Альберт Эйнштейн был Элвисом Пресли в науке. За ним гонялись женщины, с ним хотели фотографироваться знаменитости, за ним ухаживали политики, а репортеры на улицах преследовали его по пятам. Но Эйнштейн хорошо знал, что есть еще темная сила, пристально наблюдающая за ним. На протяжении многих лет Федеральное бюро расследований и другие американские спецслужбы шпионили за Эйнштейном, основываясь на странных подозрениях: что он был русским шпионом в Берлине, что он поддерживал движение за гражданские права, пацифистские и социалистические инициативы, что он работает над смертоносными лучами, что он возглавляет заговор коммунистов с целью захватить власть в Голливуде.
Первые контуры этой истории стали известны в 1983 году, когда доктор Ричард Шварц, профессор из Флоридского международного университета в Майами, получил сокращенную и отредактированную версию 1427-страничного досье ФБР на Эйнштейна и написал о нем в журнале The Nation.
Теперь появились новые подробности "дела Эйнштейна". Фред Джером с помощью одной из американских общественных организаций получил менее сокращенную версию досье Эйнштейна. В итоге в мае 2002 года в свет должна выйти книга Джерома под названием "Досье Эйнштейна: Тайная война Дж. Эдгара Гувера против самого знаменитого ученого в мире".
Агенты ФБР рылись в выкидываемом Эйнштейном мусоре, просматривали его почтовую корреспонденцию и прослушивали его телефон. "Для них это было в порядке вещей, -- говорит Фред Джером, -- проснуться, почистить зубы, почитать письма других людей и послушать чужие телефонные разговоры".
Расследование закончилось пшиком. Тем не менее ФБР пристально следило за Эйнштейном вплоть до его смерти в 1955 году, даже сотрудничая в своем расследовании со Службой иммиграции и натурализации -- на предмет рассмотрения вопроса о возможной депортации Эйнштейна из Соединенных Штатов.
Политические проблемы у Эйнштейна появились еще во времена его юности в Германии, которую он покинул в 1894 году в возрасте 15 лет -- отчасти из-за резкого неприятия милитаризации Германии. Как только он возвратился в Берлин в 1914 году, разразилась первая мировая война, и он не скрывал своего отвращения к этой войне. Он был одним из всего лишь четырех интеллектуалов того времени, нашедших в себе мужество подписать антивоенный манифест, подчеркивающий необходимость всеевропейского мира и союзничества, и, кроме того, не обходил стороной пацифистские митинги.
В 1919 году Альберт Эйнштейн приобрел статус мировой знаменитости, когда наблюдения за искривлением света во время солнечного затмения подтвердили его общую теорию относительности и тем самым новые законы пространства, времени и гравитации.
В последующие годы Эйнштейн позволяет использовать свое имя и иногда присутствует и сам в бесчисленных организациях, борющихся за мир и разоружение. Подобная его деятельность подвигла организацию под названием "Корпорация женщин-патриоток" написать в 1932 году 16-страничное письмо в государственный департамент США (первый материал в досье Эйнштейна), где доказывалось, что Эйнштейну нельзя разрешать въезд в Соединенные Штаты. "Даже сам Сталин" не связан со столь многими анархо-коммунистическими группами, утверждалось в письме.
Тем не менее в 1933 году Альберт Эйнштейн перебрался жить и работать в США, когда Гитлер пришел к власти в Германии. И в Америке политические взгляды гения физики постоянно вызывали скандалы.
Он открыто поддерживал антифашистские силы в гражданской войне в Испании.
Устрашенный атомной бомбой, Эйнштейн после второй мировой войны выступил за создание мирового правительства. Он страшился тирании такой организации, однако, как он писал в своей статье, "я больше боюсь наступления очередной войны или войн".
Он помог Полю Робсону, чернокожему певцу, актеру и спортсмену, организовать в 1946 году митинг против линчевания.
В пятидесятые годы он призывал проявить снисхождение к Розенбергам, приговоренным к смертной казни за шпионаж, и призывал людей не давать показания перед комитетом сенатора Джозефа Маккарти.
Вряд ли, учитывая все это, ФБР могло не заинтересоваться таким человеком. В то время либерализм расценивался как первый шаг к коммунизму. Тем более после окончания второй мировой войны высокопоставленные лица в Вашингтоне всерьез были озабочены тем, что проигрывают "пропагандистскую войну", поскольку такие знаменитости, как Эйнштейн, Пикассо и Чарли Чаплин открыто критиковали американскую политику.
Досье проливает свет и на участие (вернее, неучастие) Эйнштейна в создании атомной бомбы. Переборов свои пацифистские убеждения, Эйнштейн написал письмо президенту США Франклину Рузвельту, в котором предупреждал, что такое оружие возможно и что Германия может сейчас работать над ним. Письмо помогло запустить проект "Манхэттен", но Эйнштейн никогда не работал над созданием атомной бомбы. Скорее всего, из-за того, что правительство не могло доверить столь ответственное дело пусть гению, но "леваку".
Тем не менее в 1940 году Эйнштейн был включен в список возможных кандидатур для проекта по созданию атомной бомбы. И ФБР было дано задание "проверить" Эйнштейна.
В ответ Гувер послал письмо, в котором кратко излагались антивоенная и "левацкая" деятельность знаменитого физика вместе с неподписанным и недатированным "биографическим очерком", в котором квартира Эйнштейна в Берлине в начале тридцатых годов описывалась как "коммунистический центр", а его загородный дом -- как "убежище московских связных". "Кажется невероятным, -- подытоживалось в биографическом очерке, -- что человек с таким прошлым сумел бы за такое короткое время стать лояльным американским гражданином". Вскоре после этого письма Гувера Эйнштейна исключили из списка возможных кандидатур. Он знал, что работа над проектом ведется без него и, возможно, испытывал некое разочарование, что остался в стороне, поскольку в 1943 году с энтузиазмом согласился на предложение Военно-морского флота США поработать на них в качестве консультанта по высоковзрывчатым веществам.
Слежка за Эйнштейном, которая началась после войны, имела своей целью не только физика, но и его секретаршу Элен Дюкас, работавшую на него с 1928 года и жившую вместе с ним, его дочерью Марго и сестрой Майей в доме в Принстоне.
В 1943 году ФБР вломилось в кембриджский дом племянника Элен Дюкас, который был лидером антифашистской группы. В 1944 году Бюро предположило, что мисс Дюкас может иметь доступ к информации по атомной бомбе через Эйнштейна, и заявило, что она ведет "крайне подозрительную" деятельность.
В январе 1946 года был направлен запрос о прослушивании телефона мисс Дюкас (и Эйнштейна), но запрос не был удовлетворен, поскольку ФБР отнюдь не улыбалась перспектива быть пойманным на шпионаже столь общественно значимой фигуры. Тем не менее агенты отслеживали звонки и письма в дом Эйнштейна.
Эта кропотливая черновая работа все же принесла свои плоды. Выяснилось, что авторами некоторых писем и телефонных звонков были журналисты и писатели, которые также, по мнению Бюро, являлись коммунистическими агентами. Кроме того, Эйнштейн однажды встретился с Павлом Михайловым, советским вице-консулом в Нью-Йорке. Встреча была организована Маргаритой Коненковой, русской эмигранткой, проживающей в Гринвич-Виллидж вместе со своим мужем, скульптором Сергеем Коненковым.
Кстати говоря, бывший шеф советской разведки Павел Судоплатов написал в своих мемуарах 1995 года, что Коненкова была советской шпионкой, -- но, впрочем, представил мало доказательств этому. А согласно письмам, выставленным в 1998 году на аукцион "Сотбис", она также была и любовницей Эйнштейна. Правда, этот факт, видимо, так и прошел незамеченным мимо ФБР...
В феврале 1953 года немецкий физик и участник манхэттенского проекта Клаус Фукс был арестован за передачу атомных секретов Советам. 13 февраля, на следующее утро после выступления Эйнштейна в прямом эфире по вопросам гонки вооружений, Дж. Эдгар Гувер отдает приказ начать широкомасштабное расследование против ученого, требуя собрать всю "компрометирующую информацию".
Самые впечатляющие разведданные, полученные агентами американской военной разведки в Германии, были о том, что офис Эйнштейна в Берлине в тридцатые годы служил центром связи для русских шпионов. Согласно полученным данным, машинистки и секретарши Эйнштейна выуживали зашифрованные сообщения из телеграмм, направленных на имя Эйнштейна, и через курьеров отправляли полученную информацию в Москву.
Впрочем, когда это обвинение решено было перепроверить, выяснилось, что один информатор исчез, другой был ярым противником Эйнштейна, когда-то устраивавшим в Берлине митинги против теории относительности. Третий был бывшим коммунистом, и его показания сам Гувер в конце концов признал "недостоверными". Более того, выяснилось, что в то время у Эйнштейна вообще не было офиса -- факт, отраженный в его бесчисленных биографиях. Он работал в своем доме, и та же самая мисс Дюкас выполняла работу секретаря. Разговор же с мисс Дюкас у агентов Гувера состоялся только в 1955 году. Приведенные ею факты в пух и прах разбили теорию о "машинистках-шпионках Москвы". И, возможно, агенты ФБР только вздохнули с облегчением после этого разговора. Со смертью Сталина в 1953 году, завершением годом позже маккартистской кампании против коммунистов жупел "красной угрозы" вышел из моды. Больше слежка за Эйнштейном не могла принести никаких политических дивидендов. "Маловероятно, чтобы это дело требовало дополнительного расследования", -- так завершался один из отчетов агента ФБР по делу Эйнштейна. А 18 апреля 1955 года в возрасте 76 лет умер сам главный фигурант в этом деле -- Альберт Эйнштейн. И через несколько дней Гувер официально закрыл "дело Эйнштейна".
Александр КОЛОТОВ
0 коммент.:
Отправить комментарий