четверг, 9 декабря 2010 г.

"Цвет -- это клавиша, глаз -- молоточек, душа -- многострунный рояль..."

Профессоры кислых щей
Краски стали известны человеку тысячи лет назад. Первыми были черный уголь, желтая охра и красная глина, разведенные жиром животных или слюной. Зеленые растения всегда были рядом с человеком, но почему-то никаких следов зеленого на стенах пещер не сохранилось.
К черной, желтой и красной палитре первобытных древние греки добавили всего лишь один цвет -- белый. Но и эти четыре цвета позволяли создавать выразительные полотна. Считают, что Тициан когда-то сказал: "Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше, как три краски, белую, черную и красную".

С тех пор принципиально ничего не изменилось. Краска -- это пигмент, красящее вещество, плюс его растворитель. Разве что и первый, и последний теперь научились делать в лабораториях, создавая настоящие шедевры химической инженерии.
Природные пигменты получают из растений, моллюсков, червяков, неорганические -- из минералов. До сих пор в карьерах или на поверхности добывают земляные красители, которые названы по месту их первого обнаружения: сиена натуральная, умбра натуральная, феодосийская коричневая, гутанкарская фиолетовая, берлинская лазурь...
Первые искусственные пигменты научились получать давным-давно: свинцовые белила, например. Или ярь-медянку: "Возьми молока кислого... и положи его в медный сосуд. Да медным прикрой, да туда же положи всяких медных крох и листу веничного или трав всяких зеленых, а держать все месяц, а смотреть в месяц четыре раза и размешивать, чтобы зелено было, а держать в тепле на печи, а сушить исподволь в тепле же" (16 век).
Способы изготовления красок были секретной информацией и передавались от отца к сыну. Кое-где на Руси, например, лазурит выдерживали в кислых щах 2-4 дня, а золотой цвет получали, смешивая шафран и щучью желчь. Такие странные краски иногда используют и сегодня при реставрации старинных икон.
Вплоть до начала 19 века каждый художник сам смешивал себе краски. С этого начинался каждый день творца, потому что вчерашняя краска за ночь затвердевала. Только во времена индустриальной революции штампование красок поставили на поток. Но и сегодня в Венеции и не только любой желающий может прийти в специальный магазин, купить себе пигментов из мешочка и заварить их по-своему.
А в нашей палитре сегодня -- три цвета.
Синий
Пещерные люди видели синее небо, но не знали синей краски: найти природные вещества для ее изготовления было непросто. Египтяне научились делать синюю краску сами, но потом их рецепт был забыт. Выбор цвета в Средние века был скорее вопросом денег, чем вкуса. Очень дорогим синим пигментом считался ультрамарин: в Возрождение он стоил дороже золота. Им писали одежды Христа и Марии, а Леонардо да Винчи использовал ультрамарин только в тех случаях, когда на этом настаивал заказчик.
В отличие от дорогого ультрамарина пигмент из растения вайды семейства крестоцветных был доступным. Листья вайды заливали мочой и добавляли спирт, а лучшим раствором для "заквашивания" листьев считалась моча пьяного человека. Куски ткани помещали в ванну с природной жидкостью в воскресный полдень, и под действием воздуха они потихоньку синели. Утром в понедельник похмельные красильщики валялись вокруг ванн -- они подарили немецкому языку живописное выражение "синий понедельник", понедельник, в который можно не работать, и еще одно значение глагола "посинеть" -- "напиться".
После того как Васко да Гама нашел морской путь в Индию в 1498-м и привез в Европу краску из растения индиго, бизнес красильщиков оказался под угрозой. Потому немецкий король в 1654-м объявил индиго "дьявольской краской". Пользоваться ей было запрещено вплоть до смертной казни. По легенде, индиго получали из мифической рыбы алузен, которая вобрала в себя все краски моря и выплывает к поверхности раз в 70 лет.
Но окрашенные индиго ткани были ярче и красивей (в них, например, наряжалась французская знать, в то время как скучный обычный синий был цветом слуг), и в конце концов краску легализовали. А в конце 19 века был изобретен ее синтетический аналог.
Другой синий, "прусский голубой", изобрели в начале 18-го в Берлине. В России бытовало его другое название -- "берлинская лазурь".
Красный
В древности, чтобы получить красный пигмент из натуральных источников, нужно было как следует повозиться: собирать морских улиток или кошениль -- насекомых-тлей, самки которых ярко-красного цвета (в России этих высушенных созданий называли "канцелярским семенем"). Потому в Риме красную или пурпурную тогу мог носить только император. В Средние века носить красные костюмы тоже было привилегией знати. Но со временем развитие сложных техник получения красного сделало его доступным. В 19 веке уже целые армии оделись в красные мундиры.
Красный -- самый любимый цвет алхимиков. Приготовление киновари (сульфид ртути) из серы и ртути было разработано ими в деталях. Киноварь была первым шагом к изготовлению философского камня, который, грезили алхимики, превратит дешевые металлы в золото. Потому сам камень иногда звали "Красным львом" или "Великой красной водой".
Желтый
В знаменитой пещере Ласко, "музее" наскальной живописи, которой 17 тысяч лет, древние художники уже использовали желтые пигменты из охры.
Другой известный источник желтого -- шафран. 8000 цветков давали около 100 г сушеного волокна, из которого выделяли пигмент. Им не только рисовали картины, но и закрашивали косметику, вина, рис, в Риме добавляли в ванны.
Индийский желтый ввезли в Индию из Персии в 15 веке. Художник-любитель Роджер Дьюхарст в 1786-м писал друзьям, что это органическое вещество получают из мочи животных, которых кормят куркумой. Так это или нет, точно не знал никто. И через несколько лет один из лондонских журналов решил устроить собственное расследование. Журналист приехал в Калькутту и нашел группу скотовладельцев, которые держали коров на диете из листьев манго и воды. Действительно, их моча была ярко-желтого цвета. Позже в Индии запретили производство такого пигмента за издевательство над коровами.
Софья АЛЕКСАНДРОВА

Ляжка испуганной Машки
Словарик необычных названий цветов


Человек, для которого русский язык родной, знает примерно 30-40 цветовых слов. В словарях их около сотни. Но на самом деле гораздо больше, и многие можно встретить только у классиков. Значения "цветных" слов забываются и путаются, потому в нашем словарике вы встретите и противоречивые толкования. А может, вам известны и другие слова для обозначения цвета? Присылайте те, которые знаете только вы.
Аделаида -- красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева и Достоевского.
Адского пламени -- лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Бедра испуганной нимфы -- оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский -- "ляжкой испуганной Машки".
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc -- белый), -- кремовый оттенок белого.
Блокитный -- сине-голубой.
Бусый -- темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый -- синий.
Вердепешевый -- желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Винный -- желтовато-красный.
Влюбленной жабы -- зеленовато-серый.
Вощаный -- цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана -- серый с оттенком коричневого.
Гаити -- или розовый, или ярко-синий.
Гороховый -- серый или грязно-желтый.
Гортензия -- нежно-розовый.
Гридеперливый -- жемчужный оттенок серого.
Гусиного помета -- желто-зеленый с коричневым отливом.
Дети Эдуарда -- оттенок розового.
Дикий -- серый.
Жандарм -- оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жирафовый -- желто-коричневый.
Жонкилевый -- цвет нарцисса.
Зекрый -- темный, светло-синий, сизый.
Испуганной мыши -- оттенок серого.
Иудина дерева -- ярко-розовый.
Камелопардовый -- желтовато-коричневый.
КашУ -- синий, или ярко-красный, или табачный.
Кубовый -- синий, от названия растения куб (оно же -- индиго).
Куропаткины глаза -- светло-красный.
Лани (от названия животного) -- желтовато-коричневый.
Лягушки в обмороке -- светлый серо-зеленый.
Маджента -- ярко-красный.
Маренго -- черно-серый. Именно такого цвета были брюки Наполеона, который со своей армией в 1800-м разгромил австрийские войска в итальянском местечке Маренго.
Маркизы Помпадур -- оттенок розового.
Массака -- темно-красный с синим отливом.
Медвежий (он же медвежьего ушка) -- темно-каштановый оттенок коричневого.
Московского пожара -- похож на цвет давленой брусники.
Накаратовый -- оттенок красного, "жаркий".
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) -- модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м.
Палевый -- розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille -- "солома".
Парижской грязи -- грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы -- оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление, -- темный оттенок серого.
Последний вздох жако -- желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый -- светло-желтый.
Прюнелевый -- оттенок черного, цвет спелой тутовой ягоды.
Пюсовый -- бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи -- от французского puce -- "блоха". (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и -- врут, наверное, -- цвет "блохи в родильной горячке".)
Сизый -- цвет голубя, после просто синий.
Силковый -- голубой, васильковый.
Сине-алый -- темно-фиолетовый.
Синетный -- церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый -- с синим отливом.
Смурый -- коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый -- серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино -- ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.
Сомо -- розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Сюрприз дофина. Он же -- цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обкаканных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго -- оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный -- синий, от слова "павлин".
Фисташковый -- грязновато-зеленый.
Фрез -- цвет раздавленной земляники.
Шарлах -- ярко-красный.
Шмальтовый -- голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Яхонтовый -- красный, фиолетовый или темно-голубой.

Не ждите принца на белом коне!
Принца на белом коне не бывает. Потому что не бывает белых коней, разве что какие-нибудь альбиносы с красными глазами. Ту лошадь, которая кажется нам белой, специалисты относят к светло-серой или серой масти.
Масть складывается из цвета туловища коня, гривы и хвоста.
Основные:
Серая -- все серое (то бишь белое...)
Вороная -- все черное
Гнедая -- коричнево-рыжее туловище + черные хвост и грива
Рыжая -- все рыжее
Подмастки:
Соловая -- песочное туловище + белые грива и хвост
Буланая -- песочное туловище + черные грива и хвост
В словах для мастей собак выделяются определения окраса борзых:
Половый -- палевый
Бурматный -- темно-палевый
Муругий -- красный с темной остью (морда у собаки при этом должна быть черной; вообще чернота морды борзой зовется "мазуриной")
Чубарый -- палевый, красный или серый с темными полосами.

Пингелапцы ловят рыбу по ночам
Цветные факты

* У индейцев майя восток был красным, север -- белым, запад -- черным, юг -- желтым. А в Древнем Китае восток -- синим, север -- черным, запад -- белым, юг -- красным.
* Дальтонизм -- это частичная цветовая слепота (впервые описан в конце ХVIII в. Дж. Дальтоном, который сам страдал этим недугом), которая встречается у 8% мужчин и 0,5% женщин. У дальтоников нарушаются функции одного из трех элементов сетчатки. Один из элементов воспринимает красный, другой -- зеленый, третий -- фиолетовый цвета. Смешение дает всю палитру.
* Антропологи Брент Берлин и Пол Кей еще в 60-е вывели теорию, что в любом языке есть всего 11 основных названий цветов. А в русском их 12 -- добавлен голубой.
* Любимым цветом Наполеона был зеленый. А Кандинскому зеленый не нравился. "Зеленый похож на толстую неподвижную корову, которая может только жевать и смотреть на мир своими тупыми и скучными глазами".
* Говорят, что Айвазовский работал в комнате, окрашенной в красный цвет, -- это стимулировало его творчество.
* Из всех цветов красный признан самым "тяжелым" по весу, а белый -- "легким". Чем тяжелее цвет, в который окрашена фигура, тем меньше кажется ее размер. Потому на флагах французских кораблей соотношение полос -- 33:30:37 (синий, белый, красный).
* Серый прежде всего цвет пепла и праха. Но психологи считают, что любовь к серому -- признак того, что человек стремится к защищенности. Серый успокаивает -- не случайно он был любимым цветом легкой промышленности СССР.
* Помимо дальтонизма, существует ахроматопсия -- наследственная болезнь, при которой человек вообще видит весь мир черно-белым. На одном из тихоокеанских атоллов в Микронезии, Пингелапе, живет целая популяция таких людей (в урагане 1775 года выжило всего 20 пингелапцев, и один из них передал свою наследственную ахроматопсию своим потомкам, 6% всего современного населения атолла). Кроме того, что островитяне живут в черно-белом мире, они имеют очень слабое зрение, не могут читать и выполнять кропотливую работу и не переносят яркого солнечного света. Потому единственное возможное для них занятие -- ночная рыбалка.
* Посуда и интерьер красного цвета возбуждают аппетит. Хотите похудеть -- ешьте с синих тарелок.
* "Голубой", как определение гомосексуалиста, возможно, связано со сленговым значением слова "blue" -- "непристойный" или "blue ribbon" (дословно "голубая лента") -- пассивный гомосексуалист. "Розовый" -- предположительно от розового цвета лент для новорожденной девочки.
* Красный -- это первый цвет, который различают после рождения дети и, выздоравливая, люди с травмами мозга, временно потерявшие цветовое зрение.
* В ужасном рассказе "Сердца королей" Ганса Эверса, немецкого писателя начала ХХ века, художник пишет картины красками, которые сделаны из пепла сожженных сердец.
* За распознавание цвета отвечает правое полушарие мозга, а за его называние -- левое. Один и тот же цвет кто-то считает синим, кто-то -- зеленым, а кто-то -- цветом морской волны.
* Описывая цвета, мужчины в лучшем случае используют дополнения вроде "бледно-" или "ярко-". Женщины же употребляют "красивые" слова вроде "лазоревый", "багряный" или той же "испуганной нимфы".
* В Средние века безумцу ставили на голову красного петуха.
* Римский-Корсаков считал, что музыкальные тональности окрашены в разные цвета: до мажор -- белый, ре мажор -- желтый, ми мажор -- синий, фа мажор -- зеленый.
* Синий или голубой цвет на российском флаге? Если подходить с общемировой точки зрения, то обычным для флага считается синий -- символ свободы и объединения. Если же принять, что три полосы олицетворяют три славянских народа, то средняя полоса, конечно, голубая (украинцы).
* Цвет тела в живописи называется инкарнатом. Для изображения человеческой кожи существуют особые живописные приемы, например, многослойное наложение красок. Эти приемы зовутся общим словом "карнация".
* В Африке есть племена, которые не различают красный и оранжевый.
* Откуда у аристократов появилась "голубая кровь"? Возможно, от распространенной в Средние века среди благородных французов клятвы "кровью Бога" -- слово "Бог" из сакральных соображений заменялось словом "голубой".
* Зеленый успокаивает. В Средние века врачеватели говорили, что четыре действия рождают чудо: пей мед, смотри на воду, на зеленый цвет и красивое лицо. Синий успокаивает тоже. Будете психовать -- возьмите стакан воды, поставьте на лист синей бумаги, посидите 10 минут, глядя на воду, а потом выпейте ее медленными глотками. Красный, наоборот, стимулирует обмен, работу мышц и нервную систему, ускоряет все жизненные процессы. В экспериментах рабочие покидали красный изнутри туалет быстрее, чем синий. Штангист, который надевает красные очки, берет больший вес.
* Еще в "Сирано де Бержераке" Ростан высмеивает модников, которые по-идиотски называют цвет своей одежды, например, "поцелуй меня, Лизетта" или "живот лани". Мода эта жива и процветает: ни один из современных видов дорогой губной помады или автомобильной эмали в простоте не назовут. И появляются вместо красного и розового "аврора", "розовый шепот", "дыхание пустыни" и "волосы русалки".
* Возможно, окрашивание телефонных будок в красный цвет было рассчитано на то, чтобы человек быстрее прервал разговор: из красного помещения, замечают психологи, люди стремятся выбраться как можно скорее.
* Египетские иероглифы -- единственная в мире письменность, в которой имел значение цвет. Например, слово "женщина" писали желтым, а бранные слова -- красным.

0 коммент.:

Отправить комментарий