пятница, 15 октября 2010 г.

Наука ходьбология

Умный в гору не пойдет

Вы не проскользнете мимо! Оглянуться не успеете, как они посчитают ваши шаги, проследят курс движения и критически оценят осанку. Впрочем, все это ради вашего же блага. Ведь они не секретные агенты. Они -- исследователи пешего движения.
За тех, кто в море!
Эта новая (первый Всемирный конгресс исследователей пешего движения прошел в 2001 году в Германии) наука -- назовем ее "ходьбологией" -- начинает присматриваться к человеку, едва тот встает на ноги. Она ищет ответы на вопросы: где человек пойдет и где нет? Какой путь он посчитает оптимальным для обхождения препятствия? Где остановится? Как будет держаться при ходьбе?
И эти вопросы не праздные! Например, после 1994 года, когда в Балтийском море затонул паром "Эстония" и погибло 852 человека, Международная морская организация разработала свод правил безопасности, которые надлежит учитывать при строительстве судов. Под номером один в этом перечне значится следующее: судно должно быть устроено так, чтобы в течение максимум 60 минут после кораблекрушения все пассажиры могли занять места в спасательных шлюпках. Но как удостовериться, что новое, еще не спущенное на воду судно соответствует этому требованию? Вот тут-то и приходят на помощь "ходьбологи"!
Исследователи ходьбы из Университета Глазго (Великобритания) создали специальную компьютерную программу, анализирующую поведение людей на тонущем корабле. Теперь кораблестроители могут заполнять виртуальные аналоги своих судов виртуальными же пассажирами и моделировать самые изощренные катастрофы: пожары, взрывы в машинном отделении, "титаникоподобные" столкновения с айсбергами, -- компьютер покажет, по какому пути к спасению ринутся люди, в какую сторону они повернут, если этот путь окажется ложным, сколько, в конце концов, им понадобится времени, чтобы добраться до шлюпок, и всем ли удастся спастись. То есть уже на самых ранних этапах строительства конструкторы могут отслеживать все "узкие места" и исправлять недочеты, делая суда как можно более безопасными.
Магия тесных мест
"Наши исследования вызваны временем, -- говорит Михаэл Шрекенберг, профессор из Дуйсбурга (ФРГ). -- Ведь и корабли, и стадионы, и вокзалы день ото дня становятся все громаднее. Случись что, такую массу народа просто так не эвакуируешь! Нужно заранее все просчитать, подготовиться к ЧП!"
Шрекенберг одним из первых начал придумывать программы, подобные той, что описана выше, их еще называют компьютерными симуляциями. Причем его интересуют не только экстремальные случаи, но и самые обыденные ситуации. Точнее, обеденные: Михаэл Шрекенберг разработал компьютерную симуляцию поведения людей в... столовой одного дюссельдорфского банка. Там неизменно возникало столпотворение, вот банкиры, почесав затылки, и обратились к специалисту. И специалист выяснил: затор образуется между стойкой с салатами и кассой, и, чтобы устранить его, нужно всего-то расширить соответствующий проход.
А лондонские коллеги Шрекенберга выдали на-гора похожую программу для супермаркетов: виртуальные покупатели бродят между полками, выбирают нужные продукты и время от времени тоже создают заторы и очереди -- у отделов с самыми ходовыми товарами. Чтобы заторов не возникало, таких отделов должно быть больше, да и товары в них нужно распределять иначе -- владельцы лондонских супермаркетов уже ломают головы над тем, как именно.
Но почему люди не могут разойтись сами собой, без посторонней помощи?! "Не знаю, -- пожимает плечами Шрекенберг. -- Человек вообще ведет себя странно, обожает останавливаться в самых неудобных и тесных местах, сразу за эскалатором, например. Наверное, в этом есть какая-то магия. Тесные места притягивают!"
Ученые ищут ответы
Хотя исследователям ходьбы известно уже очень многое, хотя они знают, как влияет на длину шага возраст человека, и могут рассчитать среднюю скорость движения жителей того или иного города, тем не менее в их науке остаются белые пятна.
Так, до сих пор неясно, насколько однородна людская толпа: двигается ли она вся в одном направлении или каждый человек в ней имеет свою траекторию? Последнее, пожалуй, больше походит на истину. Взять, к примеру, ту же ситуацию кораблекрушения: люди ведь не каша, чтобы вытекать из корабля, точно из продырявленной кастрюльки! Они, скорее, "крупинки" -- каждая сама по себе и каждая движется по-своему: кто-то первым делом бежит в каюту за спасжилетом, кто-то на палубе ищет потерявшихся в суматохе родственников, а кто-то, запаниковав, и вовсе прыгает за борт.
Чтобы компьютерные симуляции стали максимально достоверными, ученые учитывают все новые и новые факторы: толстые люди или тонкие? Старые или молодые? И даже... каков у них объем легких? (Это позволяет просчитать, как повлияют на человека, а следовательно, на его движение, дым и ядовитые испарения.)
И, разумеется, исследователи не перестают изучать не виртуальную, а самую что ни на есть реальную толпу. Профессор Шрекенберг неоднократно снимал на видеокамеру, а потом скурпулезно рассматривал поведение людей в кинотеатрах и прочих местах массового скопления при объявлении там учебной тревоги. Кроме того, он досконально изучил протоколы, в которых полиция зафиксировала случаи гибели в толпе.
Вот лишь несколько строк из этого мартиролога:
* 1974. Во время концерта английского поп-идола Дэвида Кэссиди толпа прижала к краю сцены 14-летнюю Бернадетт Уилан. Девочка умерла от повреждения внутренних органов.
* 3 декабря 1979. В Цинцинати (США) 20 тысяч зрителей, пришедших на концерт группы The Who, выломили запертые двери в зал и побежали к сцене. Итог -- 11 затоптанных насмерть и 8 раненных.
* 20 октября 1982. После матча Кубка УЕФА между "Спартаком" (Москва) и "Хаарлемом" (Голландия) в давке на московском стадионе погибли около 100 человек.
* 29 мая 1985. Беспорядки на стадионе в Брюсселе (Бельгия). Задавлено 39 человек.
* 4 декабря 1999. Паника на одной из горнолыжных баз в Австрии. Погибли пятеро.
* 30 июня 2000. Давка на рок-фестивале под Роскайлдом. 8 жертв.
* 12 апреля 2001. Администрация футбольного стадиона в Йоханнесбурге (ЮАР) продала на матч билетов больше, чем мест. В давке погибли 43 человека.
Не дай Бог оказаться в туннеле!
Исследователи ходьбы стараются предотвратить подобные трагедии в будущем. И они уже добились кое-каких результатов. Например, англичанин Эд Галеа создал компьютерную симуляцию, которую использовали при восстановлении аэропорта в Дюссельдорфе: в 1996 году аэропорт серьезно пострадал от пожара, тогда там погибло 16 человек, и вот его практически перестроили, сделав куда безопаснее.
Возможно, скоро кое-что перестроят ни много ни мало в Мекке. Ежегодно во время хаджа здесь скапливаются миллионы (!) паломников, и десятки, а то и сотни из них гибнут в толпе. Но Хэни Махмасани, исследователь пешего движения из США, нашел "корень зла" -- недостаток проходов к священным местам. Если бы их было больше, люди не давили бы друг друга...
Так что же, "ходьбология" -- это панацея против несчастных случаев в толпе? Почти. Однако, как говорит Михаэл Шрекенберг, "против двух очень важных факторов, которые в экстренных ситуациях могут оказаться роковыми, мы бессильны. Против плохо обученного персонала, который не сохраняет выдержку, не стабилизирует обстановку, но сам впадает в панику. И против туннелей. Они так сильно давят на человеческую психику, что даже самые хладнокровные начинают паниковать. Не дай вам Бог оказаться в туннеле во время какого-нибудь бедствия! Не дай вам Бог упасть! Иначе толпа наверняка промчится прямо по вам и затопчет насмерть..."
Евгения САВИНА

Больше трех -- собираться
И только кошка гуляет сама по себе


Каждую весну и осень в Сан-Франциско сама природа устраивает грандиозное шоу бабочек. По весне бабочки-монархи собираются огромными стаями и летят на север, осенью возвращаются назад. Их крылья такие яркие, что затмевают солнце (размах крыльев размером с ладонь!). Тысячи туристов, словно завороженные, смотрят на это великолепие. Вот только пересчитать монархов еще не удавалось ни одному зеваке. И мало кто встречал такую бабочку одну, без сородичей.
Антилопы, волки, шимпанзе, тюлени -- все животные ценят общество себе подобных и живут кто стадом, кто гуртом, кто табуном, кто стаей, а кто и косяком. Рыбы и насекомые тоже коллективисты. Окуни собираются вместе сотнями тысяч. Мексиканские пауки Mallos gregaris втысячером ткут одну паутину. Пчелы и муравьи строят целые города. Но рекордсмен, безусловно, саранча: во время перелетов миллиарды (!) насекомых сбиваются в стаи, и размеры этих стай достигают 100 км в длину и 20 км в ширину!
Иногда животные кучкуются не намеренно, их не связывают социальные или родственные отношения. Так, гусеницы подползают к одному листу салата просто потому, что каждой из них в отдельности он показался аппетитным.
Но чаще коллективы -- это нечто большее, чем скопище индивидуалистов.
Социобиологи делят коммуны животных на открытые и закрытые. В открытых, как, например, у рыб или птиц, представители вида взаимозаменяемы: неуживчивый окунек в два счета покидает стаю, на его место приходит (приплывает) другой, и сородичи принимают его. В закрытых сообществах: в волчьих стаях, львиных гаремах или в колониях термитов -- строже, чужаку сюда нет доступа.
Разумеется, эволюция не пришла бы к коллективизму, если бы это было невыгодно с точки зрения сохранения вида. Но сотни глаз лучше разглядят богатое место кормежки или безопасное укрытие, чем два, а сотни ушей скорее услышат поступь врага. Если животных много, они могут по очереди питаться и "нести вахту", остерегаясь врага, а коли тот нападет, многочисленное стадо сумеет защититься, в отличие от одиночки. И детенышей "коллективисты" воспитывают вместе: азиатские слоны в своих стадах, где бывает до 10 000 голов, организуют нечто вроде детсадов. Даже расход энергии в коллективе сокращается! В холода животные согревают друг друга своими телами и тем самым экономят силы.
Однако у "групповухи" есть не только плюсы. Обратная сторона коллективизма -- это и конкуренция внутри стаи, и эпидемии, распространяющиеся в коммунах очень быстро, и даже массовая паника. Известны случаи, когда целые стада морских животных сбивались с курса, заплывали на мелководье и в смятении выбрасывались на берег, где задыхались под весом собственного тела. В октябре 1998 года в Новой Зеландии оказались на мелководье в заливе Дугбой, выбросились на берег острова Стьюарт и погибли 228 гринд (черных дельфинов).
Е.С.

0 коммент.:

Отправить комментарий