вторник, 31 мая 2011 г.

Неужели в самом деле есть такие карусели?

Диснею денег никто не давал.
Россия полюбила аттракционы в старину, с народных ярмарок: сами гулянья на святках, масленице и в пасху назывались в народе "под горами" и "под качелями" -- без них не обходился ни один народный праздник. Но расцвет таких увеселений начался с XVIII века, эпохи Петра I.
Однако ярмарки и выставки действовали не круглый год. И вот появились парки.
Америка к первым крупным паркам развлечений приехала на троллейбусах. В выходные дни пассажиров было мало, и коммерсанты решили привлечь народ, установив карусели и качели на конечных остановках троллейбусных маршрутов. Так за 25 лет в начале XX века в США появилось сразу около 1500 парков.
В СССР парки начали строить в 20-е годы. В 1928-м самым крупным в Восточной Европе стал ЦПКиО им. Горького.

Вторая мировая война надолго закрыла парки развлечений во многих странах. И даже когда в 1955-м Уолт Дисней обратился с просьбой о займе в 100 тысяч долларов для строительства парка, никто не соглашался дать ему деньги. Пришлось Диснею заложить все свои акции. И он не прогадал.
В Европе первый крупный современный парк -- парижский Диснейленд -- появился только в 1992 году. В Азии -- в 1988-м в Сеуле.
...В эту минуту миллионы механических приспособлений крутят, бросают, качают своих пассажиров по всему миру. Рассказать обо всех невозможно, так что остановимся на главных и самых любимых.
В пику Эйфелю и его башне.
Предком колеса обозрения было небольшое колесо, которое вращали вручную. Появились такие еще в XVII веке, в том числе на русских ярмарках. Ну а первый монстр этого вида аттракционов обязан своим рождением американскому инженеру-мостостроителю Джорджу Феррису. В 1892 году в Чикаго устраивали выставку в честь 400-летия открытия Америки. Чтобы затмить славу Эйфелевой башни, которая стала сенсацией парижской выставки 1889 года, Феррис задумал построить 75-метровое колесо (в то время оно было на 4 этажа выше, чем самое высокое здание мира). И хотя по высоте аттракцион достигал всего лишь четверти Эйфелевой конструкции, это было примечательное сооружение, которое весило 2200 тонн и управлялось тысячей паровых двигателей. В каждой из 36 кабинок размером с автобус помещалось по 60 пассажиров, так что за один 20-минутный рейс колесо укатывало 2160 человек! После дебюта на выставке аттракцион запускали еще дважды и в 1904 разобрали на металлолом, который по своим размерам тоже побил все рекорды. В честь изобретателя такие колеса на Западе и по сей день зовутся "колесами Ферриса". А у нас почему-то чертовыми.
Русские или американские?
На американских горках сердце подкатывает к горлу, а желудок падает в кроссовки. Когда несешься со скоростью около 100 км в час, а то и выше, кажется, будто только ремень безопасности удерживает тебя от неминуемой смерти... Тем не менее кататься на этом аттракционе безопаснее, чем играть в футбол или ездить по парку на велосипеде.
Где впервые появились катальные горы? Точно известно, что в России, и очень давно. Русские катальные горы на ярмарках поражали воображение. Их строили параллельно в разных направлениях, высотой до 10-12 м. Разгон санок был такой, что они пролетали по ледяным дорожкам более ста метров. Горы возводили даже летом, и на них спускались на "лубках" или ковриках. После они превратились в механические сооружения с вагонетками и рельсами: изобретателем таких гор был инженер Андрей Нартов, личный токарь Петра I.
На наполеоновскую армию горки произвели огромное впечатление, по их подобию начали возводить аттракционы в Париже, и до сих пор во Франции катальные горы зовутся "русскими горками".
На горках Нартова катались только придворные, а для народа механические горки возвели впервые через много лет -- в 1896 году на Нижегородской выставке. Их назвали "американскими", поскольку в Америке первые большие горки были построены немного раньше, в 80-е годы XIX века.
Горки бывают двух типов -- деревянные и металлические. У деревянных нет мертвых петель, они ниже, зато их вагончики раскачиваются больше. Какие горки лучше -- любимый спор фанатов этого вида аттракционов.
Расцвет горки переживали в США в 1920-е годы. Новую жизнь им дал Диснейленд. Первая металлическая горка с петлями была построена там в 1959-м. Первая перевернутая, где пассажиров катают, пристегнув к рельсам вверху, и они свободно машут ногами, -- в 1992-м. На таких страшнее: землю видно лучше. Существуют сегодня и горки, на которых катаются стоя, и те, где ездят спиной вперед.
С 70-х и по сей день строительство горок переживает второй золотой век. И, по прогнозам, они будут становиться все выше, а спуски -- все круче, до 90 градусов.
Найди главную лошадку.
* Прототип комнаты смеха находится в Версальском дворце -- это знаменитый Зеркальный зал. Стена его длиной более 73 метров украшена 357 зеркалами, отражающими свет, который льется из больших окон напротив.
* Те, кто в детстве часто катается на аттракционах, во взрослой жизни чувствуют себя увереннее. Психологи объясняют это тем, что чувство сладкого ужаса имеет очень позитивный и длительный эффект, а сильные положительные эмоции лучше закрепляются в памяти. Чем больше банк счастливых воспоминаний детства, тем успешнее личность.
* Существует проект парка развлечений на Луне. Поскольку сила притяжения там ниже, можно построить горки в 500 м высотой, и вагончики будут гонять со скоростью до 200 км/час.
* В Калифорнии, в Хопланде, работает единственная в мире солнечная карусель, управляемая энергией солнца.
* Первый Диснейленд в России строят в подмосковном Раменском.
* В какую сторону вращается карусель? Это зависит от правил дорожного движения. В странах, где оно правостороннее, карусели крутятся против часовой стрелки. А в Англии или Японии -- наоборот.
* Во всем мире есть аттракционы, в которых не катают, а предлагают поиграть по типу компьютерного квеста. Несколько человек заводят в помещение, где нужно проходить лабиринты, искать предметы и догадываться, как их использовать.
В Москве работают два подобных аттракциона. В одном из них, "Волшебник Великой горы", нужно найти карту, чтобы спасти волшебника. Испытания порой довольно страшные для детей, и пройти их помогают переодетые гномами актеры.
* Поклонники каруселей всегда разыскивают на них "главную" лошадку. По легенде, она всегда самая большая и украшенная. Чаще всего это боевая лошадь с элементами военной амуниции. Если на карусели есть лошадь с колесницей, то главная -- та, что находится сразу за ней.
Самый... самая... самое...
...дорогой аттракцион -- симулятор старта ракеты "Миссия: космос" в американском Диснейленде. На его создание ушло 100 млн долларов. Использовались настоящие тренажеры для астронавтов. Посетители испытывают перегрузки в 2G и краткий миг невесомости. И на реальность ощущений регулярно отвечают опорожнением желудка.
...технологичный аттракцион свободного падения -- "Башня ужаса" (Tower of Terror) в США. Высота падения -- 115 м, скорость -- 160 км в час и 6,5 секунд ощущения невесомости. При этом наверх посетители поднимаются не на лифте, а тоже в рельсовом вагончике, который набирает те же 160 км в час за 3 секунды.
...высокий аттракцион свободного падения -- "Стратосфера" в Лас-Вегасе. 70-метровая башня установлена на 270-метровом здании, поэтому общая высота, с которой сверзаются вагонетки, составляет 340 м. Катают в стратосферу только по ночам. Для сравнения: новая башня свободного падения в Центральном парке Красноярска имеет высоту 40 м.
...старый парк развлечений -- датский "Баккен" -- построен в 1583 году. В средневековой Европе такие назывались "садами удовольствий" и предлагали гостям танцы, игры, катания и фейерверки.
...посещаемый парк -- Диснейленд в Токио. В 1999 году там побывали 17,4 млн человек.
...высокая американская горка -- в Америке, в городе Валенсия. 126,5 м и вертикальный переворот на скорости 160 км/час.
...длинная американская горка -- деревянный "Зверь" в Цинциннати (США): 2286 м.
...крутая американская горка -- "Забвение" (Великобритания). Угол спуска -- 87,5 градусов.
...известное колесо обозрения -- 135-метровый "Лондонский Глаз", построенный на средства компании "Бритиш Эйруэйз" на берегу Темзы к новому тысячелетию. "Глаз" не приносит прибыли, и на 2005 год был намечен его демонтаж. Но поскольку желающих покататься еще очень много, разборка пока отложена. На этом колесе установлены 32 прозрачных кабины, каждая из которых вмещает 25 человек.
...высокое в мире колесо обозрения открылось в начале мая этого года в Нанчанге, Китай. Китайцы рвутся к звездам не только в своих научных программах, но и в индустрии развлечений. Одна поездка на колесе высотой 160 м длится полчаса.
В России же самое большое колесо работает в Геленджике, в парке "Адмирал Врунгель", -- 80 м.
..необычное колесо обозрения установлено в Нидерландах. На нем катаются, не выходя из автомобиля. За сеанс на высоту 35 м поднимают четыре машины. Изобретателю, Джону Кермелингу, мысль о таком колесе пришла в голову, когда однажды, собираясь покататься на аттракционе, он не смог отыскать места для парковки.
...безумный катальщик -- 48-летний Ричард Родригес, учитель истории из Чикаго. На свете нет человека, который так много времени провел бы на американских горках. Коронованный "Король горок" установил свой первый рекорд в 1977 году, постоянно улучшая результаты. В 1994-м он катался на горках в течение 549 часов (или почти 23 суток подряд!). В вагонетке Родригеса есть биотуалет. Через каждые 8 часов он отдыхает на земле 15 минут: принимает душ, переодевается, ест. Как диабетик, Родригес перечисляет заработанные на рекордах деньги в фонды помощи тем, кто страдает этой болезнью.
Чертовы аттракционы.
Катание на сложных аттракционах вызывает у посетителей повышенное ощущение опасности и риска. Поэтому любой инцидент на горках или каруселях сразу привлекает внимание, и о нем сразу сообщается в новостях.
* В 1999-м в США 180-килограммовый толстяк не смог как следует пристегнуть ремни безопасности и был выброшен с американских горок, получив серьезные травмы.
* В июне 2005-го в Смоленске 13-летнего мальчика на полном ходу выбросило из карусели, когда он расстегнул ремень безопасности на одной из рук, и его по инерции отбросило назад. Правая нога подростка осталась в креплении, и ее оторвало по колено.
* Весной 2001 г. в Германии в кабинке горок произошло короткое замыкание. При пожаре пострадали 54 человека.
* В мае того же года карусель рухнула в Одесской области -- погибли двое.
* 28-летняя американка Перил Сантес после катания на американских горках скончалась от инсульта.
* В городке Бежецк Тверской области кто-то разблокировал закрытый на зиму "Сюрприз". Директор парка знала об этом, но не предприняла никаких мер. 4 января этого года подростки раскрутили центрифугу, и в нее попытался запрыгнуть 12-летний Толя. Мальчик получил удар по голове и умер через несколько минут.
* В 2000 г. в Лондоне вагончик американских горок сорвался с рельсов и пролетел 20 м. 28-летняя пассажирка погибла.
* Два года назад в Лианозовском парке Москвы в результате аварии "Сюрприза", у которого разрушился подвижной механизм (карусель сорвалась и упала на землю) были ранены 16 человек.
* Год назад 16-летняя Лин Дикон, выйдя из "Башни ужаса" в Диснейленде, почувствовала себя плохо, и вскоре у нее остановилось сердце.
* Прошлым же летом в этом парке на аттракционе "Миссия: космос" погиб 4-летний мальчик. Через несколько месяцев 49-летняя Хильтруд из Германии, которая каталась вместе с мужем и сыном, после "полета" попала в больницу и через сутки умерла от инсульта. Всего с момента открытия "Миссии" в 2003 году после его посещения попали в больницу 7 человек.
* Из последних инцидентов: в тунисском курортном городе Ясмин Хаммамет на чертовом колесе сорвалось крепление центральной оси. В результате пятеро человек получили ранения, а шестой -- турист из Латвии -- погиб.
Между тем сама поездка к парку на автомобиле гораздо опаснее катания.
По статистике, смертельные случаи на аттракционах случаются с вероятностью один к 250 миллионам. Согласно данным одной из комиссий по безопасности, из 270 миллионов ежегодных посетителей парков за медицинской помощью обращаются 7000 человек, или 0,00259% катающихся. При этом многие из них виноваты сами, пренебрегая правилами безопасности.
Есть, правда, другая проблема. Технология современных аттракционов опережает представления современной науки о том, как ускорение действует на организм человека. Когда за пару секунд скорость вагонетки увеличивается до 80-100 км в час, давление в сосудах резко возрастает, и это может серьезно повредить здоровью. Эксперты отвечают, что да, опасность есть, но только для больных людей. Потому нужно строго следовать всем предупреждающим надписям.
Впрочем, в России кататься на каруселях опаснее, чем в других странах мира. У нас нет системы лицензирования и сертификации аттракционов (при этом резиновые лодки для сплава по местным речкам нас уже заставляют регистрировать!), нет единых правил их эксплуатации. Нет и страхования для тех, кто катается в парках, так что претензии в случае трагедии предъявлять просто некому, а отстаивать свои права придется через долгие суды. По последним данным московской инспекции, каждый четвертый аттракцион в столице опасен для жизни. Особенно это касается колес обозрения, американских горок и батутов. А теперь еще одна "хорошая" новость: многое из того, что в Москве признали опасным, тихонько едет катать детей и родителей в другие города нашей большой страны.
Софья АЛЕКСАНДРОВА

0 коммент.:

Отправить комментарий