Книга Кристиана Лоусона и Аннели Руфус "Странная Европа" в чем-то опровергает стереотипный образ американцев, изучающих географию по автомобильному атласу родного штата. Оказывается, не все американцы такие -- вот наши авторы, попав в Старый Свет, выбросили традиционные путеводители, в которых Париж -- это Эйфелева башня, Рим -- это Колизей, а Лондон -- Вестминстерское аббатство. Они искали и нашли другую Европу, которую охарактеризовали как "странную". Книга Кристиана и Аннели посвящена тем достопримечательностям Европы, которые не обладают известностью Пизанской башни, но сами по себе не менее, а чаще всего -- куда более удивительны, чем падающая колокольня пизанского кафедрального собора ...
Пять континентов в одном озере
Дания, Верденскортет (северо-восток Ютландии)
Воды датского озера Клейтруп омывают все пять континентов Земли: датский чудак Серен Поулсен отвел озеру такую же роль, какую Творец дал Мировому океану.
Дело всей жизни Серена стало создание "сада" в виде точной копии мира, а вернее -- физической карты мира. В водах озера он в одиночку (!) насыпал острова, очертаниями, рельефом и пропорциями в точности повторяющие материки и острова на карте мира.
Очертания береговых линий на этой карте воссозданы безукоризненно, какой географический объект ни возьми -- от острова Хонсю до залива Карпентария. Там, где должны быть пустыни, тщательно вырвана и вытоптана трава. Гималаи воссозданы в виде груды каменных глыб.
Антарктиду Серен разместил на берегу озера (она ведь и на карте с краю), с нее можно перепрыгнуть прямо в южную Африку. Переезд через Атлантику в обычной лодке займет несколько минут.
У карты Поулсена, которая сама по себе чудо, есть особенность, которая повергает путешественника в окончательное изумление: многие области земного шара на ней повторены дважды и даже трижды! Например, выходя из бескрайних пространств сибирской тундры, путник вдруг обнаруживает перед собой новую -- вторую! -- Сибирь. Серен Поулсен, который потратил на создание своего сада двадцать пять лет жизни, так и не смог разобраться в принципах построения проекции Меркатора...
Холм с хрустальными глазами
Австрия, Ваттенс
Зеленый холм с человеческим лицом, огромными хрустальными глазами и ртом, извергающим водопад, тем более повергает зрителя в удивление, что находится он не в парке аттракционов, а среди дикого гористо-лесистого пейзажа. В толще же холма скрыто целое волшебное царство -- залы и коридоры, сплошь выложенные хрусталем и драгоценными камнями. Главное помещение -- разноцветный хрустальный купол, под которым чувствуешь себя так, будто попал внутрь калейдоскопа. Еще здесь есть хрустальная стена сорокаметровой длины, в которую вмонтировано двенадцать тонн полудрагоценных камней, хрустальные фигуры, созданные руками великих художников -- Сальвадора Дали, Кейта Харинга -- и много других хрустальных чудес. И каждый год добавляется что-то новое и удивительное: хозяева подземной сокровищницы раз в году позволяют какому-нибудь художнику-авангардисту приложить руку к созданию интерьеров и пополнению ее собрания. Кстати, хозяева -- это знаменитая фирма Swarowski, создающая предметы из хрусталя для богатых и знаменитых -- сегодня в числе клиентов фирмы такие звезды, как Мадонна и Майкл Джексон.
Танцующий дом
Прага
Туристы, впервые оказавшиеся в Праге и не подготовленные к встрече с танцующим домом, при виде его застывают в изумлении: неужели падает? рассыпается? Здание как бы вздуто в одном месте, тогда как в другом как бы начало рушиться -- как если бы взорвалось, но вдруг застыло в самый момент взрыва. Вместе с тем, если бы у зданий было в обычае танцевать, выглядело бы это, наверное, именно так. Пражане прозвали этот дом, построенный в 1996 году, "Джинджер и Фред".
Полная обнаженка
Кап д'Агди, юго-западное побережье Франции, недалеко от Монпелье
"Голый городок" -- район на восточной окраине города Кап д'Агди Cap d'Agde. Здесь разместился знаменитый (в соответствующей среде) нудистский курорт, а точнее -- целый поселок, живущий по своим особенным, "голым", законам. Тысячи людей, населяющие его в теплое время года, неделями и месяцами не надевают на себя абсолютно никакой одежды. В отелях, магазинах, кино, ресторанах, дискотеках -- всюду только голые! И никто не чувствует себя не в своей тарелке, смотря фильм Тарковского в кинотеатре, полном голых людей. В общем, жить в таком месте должно быть удобно. Хотя бы потому, что снимается проблема, в чем выйти к ужину или отправиться в театр.
В Кап д'Агди работают единственное в мире нудистское почтовое отделение, где все почтальоны и телеграфистки ходят голышом, и единственный в мире нудистский полицейский участок (интересно, как тамошние полицейские отличают старших по званию?).
Секретный атомный бункер
Шотландия, восточное побережье, недалеко от Сент-Эндрюс
Вообще-то таких бункеров в годы холодной войны по всему миру настроили немало. Сент-Эндрюсский -- один из немногих рассекреченных и, может быть, первый открытый для посещения публики. Здесь все выглядит так, как в те годы, когда Европа всерьез опасалась советского ядерного нападения. Бетонные стены трехметровой толщины (на строительство бункера израсходованы миллионы тонн бетона), армированные, как сообщает гид, вольфрамовыми стержнями. Двери, открывающиеся только с помощью мощной пневматики...
Командный пункт, защищенный от ядерного оружия (так официально называлось это сооружение) -- это трехуровневый подземный лабиринт, напичканный ультрасовременной военной электроникой и пронизанный самыми современными и надежными системами жизнеобеспечения. Фактически это целый подземный город со "спальным районом", кинотеатром, телестанциями, церковью, электростанцией, полицией, ресторанами и много еще чем. Особенно впечатляет человеколюбивого буржуазного посетителя собственно командный пункт -- помещения, откуда мужественные натовские генералы должны были управлять военными операциями грядущей термоядерной войны. Оказываясь здесь, многие вдруг начинают по-новому понимать слова "доктрина гарантированного взаимного уничтожения".
Часть бункера до сих пор для чего-то используется военными, и там поныне есть секретные секторы. Так что рассеянному посетителю от гида лучше не отрываться -- а то неизвестно, случится ли еще увидеть солнце...
Монастыри Метеоры
Греция, Фессалия, район Каламбаки
Удивительные монастыри Метеоры, вознесенные на вершины отвесных утесов и как бы парящие в облаках, известны западному обывателю по бондовской ленте "Только для ваших глаз": Метеора -- удивительно подходящее место, чтобы разыграть финал шпионского кино. Эти дома и церкви, "рассевшиеся" по вершинам скал-столпов, внушают представление об аскезе и отшельничестве как о романтической грезе или даже как о некотором увеселении, забавном аттракционе. Монастыри Метеоры существуют 1200 лет, особенно интенсивно на этих заоблачных площадках строили в XIV-XVI веках. Когда-то здесь было 24 монастыря, ныне обитаемы лишь пять. Крупнейший -- и самый "верхний" -- Большой Метеорон. Там удивительной красоты храм и фрески. Рядом -- Варлаамова обитель, куда можно попасть только вскарабкавшись по 195 вырубленным в отвесной скале ступеням (предприятие не для слабонервных). Эти ступени вырубили в начале века, а прежде единственным путем в Варлаамову обитель был подъем в сетке, которую затягивали наверх -- на высоту в добрых сто метров -- ручным воротом.
В монастырь Руссану (на том месте изначально был скит русского отшельника) можно попасть лишь по веревочному подвесному мосту, качающемуся над пропастью, -- тому, кто боится высоты, лучше на него не ступать.
Узкий дом
Амстердам
Ширина фасада этого дома по улице Хоогштраат -- всего метр восемьдесят, а "глубина" здания -- пять метров. В городе миниатюрных домов этот -- самый маленький. Во всяком случае, самый узкий: это засвидетельствовано специальным документом городской администрации Амстердама (на звание самого узкого дома голландской столицы претендовало несколько строений). В узком доме три этажа и мансарда. Он построен в 1700 году, а потом достроен -- вернее, надстроен -- в 1730-м. Теперь там располагается сувенирная лавка, а прежде, как гласит легенда, это здание служило хранилищем мертвых тел, ожидающих заупокойной службы в ближней церкви.
Снежный отель
Швеция, Юккасйарви
В Лапландии снега много, ложится он рано, а температура зимой очень редко поднимается выше нуля. Так что снежное жилище здесь ни у кого не вызовет удивления. На обитателей же "более южного" мира крупный и современный гостиничный комплекс, целиком вылепленный из снега, производит определенное впечатление.
Кроме номеров, в которых гостям приготовлены традиционные лапландские постели из шкур и толстенных шерстяных одеял, в снежном отеле есть концертный зал, где почти каждый вечер идет какое-нибудь шоу, кинозал, церковь, небольшая картинная галерея, бар, который содержит водочная компания, и даже сауна!
Из снега сделано все: полы и стены, потолки и окна. Чтобы структура строительного материала не нарушалась, в помещениях отеля поддерживается температура в -3-0 градусов Цельсия -- так что обогреватели в номера, увы, не положены.
Интересно, что у гостиницы в Юккасйарви есть конкуренты в Финляндии -- снежный отель в Кеми.
Городок душевнобольных
Геель, Бельгия
Вот уже несколько столетий душевнобольные со всей Европы стекаются в маленький фламандский городок Геель, где находится гробница святой, славной чудесными исцелениями душевных расстройств. В ожидании чуда паломники живут в семьях местных обывателей (иные и до конца дней) -- такова многовековая традиция (в самом деле, рискованно позволять психически больным образовать свой замкнутый "коллектив"), горожане охотно принимают в свои дома необычных где-либо еще, но самых обычных -- в Гееле гостей.
Чудесные исцеления и гостеприимство горожан -- заслуга святой мученицы Димфны, ирландской принцессы, которая в VII веке бежала в Геель от своего язычника-отца, одержимого противоестественной страстью к дочери. Здесь безумец настиг и обезглавил непокорную дочь. Здесь она погребена (именно у гробницы и происходят чудесные исцеления), здесь впоследствии был воздвигнут собор, посвященный ей. Ныне Геель -- одно из немногочисленных в мире поселений, где душевнобольные составляют значительную долю населения и где эта категория людей полностью интегрирована в общественную структуру и просто в общество. Раз в пять лет весной в Гееле проходит празднество в память о принцессе Димфне, ее неудавшемся побеге и мученической смерти. В ходе фестиваля традиционно ставят мистерию, изображающую историю мученицы.
Подземелья скелетов
Парижские катакомбы
Парижские катакомбы -- наверное, не менее протяженная и разветвленная сеть тоннелей, чем знаменитое парижское метро. Но если подземелья метро заполнены живыми людьми, то катакомбы -- преимущественно мертвецами. Вернее, скелетами. Их в коридорах парижских катакомб около шести миллионов (наверное, из этих костей можно сложить не одну Эйфелеву башню)! Большинство скелетов принесены сюда в XVIII-XIX веках: тогда парижские власти решали проблему переполненных кладбищ, стаскивали кости из старых могил в катакомбы, и здесь аккуратно укладывали.
В годы Второй мировой рациональные галлы-маки собирались в зловещих катакомбах, пугавших мистических германцев, для планирования тайных операций Сопротивления. Сейчас же здесь проводятся экскурсии для туристов.
Священная лестница
Рим
В 326 году эту мраморную лестницу вывезли из Святой Земли. Считается, что она из дома прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и на ее ступенях остались следы крови Спасителя. Сейчас лестница заключена в деревянную оболочку с несколькими застекленными окошками -- над теми местами, куда капнула Его кровь.
Тем, кто в дни великого поста поднимется на коленях на вершину священной лестницы, дается полное отпущение грехов.
Распятая дева с бородой
Прага
В одном из святилищ пражского монастыря Святой Лоретты есть странное изображение -- изваянная с натуралистичностью восковых фигур Тюссо скульптура распятого молодого мужчины с усами и бородой, облаченного в украшенное бантами женское платье и парчовые женские туфли. Это святая мученица Вильгефортис, а чудесная история ее такова. Вильгефортис была дочерью короля Португалии. Она была христианка и дала обет безбрачия, но отец-язычник просватал ее за какого-то принца. Душа Вильгефортис столь сильно противилась нарушению обета, что по ее горячей молитве на лице девы выросли усы и борода. Король-отец был настолько поражен и оскорблен такой противоестественной метаморфозой, что приказал распять юную Вильгефортис.
Свидетельства красноречия
Италия, Падуя
Святой Антоний славился своим красноречием и силой убеждения. Очевидно, поэтому благодарные христиане-потомки решили сохранить в веках его язык, челюсть и голосовые связки: все это сегодня можно увидеть в базилике Святого Антония в Падуе, на Пьяцца дель Санто. Каждая из трех бесценных реликвий хранится в своем ковчежце, щедро украшенном золотом и драгоценными каменьями, и если связки (или то, что за них выдается) выглядят как бесформенный комок какой-то засохшей коричневой массы, то язык святого сохранился на удивление хорошо для куска мяса, чей возраст превышает 700 лет.
Кстати, святой Антоний в Италии почитается как покровитель водителей и автомобилистов, и потому его гробница со всех сторон оклеена фотоснимками улыбающихся водителей на фоне разбитых всмятку автомобилей...
Непристойности в главном алтаре
Ватикан
Главный алтарь всего католического мира, алтарь собора Святого Петра в Ватикане, щедро украшен изображениями женских гениталий.
Дело здесь вовсе не в сластолюбии развращенных пап и кардиналов, которое стало одной из причин причиной Реформации. Нет, Папа Урбан VIII, чей заказ выполнял художник, знаменитый Джанлоренцо Бернини, действовал из самых благих побуждений. Он хотел возблагодарить Бога за благополучное разрешение своей племянницы, у которой были очень трудные беременность и роды. Бернини изваял на основаниях колонн, поддерживающих балдахин над алтарем, восемь сцен, последовательно изображающих трудные роды и их благополучное завершение. Хотя изображения довольно условны (грудь и живот страдающей роженицы изображает щит, а соски и пуп -- три пчелы с папской эмблемы), две детали -- лицо женщины, искаженное страданием, а также вульва -- изваяны крайне натуралистично.
Впрочем, стоит отметить, что в соборе немало вполне жизнеподобных изображений и мужского "оснащения": им щеголяют многочисленные здесь скульптурные херувимы и серафимы.
Ведьмины весы
Германия, Одеватер, к западу от Утрехта
Современная женщина встает на весы не без душевного трепета, но в XVI веке для многих женщин результат взвешивания равнялся приговору -- оправдательному или смертному. Охота на ведьм, охватившая Европу в те времена, выработала множество испытаний для подозреваемых в ведовстве -- испытаний, результаты которых "неопровержимо свидетельствовали" вину или невиновность женщины. Одним из самых простых способов "проверить на ведьму" было взвешивание -- ведь ведьма должна быть достаточно легкой для того, чтобы летать на помеле!
Впрочем, охотники со временем чересчур вошли во вкус: в своих докладах об изобличении и казнях ведьм они приводили совершенно невероятные результаты взвешивания -- подозреваемые, согласно этим докладам, оказывались почти невесомыми!
Такая профанация идеи вывела из себя Карла V, и он решил установить жесткий контроль за взвешиванием ведьм. Император нашел весовщика, которому можно было доверять, -- такой обнаружился в деревне Одеватер -- и наделил его одного правом выписывать документы, удостоверяющие настоящий вес подозреваемых. После этого в Одеватер потянулись женщины со всех концов Германии -- заручиться спасительным сертификатом о достаточном весе...
Сегодня весовая в Одеватере -- музей охоты на ведьм, старые весы по-прежнему действуют, и каждый посетитель музея может встать на них и получить справку от беспристрастного одеватерского весовщика.
Паутинная Мадонна
Честер, Англия
В кафедральном соборе Честера есть особенный образ Девы Марии -- необыкновенно воздушный, эфирный, он словно излучает ауру надмирности и духовности... Возможно, это оттого, что "холст", на котором написана Мадонна, целиком соткан из паутины.
Соткали его двести лет назад в Тироле. Технология была примерно такова: сначала пауков "заставляли" плести сеть в деревянной раме, потом на эту основу накладывали новые и новые слои паутины, окуная раму в молоко, -- пока не образовался материал достаточно плотный и гладкий для нанесения красок.
Кроме честерской Мадонны в мире известна лишь одна картина, написанная на паутине.
Музей душ умерших
Рим, церковь Святого Сердца
Правильнее всего будет охарактеризовать этот музей как музей знаков, поданных живым умершими. Отрицающие загробную жизнь выдвигают в спорах "железный" аргумент: никто из ушедших еще не прислал с того света ни письма, ни какой-либо весточки о себе. Что касается писем, тут судить трудно, а вот других посланий и знаков в музее душ умерших собрано немало. Например, "ожоги", оставленные раскаленными пальцами бесплотных духов на самых разных предметах -- страницах молитвенника, носильных вещах, домашней утвари. Эти отметины выглядят точно как отпечатки пальцев в полицейском досье. Нет сомнения, таким способом души, горящие в чистилище, пытаются призвать своих здравствующих родственников и близких молиться за них.
У каждого из экспонатов этого маленького музея своя волнующая и нередко пугающая история. Люди, владевшие выставленными здесь предметами, всегда знали, кто именно шлет о себе пламенную весть, а иным ушедшие близкие даже обжигали тело своими прикосновениями.
Самое, пожалуй, материальное и весомое из свидетельств, собранных в музее, -- это деньги, переданные умершим священником с того света преемнику в награду за усердные моления о спасении души покойного.
Книгу "Странная Европа"
читал Виктор ГЕНЕРАЛОВ
читал Виктор ГЕНЕРАЛОВ
0 коммент.:
Отправить комментарий