вторник, 12 октября 2010 г.

Все возможное случится в одном из множества миров

Пролистывая газету, вы остановитесь на этой странице, подумаете: "Интересно" -- и прочтете текст. Другой вы подумает: "Что за чушь" -- и продолжит листать дальше. Третий вы вскрикнет и упадет замертво.

Бред сумасшедшего? Вовсе нет, уверяет нас Дэвид Дойч из Оксфордского университета. Наша Вселенная является частью Мультивселенной -- царства параллельных вселенных, которые и создают подлинную реальность.
До сих пор в ученом мире Мультивселенная была расплывчатым, плохо определенным понятием. Более или менее четко с ней могли управляться разве что девять принцев Амбера из книг Роджера Желязны.
Дойч же взялся определить структуру Мультивселенной. "Семьдесят лет физики прятались от нее, но больше ее игнорировать нельзя", -- говорит он. Потому что Мультивселенная -- это не шутка. Она реальна. Настолько, что мы вполне могли бы штамповать новые вселенные и эксплуатировать их.
Ведь только наличием множества миров можно объяснить одну из величайших тайн современной науки: почему мир атомов так непохож на обыденный мир деревьев и столов.
Квантовая механика -- наука, которая описывает поведение атомов и их составляющих, -- привела нас к компьютерам, лазерам и ядерным реакторам и объяснила, почему светит солнце и почему земля под ногами такая твердая. А еще поведала нам совершенно несуразные вещи об атомах -- они могут быть во многих местах одновременно. Этот факт в экспериментах можно наблюдать воочию.
Получается, что атомы могут быть во многих местах одновременно, а большие вещи, состоящие из атомов -- столы, деревья, карандаши, -- на это не способны. Почему? Примирить противоречие между микроскопическим и макроскопическим -- это и есть центральная проблема в квантовой теории.
Согласно Дойчу, "мир столов в точности то же самое, что и мир атомов". Вещи тоже могут быть во многих местах одновременно. Хотя никто никогда не видел такого стола-шизофреника.
Все просто. Если вы наблюдаете стол, который находится в двух местах одновременно, то тогда существуют две версии вас -- один, который смотрит на стол, стоящий в одном месте, и другой, который смотрит на стол, стоящий в другом месте.
И значит, для каждой физической возможности, для каждого варианта событий должна существовать своя Вселенная. Есть Земли, где нацисты никогда не приходили к власти, где Мэрилин Монро вышла замуж за Эйнштейна, где динозавры выжили и стали разумными особями, читающими "Тайны и открытия".
Представьте, что Мультивселенная -- это своего рода квантовый компьютер. Такие компьютеры эксплуатируют способность квантов быть во многих состояниях одновременно -- чтобы делать определенные виды вычислений с невероятно высокой скоростью. К примеру, они могут совершать быстрый поиск в огромнейшей базе данных, на который у обычного компьютера ушел бы срок, сравнимый со временем существования Вселенной.
Такая машина может симулировать любую мыслимую квантовую систему, в том числе и саму Вселенную. Поэтому, чтобы вычислить базовую структуру Мультивселенной, нужно лишь проанализировать квантовое вычисление в общем.
Если информация может свободно течь из одной части Мультивселенной в другую, тогда мы живем в хаотичном мире, где все возможности накладываются друг на друга. Мы в самом деле можем видеть два стола одновременно. А то и сотню-другую. Хуже того -- все, что только можно представить, где-нибудь непременно случается.
Построив квантовый компьютер, мы сможем прощупать Мультивселенную. И убедиться, что реальностей в этом мире неизмеримо больше, чем одна-единственная.
"Однажды будет построен квантовый компьютер, который будет совершать больше одновременных вычислений, чем существует частиц в нашей Вселенной, -- объясняет Дойч. -- Поскольку Вселенная, как мы ее знаем, не имеет таких вычислительных ресурсов, где они будут сделаны?" Только в других вселенных.
Представьте, что у вас есть квантовый персональный компьютер и вы ставите перед ним проблему. Бесчисленные множества вариантов вашего компьютера расщепляются от этой Вселенной в свои собственные, локальные вселенные и параллельно работают над проблемой. Секундой позже карманные вселенные вновь объединяются, и параллельные наработки соединяются воедино для ответа, высвечивая его на вашем экране. Правда, в настоящий момент даже крупнейшие квантовые компьютеры могут проявлять свои чудеса на примерно 6 битах информации. С точки зрения Дойча, это означает, что они эксплуатируют себя в двух в шестой степени вселенных -- то бишь всего в 64 из них.
Но что означает наличие Мультивселенной для нашей повседневной жизни?
Только то, что все возможное случается. Где-нибудь в другом мире произойдут другие варианты событий, так или иначе касающихся вас. И какой же смысл тогда делать выбор в пользу лучшего, если все непременно случится -- даже самое худшее? Мы можем просто не вставать с постели или покончить жизнь самоубийством.
Дойч не согласен. Выбор все одно возможен. В классической физике, по его словам, не было такого слова, как "если"; будущее было абсолютно обусловлено прошлым. Не могло быть никакой свободы выбора. В Мультивселенной, однако, существуют альтернативы, любые возможности действительно реализуются. "Делая правильный выбор, поступая правильно, мы увеличиваем количество вселенных, в которых версии нас живут правильной жизнью, -- говорит он. -- То, что вы совершаете ради лучшего, увеличивает долю вселенных, в которых свершаются благие дела".
Будем надеяться, что ваше решение прочитать эту статью было правильным выбором. Что оно чуть-чуть улучшит положение в этом мире. И во всех остальных мирах.
Александр КОЛОТОВ, Валентина БОГОМОЛОВА

Мир как сфера и отражение
Галактики лучше смотрятся в гранях


Какую форму имеет наша Вселенная? Конечен или бесконечен Космос? Есть ли у него "края" или "дыры"? Над этой космической тайной бились космологи на протяжении более чем двух тысячелетий. И теперь французские ученые предложили еще один вариант разгадки.
Последние астрономические и космологические наблюдения выявили, что Вселенная, скорее всего, является сферическим образованием.
И французы построили несколько сферических пространственных моделей Вселенной. И получилось, что наша Вселенная на самом деле гораздо меньше, чем та, которую мы можем наблюдать в свои телескопы. Как такое может быть? Космологи считают -- большая часть того, что мы видим, представляет собой не что иное, как оптическую иллюзию в космическом масштабе.
С помощью метода космической кристаллографии французские ученые выявили, что миллиарды видимых нами галактик вполне могут быть лишь отражениями гораздо меньшего числа галактик, существующих на самом деле.
Сферы бывают разные. Самый простейший случай -- это гиперсфера, которая конечна, но тем не менее не имеет никаких границ. Кроме нее существует бесконечное число сферических форм, в том числе линзовые пространства и знаменитое пространство Пуанкаре -- додекаэдр, чьи противоположные грани тождественны и который имеет объем в 120 раз меньший, чем гиперсфера. Если космическое пространство имеет такую форму, тогда возникают экстраординарные "сферические линзы", и космические тела постоянно повторяются в виде отражений благодаря "кристаллической структуре" пространства Пуанкаре.
Весь мир -- додекаэдр
Об этом знали древние философы. Согласно Пифагору, Бог построил Вселенную на основании геометрической формы додекаэдра. Земля -- не исключение, согласно Платону, она тоже имеет форму додекаэдра. Пифагореец Гиппас, изображая Землю, начертил шар из 12 пятиугольников: додекаэдр имеет 12 граней пятиугольников, 30 ребер, 20 вершин.
В 1596 году Кеплер предложил правило, по которому вокруг Земли описывается додекаэдр, а в нее вписывается икосаэдр. Икосаэдр имеет 20 граней треугольников, 30 ребер, 12 вершин.
И, наконец, гениальный будетлянин Велимир Хлебников писал о 20-гранной форме Земли...
А.К.

0 коммент.:

Отправить комментарий