В прошлом номере мы задавались вопросами происхождения культурных растений. Пришла пора удивиться человеку-животноводу. Ведь растения хотя бы не убегали. А как было дело с зубрами, волками, дикими вепрями? Какие генетические эксперименты сделали их столь зависимыми от человека?
Собака охраняет дом, лошадь везет повозку, корова отдает людям молоко, выработанное ее организмом для собственного теленка, и все они покорно умирают от руки хозяина, когда ему нужно их мясо или шкура... Кажется, так было всегда. Но на самом деле только пять-десять тысяч лет назад человек обзавелся домашними животными, чтобы использовать их силу, стремительность, чутье, способность давать молоко, мясо, яйца, шерсть, шкуры.
Одомашнивание животных произошло все в том же "плодородном полумесяце". Первыми подчинились человеку животные "большой четверки": коровы, овцы, козы и свиньи. Затем на Дальнем Востоке поселились на хозяйском подворье утки, курицы и буйвол. И позже, в Новом Свете были приручены лама и викунья.
Этот процесс не сопровождался увеличением числа хромосом. Все животные -- дикие и домашние -- диплоидны, то есть у них два набора хромосом -- по одному от каждого родителя. Число хромосом варьируется так же широко, как и у растений, но их всегда только два набора.
Единственные "средства", которые были у скотоводов эпохи неолита: время и терпение. И бесконечное избирательное скрещивание, чтобы поколение за поколением вывести новую, домашнюю породу. Как и в случае с растениями, этот процесс требует сотни, а может, и тысячи лет для каждой породы.
Первым скотоводам, как и первым земледельцам, надо было представить себе "окончательную модель" и заразить энтузиазмом все последующие поколения.
Принести волчонка в обиталище племени с намерением научить его убивать и есть избирательно, научить облаивать всех незнакомцев (взрослые волки редко лают). Или посмотреть на огромного, страшного и злого зубра и представить себе гораздо меньшую и более дружелюбную корову.
Даже если кто-то и представил себе такое подходящее животное, как он надеялся добиться нужного результата? И волчонок, и только что родившийся зубр могут воспитываться человеческими "родителями", научатся слушаться и даже любить их. Но все равно вырастут в настоящего волка или зубра с уже запрограммированными инстинктами дикого животного.
Кстати, животных одомашнено на удивление мало. Хищных зверей на Земле великое множество, а при человеке живут лишь два -- собака и кошка. Непарнокопытных тоже только два -- осел и лошадь. Парнокопытных и мозоленогих немного больше: корова, коза, овца, свинья, северный олень, як, верблюд, лама, буйвол... Из зайцеобразных -- один только кролик. Более всего приручено птиц: куры, утки, гуси, индюшки, цесарки, голуби, канарейки.
Однако и это немало, если иметь в виду, что одомашнивание происходило не с помощью селекции. Генетиков тогда не было. Но все наборы генов были модифицированы -- иначе нельзя изменить физические характеристики животных. И что-то было изменено в самой их природе, чтобы дикая тварь из дикого леса стала ручной. Зависимой от человека. Подобное достижение лежит вне возможностей современной науки. Скотоводы эпохи неолита могли сотворить такое, мы -- нет. Приручить отдельно взятого тигренка, дельфина, орла -- можем. Создать породу домашних дельфинов и орлов -- ну никак.
Все примеры "одомашнивания" невероятны сами по себе, но самый невероятный пример -- гепард. Бесспорно, это одно из первых одомашненных животных, впоследствии одичавшее. Его история простирается вглубь времен, к раннему Египту, Индии и Китаю. Он мог быть создан только благодаря избирательному скрещиванию. Кому-то из охотников или скотоводов эпохи неолита мы обязаны тем, что на земле живет это красивейшее существо.
Из всех больших кошек гепарда легче всего приручить. Не зафиксировано ни одного случая, чтобы гепард убил человека. Он будто создан для высоких скоростей -- голова и туловище имеют аэродинамические контуры. Его скелет легче, чем у других кошек, а лапы длинные и тонкие, как у борзой. Его сердце, легкие, почки и носовые каналы расширяются, позволяя дыханию ускоряться с 60 за минуту до 150 при погоне. Максимальная скорость может достигать 70 миль в час -- в саванне его никто не может перегнать.
Гепарды уникальны, поскольку сочетают в себе физические свойства двух разных видов: собак и кошек. Они принадлежат к семейству котов, но выглядят как длиннолапые собаки. Они сидят и охотятся как собаки. Они могут только отчасти втягивать свои когти -- как собаки. Подушки на их лапах толстые и твердые, как собачьи, но, забираясь на деревья, они используют первый коготь на передних лапах так, как это делают кошки. Светлая шерсть гепардов похожа на шерсть короткошерстных собак, но темные пятна на ней, несомненно, кошачьи. Они заражаются болезнями, которыми болеют только собаки, но могут заразиться и теми, от которых болеют только кошки.
Есть в гепардах и еще более необъяснимые черты. Их генетические тесты показали ошеломляющие результаты: из пятидесяти подопытных особей все идентичны друг другу! Фактически, это клоны. Такая физиологическая однородность наблюдается только у крыс, генетически измененных в лабораториях...
Как это объяснить? Кто их вывел? И расселил по свету -- таких ни на кого не похожих? Явно создавалось животное для дружбы, красоты и совместной охоты. А потом хозяева оставили домашнюю кошку на произвол судьбы. Но она до сих пор на генном уровне помнит о них и относится к людям с особым почтением.
Впрочем, все остальные домашние животные не менее загадочны.
Валентина БОГОМОЛОВА
0 коммент.:
Отправить комментарий