понедельник, 22 ноября 2010 г.

Икать, чтобы есть

Почему мы икаем? Вопрос, которым, икая, озадачивались великие умы тысячи лет назад.
Внезапные сокращения дыхательных мышц груди и диафрагмы сопровождаются резким звуком на вдохе, когда закрывается голосовая щель. Самое интересное, что ультразвуковое исследование еще не рожденных детей выявило: даже они периодически икают, хотя еще не умеют дышать. Это наталкивает на предположение, что икота -- рудимент, остаток какого-то примитивного рефлекса. Но для чего растущему плоду нужно икать, до последнего времени было неясно.
Однако есть на земле существа, у которых сокращение дыхательных мышц и закрытие голосовой щели служит определенной цели. Головастики и двоякодышащие рыбы выпускают воду через жабры, чтобы начать дышать, и при этом перекрывают воде путь в легкие.
Этот механизм, контролирующий вентиляцию жабр, сохранился у млекопитающих. И мы, и головастики задерживаем дыхание, если легкие переполнены или если содержание углекислого газа в воздухе (или воде) превышают норму.
Но почему все же мы икаем и через 370 миллионов лет после того, как наши предки выползли на сушу?
По мнению французского ученого Кристиана Страуса, младенец начинает икать в утробе, готовясь к сосанию молока, более сложному моторному движению, чем головастиковая икота. При сосании молока существует та же последовательность мышечных действий, что и при икоте. Доказательства своей теории Страус хочет найти, исследуя нейроны, которые отвечают за оба процесса. Если это окажутся одни и те же нервные клетки -- мы и другие звери действительно расплачиваемся икотой за то, что вырастаем на материнском молоке.

0 коммент.:

Отправить комментарий