вторник, 24 мая 2011 г.

Обычный подозреваемый

Памяти Александра Зиновьева
Смерть
Болтун умер вечером 10 мая в Москве. Ему было 84 года, но смерть наступила не от старости, а от рака мозга. В этом есть некая ирония. Нищее и голодное деревенское детство, затем участие в заговоре против Хозяина, за которое запросто могли расстрелять, затем война, на которой запросто могли убить... Еще была эмиграция и реэмиграция. А умер в своей постели и на родине, но от рака мозга.

Книга
Самая знаменитая книга Болтуна -- "Зияющие высоты". После ее публикации на Западе в 1976 году Болтун был туда и выслан. Перед тем, как жители Ибанска выдворили Болтуна, они отобрали у него партбилет и паспорт, сорвали с него мантию профессора и медали военного. Та же история произошла когда-то с философом Заратустрой. Пока Заратустра спал, овцы сжевали венок на его голове и принялись блеять: "Заратустра не ученый больше!" Лексически "Зияющие высоты" -- это вывернутая наизнанку "Слепящая тьма" Артура Кестлера. Кестлер был антисоветчиком, а Болтун антисоветчиком не был, хотя его все таковым считали. Позже на Западе он сказал: "Хуже коммунизма только антикоммунизм". Это ему тоже запомнили.
Другие
Болтуна часто цитируют, не зная, что цитируют его, а не кого-то другого. Иногда путают с Жванецким. Переводчик Гоблин говорит про свои переводы: "Лучший -- не значит хороший; лучший -- значит, что остальные еще хуже". Это слова Болтуна. Впрочем, он бы наверняка сказал, что это не его слова, а просто анекдот. Или стихийное творчество масс. Удивительно не то, что Болтуна цитируют, а то, что цитируют очень мало. Например, фраза "Целились в коммунизм, а попали в Россию" стала чуть ли не крылатой. Как и выражение "Катастройка". А те же "Зияющие высоты" можно полностью раздергать на цитаты, но это слишком знаменитая книга, чтобы ее читали те, кто вообще способен цитировать. Кусок наудачу: "Зарубежный и по определению реакционный социолог Ибанов высказал оригинальную, но далеко не новую гипотезу относительно преодоления татаро-монгольского ига и ликвидации его последствий. Согласно этой гипотезе, дело обстояло не так, будто мы уничтожили и изгнали татаро-монгол, а как раз наоборот, татаро-монголы уничтожили и изгнали нас и навсегда остались на нашем месте". Или вот еще: "На том берегу вырос новый район из домов, одинаковых по форме, но неразличимых по содержимому. Случайно получивший в этом районе отчасти изолированную смежную комнату Болтун говорил, что тут настолько все одинаково, что у него никогда нет полной уверенности в том, что он у себя дома и что он есть именно он, а не кто-то другой".
Ибанск
Ибанск -- это город победившего социзма. Все жители Ибанска носят фамилию Ибанов и на голову выше всех остальных, за исключением тех, кто последовал их примеру. В Ибанске есть следующие достопримечательности: Сортир, Пустырь и Ларек. Через Ибанск течет речка Ибанючка, а руководят Ибанском, само собой, Заибаны. У Заибанов есть клички, чтобы их путать. Самый грозный Заибан звался Хозяином, а следом за ним шел Хряк. Остальных не помню. Их сейчас вообще мало кто помнит.
Определение
Считается, что Болтун был сатириком и инакомыслящим. Его также сравнивали со Свифтом и Щедриным. Все это не выдерживает критики. Никакой сатирой он не занимался, а занимался наукой логикой. Основал целую школу. Социолог мирового уровня. Социология -- наука очень странная. Если ее использовать по назначению, она всем очень нравится. А если не использовать, то не нравится решительно никому. Так же и книги Болтуна не имели целью кого-то или что-то обличить. "Зияющие высоты" есть полное и объективное исследование советского общества. "Гомо советикус" -- исследование человека, порождаемого этим обществом и порождающего это общество в дальнейшем. "Запад" и "Глобальный человейник" -- не сатирические памфлеты, а точно такие же объективные исследования феномена Запада и человечества в целом. Поэтому никому в голову не приходит воспринимать написанное там как истину. Болтун вообще первый на моей памяти автор, который хотя бы с самим собой пытался договориться о терминах. То есть раз и навсегда установить, что он имеет в виду, употребляя такие слова, как "народ", "человек", "масса", "история", "прогресс"... Болтун считал, что если допустимо двоякое толкование этих терминов, то серьезный разговор в принципе невозможен. Поэтому он не был инакомыслящим. Он был просто мыслящим.
Наследство
Коммунисты считают Болтуна коммунистом, патриоты -- патриотом, сталинисты -- сталинистом, а антикоммунисты -- антикоммунистом. Болтун не делал различий для разных измов, так что, обобщая, можно сказать, что он был истым истом. И в Бога не верил тоже. В его мире всегда было холодно. "Мой сексуальный опыт, -- замечал он на чужбине, -- достоин осмеяния". В глобальном человейнике он видел борьбу двух аспектов -- делового и коммунального. На Западе в коллективах преобладает деловой аспект ("Жить, чтобы работать"), в Советском Союзе преобладал коммунальный ("Работать, чтобы жить"). В результате Запад создал наиболее совершенный и эффективный тип отдельно взятой человеческой особи -- западоида. А Советский Союз создал наиболее совершенный общественный строй -- реальный коммунизм. Но и то, и другое, по Болтуну, -- дерьмо полное. Если что-то можно унаследовать от Болтуна, так это систему мышления. Но это как раз унаследовать нельзя. И даже усвоить не очень получается. А если кто-то все-таки хочет попробовать, горячо рекомендую его лучшую неизвестную книгу -- "Логическая социология". Она была написана уже в этом веке и в этой стране, после возвращения Болтуна на Родину. Поэтому ее издали небольшим тиражом и тут же забыли.
Ассоциации
Естественно, после прихода гласности первой из книг Болтуна издали именно "Зияющие высоты". Причем каким-то сумасшедшим тиражом и в виде белого бумажного двухтомника. Вот, дескать, одна высота, а вот другая -- не намек ли на "Близнецов" в Нью-Йорке? У меня этот двухтомник тоже был, с оборванной обложкой. Я точно помню, что читал книжку в Сортире, у Ларька и на Пустыре. Тогда я заболел Зиновьевым, а искать его другие книги начал много позже. Однажды, оказавшись в гостях у малознакомого человека, увидел у него черную с красным обложку "Гомо Советикус" и пришел в восторг, поскольку был пьян. Человек пришел в восторг оттого, что я пришел в восторг, обещал дать мне почитать эту книжку, и мы еще выпили. Затем мы душевно говорили о стране, истории и поэзии. Проснувшись, я обнаружил, что мой новый друг вытащил у меня из кармана все деньги. Естественно, я пошел на Пустырь и обнаружил его там с полной сеткой портвейна. Он знал, что мне позарез нужны эти деньги, но ему-то они тоже были позарез нужны. Мы были как два персонажа из книжки, которую обсуждали накануне, и никак не могли выпрыгнуть из-под переплета.
Правдец
Говорят, что у любого "князя мира сего" обязательно должен быть Советник, который своим интеллектом освещает путь воле князя. У нынешнего Заибана тоже есть Советник (назовем его, что ли, Подъибан). Это известный нам еще по "Зияющим высотам" Правдец. Правдецам свойственно менять точку зрения в зависимости от перемены угла зрения. Когда Правдец жил в штате Вермонт, он призывал прогрессивную Америку уничтожить коммунизм в России. Можно вместе с Россией. Теперь он живет в России и призывает Верховного Заибана уничтожить Америку. Можно вместе с Израилем. Это очень логично и разумно, если успевать следовать за точкой зрения Правдеца. Поэтому он, а не Болтун, и стал Подъибаном. А Болтун теперь уже никем не станет. Он уже умер.
Справка
Александр Зиновьев родился в 1922 году в крестьянской семье. После школы поступил в Московский институт истории философии и литературы. За антисталинские выступления его исключили. Затем Александр был арестован, бежал, скрывался от госбезопасности. Его спасла армия -- он ушел в солдаты в 1940 году и прослужил до 1946 года. После войны окончил философский факультет МГУ, одновременно учась на мехмате. В 1960 году защитил докторскую диссертацию, вскоре получил звание профессора и возглавил кафедру логики в Московском университете. После того, как на Западе опубликовали его социологический роман "Зияющие высоты", на родине Зиновьев был лишен гражданства, всех научных степеней, званий, наград, в том числе военных, и выслан из страны. Долгое время он жил в Мюнхене, опубликовал более 40 романов, переведенных на 20 языков. В Москву Зиновьев вернулся в 1999 году.
Андрей АГАФОНОВ

0 коммент.:

Отправить комментарий