Эта история случилась в середине 60-х годов во Франции. Один больной, недавно перенесший тяжелый инфаркт, выиграл огромную на те времена сумму -- один миллион франков в Национальную лотерею. Никто из близких не решался сообщить ему об этом, боясь, что такая новость может его убить.
-- Давайте я объявлю ему об этом, -- сказал главный врач больницы. -- У меня самого нелады с сердцем, и я знаю, как надо поступать в подобных случаях. Буду действовать не спеша.
Врач отправился к удачливому больному, начал с ним беседу и минут через пятнадцать перешел к делу:
-- Что бы сделали, если бы однажды выиграли в лотерею тысячу франков?
-- Я бы устроил такую пирушку, которая запомнилась бы на всю жизнь!..
-- А если бы вы выиграли десять тысяч?
-- Я бы пригласил всех своих друзей в "Тур д'Аржан"! ("Тур д'Аржан" -- один из самых фешенебельных ресторанов Парижа. -- А.К.)
-- А если бы выиграли сто тысяч?
-- Можете быть уверенными, доктор, что я преподнес бы вам и вашей жене такие подарки, о которых вы никогда и не помышляли!
Доктор достал носовой платок, чтобы вытереть внезапно выступивший на лице пот. Через мгновение он задал роковой вопрос:
-- Ну а если вы выиграете миллион? Что вы тогда сделаете?
-- Тогда, мой друг, я тотчас же отдам вам половину!
Доктор открыл рот и... замертво свалился на пол.
Как видим, одна только мысль о внезапном богатстве погубила несчастного доктора. Увы, но история просто пестрит подобного рода курьезами, подтверждающими ужасающую власть золотого тельца над рядовым человеком. Впрочем, почему только над рядовым? Не избежали ее и бессмертные...
"Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать..."
Многие знаменитости, на словах идеалисты и романтики, в жизни вели себя как самые мелочные ростовщики. Например, американский философ Ральф Эмерсон, чтобы не тратиться на контролера, сам сидел у входа и продавал билеты на собственные лекции. Русский поэт Николай Некрасов, жутко страдавший в молодости от безденежья, уже приобретя материальную независимость, прятал деньги, зашивая их в галстуки и подушки.
Английский гений Чарльз Диккенс, чтобы заработать на достойную по его понятиям жизнь, выступал с бесконечными лекциями -- чтениями своих произведений. Когда после лекции кто-то из слушателей просил писателя сплясать, тот, не задумываясь, пускался в пляс. Если просили спеть, то пел, если просили встать на голову, то становился на голову...
Немецкий гений Гете всегда придерживался принципа: "Попытайся сэкономить один талер, потом -- другой, и увидишь, как это здорово". Ему нужно было иметь деньги, чтобы чувствовать себя уверенно. Гете вел подробную запись всех своих трат. Благодаря этому мы точно знаем, что, когда Гете было двадцать лет, у него в доме было 34 скатерти, 267 салфеток, 108 полотенец, 194 рубашки с манжетами и 82 без манжет... Автор "Фауста" и "Вертера" был настолько бережлив, что денно и нощно носил при себе ключи от всех кладовых и сам распределял запасы вплоть до того, что хлеб для слуг резали в его присутствии. Своему секретарю Эккерману Гете платил так мало, что тот не смел даже признаться в этом своей невесте. Ей пришлось ждать четырнадцать лет, пока Эккерман смог на ней жениться.
Русский гений Александр Пушкин также любил посчитать денежку... Цензор Никитенко вспоминал, как стихотворение "Анджело" вернулось к Пушкину с несколькими урезанными министром строками. Пушкин взбесился -- издатель "Смирдин платит ему за каждый стих по червонцу, следовательно, Пушкин теряет здесь несколько десятков рублей. Он потребовал, чтобы на место исключенных слов были поставлены точки, с тем, однако ж, чтобы Смирдин все-таки заплатил ему деньги и за точки!"
Трудяга Бальзак ради денег и власти, которую они дают, треть жизни питался едва ли не одним кофе -- только бы себя взбодрить и не уснуть во время создания очередного шедевра, который обещал избавить писателя от нищеты и бесчисленных долгов. Его шедевры приносили славу, которая оставалась, но деньги... деньги приходили и, как водится, уходили, уходили, уходили... Так и остался Бальзак человеком, не познавшим по-настоящему вкуса безбедной жизни.
Художник Сальвадор Дали, равно как и его коллега Пикассо, пытался делать деньги на чем только мог. Он даже ухитрился продать группе "Битлз" за 50 тысяч долларов(!) свои знаменитые усы... которые, на поверку, оказались фальшивкой!
Что люди делают с деньгами...
"Когда собаке нечего делать, она начинает целовать свой зад", -- гласит английская пословица. Что-то похожее происходит и с людьми, особенно с теми, у кого много денег... Вот несколько наиболее ярких, на наш взгляд, исторических примеров.
В 1807 году австрийский герцог Пал Эстергази служил в посольстве в Лондоне. Однажды он осматривал на заводе чистокровных лошадей, назначенных на продажу, и спросил цену вороного жеребца.
-- Дороговато будет для вас, -- сказал управляющий.
-- Ну а все-таки?
-- Десять тысяч фунтов.
-- Покупаю, -- ответил герцог и заполнил чек на десять тысяч фунтов. И тут же, достав из кармана пистолет, пристрелил лошадь...
Рассказывают, что Эстергази всю жизнь пытался удивлять мир и хорошеньких женщин своим богатством. Однажды в честь знатных гостей (среди которых была и одна очень красивая дама...) Эстергази приготовил чай... над пламенем тысячных банкнот. Своих лошадей этот сумасшедший аристократ подковывал золотыми подковами, причем так, чтобы, когда он, как посол, вступал в чужеземный город, подковы отскакивали, а ликующий народ подбирал бы их.
Урожай из серебряных монет
Бельгийскому рыцарю Раймону да Вену давно не давало покоя его богатство. Однажды он решил показать, на что способен настоящий дворянин, для которого деньги -- ничто. Он привел на двор замка тридцать благородных скакунов и на глазах у знатных гостей... -- что бы вы думали? -- сжег их заживо!
Другой рыцарь, Бертрам де Рамбо, прослышав о "подвиге" да Вена, пригласил к себе в гости всю местную знать. Затем на глазах у гостей он приказал своим многочисленным слугам запрячь в плуг десяток волов и быстро вспахать землю вокруг замка. Высокие гости полюбопытствовали, для чего это делается. Тогда люди Рамбо пошли с сумами на шее по бороздам и посеяли в землю... тридцать тысяч серебряных монет.
...И стер бриллиант в песок!
Молодая придворная дама в разговоре с герцогом Конти сказала, что ей хотелось бы иметь миниатюрный портрет певчей птички. Через несколько дней она получила от герцога простое золотое кольцо с крохотной птичкой под стеклом. Только стекло было не стекло, а плоский бриллиант огромной стоимости. Дама поблагодарила за любезность, но отослала бриллиант, объяснив, что не может принять столь дорогой подарок. В ответном письме герцог написал, что глубоко сожалеет о случившемся. Он истер возвращенный ему бриллиант в песок и посыпал им письмо, чтобы просушить чернила...
Кто бы отказался от такой свиньи?
Прокофий Акинфьевич Демидов считался во времена Екатерины II сказочным богачом и отличался большими чудачествами. Большие деньги платил тому, кто целый год пролежит на спине, не вставая. Или тому, кто в продолжение целого часа не моргнет. Уговаривал своего заводского приказчика за большие деньги повеситься, так как "никогда еще не видел человека, который добровольно бы лез в петлю".
Обанкротившемуся купцу Мердеру Демидов помог десятью тысячами только за то, что тот исполнил одну из прихотей миллионера, пожелавшего прокатиться на прогоревшем купце: последний на четвереньках возил Демидова по комнатам и двору.
Однажды Демидов напоил квартального до бесчувствия, обрил его, обмазал медом, обвалял в пуху и выставил на улицу... Потом, правда, подарил ему парик и мешок с червонцами.
На обед своему зятю Демидов прислал свинью. Зять, однако, хорошо принял свинью: усадил ее, как почетного гостя, за стол, накормил и в карете отправил ее обратно. Это понравилось тестю. На следующий день свинья была убита, а ее шкура набита золотом и отправлена в подарок дочери.
Четырнадцать пудингов
У англичанина Даниэля Дансера была только одна рубашка, которую он носил до тех пор, пока она не сопрела. Он жалел денег на мыло и отмывался на берегу ручья песком, а потом ложился и обсыхал на солнце. Жил он вместе с сестрой, которая по воскресеньям готовила на целую неделю суп из костей и четырнадцать пудингов -- из расчета по два на день. Этим они питались изо дня в день, из года в год, пока старая леди не заболела. Брата охватил страх, когда он подумал, что придется вызвать врача. "Я совершил бы грех, -- сказал, он, -- вмешиваясь в промысел Божий. Если дни старой дамы сочтены, то не поможет ни один врач со своим знахарством". Промысел Божий, естественно, призвал вконец изголодавшееся существо, а господин Даниэль был вынужден вступить в переговоры с похоронной конторой. Они долго торговались и наконец заключили такую сделку, что подрядчик сделает гроб, а дерево господин Даниэль даст из своего леса. После похорон опечаленный брат долго сетовал, что подрядчик забил слишком много гвоздей в гроб, хватило бы и меньшего количества. Сам он дожил до семидесяти восьми лет. Имущество его было солидное, но собирать его пришлось по частям: 2500 фунтов нашли спрятанными в коровнике, золото на 500 фунтов оказалось в лошадиной кормушке, банкноты на 600 фунтов -- в старой чайной кружке. Остальные деньги появились из мешков с соломой.
Богатство для королевы Виктории
Осенью 1852 года лондонские газеты сообщили, что на 72-м году жизни скончался Джон Нильд, известный сквалыга. Он учился в Кембридже, сдал экзамены на адвоката, словом начинал как нормальный человек. В возрасте тридцати четырех лет он унаследовал от отца громадное состояние в 250 000 фунтов и стал на путь сквалыжничества. Он был настоящим скрягой: торговался за каждый грош, никому не делал добра и был счастлив, если ему удавалось прокатиться на дармовщинку. Однажды морозной зимой случилось ему ехать почтовым дилижансом среди всякого скудного люда. Пока меняли лошадей, пассажиры с малыми средствами пошли в пивную и грелись там за стаканчиком бренди; экономный господин, напротив, оставался дрожать в экипаже. Те пожалели его, сбросились и отослали рюмочку "бедному господину". Бедный господин поблагодарил и выпил.
Как всякий чистокровный скупердяй, Джон Нильд и к себе относился как к противной стороне сделки. Не давал ему есть, держал на сухом хлебе, крутых яйцах и небольшом количестве молока. Клал спать на голые доски и отпускал как можно меньше мыла для умывания. Он не позволял чистить щеткой свое платье, чтобы сукно не износилось. В 1828 году его постиг тяжелый удар: на бирже неожиданно упали ценные бумаги. От огорчения он опять начал мстить самому себе и перерезал себе горло. В тот раз его спасла жена квартиранта... Когда после смерти Нильда вскрыли его завещание, выяснилось, что он приумножил отцовское наследство до 500 000 фунтов и оставил их королеве Виктории.
Учитель-попрошайка
В свое время самым известным скупцом среди нищих был один берлинский учитель: днем он давал уроки словесности, а по ночам попрошайничал на улицах. Умер он в 1812 г. В сенях под полом у него было спрятано 20 000 талеров.
Отдых от Рокфеллера
Даже став самым богатым человеком Америки, Джон Рокфеллер продолжал быть очень бережливым. К великому огорчению родных он занашивал свои старые костюмы буквально до дыр.
Как-то раз он пригласил одного известного в местных кругах бизнесмена и его жену погостить летом в поместье "Форест Холл". Супруги пробыли там шесть недель и очень приятно провели время. Вернувшись домой, они получили от Рокфеллера счет на шестьсот долларов за пансион...
Александр КАЗАКЕВИЧ
0 коммент.:
Отправить комментарий