вторник, 10 августа 2010 г.

Семидорожник

Лабиринт интернационален. Неизвестно, какой народ придумал его первым. Где бы ни жил человек, в Перу или Швеции, в Англии или России, он представляет один образ: путаные дорожки, ложные ходы и тупики, долгожданный выход, который не найти без помощи Ариадны.
Меж тем у классического лабиринта нет ничего общего с этой головоломкой. Лабиринт в его первоначальном виде имеет форму круга и состоит из семи кольцевидных дорожек, которые ведут от входа к центру и обратно. Именно так рисовали его древние.
Самым ранним из известных науке изображений 3,5-3,2 тысячи лет. Таков возраст глиняной таблички с рисунком из семи концентрических линий, которая найдена на греческом острове Пилос, а также сирийской глиняной посуды, украшенной изображением классического лабиринта. Рисунки семидорожников встречаются также на стенах пещер в Испании, в Италии, Перу, Бразилии, Мексике, США.
Индейские племена тохоно о'отам и пима из американского штата Аризона сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом, который называют "дом Иитои" -- в честь своего прародителя, дух которого покоится на вершине горы Бабокивари. Время от времени дух превращается в маленького человечка и спускается в индейские деревни, где вволю шалит и бедокурит. Всякий раз жители деревень пытаются его поймать но Иитои всегда удается сбежать -- он запутывает следы на манер лабиринта, и люди сбиваются с дороги.
Обитель Минотавра
Однако чем дальше человечество уходило от своего пещерного детства, тем более сложные и изощренные лабиринты оно выстраивало.
Самый знаменитый лабиринт-головоломка, безусловно, тот, что, по преданию, построил на Крите афинский скульптор Дедал. Это был дворец со столь запутанными ходами, что, войдя в него, невозможно было найти выход. Дедал создал его по велению критского царя Миноса, который заключил в Лабиринте сына своей жены Пасифаи -- чудовище Минотавра с телом человека и головой быка. Каждый год в жертву человеко-быку приносились семь юношей и семь девушек. Они блуждали по бесконечным переходам дворца в поисках выхода, но никому не удавалось выбраться из Лабиринта, всех пожирал ужасный Минотавр, пока не был убит Тесеем, которому помогла своим клубком Ариадна...
За свою долгую историю критский Лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно. Однако жители острова долго помнили о знаменитом дворце -- археологи нашли на Крите монеты, изготовленные примерно за 300 лет до рождения Христа, их украшало изображение Дедалова Лабиринта. Да спустя много веков после античности легенда о Минотавре не забыта. Вспомнить хотя бы серию гравюр Пикассо: "Слепой Минотавр", "Умирающий бык", "Минотавромахия", "Герника".
От рождения до смерти
Вслед за греками лабиринты-путаницы начали строить и другие народы. Однако эти сооружения уже не служили коварной ловушкой. Напротив, лабиринты наделялись благородным, сакральным, обрядовым и даже религиозным смыслом.
Так, в Европе блуждание по запутанным ходам заменяло паломничество к христианским святыням -- человек, прошедший лабиринт, словно добирался до Земли Обетованной, а ходы символизировали непростую дорогу христианина к спасению. Порой такое паломничество совершалось не выходя из дома -- небольшие мозаичные лабиринты выкладывались на полах средневековых замков, по их дорожкам либо ступали мелкими шажками, либо проходили путь мысленно, внимательно вглядываясь в переплетения ходов, либо... ползали. Картина была поистине комическая! Какой-нибудь вельможа елозил на четвереньках по полу или часами стоял наклонив голову, вперясь в мозаику, чтобы заслужить местечко в раю...
Описанный Геродотом самый большой египетский лабиринт был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было 1500 наземных и столько же подземных помещений. Весь этот колосс использовался в качестве гробницы для фараонов и крокодилов.
С наступлением нашей эры лабиринты продолжали ассоциироваться с загробным миром. В европейских странах их чертили на стенах усыпальниц. Существовало поверье, что души умерших, дабы они не беспокоили живых, заключаются в центр "головоломки", откуда многочисленные дорожки не дают им выбраться наружу. Человеку, который хотел пообщаться с усопшими предками, достаточно было провести по рисунку пальцем -- от входа к центру, где он "встречался" с мертвыми. В Швеции, где лабиринты выкладывались на земле из камня, по ним провозили умерших, прежде чем предать тела земле.
Раннехристианский свадебный обряд также не обходился без лабиринта -- в его центр ставили невесту, а жених, чтобы получить суженую, должен был добраться до нее, миновав нелегкий путь.
Нередко лабиринты служили талисманами. Они могли оберегать как отдельного человека (и в этом случае вырезались на амулетах или двери дома, вышивались на одежде), так и целый город. Традиционно лабиринт-оберег строился на центральной площади и иногда обносился толстой каменной стеной -- считалось, что, будучи сам защищенным, он защитит город. Такой замурованный лабиринт был, к примеру, в Риме. В Индии каменные лабиринты выкладывались на подступах к крепостям. А в Финляндии охотники и пастухи до сих пор бродят по специально выложенным из камня "головоломкам", дабы защитить себя от волков, троллей и злых духов.
Лабиринт-party
Со времен Возрождения лабиринт постепенно утрачивал свой философский смысл. Отныне он служил развлечением, забавой.
В Европе особенное распространение получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. Обычно эти "головоломки" делались в форме круга диаметром от 9 до 18 м. Но были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры. Так, в польском городе Слупске был лабиринт 45 м в диаметре. Архивная запись 18 века сообщает, что молодые денди сломя голову носились по дорожкам похожего дернового лабиринта, стремясь быстрее соперников достичь девушки, прохлаждавшейся в тени ясеня. Около Ганноверского (Германия) лабиринта с лаймовым деревом посередине устраивались народные гуляния. Дерновые "головоломки" были хороши всем, кроме одного -- они не отличались особой прочностью, и часто после особенно шумного празднества с ними можно было распрощаться. До наших дней дотянули лишь 11 подобных лабиринтов: 8 в Англии и 3 в Германии.
Каменные лабиринты были куда прочнее. Их выкладывали либо под открытым небом на земле или песке, либо в качестве украшений на полах дворцов, замков, церквей, театров и других публичных зданий. В последнем случае материалом для лабиринтов, как правило, служили цветные полудрагоценные камни или плитки. Однако находились богачи, которые позволяли себе лабиринты из драгоценных камней.
А в Японии наибольшее распространение получили лабиринты из дерева, причем 150 из них были построены совсем недавно...
Укромный уголок
Лабиринты с живой изгородью из деревьев и кустарников особенно пылко любят англичане. История происхождения этих "головоломок" весьма пикантна. Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью (ныне разрушенный) был высажен в 12 веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке и назывался Будуар Розамунды. Острые языки утверждают, что Генрих не просто так создал украшение для своего сада. Якобы в центре лабиринта король построил особнячок для фаворитки Розамунды Клиффорд (отсюда и название). А поскольку никто, кроме самого монарха, до поры до времени не знал единственно верного пути к дому прекрасной дамы, любовники могли наслаждаться обществом друг друга, не опасаясь, что их уединение нарушит королева Элеонора или кто-то из слуг. Но блаженство Генриха II продолжалось недолго. Его жена оказалась умнее, чем он думал, и, воспользовавшись одним из методов разгадывания лабиринтов, пробралась-таки в укромный уголок и убила соперницу.
Впрочем, все это не более чем легенда. Некоторые историки утверждают даже, будто лабиринты с живой изгородью возникли исключительно для того, чтобы защитить королевские поместья от диких кабанов. Но как бы то ни было, Будуар Розамунды вдохновил англичан на создание множества других "путаниц" из кустов и деревьев, в которых с одинаковым успехом можно спасаться от зверей, устраивать амурные дела и просто бродить по тенистым аллеям.
Один из самых известных английских лабиринтов подобного рода -- Хэмптон Корт -- был построен, вернее, посажен в 1691 году. А прославил его герой книги Джерома К. Джерома "Трое в лодке не считая собаки" Гарри, который заблудился именно в этом лабиринте. Сегодня тысячи туристов с разных концов света съезжаются в Англию с единственной целью -- посостязаться с книжным героем. Кстати, все они в один голос заявляют, что Хэмптон Корт хоть и сложен, но не до такой степени, чтобы затеряться в нем без всякой надежды выбраться.
1991 год в Великобритании был провозглашен Годом Лабиринта. Действительно, лабиринтов во владениях Ее Величества Английской королевы так много, что грех было не придумать в их честь особый праздник. В течение всего года практически каждый уик-энд англичане и туристы могли совершенно бесплатно бродить по аллеям Хэмптон Корта, Лидса, Хивера и прочих. Можно не сомневаться: недостатка в желающих покорить очередной лабиринт не было!
Евгения САВИНА

Я не сужу!
"Сделай сам" (если веришь)

Эзотерика трактует лабиринты как священные ворота в иное измерение, средоточие тонких энергий, место, где человек способен слиться с космосом и расширить пределы своего сознания. Среди множества медитативных практик есть одна, напрямую связанная с лабиринтами.

Лучше всего для медитации подходит классический семидорожечный лабиринт. Он имеет вид спирали, внутри которой, по мнению эзотериков, заключена энергия. Проходя по дорожкам, человек словно раскручивает спираль и вбирает в себя энергетические потоки. При этом для того чтобы медитировать с помощью лабиринта, вовсе не обязательно ходить по нему в прямом смысле слова, а следовательно, не обязательно иметь лабиринт, так сказать, "в человеческий рост". Достаточно небольшой модели, которую легко соорудить самому.



Чтобы сделать лабиринт, возьмите лист бумаги и карандаш. Скопируйте рисунок. Размеры его должны быть такими, чтобы по дорожкам удобно было водить пальцем (именно так вам предстоит "ходить" по лабиринту). Самый оптимальный вариант -- модель размером с тарелку. Для прочности рисунок желательно наклеить на картон. "Стены" лабиринта можно обозначить рельефно, приклеив на карандашные линии мелкие камешки или бусины.
Прежде чем приступать к медитации, потренируйтесь: "пройдите" несколько раз весь путь от входа к центру. В идеале вы должны привыкнуть к дорожкам лабиринта настолько, чтобы проводить по ним пальцем вслепую, не фиксируя на этом внимание. Вход в лабиринт из семи витков находится на уровне третьей дорожки. Дальнейший путь к центру пролегает по второй, первой, четвертой, седьмой, шестой и пятой дорожкам соответственно. Возвращение происходит в обратном порядке.
Прежде чем войти в лабиринт, мысленно сформулируйте то, что вас беспокоит. Затем на каждом новом витке мысленно произносите ту или иную фразу, соответствующую очередному этапу решения проблемы. А именно.
Виток 3: "Я думаю..." Попытайтесь как можно полнее осмыслить свои неприятности.
Виток 2: "Я чувствую..." Переходите от рационального к иррациональному, от размышлений к эмоциям. Что вы ощущаете в связи с вашей проблемой?
Виток 1: "Как эта проблема влияет на мое физическое состояние?"
Виток 4: "Как проблема влияет на мою духовную жизнь?" Может быть, ваши неприятности сделали вас духовно богаче или, напротив, они гнетут, подавляют вас?
Виток 7: "Господь, иди со мной!" Этот виток предназначен для молитвы.
Виток 6: "Я вижу!" Лабиринт поможет вам увидеть способ решения проблемы. Главное, ничего не анализируйте, не говорите "Это отлично!" или "Из этого ничего не выйдет". Просто примите ниспосланное вам как данность.
Виток 5: "Каков первый шаг?" На этой дорожке вы поймете, каким должен быть ваш первый шаг к преодолению неприятностей.
Центр лабиринта: Это не более чем отдых перед тем, как двинуться в обратный путь.
Виток 5: "Я не сужу!" Пока ничего не оценивайте, просто взгляните на то, что вам дано.
Виток 6: "Я запоминаю!" Запомните полученную подсказку, с помощью которой вам, возможно, удастся разрешить проблему.
Виток 7: "Я благодарю!" Вновь обратитесь к богу, поблагодарите его.
Виток 4: "Как полученное решение повлияет на мою духовную жизнь?" Попытайтесь осознать, как изменится (и изменится ли) ваша духовная жизнь, если вы примете подсказку лабиринта.
Виток 1: "Как решение повлияет на мое физическое состояние?"
Виток 2: "Я чувствую..." Какие эмоции вы испытываете на сей раз: желание воплотить полученное решение в жизнь, тревогу, спокойствие...
Виток 3: "Я думаю..." То, что лабиринт дал вам именно эту, а не какую-то другую подсказку, еще не означает, что она является единственно верной и абсолютно подходит вам. Постарайтесь разумно и взвешенно оценить то, что вы получили.




Вавилоны и кукурузники

* Считается, что нет ничего проще найти выход из лабиринта. Нужно лишь положить одну руку на стену или изгородь и идти за ней, куда бы ни вела дорожка. Однако правило одной руки действует лишь в лабиринтах с непрерывными ходами. В головоломках островного типа, чьи отдельные фрагменты-островки не связаны друг с другом, эта уловка не пройдет.
* Член Лондонской гильдии садовников Адриан Фишер построил самую уникальную из всех существующих ныне головоломок --  лабиринт, предназначенный для тренировки слепых. Лишенные зрения учатся ориентироваться в переплетении дорожек с помощью всевозможных звуковых эффектов, направленных потоков воздуха и разных на ощупь материалов, из которых сложены стены лабиринта.
* В Сиэтле существует лабиринт роботов, построенный обществом робототехники. Небольшая деревянная "головоломка" предназначена для проведения соревнований между ходячими роботами: кто из них быстрее доберется до центра и обратно.
* Иль-Лабиринто расположен в саду у виллы Пизани в городе Стра (Италия). Точная дата постройки неизвестна, но упоминался он еще на глиняных табличках 1200 г. до н.э. А в 1807 году в этом лабиринте, чьи дорожки тянутся более чем на 6 километров, заблудился сам Наполеон Бонапарт.
* Индейцы племени хопи называют лабиринт "тапу-ат", что означает "мать и дитя". Существуют два типа такого лабиринта. Первый, круговой, является символом отца-солнца. Его дорожки означают жизненный путь, а 4 коридора, образующие крест, соответствуют четырем главным событиям в жизни: рождению, свадьбе, рождению первенца и смерти. Второй тип лабиринта, квадратный, символизирует мать-землю. Переплетаясь, его линии образуют маленький лабиринт внутри большого. Хопи говорят, что это мать-земля вынашивает в утробе ребенка.
* Небольшой лабиринт Пикник был сооружен по случаю пикника сотрудников компании "Майкрософт" и во славу Билла Гейтса. Вот только посвящен он почему-то не компьютерам, а динозаврам.
* Александр Тинн, герцог Батский, обожает лабиринты из кустов и деревьев. В его поместье Лонглит в Южной Англии посажен самый большой в мире лабиринт с живой изгородью. Его площадь 0,6 га, размеры 114х56 метров, общая протяженность дорожек 2,72 километра, а изгородь составляют 16 180 тисовых деревьев. Лабиринт разделен на две секции. Одна полегче: чтобы пройти ее, требуется 15-30 минут; вторая сложнее, в ней некоторые плутают часами.
* В Древней Руси лабиринты называли "вавилонами". Больше всего их было на севере, на берегах Баренцева, Норвежского, Балтийского, Белого морей. Они имели форму круга диаметром 10-12 м и выкладывались из небольших камней. Поэтому сейчас, когда "вавилоны" заросли травой, их почти невозможно заметить издали. Возможно, они были культовыми сооружениями. А одна из версий этнографов связывает лабиринты с исконным промыслом поморцев -- рыбной ловлей. Возможно, это схемы древних орудий лова.

0 коммент.:

Отправить комментарий