Что хотят, то и делают с нами художники! Оказывается, и с "Моной Лизой" великий да Винчи нас тоже надул. В то время как весь мир отмечает 500-летие Джоконды и не устает гадать, улыбается она или хмурится (у итальянцев даже слово специальное для улыбки Моны Лизы есть -- "сфуманте", "неясный"), Маргарет Ливингстон из Гарварда утверждает, что с этой-то улыбкой как раз все ясно: секрет в визуальном восприятии картины.
Известно, что наши глаза используют два типа зрения -- прямое и периферическое. Первый силен в распознавании деталей, хорошо фиксирует цвет и плохо различает тени. А второй видит действительность размытой и даже черно-белой.
Да Винчи сгустил тени вокруг рта своей модели. Глядя Джоконде в глаза или на фон картины, мы периферическим зрением разглядываем рот и щеки, и тени создают для нас кривизну губ, вроде как улыбку. Если же мы устремим прямой взгляд на рот модели, улыбка пропадет. Ливингстон считает, что, вероятно, да Винчи удалось нарисовать эту загадку, так как он использовал особую технику: писал портрет Моны, глядя ей прямо в глаза.
Секретом, как одурачить зрителя, владел не только да Винчи, но и импрессионисты. Они чувствовали разницу между восприятием яркости и цвета и потому умели так воздействовать на нас безумно яркими рассветами и закатами своих картин.
среда, 24 ноября 2010 г.
Мона Лиза -- это как посмотреть...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий