Первая задача вируса -- прикрепиться к клетке, в которой можно будет размножиться. Для этого у него в запасе молекулы, похожие на шипы, которые связываются с определенными рецепторами клеточной оболочки... Вирусы человека и птицы обычно имеют дело с разными рецепторами, и птичьи "враги" чаще обходят человека. Но малейшее изменение в структуре птичьего вируса -- и это препятствие легко преодолимо.
Изучив вирус испанки, эпидемии гриппа, поразившей мир в 1918-м, ученые обнаружили, что он, как и сегодняшний вирус восточного куриного гриппа, перепрыгнул от птицы к человеку.
Вирус испанки изучали с помощью рентгеновской кристаллографии. Изменения, которых хватило ему, чтобы совершить межвидовой скачок, оказались ничтожно малы -- даже меньше, чем в случаях азиатских эпидемий 1957 ("азиатский грипп") и 1968 ("гонконгский грипп").
Испанкой были инфицированы около миллиарда человек -- половина всего населения Земли того времени. От гриппа тогда умерло больше людей, чем от средневековой чумы. Грипп, возникший, как и нынешний, на Востоке, получил такое название благодаря тому, что впервые о нем написали в испанских газетах. Испанка сыграла свою роль в окончании Первой мировой войны: солдаты были слишком ослаблены, чтобы воевать, а вообще от гриппа их с обеих сторон погибло больше, чем от пуль.
Вирусологи делают неутешительный вывод: никакие меры, которые принимаются учеными и врачами сегодня, не могут остановить переход вирусов от птиц и животных к человеку. Но полученные об испанке знания все же расширяют наши возможности бороться с ними.
четверг, 3 февраля 2011 г.
Кто был той испанкой?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий