Мы не увидим неба в алмазах
Естественная темнота всегда пугала человека. Это ясно выражается в нашей речи. Кромешная тьма делает жизнь беспросветной, под покровом ночи вынашиваются самые недобрые замыслы и пробуждаются черные фантазии. Только при свете можно увидеть, как прекрасен этот мир.
Человек с начала времен пытается одолеть темноту и зажечь свет надежды. Его скромными вспомогательными средствами в этом были костер, факел, свеча, керосиновая лампа. Когда они гасли, жизнь озаряли нежное сиянье луны и звезд да блестящие очи возлюбленной.
Но значительно больше света, чем глаза самой прекрасной женщины, дали электрические лампочки. Смена ночи и дня, светлого и темного, миллионы лет руководившая биоритмами человека, была уничтожена горячей вольфрамовой нитью. Теперь мы сами определяем ритм своей жизни -- темнота наступает после выключения лампы на ночном столике. Свет, начало всей жизни, универсальный задатчик биоритмов для людей, животных и растений, стал бичом природы, новой экологической опасностью.
Первыми заметили, что что-то неладно в нашей природе, астрономы. Зловещее свечение плотно заселенных территорий стало мешать им видеть звезды. Сегодня жители больших городов не имеют возможности увидеть на ночном небе все полагающиеся 2 500 звезд, а с трудом могут разглядеть лишь несколько десятков. Океан света разлился по всей планете. Как показывают снимки со спутников, на Земле осталось совсем мало по-настоящему темных областей -- только в отдаленных пустынных регионах и все более уменьшающихся оазисах тропического леса.
Очарованы, околдованы
То, что наблюдение за звездами и яркий свет несовместимы, ясно как день. Но есть и другие неприятности от искусственного освещения. Оно драматически изменило условия жизни многих животных. Каждый вечер миллиарды насекомых и птиц попадают в световые ловушки. Их танец экстаза вокруг уличных фонарей почти всегда оканчивается смертью. Мотыльки сгорают или, истощив силы, падают на землю. Австрийские ученые посчитали, что одна световая реклама из трех букв за год убивает 350 000 насекомых.
Околдованные светом, они забывают про поиск пищи и партнера, кладку яиц и продолжение рода. Жуки, комары, мухи и бабочки расточают свою энергию в бессмысленном круговом полете. А ведь у некоторых недолго живущих видов на все операции по продолжению рода есть лишь несколько часов. Понятно, что последствия светового загрязнения скажутся на многообразии видов насекомых.
Летела стая гусей
Но если гибель насекомых в световом море беспокоит лишь узкий круг специалистов по мотылькам, то массовая гибель птиц вызывает возмущение у многих. Искусственные источники света вводят в заблуждение прежде всего перелетных птиц.
Сотни их видов летят древними путями и днем, и ночью. Обычно они ориентируются по созвездиям. Но если маршрут стаи проходит над плотно населенными территориями, свет городов сбивает систему птичьей навигации. Нередко они резко меняют курс и летят к светящимся высотным зданиям, башням, маякам и даже ярко освещенным морским судам. Как мотыльки на пламя свечи. Возможно, они воспринимают свет как какой-то указатель на маршруте.
Но вместо помощи он ослепляет и дезориентирует птиц так, что они начинают биться об оконные стекла, стены, прожекторы и даже землю.
Осенью 1996 жители Марбурга (Германия) наблюдали, как световая реклама ночной дискотеки запутала стаю летящих на юг журавлей. Потеряв ориентацию, птицы несколько часов кружили рядом и затем обессилено опустились в палисадники. В садах были найдены также сотни мертвых или неспособных летать маленьких птиц. Власти города запретили владельцу дискотеки проводить световые шоу поздней осенью, и стаи журавлей больше не падали на тротуары города.
7 октября 1954 года около 50 тысяч птиц, привлеченных светом маяка на американской военно-воздушной базе, погибли, разбившись о землю. А в 1981 году более 10 тысяч птиц врезались в огромную, ярко освещенную прожекторами дымовую трубу на электростанции на озере Онтарио. 22 января 1998 года от 5 до 10 тысяч обезумевших от яркого света прожекторов птиц разбились о радиотрансляционные вышки в Канзасе. Высотное здание Чикагского выставочного центра ежегодно уносит жизни около 1 500 мигрирующих птиц. (В России подобная статистика, вероятно, не ведется. Какие там птицы...)
Канадский орнитолог Майкл Мезур оценивает количество пернатых, которые сталкиваются в Северной Америке с освещенными зданиями, в 100 миллионов в год. Трагедия происходит из-за ослепления птиц. Они перестают воспринимать препятствие на своем пути и часто летят прямо на световой источник. При скорости 75 км/час (скворец) или даже 120 км/час (чирок-свистунок) у них нет никаких шансов на выживание при столкновении с корпусом лампы или зданием.
Самыми коварными капканами являются световые маяки. После резких протестов защитников животных на Хельголандском маяке были установлены "птицезащитные" лампы, которые освещают башню снаружи и делают ее видимой. Число погибших птиц резко уменьшилось.
Световой смог в городах влияет на разных зверей по-разному. Например, если на территории, где обитают дрозды, есть уличные фонари, то птицы поют там всю ночь напролет. Другие кормят своих птенцов в ночное время. В ярко освещенных скверах и парках сбитые с толку птицы начинают вить гнезда осенью, а не весной. Вылупившиеся в неурочное время птенцы замерзают или умирают от голода.
Куда завел меня инстинкт
Гибнут не только птицы.
Калифорния. Ночной пляж усыпан несметными точками, которые выглядят как капли дождя, упавшие на песок. Но они двигаются, проворно ползут по песку на крошечных ножках. Это только что вылупившиеся черепашки пытаются пробраться к воде. Словно ведомые магическим компасом, они ползут по песку туда, где смогут начать свою жизнь -- в море.
Однако в последнее время черепашье шоу в Лаудердейле идет не по плану. Маленькие существа теряют ориентацию. 95 из 100 только что вылупившихся черепашек-каретт бегут в противоположном направлении от моря. Обычно во время своих ночных скитаний черепахи ориентируются на свет луны и звезд, который отражается от воды -- море нежно поблескивает, а суша окутана тьмой. Так было всегда.
Однако теперь яркое освещение прибрежных улиц, фонари вдоль пляжей, свет автомобильных фар сбивают их с толку -- животные направляются в противоположную от моря сторону и погибают от обезвоживания, голода или под колесами машин. Только что вылупившиеся черепашата могут даже заползти в горящий на пляже костер и сгореть заживо.
Массовая гибель морских черепах у Лаудердэйла -- яркий пример экологического феномена, который американцы назвали "Light pollution" -- световое загрязнение.
Отравленные светом
Пожалуй, нет ни одного живого существа, которое так или иначе не страдало бы от светового загрязнения. Даже деревья в окружении сильных источников света сбрасывают листья позже, чем в естественной темноте.
Опыты с лабораторными животными и на птицеводческих фермах показали, что искусственное освещение серьезно изменяет привычки питания и режим размножения животных. Они могут полностью изменить свое поведение, если света не хватает или, наоборот, слишком много. Поведение животных в природе связано с суточным и сезонным изменением освещения, которое влияет на уровень различных гормонов. А все, что изменяет уровень гормонов, радикально меняет весь организм. Гормоны отвечают за рост, за иммунитет, за размножение, если они не вырабатываются вовремя, или если их производство вовремя не прекращается, последствия могут быть самыми печальными. Недаром в американских экспериментах 1998 года раковые клетки в печени крыс стремительно разрастались, когда животных интенсивно облучали искусственным светом. Не исключено, что искусственное освещение каким-то образом "подправляет" и уровень гормонов в организме человека.
За темные небеса
Но даже там, где нет диких животных, от искусственного освещения больше вреда, чем пользы. Большинство источников света питает электроэнергия от угольных и нефтяных электростанций. Они ежегодно выбрасывают в атмосферу миллиарды тонн углекислого газа, вызывающего парниковый эффект, двуокиси серы, выпадающей кислотными дождями, и двуокиси азота, составной части смога. И все это загрязнение вызвано желанием людей веселиться ночь напролет...
Одна треть энергии вообще тратится впустую, потому что осветительные приборы светят вверх и в стороны, не освещая ничего, кроме птиц и самолетов. И для этого сжигают не менее 6 миллиардов тонн угля или 23 миллиона баррелей (100 миллионов тонн) нефти ежегодно. Так ли уж нужны нам яркие уличные фонари, световая реклама, сияющие огнями, закрытые на ночь супермаркеты, бензоколонки и стадионы? Против такого расточительства уже 12 лет протестует "Международная ассоциация за темные небеса", которая базируется в США, но имеет филиалы по всему миру.
Одна только замена агрессивных ртутных ламп на натриевые снизит приманивающее действие на насекомых на 90 процентов. Натриевые лампы не ослепляют. Еще необходимо применение отражателей, которые направляют свет вниз. Светлыми должны быть улицы и тротуары, а не небо.
"Взять ребенка на руки и смотреть вместе с ним на ночные звезды -- ничто не может заменить этот источник вдохновения", -- говорит Дэвид Саймон, активный борец за темноту. Его требование: выключить наконец-то свет!
Защитники темных небес признают, что пока их действия по защите планеты от светового загрязнения -- всего лишь капля в море света. Но надеются, что она точит камень, и однажды человечество, наконец, поймет, что день должен быть светлым, а ночь -- темной. Что необходимо отделить свет от тьмы. И тьму -- от света.
Как однажды это сделал Господь.
Валентина БОГОМОЛОВА
Чертовски хочется работать!
В темноте или полумраке хорошо шептаться или романтически вздыхать при луне. А работать -- плохо. Сколько света требуется для эффективной работы, досконально определили ученые Технического университета Ильменау.
Оказывается, манипулируя с освещением, можно повысить производительность труда втрое.
Ученые попросили поработать для науки слесарей, студентов, лаборантов и секретарш. В течение одного рабочего дня они должны были сортировать болты, сверлить отверстия, упорядочивать книги на полках, заполнять пробирки и распознавать цифры на гардеробных номерках. Чем необычнее для испытуемого была работа, тем лучше -- приходилось вглядываться повнимательнее.
Результат исследований: для работы человеку нужно освещение как минимум 250 люкс, иначе быстро наступает утомление. Эта магическая граница в 250 люкс известна уже давно: на предприятиях и в офисах, где выдерживается световой стандарт, создается именно такая сила света.
Но оказалось, что 250 люкс -- слишком мало. Лучше всего человеку работается при 600 люкс. Так как такое освещение гарантирует постоянный комфорт: испытуемые после работы так же свежи, внимательны и заряжены энергией, как и до рабочего дня. Желание работать автоматически повышает производительность. Под лампой, дающей 600 люкс, испытуемые произвели на 150 процентов больше. И допустили меньше ошибок.
Однако чтобы достичь необходимые 600 люкс, нельзя использовать в офисах обычные лампы накаливания -- они излучают много тепла, но мало света. Лучше -- неоновые лампы, содержащие все слагаемые света, то есть такие, при которых "не выглядишь как труп".
0 коммент.:
Отправить комментарий