четверг, 3 февраля 2011 г.

Конгар-оол ОНДАР: Пол Маккартни на 4-м месте, а я на 10-м!


Я не в силах подыскать слова для исконного, нутряного, непонятно от какой печенки-селезенки идущего звука горлового пения. Впрочем, и Конгар-оол Ондар -- мастер-виртуоз этого самого пения -- так и не смог объяснить, как же все-таки возможны эти пленяющие, завораживающие, почти что гипнотические звуки.
-- Конгар-оол, вы, я знаю, популярны во всем мире.
-- Да. Я в Швеции был, в Финляндии был, в Голландии, в Америке. Там такие поклонники -- фанаты аж! На концерты приходят -- аншлаг! Автографы просят. Диски за какие хочешь деньги покупают. Я шесть дисков в Америке выпустил. Один из них -- "Бэк Тыва Фьючер" -- в 1999 году попал в хит-парад газеты "Нью-Йорк пост" "10 лучших дисков года": Пол Маккартни на четвертом месте, а я на десятом!
А в России никому ничего не надо! Никуда не приглашают: ни с концертами, ни записываться. Диски если и продают, то мало-мало и пиратские. Обидно!
-- Но хотя бы в Тыве вы -- пророк в своем отечестве? Вас ценят?
-- Как сказать... Меня знают, уважают и чуть ли не за национальное достояние держат. В 92-м "народного хоомейжи" дали -- звание, сравнимое с "народным артистом" в России, его в Тыве всего 15 человек имеют. Но в то же время я не получаю помощи от власти. Вот, к примеру, я десять с лишним лет в училище искусств преподаю. И все эти годы мечтаю поднять уровень училища -- чтобы оно уже вузом считалось. Это же очень важно! Дали бы одаренным мальчишкам возможность не в каком-то там училище, а в нормальном институте учиться. Но у нас такие чиновники сидят -- тьфу!.. Или еще -- народные музыкальные инструменты. Нету в Тыве мастерских, где их можно заказать! Не-ту! Парни деревяшку взяли, обстругали кое-как, сами, вручную, вышли на сцену -- играют. Позор! И сколько я ни просил: заложите деньги, закупите станки, откройте наконец-таки производство -- попусту... Я в 98-м году сам избрался в парламент Тывы. Четыре года там депутатил. Думал, хоть как-то национальную культуру поддержу. Потом плюнул, ушел из политики. Надоело на эту грязь смотреть!
-- Однако спеть для политиков вы не отказываетесь. Было дело -- перед Борисом Ельциным выступали.
-- О! Смешная история! В 94-м Ельцин приехал в Тыву. Сидит. Араку пьет -- нашу водку национальную, молочную. Я пою. Вдруг он встает, подходит ко мне. "А ну-ка! -- говорит. -- Показывай, что за инструмент во рту прячешь!" Я прям испугался. "Никакого, -- отвечаю, -- инструмента. Сам пою". "А ну-ка еще раз!" Я спел. "Не верю! Еще!" Еще спел. "Теперь верю. Вот какие замечательные у нас таланты! А российское звание у них есть?" -- "Нет". -- "А в чем дело?!" И вскоре после этого мне дали звание Заслуженного артиста РФ.
-- Конгар-оол, может ли не тувинец овладеть горловым пением?
-- Почему нет? Это все россказни, что у тувинцев горло как-то иначе устроено. У негров же нормальное горло, хоть они и рэп читают. Нашему пению и русские, и японцы, и американцы, и кто угодно учится. В прошлом году, к примеру, норвежцы приезжали -- аппаратуры понавезли, записывали, переслушивали по сто раз, повторяли... У нас в Тыве, по статистике, каждый пятый -- горловик. Мы -- дети природы. И мы имитируем природные звуки: ветер гудит, речка журчит, зверь рычит -- тувинец подражает. От этого звукоподражания горловое пение и идет.
-- А Далай-ламе тувинские песни понравились?
-- А то! В октябре 2003-го я участвовал в фестивале "Будда-парк" в Индии. В Нью-Дели есть парк. Раньше он ужас в каком состоянии находился: грязь, запустение. И Далай-лама XIV проявил инициативу: давайте-ка мы этот парк расчистим, уберем. И убрали! Провели что-то вроде субботника, весь мусор вывезли и поставили посреди парка Будду -- огромную статую, Далай-лама ее освятил, и парк назвали Будда-парк, он стал священным. С тех пор десять лет прошло, теперь там фестивали проводятся: представители всех конфессий молятся вместе, музыканты выступают, артисты. С Далай-ламой я лично встречался. Меня как представителя страны с Далай-ламой и познакомили. Он мне подарил кадак -- это шарф такой особый. А я ему -- фигурку из камня агальматолита: як, и на яке сидит мальчик. Далай-лама обрадовался: як -- это ведь символ Тибета, самое чтимое животное, как в Тыве -- лошадь...
-- Кстати, о лошадях. Правда ли, что тувинец первую песню поет о родине, вторую -- о матери, а третью и все последующие -- о лошадях?
-- Точно! У нас в народе говорят: "Нет лошади -- нет жизни". В старину кочевники слагали целые эпосы по 500-600 куплетов вроде: "Я 50 (или 60, 70) дней вдали от дома, я погоняю овец, я скучаю по родине..." И ритм -- точь-в-точь как ритм езды на лошади. У нас на концертах некоторые слушатели даже раскачиваются в креслах, точно в седлах, -- так на них музыка действует.
-- А о любви, о женщинах вы, что же, совсем не поете?
-- Я ж вам говорю: нет лошади -- нет жизни! Раз лошадь есть, значит, и жизнь есть, и любовь. Зачем петь? И так понятно!
-- Я слышала, есть один стиль горлового пения, им минуту-две попоешь -- и вырвет, такое сильное напряжение для организма. Это так?
-- Да ну! Опять выдумки! Мы часами так можем петь, всю ночь можем. Физическая нагрузка, конечно, есть. Поэтому не рекомендуется заниматься горловым пением детям или женщинам, говорят, у женщин может матка деформироваться... Но у нас и малыши по 5-6 лет, и женщины -- все поют. Организм привыкает, тренируется, как у спортсменов.
-- Знаю, что вы создали в Кызыле музей "Юрта-хоомей", посвященный горловому пению.
-- Не музей -- класс в училище оформил в виде юрты. Развесил по стенам музыкальные инструменты, портреты горловиков, одно, другое. Это мне как дом! В училище, в классе моем, красота, уют, а дома -- так-сяк. Дома я почти не бываю.
-- А как же семья?
-- Семья есть. Я уже дедушка! В 38 лет стал дедом. Внуку уже 3 года, а папашке его -- моему сыну то есть -- 23. Это у меня от первого... ну не то что брака, а так... Влюбился я, короче, еще в школе -- вот Чингиз и родился. Мне 18 лет было. Скороспелка!
-- Чингиз -- ваш единственный сын?
-- Нет! Еще Монгэ-Байыр есть. Он на фортепиано играет и танцует хорошо.
-- То есть двое детей?
-- Ну да, двое. Сын и дочь.
-- Еще и дочь?
-- Ага, еще дочь где-то есть!
-- Что-то вы меня запутали...
-- Я и сам в своих детях давно запутался!
-- Ну что ж, пока мы с вами не запутались окончательно -- спасибо за интервью! Четырдым!

Биография
Конгар-оол (имя переводится как "колокольчик") Борисович ОНДАР родился в 1962 году в Тыве. Горловому пению научился еще в детстве от родного дяди. В 1982-м окончил творческую мастерскую эстрадного искусства в Ленинграде по специальности "конферанс". В 1983-м был призван в армию, служил на дальневосточном флоте, но вскоре вернулся на гражданку, так как при погрузке мешков с сахаром серьезно повредил шею. Окончил пединститут в Кызыле, работал в школе учителем русского языка и литературы. С 1985 года выступает как исполнитель горлового пения, участвует в различных фестивалях, конкурсах, гастролирует -- преимущественно на Западе. На его счету 6 записанных в США альбомов. В их записи участвовали "Кронос-Квартет", Фрэнк Заппа, Микки Харт, Пол Пена. С 1992 года преподает горловое пение в кызыльском училище искусств. Из числа своих учеников создал группу "Алаш", получившую Гран-при на I Международном этническом фестивале "Саянское кольцо" (фестиваль проходил в 2003 году в Шушенском).
Наталья СОЙНОВА

Каким же местом они "горланят"?

Этот вопрос не дает покоя исследователям. И чем современнее техника -- тем изощреннее опыты, проводимые над горловиками в попытках отыскать ответ.
В 1995 году в нью-йоркском госпитале им. Рузвельта Анат Кэдор, Джон Энтони и ставший их "подопытным кроликом" горловик-тувинец Кыргыс провели исследования с помощью эндоскопии -- назофарингологической и гортанной. Проще говоря, в нос и в рот Кыргысу вставили по мини-видеокамере. Как уж он в таком состоянии умудрялся петь -- ведомо ему одному. Но -- пел. А Кэдор и Энтони записывали происходящее с его голосовыми связками, гортанью и дыхательным аппаратом на видеокассету.
Выяснили следующее. При горловом пении в одно и то же время активизируются сразу несколько гортанных структур. Сжимаются истинные и ложные голосовые связки. Резонируют стенки глотки, язык и язычок. Активизируется диафрагма. Дыхательные пути предельно напрягаются. Уровень давления воздуха в глотке возрастает до максимума. Иногда певец так сжимает горло и так перекрывает языком выход из гортани, что это походит уже на самоудушение. Вот почему у неопытных горловиков случаются приступы удушья, их мучит кашель, першение в горле, появляются опухлости, а также трудности с глотанием и дыханием. Кроме того, есть основания полагать, что горловое пение ведет к дисфункции различных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной. А потому горловики должны находиться под постоянным присмотром врача. Ну и, наверное, получать молоко за вредность!

Сыгыт, хоомей, каргыраа

Если очень упрощенно и схематично, то горловое пение -- это вид двухголосного пения. Один певец исполняет протяжную партию-фон в нижнем регистре и -- одновременно! -- мелодию в верхнем регистре. Иногда горловик поет даже не "за двоих", а "за троих-четверых" -- издает три-четыре разных по высоте звука, при этом тянет их 30-60 секунд, не переводя дыхания. В таком случае получается уже не двухголосие, а многоголосие. Именно числом издаваемых нот, их длительностью, регистром пения и используемыми звукосочетаниями и различаются разные стили горлового пения. В Тыве их пять.
Сыгыт
"Свист" по-тувински. Название говорит само за себя: на фоне мелодии в нижнем регистре исполняется высокий звук-свист, пронзительный и резкий, похожий на звук флейты-пикколо. Слов нет. Одни звукосочетания: ЙО, ЙЙ, ЙА, ЙЯ.
Хоомей
Юноша жил у подножия скалы. Когда поднимался ветер, скала отзывалась на его завывание эхом. Юноша вторил звукам эха, и ветер разносил его напев далеко окрест. Люди услыхали этот напев и дали ему имя -- "хоомей". О значении этого имени до сих пор ведутся споры. Одни производят термин "хоомей" от слова "хоолээр" -- "гудеть", другие связывают с тувинским названием глотки -- "хоо", третьи настаивают на происхождении от слова "хоом" -- "душа", "настроение". Так или иначе, хоомей -- основной, самый легкий и, значит -- самый распространенный из всех стиль горлового пения. Звук извлекается в нижнем и среднем регистрах. Напоминает унисон гобоя и кларнета. Исполняется как без слов, так и с ними. Например, колыбельные в Тыве поются именно в стиле хоомей!
Каргыраа
Когда умирает верблюжонок, верблюдица скачет вокруг с прощальным плачем-хрипом. По легенде, именно в подражание ее плачу и возник каргыраа. Название этого стиля происходит от глагола "каргыраар" -- "хрипеть". Стиль делится на два вида. Степное каргыраа -- более высокое, протяжное и мягкое. И горное каргыраа -- низкое, гортанное, прерывистое, "жесткое". Что интересно: у кошки, когда она мурлычит, техника звукоизвлечения точно такая же, как у горловика, поющего каргыраа!
Борбаннадыр
Название происходит от глагола "борбаннат" -- "перекатывать". Борбаннадыр похож на звук катящегося со скалы камня или перекатывающегося по порожистому дну ручья. Отсюда и его ритм -- прерывистый, скачкообразный.
Эзенгилээр
Кочевник ехал на лошади, упряжь его коня тихонько позвякивала, кочевник напевал что-то в такт этим звукам -- так появился эзенгилээр ("эзенги" -- стремена по-тувински). Неторопливая и ритмически отчетливая манера исполнения эзенгилээр напоминает ритм иноходи коня.

Горло до "Гиннесса" доведет
Факты

* Представители "Книги Гиннесса" в Сибири зарегистрировали рекорд: четверо солистов ансамбля "Алтай-кай" исполняли горловое пение в течение... 4 часов 26 минут без единого перерыва. Факт зафиксирован на видеопленку, и она уже отправлена в США. После экспертизы, которую проведут американцы, упоминание о горловом рекорде, вполне возможно, появится на страницах "Книги Гиннесса".
* Тувинская группа "Хуун-Хуурту" номинирована на соискание премии BBC World Music Award 2004 года. Состязаться за приз тувинцам придется с прославленными Чезарией Эворой, Ману Чао, Халедом и прочими исполнителями этно-музыки. Кстати, тувинские горловики уже получали World Music Award -- в 2002-м премию взяла группа "Ят-Ха".

0 коммент.:

Отправить комментарий