою мнимую смерть, очень редки.
В Австрии еще сегодня каждый может завещать вскрыть себе артерии перед оформлением свидетельства о смерти. Подобное позорно для врачей. И тем не менее, если труп не был вскрыт, у покойного остается минимальный шанс встретить смерть уже похороненным.
Словарь
КАТАЛЕПСИЯ - продолжительный и смерти подобный обморок; общее онемение всего тела, припадок бесчувственности и недвижности, нередко с сохранением самосознания, а иногда и чувств, слуха. Каталептический - относящийся к каталепсии. Каталептик - подверженный каталепсии. (Даль)
ЛЕТАРГИЯ - сонная болезнь, соняшница, спячка; длительный обморок, обмиранье, бесчувственное состояние, близкое к смерти. Летаргический - относящийся к летаргии. (Даль)
ТАФЕФОБИЯ - боязнь быть заживо погребенным.
Ирина БАХТИНА
0 коммент.:
Отправить комментарий