Они-то и рассчитали, сколько чего нужно, чтобы отправиться в путешествие к звезде Эпсилон Эридани. На космическом паруснике. Тончайший световой парус корабля займет 1000 квадратных километров пустого пространства. А сама яхта будет весить 3000 тонн.
Лазер мощностью 43 000 тетраватт, свет которого концентрируется линзой, всего за два года ускорит звездолет до половины скорости света (150 000 км в секунду). После этого звездолет полетит вперед без какого бы то ни было движка. И через 20 лет достигнет искомой звезды. Правда, назад дороги нет. Разве только эриданские братья по разуму смогут таким же лазером толкнуть нашу яхту в сторону родного Солнца.
Участники научной конференции американской Ассоциации поощрения науки в Бостоне не были фантастами. Физики, антропологи и лингвисты собрались, чтобы обсудить проблемы, с которыми могут столкнуться люди во время будущих путешествий к звездам. И предложить свои решения.
Теоретически уже сегодня ничто не стоит на пути сверхдальних космопутешественников. "Звездные путешествия не противоречат законам физики, -- говорит физик НАСА Джефри Лэндис. -- Нам вовсе не нужно быть сверхлюдьми, чтобы летать к звездам; все, что нужно, -- это только терпение". Не противоречат законам физики и некоторые не вполне научные сочинения Лэндиса. Помимо докладов "К вопросу о..." он пишет еще и романы, в которых человечество уже освоило фантастические способы передвижения: искривленный привод, телепортацию и интергалактические короткие пути, так называемые червоточины.
Будут ли действовать в далеком будущем придуманные Лэндисом технологии, неизвестно, поэтому фанатики звезд обсуждали в Бостоне космические средства передвижения, которые можно реализовать прямо сегодня. Но все, что наука может нам пока предложить, -- это космические корабли, которые могут транспортировать поколения людей к далеким звездам в течение многих человеческих жизней.
Чтобы достичь первой стоящей цели, понадобится 200-летнее путешествие, во время которого сменится 6-8 поколений людей. Экипажу придется забыть земное бытие и научиться размножаться в космосе. А звездолет должен достичь 1000-кратной скорости нынешних космических кораблей. Сегодняшнему зонду "Вояджер", к примеру, потребовалось бы 80 000 лет, чтобы достичь относительно близкой, удаленной от Земли "всего" на 4,4 световых года звезды Альфа Центавра.
Ученые уже придумали некоторые идеи для нового привода. По их расчетам, на так называемом космическом корабле-ракете "Орион" всего за десять дней можно достичь скорости 9000 км в секунду. С помощью взрывов сотен тысяч атомных бомб на конце гигантской приводной плиты. Эти бомбы будут взрываться с 3-секундными интервалами и двигать корабль вперед. Недостаток такой грубой техники: один только привод должен весить 300 000 тонн.
Поэтому фанат звездных путешествий Лэндис отдает предпочтение другим концепциям: "Привод мы можем оставить дома. Будущие космические корабли будет двигать сила Солнца, увязанная в крайне мощный энергетический лазерный луч. Оснащенный огромным световым парусом, такой звездолет при мощности лазера в 65 гигаватт достигнет Альфы Центавра за 40 лет".
Лазерные пушки на далеких астероидах, ракеты, работающие на антиматерии или ядерной реакции, -- такими идеями делились энтузиасты-естествоиспытатели. И, оставив в покое средства доставки, перешли к детальной планировке далеких путешествий.
Как должен быть укомплектован экипаж для первого путешествия к звездам? Как изменится их культура -- в отрыве от матери-Земли? И, наконец, зачем вообще кому-то отправляться в такие странствия?
Уже сегодняшние миссии в космосе -- не для слабых. Загнанные, словно куры-несушки, в тесные лаборатории орбитальной станции, астронавты живут на грани нервных срывов. В будущий полет на Марс предполагается отправить экипаж из семи астронавтов, которые вынуждены будут в течение девяти месяцев сидеть плечом к плечу. До самой высадки на Красной планете.
Такая теснота в течение долгих месяцев и лет неизбежно приведет к психической нестабильности и даже вспышкам насилия. Для будущих космических путешественников нужно предоставить побольше места, и без казарменного порядка. Может, даже обставлять каюты старинной мебелью и украшать милыми ненужными пустячками.
"Никто не сойдет с ума, если в космос отправятся экипажи, организованные в семьи", -- считает антрополог Роберт Мур. По его расчетам, экипаж космического корабля должен состоять минимум из 80 человек, чтобы оставаться стабильным в течение многих поколений. Космические странники должны жениться и рожать детей. Только внуки или правнуки тех, кто навсегда покинет Землю, смогут в один безумно далекий день основать колонии на планетах других солнечных систем. А чтобы генетическое многообразие сообщества не угасло, ученые считают необходимым сделать экипаж интернациональным и многорасовым. И обязательно взять на борт замороженные семенные клетки.
Путешествия к звездам не должно быть чем-то, что экипаж обязан переносить. Звездоплаватели должны быть авантюристами. Тогда они смогут находить удовольствие даже в обыденной скуке долгого пути. Любопытство -- это достаточная мотивация для того, чтобы отправиться в неизведанное. Без надежды вернуться. А взамен эти люди будут иметь возможность развить новую культуру с собственными ценностями, церемониями и образом поведения.
Что за мир они построят? Может, будут там летающие миры, искусственные биосферы, возникнут новые -- идеальные -- формы общества. И может, далекие потомки странников однажды надумают навестить "старую цивилизацию". В качестве туристов.
Ну кто откажется стать родоначальником молодого, незнакомого звездного племени? Я бы записалась...
Виктория ЧЕМЕЗ
По материалам журнала Spiegel
По материалам журнала Spiegel
0 коммент.:
Отправить комментарий