четверг, 26 мая 2011 г.

Диагноз -- мобиломания.

Живем всего один раз. А разговоров...
Вот, к примеру, есть у меня знакомая. Условно назовем ее Маша. Неактуальная, прямо скажем, знакомая, из тех, что присутствуют где-то на фоне жизни и практически с фоном сливаются. Нужды друг в друге нам нет, и можно свести отношения к визитам вежливости раз в год. Однако! В неделю раз Маша присылает мне эсэмэску: "Как дела?" Я отделываюсь стандартным: "O.K.", -- и Маша -- я этого решительно не понимаю! -- удовлетворяется ответом! Замолкает. Нет, конечно, резонно предположить, что я отпугиваю ее излишним лаконизмом. Но ведь раньше я отвечала развернуто и пространно -- Маша все равно замолкала! Мои дела Машу не интересуют! Но еженедельные контрольные эсэмэски она шлет с маниакальным упорством. Я не понимаю, зачем?
Я не понимаю, зачем другая моя знакомая -- условно назовем ее Даша -- звонит мне исключительно с сотового? "Даш, а ты где?" -- "Дома". -- "А что ж с домашнего не позвонишь?" -- "Да ну! С сотика сподручнее". -- "А денег не жалко?" -- "Фу, какая мелочная! Не ты же платишь!" Платит Даша, и мы разговариваем минут по пять. Среди прочего, Даша жалуется на маленькую зарплату...
В кафе у каждого второго телефон лежит на столе, возле тарелки. Молчит. Но лежит! Я не понимаю!
В городском транспорте и вовсе -- СуМаСшествие! Эсэмэсятся все, включая кондуктора. Водитель завидует и не вписывается в поворот. Некоторые даже говорить не стесняются. Некоторые даже громко и подолгу. На днях ехала, так какая-то дамочка достала записную книжку -- и ну названивать по списку, от А до Я. Чего-то мутила. Чего-то сращивала. Извиняюсь за жаргон, но как иначе это назвать? Не решением же серьезных вопросов! Серьезные вопросы решают где угодно, но только не на тряском сиденье душного "пазика". На тряском сиденье "пазика" мутят и сращивают. Зачем? Не понимаю!

Телефоны, телефоны, а я маленький такой.
"Однажды я экспериментировал. Как только видел, что человек... смотрел на часы, я тут же подходил и спрашивал у него: "Сколько времени?" Все... опять смотрели на часы, прежде чем ответить".
Евгений Гришковец

Вот видите: и Гришковец не понимает! Не суть важно, что он о часах, а мы тут все о сотовых да о сотовых. Симптомы разные, но невротическая реакция -- одна, с точностью, как в аптеке, где продают транквилизаторы. На часы посмотреть и время в сознании не зафиксировать. Сотик в руках повертеть, не имея никакого намерения. Кое у кого до тика доходит! И тоже: кто его знает, чего он моргает?
Сверхзадача не просматривается, вот что. Рацио отсутствует. Так ведь навязчивые состояния по определению иррациональны, тем и характеризуются. Строго говоря, вопрос: "Зачем?" здесь не то, что некорректен -- он в принципе неуместен. Потому что вопрос зачем -- это вопрос смысла и цели, а неврозы ни смысла, ни цели не имеют. Зачем люди смотрят не в глаза друг другу, а в экраны сотовых телефонов? А зачем они желание на звезду, что сорвалась и падает, загадывают? У кого-то исполнилось?
Другое дело -- вопрос первопричины. Вопрос: "Почему?". Стоит им задаться, как все станет понятно. И к психиатру не ходи!
Фундаментальный интеллигентский комплекс: или ты велик, или ты ничто. "Мне тридцать пять лет! Лермонтов лежал в могиле!" -- и далее по тексту. Про Наполеона, командовавшего армиями. Можно еще про Гагарина, полетевшего в космос. Можно даже про пионеров-героев. А уж про Пушкина -- всенепременно! И про Христа -- тоже: кто из тридцатитрехлетних не рефлексировал по поводу своего возраста?
Иметь такие примеры для подражания и не впасть в тоску от осознания того, что сам ты мал и никчемен, можно лишь в том случае, если свою никчемность старательно не замечать, а еще лучше -- делать вид, что ты хоть кому-то нужен и хоть чем-то важен. И начинается: "Алло! Ты где? А я там-то. Буду во столько-то. Перезвоню позже, мне некогда..." Серьезные вопросы не про нашу честь. Зато можно мутить и сращивать, суетиться, говорить ни о чем, но думать, что по делу и по душам, неустанно эсэмэсить, нимало не интересуясь ответом, проверять, не звонили ли, и поминутно смотреть на часы. Кто сказал: имидж -- ничто? Этот чудак не знал, что такое сотовая связь! Когда величие и успешность возведены в культ, нельзя останавливаться, нужно раз за разом повторять простые движенья, до тех пор, пока сам не поверишь, что твои хлопоты не напрасные. Когда время -- деньги, ты в цене, только если каждая твоя минута занята, и какая разница чем. Еще одна эсэмэска -- еще одна иллюзия того, что твои котировки растут.
Температура по палате.
Разговор по сотовому лучше, чем секс! К такому выводу пришли социологи, опросившие телефономанов Европы и Америки. 22% немцев и испанцев признались, что если во время секса у них зазвонит телефон, они прервутся и ответят на звонок. 15% американцев поступят так же. И только итальянцы -- о, эти пылкие итальянцы -- внушают надежду, что все не так запущено, -- лишь 7% из них предпочтут телефон сексу.
Беда в том, что итальянцев гораздо меньше, чем сотовых телефонов. По последним оценкам, в мире около миллиарда аппаратов. В крупных городах сотиков не имеют разве что младенцы да домашние животные. И средняя температура по палате определенно зашкаливает.
В Корее один паренек, что ни вечер, отсылал подружке до полусотни странных эсэмэсок. "Одна овца". "Вторая овца". "Тридцатая овца". Родители, уличившие паренька, не могли понять, что сие значит. Так и ломали голову, пока крошка сын не сознался: он думал, что, считая его овец, подружка скорее уснет.
У другого паренька, из Германии, подружки не случилось. Но разве ж это повод не эсэмэсить? Паренек слал мессаги на совершенно незнакомые номера, причем так настырничал, что, во-первых, получил растяжение кисти руки, а во-вторых -- счет на восемьдесят тысяч евро. Его родители тоже наверняка долго ломали голову, решая, сразу ли сынка удавить или для начала высечь.
Большую часть сотоголиков составляют подростки. Кстати, интересная тенденция: чем активнее они пользуются телефоном, тем выше их склонность к разным нехорошим привычкам, как то -- выпить, покурить или покурить, но не сигареты. Сотик для них -- символ взрослости, едва они его получают, как мнят, что и до пить-курить-материться доросли. И то! От аддиктивности, то есть зависимости от сотовых, лечат в тех же клиниках, что и от наркомании с алкоголизмом -- можно сразу записываться на весь комплекс процедур!
Однако подростками дело не ограничивается. Иначе-то чего тревожиться: израстут, повзрослеют, и прыщи лишь в дурных воспоминаниях останутся, и идиотская манера тыкать на кнопки... Увы! Впервые зависимость от сотового диагностировали в 1984 году в Англии и не у какого-то там юнца, а у джентльмена изрядных лет и достатка. Достаток, правда, изрядным оставался недолго -- джентльмен в пух и прах разорился на счетах за телефон. А ведь тогда еще не существовало эсэмэсок!
Сегодня расклад таков. На Западе на сотики, словно на иглу, подсаживаются, в основном, мужчины от 15 до 45 лет, при этом зависимость тем сильнее, чем успешнее и состоятельнее человек. Россия, как водится, идет своим альтернативным путем и живет своим альтернативным разумом, у нас группа риска -- женщины, преимущественно неустроенные, неуверенные, одинокие и психологически неуравновешенные. Опять же на Западе шквал звонков и эсэмэсок -- днем, а у нас -- вечером, когда сериал уже закончился, а спать еще не хочется, да и не с кем.
Но независимо от пола, возраста и социального статуса все сотовые наркоманы одинаковы. Все они испытывают одни и те же приходы, сопровождающиеся неумеренным гоневом, отходняки, когда ноют уставшие эсэмсить пальцы, а самое страшное -- ломки. Психолог Серджио Чапарро из Нью-Джерси провел эксперимент, в ходе которого 220 человек отключили сотовые, как предполагалось, на 72 часа. Однако реально 72 часа в отключке вытерпели лишь трое! Остальные сошли на половине дистанции! По словам Чапарро, отлученные от телефонии подопытные испытывали дискомфорт, волнение, тревогу и даже панику, у них снижалась самооценка, а уровень нервозности, напротив, возрастал, многие впадали в депрессию, кое-кто даже грозил суицидом. Схожие эксперименты проводили и другие ученые из США, Австралии и Англии. Результаты аналогичные, то есть неутешительные. В Англии, к примеру, установили, что люди, зависимые от сотовых, воспринимают телефон как часть своего тела, и лишиться аппарата для них -- то же, что лишиться руки или ноги.
Дальше -- хуже. К 2009 году число сотовых телефонов перевалит за отметку в 2,5 миллиарда штук. Сотовые станут самым распространенным в мире предметом электроники. Они заменят фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, плейеры, не говоря о стационарных телефонах, которых уже меньше, чем сотовых. При этом количество сотоголиков, по оптимистическим прогнозам, в процентном отношении останется тем же, что и нынче -- 7-9% от всех имеющих телефон. По прогнозам же реалистическим, оно возрастет до 10-15%. Хотите знать, сколько это не в процентах, а в несчастных нездоровых людях, которые всем кому могли уже отзвонились и отэсэмэсились, а вселенская гармония паче чаяния так и не наступила? Хотите? Ну так возьмите сотик -- в нем ведь есть калькулятор -- и посчитайте!
КПСС против SMS!
Сила действия, как известно, равна противодействию. Вполне логично, что у всеобщей мобилизации есть свои дезертиры!
В США провели опрос на тему: "Какое техническое устройство вы ненавидите?" Выяснилось, что самую ярую ненависть у американцев вызывает будильник. Второе непочетное место занял телевизор. А вот третье... правильно!.. сотовый телефон, в котором, кстати, будильник тоже имеется, а телевизор в сотовом появится, если не завтра, то послезавтра -- попомните!
В России, в свою очередь, на сотовую телефонию ополчилась организация со звучным названием КПСС -- клуб противников сотовой связи. Правда, как-то неубедительно ополчилась, видно, весь кураж на придумывание названия ушел...
На сайте КПСС -- abonentov.net -- вывешен устав клуба, где прописаны его основные задачи, а именно:
1. Определить самые существенные недостатки современной российской сотовой связи.
2. Вскрыть все нечестные способы обогащения, к которым прибегают те, кто работает на рынке сотовой связи.
3. Повлиять на ситуацию путем информирования общественности.
Общественность, ау! Поднимите руки те, кого КПСС уже проинформировал о том, что он там определил и вскрыл. Не дает ответа... Банальная история: начали с задором, закончили с позором, а если и не с позором, то фактически ничем. Громкая заявка определенно не оправдана. А на форуме все того же сайта abonentov.net сметливые посетители высказывают предположение: КПСС де создан с корыстным умыслом получить отступные от сотовых операторов и, поделив их, по-тихому разойтись. Сайт, кстати, давненько не обновляется...
Обидно, товарищи! Ведь с таким-то названием какую ж деятельность можно развернуть! Съезды и пленумы созывать! Число членов множить! Митинги проводить! Да что митинги -- демонстрации! Вы только представьте, как это могло бы быть...
...Пригревает весеннее солнышко. На деревьях зеленеет молодая листва. Тысячи людей выстраиваются в колонны, чтобы пройти по главной улице города. В руках у них разноцветные воздушные шарики, знамена, транспаранты. "На кой черт она сдалась, эта сотовая связь?!" -- скандируют демонстранты. Шествие начинается. Ура, товарищи!
Дружно в ряд шагают учителя словесности. Несут портреты Пушкина, Гоголя, Толстова. Портреты в черных рамках. Это траур по извращенному эсэмэсками великому и могучему русскому языку, по попранным орфографии и пунктуации. "Знайте: даже "Мелкий бес" писан не по эсэмэс!" -- выкрикивает в мегафон одна из учительниц. "Фанаты эсэмэса хуже убийцы-Дантеса!" -- кричит другая. С трибун словесников приветствуют их коллеги -- учителя и преподаватели других предметов, возмущенные тем, что школьники и студенты эсэмэсятся на уроках и лекциях.
Отдельной колонной идут психологи. Они уже устали доказывать, что, разговаривая, люди лишь 30% информации передают словами, а остальные 70% -- тоном, позами, жестами, взглядами и даже запахом своего тела. То, что мы хотим сказать, заключается не в том, что мы говорим, а в том, как мы это делаем. Но телефонные разговоры, а эсэмэски -- подавно лишены этой важной составляющей -- "как". SMS-общение выхолощено, оно -- лишь эрзац нормальных человеческих взаимоотношений. Хуже того, увлеченность SMS приводит к тому, что человек отвыкает от контактов "глаза-в-глаза", уходит от реальности в виртуал и превращается в буку-социофоба. SMS не связывает, а разобщает людей! Психологи устали это доказывать! На демонстрации они идут молча. В знак протеста.
Вслед за психологами появляются врачи. Какая многочисленная колонна!
"Эсэмэсишь бойко -- руке станет больно!" -- под таким лозунгом шествуют хирурги. К ним все чаще обращаются SMS-фанатики: они по несколько часов кряду набирают сообщения со скоростью до ста знаков в минуту, а потом жалуются на неприятные ощущения в пальцах, запястье и плече. Хирурги даже придумали название для этой напасти -- синдром повторяющихся действий. Боль, поясняют они, возникает из-за того, что в результате длительных и монотонных нажатий на кнопки в руке нарушается кровообращение.
"Телефончик -- слышь, дурак, -- вызывает мозга рак!" -- это лозунг онкологов. Хотя не все они согласны с тем, что разговоры по сотовому приводят к опухоли мозга. В частности, английские специалисты, исследовавшие эту проблему, считают, что никакой причинно-следственной связи между сотовой телефонией и раком мозга нет. Однако недавнее исследование, проведенное в Швеции, ровно напротив, доказывает, что связь существует. В исследовании приняли участие 2200 онкопациентов с опухолью мозга, и выяснилось, что 220 из них весьма активно пользовались сотиками, разговаривая в среднем по полчаса в день на протяжении десяти лет, наговорив примерно по две тысячи часов. Шведские онкологи также установили, что риск развития опухоли мозга с той стороны головы, у которой человек держит трубку, вдвое выше, чем со стороны "нетелефонизированной".
Между тем демонстрация продолжается. Под лозунгом: "Телефон в штаны кладешь -- импотентом прослывешь!" -- идут врачи-андрологи. Они утверждают, что у мужчин, носящих сотовые в карманах брюк, ухудшается качество спермы и возникают проблемы с потенцией. "Достань из широких штанин!" -- страстно призывают медсестрички в коротких халатиках, замыкающие медицинскую колонну.
"На улице гроза, мобила -- угроза!" -- это чеканят шаг ученые-физики. Проведенные ими исследования доказали, что исходящее от сотовых телефонов электромагнитное излучение, в котором и так ничего полезного, кроме вреда, нет, в грозу и вовсе становится смертельно опасным: электромагнитные волны, словно магнит, притягивают разряды атмосферного электричества, и человека, звонящего с сотового во время грозы, может поразить молния, прецеденты имеются.
Впрочем, лишиться жизни из-за сотового можно и в ясную погоду. Милиционеры это знают наверняка -- они следят за порядком на демонстрации и, хотя внешне выглядят безучастными, в душе всецело на стороне демонстрантов -- слишком обильны "мобильные" преступления: кражи, грабежи, мошенничества, скупка и перепродажа краденого и даже убийства.
* В Москве двое 12-летних подростков зарезали одноклассника: в школе он опрометчиво показал им свою новенькую мобилу.
* В Выборге 14-летний наркоман, угрожая ножом, напал на двух девчушек, 11 и 13 лет, потребовал отдать ему сотовые телефоны, девочки попытались оказать сопротивление, за что и были убиты.
* В городе Александров Владимирской области двое отморозков, 14 и 17 лет, задумали ограбить знакомую 11-летнюю девочку, которой мама подарила дорогой сотовый телефон. Однако, придя к своей жертве домой, парни застали там еще и раньше времени вернувшуюся с работы мать девочки, а также подругу матери, зашедшую в гости. В итоге женщин забили металлической трубой, девочку задушили, а чтобы скрыть следы преступления, подожгли квартиру.
А людской поток на главной улице города не иссякает! Идут родители, которых раздражает, что их дети во время семейного ужина в одной руке держат вилку, а в другой -- сотик. Идут дети, которых раздражает, что родители названивают им каждые полчаса, контролируют, где они и что с ними. Идут ревнивые жены, чьи мужья подозрительно часто отключают телефоны. Идут мужья ревнивых жен. Мужья завидуют детям: тем названивают каждые полчаса, а им их жены трезвонят по три раза за пять минут, как тут не отключаться?!
Идут просто сочувствующие. Они рассказывают друг другу страшные истории о том, как черной-черной ночью в черной-черной комнате у одной девочки прямо в руках взорвался черный-черный сотовый телефон. И еще о том, как один мальчик пошел в зоопарк, уронил сотик в клетку со львом, потянулся достать, а лев -- тут как тут, откусил мальчику руку. И о другом мальчике, который, желая поймать сигнал получше, высунулся в окно да ненароком выпал, прямо с девятого этажа...
И наконец последняя, самая многолюдная колонна! Их тьмы и тьмы! Это фанаты "Дома-2", разорившиеся на эсэмэсках, которые они наивно отсылали Алене и Степе, не подозревая, что "Дом-2" придуман исключительно для отъема денег у населения посредством SMS. Посочувствуем, товарищи!
Р.S. А у меня недавно деньги кончились. И на сотовом -- тоже. Телефон три дня пролежал отключенным. Когда включила, пришло всего две пропущенных эсэмэски -- одна от Маши, другая тоже не содержала никаких сакральных истин. Конечно, грустно, что я не так уж нужна городу и миру. Но очень радостно, что сотовая связь не так уж нужна мне. Невыносимая легкость. Без микроволновки, во всяком случае, жить гораздо сложнее!
Наталья СОЙНОВА

Тест на мобиломанию.
* Я не выпускаю телефон из вида, даже когда моюсь или ем.
* Я нервничаю, когда у сотика садится аккумулятор и нет возможности его зарядить.
* Ложась спать, я кладу телефон под подушку и порою не могу заснуть, жду: вдруг придет SMS.
* Я никогда не отключаю телефон.
* Иногда у меня мучают слуховые галлюцинации -- я слышу звонок, хотя на самом деле его нет.
* Попав в дискомфортную ситуацию, я хватаюсь за телефон -- делаю вид, что занят сотиком, а на самом деле отгораживаюсь с его помощью от того, что мне неприятно.
* Я часто меняю модель телефона, а также аксессуары для сотового, заставки на экране, мелодии и тарифы.
* Я звоню и отсылаю SMS не только по поводу, но и просто так.
* Если мне приходит SMS, я отвечаю на него сразу же, даже если ради этого приходится отвлечься от дел.
* Я участвую в SMS-викторинах, знакомлюсь по SMS, подписываюсь на SMS-услуги, скачиваю мелодии и картинки, играю в SMS-игры.
* Все номера я храню только в памяти сотового. Блокноты -- не для меня.
* Мне нравится прикасаться к сотику, держать его в руках.
* Я не экономлю на разговорах по сотовому и не слишком слежу за состоянием лицевого счета.
* Если у меня мало денег, я не куплю продукты, но сотовую связь оплачу непременно.
* Я с удовольствием разговариваю о сотовых, читаю специализированные издания, слежу за новинками. Даже реклама "Билайна" меня не раздражает!
* Там, где заканчивается зона покрытия сотового оператора, заканчивается цивилизация!
* У меня несколько SIM-карт и несколько аппаратов.
Если эти утверждения (по крайней мере, значительная их часть) -- о вас, вам есть о чем задуматься! Конечно, лучше всего сходить к психотерапевту. Но можно попытаться исцелиться от зависимости самостоятельно, а для этого... сесть на телефонную диету! Ограничьте одно из трех: или количество звонков и SMS (максимум 5 звонков и 10 SMS в день), или количество часов, когда телефон включен (максимум 5 часов в день), или количество денег на сотовую связь (тут, конечно, многое зависит от тарифа, но, поверьте, есть люди, которым на сотик хватает сотки в месяц). А главное, помните: телефон -- для человека, а не человек -- для телефона!
Н.С.

0 коммент.:

Отправить комментарий