А основания тревожиться есть. Жаль вас разочаровывать, но лучше круглый год ходить в валенках, чем пережить все "прелести" глобального потепления. Но обо всем по порядку.
Что это такое
Обстановка накаляется. Причем в буквальном смысле слова. Может быть, жителям России трудно в это поверить, но температура воздуха на планете неуклонно повышается. Метеорологи США говорят, что последнее десятилетие было в Америке самым теплым за всю историю наблюдения, при этом каждый последующий год был жарче предыдущего, и эта тенденция сохраняется. В других странах -- та же погодная картина. Близ экватора нынче вообще нечего делать, если только ваша хижина из пальмовых листьев не оборудована мощнейшим кондиционером.
Самым очевидным признаком наступления тепла является... правильно, таяние снега и льда. Лед, покрывающий Землю, тает. И такими все возрастающими темпами, что только успевай подсчитывать, сколько его убыло и сколько, соответственно, воды прибыло в Мировом океане.
Итак. Арктический морской лед за период с 1978-го по 1996 годы потерял 6% своей площади, что составляет 34 300 кв. км ежегодно. То есть каждый год в Арктике исчезает целая ледовая страна размером с Бельгию или Швейцарию! Кроме того, арктический лед год от года становится все тоньше. Если в 70-х его средняя толщина составляла 3,1 метра, то сейчас 1,8 м.
На другом конце Земли, в Антарктиде, тоже отнюдь не сухо и комфортно. И там лед превращается в воду. Основные потери несут прибрежные ледники. За последние десять лет три из них -- Уорди, Принц Густав и Ларсен A -- исчезли полностью, светлая память. Еще два также совсем скоро прикажут долго жить, и тогда общие потери льда в Антарктиде составят 21 000 кв.км. По сравнению с тем, что останется, это мелочь. Как-никак Антарктида составляет 91% ледового покрова планеты. Но сама тенденция крайне опасна, особенно если учесть, что скорость таянья льда все время возрастает.
Гренландия -- крупнейшее после Антарктиды скопление льда на Земле (8% ледового покрова) -- начиная с 1993 ежегодно становится тоньше на метр и меньше на 12 кубических миль.
Наконец, тают глетчеры -- ледовые шапки гор. Они исчезают с глаз долой особенно быстро, потому что находятся за пределами полюсов. Громче всего журчат ручьи в горах Африки. Самый большой африканский глетчер Левиса на горе Кения за последние сто лет потерял 92% своей массы. Знаменитые снега Килиманджаро за этот же период полегчали на 73%. На горных вершинах других континентов дела обстоят не лучше. В Тянь-Шане за последние сорок лет растаяли 22% льда. Ледник Упсала (Аргентина) вот уже шесть десятилетий подряд ежегодно сокращается на 60 м. В Альпах перед глобальным потеплением катапультируют аж 95% глетчеров! Гляциологи называют скорость таяния горных ледников экстремальной. В целом к 2050 году может бесследно растаять четверть всей нынешней массы глетчеров, а к 2100-му -- половина. Если где и останется лед, то только в вашем бокале с минералкой, которой вам волей-неволей придется охлаждаться в эпоху глобальной жары.
Чем это грозит
А грозит это, разумеется, не только тем, что нам придется раскошеливаться на прохладительные напитки и менять горные лыжи на водные.
Как уже было сказано, таяние льдов повышает уровень Мирового океана. Если с 1960-го по 1990 годы этот уровень увеличивался на 0,28 мм в год, то в последнее десятилетие он становится выше на 1,1 мм ежегодно. Но это в среднем. Есть местности, где вода прибывает гораздо быстрее. И эти местности находятся под реальной угрозой затопления. Да что там -- их уже топит! Несколько лет назад под водой скрылся островок Тебуа Тарава. Он был необитаемым, но отнюдь не бесполезным -- служил ориентиром рыбакам из островного государства Тувалу (это в Океании, к востоку от Австралии). Прочим -- населенным! -- островам Тувалу также грозит гибель.
Вообще почти половина всего населения Земли живет в прибрежных зонах, а значит, половина человечества может элементарно утонуть, если наступит глобальная жара. Таяние одного только западноантарктического ледяного массива, который по площади равен Бразилии и уходит в глубину на два с лишним километра, повлечет за собой повышение уровня Мирового океана на 7 метров. И тогда морская пучина поглотит Нью-Йорк, Шанхай, Владивосток, Санкт-Петербург...
Можно было бы бросить клич: уходим, пока не поздно, с прибрежных низин в горы. Но в том-то и дело, что жителям горных местностей придется не слаще. Во-первых, они тоже не застрахованы от наводнений. В 1985 г. в Непале растаял глетчер, вода переполнила одно из местных озер, и оно затопило все на расстоянии 90 км вокруг, погибли люди. Во-вторых, глобальное потепление в горах означает, как это ни парадоксально на первый взгляд, отсутствие воды. Судите сами: именно тающие глетчеры пополняют запасы пресной воды в местностях, расположенных значительно выше уровня моря, но если глетчеры совсем растают, то воды сначала станет в избытке, а затем она испарится -- солнце-то будет пригревать по-прежнему!
Таяние горных ледяных шапок опасно еще и тем, что при исчезновении льда на склонах гор образуются рыхлые каменистые отложения. Дожди и снегопады могут привести их в движение, и тогда мощные каменистые лавины накроют все на своем пути. Арктические льды, в свою очередь, под воздействием высоких температур раскалываются на айсберги -- кто знает, сколькими "титаниками" одарит нас глобальное потепление?!
Однако самое невероятное последствие глобального потепления заключается в том, что в конечном итоге на Земле станет... холодно! Об этом свидетельствуют пингвины, которые в последнее время стали частыми гостями на побережьях близ Рио-де-Жанейро. Меж тем привычный ареал обитания этих птиц находится аж на три тысячи километров южнее, ближе к Южному полюсу. Как же их занесло в "город белых штанов"? Оказывается, попутным течением. Мигрируя, пингвины следуют за холодными течениями, которые, судя по всему, сместились на тысячи морских миль в результате все того же глобального потепления. А раз так, то и вся система подводных океанических течений должна перестроиться: теплые атлантические течения, омывающие Северную Европу и восточное побережье США, тоже сместятся, и в течение последующих десяти лет средняя температура воздуха в этих местностях понизится на 20 градусов.
Кто в этом виноват
Определенный ответ на этот вечный вопрос нельзя дать и в случае с глобальным потеплением.
Одни исследователи связывают перемену климата с солнечной активностью (изменения в магнитном, ультрафиолетовом и рентгеновском излучениях). Она якобы вызывает повышенную концентрацию в земной атмосфере парниковых газов: водяного пара (H2O), озона (O3), углекислого газа (CO2), метана (CH4) и различных окисей азота. Эти газы удерживают в воздухе тепло, что твоя шуба, и тем самым провоцируют небезызвестный парниковый эффект, который, собственно, и является первопричиной глобального потепления.
Другие ученые (в частности, Генрик Свенсмарк из Датского метеорологического института в Копенгагене) валят на Солнце еще и вину за так называемые "солнечные ветры" -- потоки заряженных частиц, исходящие от звезды. Эти "ветры" на пару с "космическими лучами" (такими же потоками высокоэнергетических частиц) буквально омывают нашу планету. Их совокупность определяет, насколько велик будет облачный покров Земли, а уж от размера облачного покрова зависит, замерзнем мы или согреемся.
Третьи полагают, что у глобального потепления нет конкретного виновника. Те же глетчеры, к примеру, реагируют сразу на многие факторы: изменения температуры, атмосферные явления, извержения вулканов, техногенные вмешательства и т.п. Да и таять они начали не вчера, а еще в XIX веке, а это значит, что глобальное потепление -- штука хоть и неприятная, но вполне естественная.
Однако большинство ломающих голову над вопросом, кто виноват в глобальном потеплении, предлагают человечеству быть честным по отношению к самому себе. Датский климатолог Кнуд Лассен на основе скрупулезных расчетов утверждает: солнечная активность лишь отчасти оказывает воздействие на повышение земной температуры, основная же вина за глобальное потепление, особенно в последние пятнадцать лет, лежит на самих землянах. С датчанином полностью согласны исследователи из Колорадо (США): люди подогревают планету в шесть раз сильнее, чем все "солнечные ветры", солнечные пятна и извержения вулканов вместе взятые. В конце концов, неспроста жара начала наступать семимильными шагами именно в последние десять-пятнадцать лет, когда человечество развернулось во всю свою индустриальную мощь.
...Среди ученых есть и еретики, утверждающие, что... глобального потепления не существует. Мол, весь тот "экстрим", который трусливые земляне скопом списывают на ГП, -- африканские засухи, наводнения в Америке, озоновые дыры над Арктикой и Антарктидой, таяние ледников, периоды ураганов -- уже происходил в прошлом, и ничего, обошлось. Да и вообще -- о суперпотепелении если и можно говорить, то только относительно такого же суперпохолодания, имевшего место лет сто назад: мы просто оттаиваем. Но как в таком случае быть с пугающими фактами, изложенными выше? А они, по мнению еретиков, приписаны глобальному потеплению задним числом. Данные же со спутников будто бы показывают, что никакого потепления в нижних слоях земной атмосферы нет. Ну уж, ну уж... Одно из двух: либо те, кто пытается усыпить нашу бдительность, провокаторы, либо они живут где-нибудь за Полярным кругом и не чувствуют наступления жары...
Что с этим делать
Единого способа борьбы с глобальным потеплением нет. Таких способов несколько, но все они, увы, малоэффективны. Похоже, мы способны создавать экологические проблемы, но не решать их!
Кто-то предлагает "удобрить" океаны железом. Содержание железа в океанической воде способствует росту фитопланктона -- одноклеточных подводных растений. А фитопланктон, как и все другие растения, поглощает углекислый газ и очищает атмосферу. Соответственно, чем больше его будет, тем чище станет наш воздух. Правда, пока не ясно, как расцветший буйным цветом фитопланктон скажется на равновесии всей экосистемы.
Есть доброхоты, советующие крыши всех (!) зданий в мире выкрасить в белый цвет -- чтобы отражали солнечные лучи не хуже ледников! Другие видят панацею в том, чтобы пустить в дрейф по Тихому океану огромный пенопластовый континент -- тот же отражатель.
Кроме того, ведутся вполне серьезные разработки по решению проблемы в самых что ни на есть космических масштабах. Сторонники этой идеи предлагают установить на околоземной орбите гигантское зеркало или рассыпать и удержать в атмосфере тончайший слой отражающих пылинок. Цель все та же -- пригасить Солнце, то есть частично отразить его свет обратно. Подобные "игры с огнем" уже проводились. В 1993 году наши российские космонавты развернули на искусственном спутнике Земли 22-метровое пластиковое зеркало-зонт под названием "Знамя". Правда, тогда цель была обратная -- направить пучок солнечного света на Землю, аккурат на российские северные города, чтобы согреть северян. И хотя впоследствии наши ученые "заморозили" проект, он доказал: перенаправлять солнечный свет в принципе возможно. Сейчас, по подсчетам геоинженеров, чтобы избежать климатического коллапса, нужно всего ничего -- блокировать 1,8% солнечного света, причем чем дальше от Земли это сделать, тем лучше. Можно, к примеру, в полутора миллионах километров от нашего "шарика", в известной точке Лагранжа (где притяжение Земли, притяжение Солнца и центростремительная сила вращения на орбите уравновешиваются), вывести на орбиту отражающий щит диаметром 2000 км. А можно запустить в "космическую одиссею" целый сонм микро-отражателей. Чуть ближе к Земле нужно распылить от тысячи до десяти миллионов тонн пылинок в зависимости от того, из какого вещества они будут состоять (к примеру, планету хорошо затеняет двуокись серы, которую выбрасывают действующие вулканы). Но пока вопросов гораздо больше, чем ответов. Что если зеркальный щит выйдет из строя? Как избежать столкновения между мини-зеркалами? Как быть с отражающими пылинками в атмосфере, которые -- совершенно точно! -- максимум через десять лет осядут на Землю, не говоря уж о том, что превратят небо из голубого в белое? Кто, в конце концов, будет решать, какой должна быть температура воздуха на нашей планете и что такое оптимальный климат? И вообще, что если главный фактор глобального потепления вовсе не Солнце?..
***
...Прогнозы неутешительны. Даже если промышленные государства наконец договорятся и снизят-таки уровень выбросов парниковых газов, даже если каждый из нас откажется от личного автомобиля, обзаведется солнечными батареями, выбросит дезодоранты и лаки для волос и ринется сажать деревья, даже если все мы вдруг перестанем дышать, глобальное потепление все равно не остановить! Что бы мы ни делали, в ближайшие сто лет температура воздуха на Земле поднимется в среднем на 1-3,5 градуса по Цельсию. Правда, если не предпринять никаких мер, она поднимется на все 5. Меньше всего жара потревожит Ирландию, Англию, Новую Зеландию, Чили, Уругвай и Аргентину -- там температура увеличится менее чем на 3 градуса. На 5 градусов жарче станет в и без того не прохладной Средней Азии. Ну а сильнее всего глобальное потепление заявит о себе в Канаде и... России! У нас к концу XXI века среднегодовые температуры поднимутся на 6 и более градусов. Не вяжите шерстяные носочки для внука!
Наталья СОЙНОВА
0 коммент.:
Отправить комментарий