понедельник, 8 ноября 2010 г.

Уродство -- это другая красота?


Аристотель предлагал принять закон, запрещающий жизнь детей-уродов. Платон считал, что изуродованные дети должны содержаться в специальном изолированном месте. Более или менее радикальными мерами греки пытались сохранить физическую красоту своей расы. Во многих городах на Пелопоннесе детей слабых или недоразвитых истребляли. В Спарте их сбрасывали в пропасть, и это было также оправданно, как предание голодной смерти престарелых родителей в Японии. Но с развитием цивилизации человечество познало роскошь и телесный разврат. А признание многообразия форм тела первоначально было разновидностью этого разврата.
Блеск и нищета...
(История жестокости и страданий)
При дворе римского императора держали уродцев для развлечения. И случилось даже, что спрос на увечных превысил их естественное предложение. Тогда возникла индустрия уродования тела.
Первые попытки искусственного создания карликов были предприняты на закате Римской империи. Попытки оказались удачными, и промысел получил распространение. Среди римского плебса агенты скупали новорожденных, которых потом передавали кормилицам, наученным искусственно задерживать рост ребенка. Для начала детей просто плохо кормили, отчего те росли рахитичными и слабыми. Затем заставляли пить спиртное и даже купали в ваннах с вином, "чтобы скручивались живые ткани и скелет". (Несколько веков спустя подобная методика была использована в Болонье для выращивания карликовых комнатных собак.) Многие дети не выдерживали технологии и гибли. Те же, которым удалось выжить, ценились буквально на вес золота, в частности, за престиж, который дарили своему владельцу.
После падения Рима жестокие развлечения на несколько веков были забыты. Пока из Индии не потянулись беженцы-цыгане, предложившие Европе свои умения: искусство обработки металла, предсказания будущего и производства уродцев.
Виктор Гюго описал цыган-компрачикосов (что по-испански означает "скупщики детей") в романе "Человек, который смеется". Цыгане "творили" горбунов через выламывание, растяжение или сжатие определенных частей тела и специализировались в "пластической хирургии". Чтобы сделать "смеющегося" человека, компрачикосы-хирурги растягивали ему щеки от уха до уха, удаляли десны и отрезали нос. Эта операция была удивительно популярна в Европе вплоть до конца эпохи Возрождения. Она как нельзя подходила для наследственных интриг: очень удобно было сделать неузнаваемым невыгодное лицо, и в то же время оставить его "про запас", чтобы иметь возможность возвратить жертве ее владения и статус, если это вдруг станет выгодным.
Впрочем, дикие нравы диктовались не цыганами и даже "проводились в жизнь" не всегда ими. Сами родители часто калечили потомство, а потом выставляли его на улицу для попрошайничества. Около одной шестой населения Парижа XVIII века (примерно 120 тысяч человек) жили благодаря нищенству. На каждом углу улицы, при входах в таверны или на лестницах церквей сидел дежурный нищий, умоляющий проходящих дать подаяние болезному уродцу. И все они имели доход, несмотря на то, что всякий подающий знал, как нищие или симулируют, или уродуют себя специально в надежде на большую прибыль. В конце концов, французы издали закон о наказании за самоувечья. Этот закон действует до сих пор.
Но рассказы об изуродованных телах будут неполными, если не вспомнить жестоких китайцев, "моделирующих" любую форму. Например, чтобы вырастить карликов, трехлетних детей помещали в специальные фарфоровые вазы соответствующего размера и формы, открытые с обоих концов так, чтобы выступали только голова и стопы. На протяжении дня вазу держали вертикально, а на ночь клали на бок, чтобы дети могли спать. Долгие годы ребенок рос внутрь, вместо того чтобы тянуться вверх, и полости вазы заполнялись сжатым телом и выкрученными костями. Когда не оставалось сомнения, что тело его достигло требуемой формы, вазу разбивали, и получался готовый шут именно тех габаритов, которые заказывались.
Китайцы были мастерами в деле превращения людей в зверенышей. В 1880 году доктор Макгауэн, известный как добросовестный и объективный наблюдатель, утверждал, что присутствовал при операции, целью которой была прививка детям шкур собаки или медведя. Процесс был постепенным, состоял из снятия с детского тела участков кожи, которые постепенно заменялись кусками меха из свежеснятой шкуры зверя. Процедура эта была невообразимо болезненной, и почти всегда ребенок, если и переживал ее, то сходил с ума. Но это не имело значения, поскольку следующим этапом операции было селективное пресечение определенных голосовых связок -- так, чтобы ребенок мог только ворчать или рычать. В конце концов, чтобы впечатление было совершенным, ломали некоторые суставы ребенка, что вынуждало его двигаться на четвереньках.
Ни цыгане, ни китайцы не делали этого для собственного удовольствия. Жажда наживы была в них сильнее милосердия. И спрос, как всегда, рождал предложение. Но с другой стороны, разве сегодня предложение не рождает спрос? И разве цирк лилипутов или выставка восковых фигур "Катастрофы тела" не зазывают нас, пусть и в более цивилизованной форме, приобщиться к имперским удовольствиям римлян или китайцев?
Эстетика уродства
(интермедия)
Красота в глазах смотрящего, как известно. Представления о прекрасном и уродливом в разные времена и в разных культурах не одинаковы. Строго говоря, среднестатистическая норма -- это условная золотая середина между уродством и абсолютной гармонией давинчевских человеческих пропорций. И в этом ракурсе красотка с глянцевой обложки -- это та же уродка. То есть, родись она такой прекрасной в эпоху с другими эстетическими принципами, и ее продали бы в бродячий цирк. Это звучит цинично, но быть горбатым может оказаться столь же модным, как иметь фигуру топ-модели.
Тод Браунинг в 1932 году снял своих скандальных "Уродцев" -- безумную экспрессионистскую историю про цирк уродов. Тогда цирки уродов еще существовали в Америке, и герои фильма были собраны именно из них. В некотором роде они изображали на экране самих себя. Браунинг представил чудовищную коллекцию разнообразных калек. Фильм тут же был запрещен. Да и сейчас он не лишился своей скандальной славы. Надо думать потому, что это не просто выставка уродств... Браунинг снял своих героев с немыслимой любовью. Они стали красивыми. Женщина без рук ест ногами с таким изяществом, какое редко бывает у "нормальных" людей. Безногий человек грациозно передвигается на руках. И так далее. Браунинг находит красоту, которой не может быть у людей с обычным строением. Чтобы эту красоту увидеть, надо на мир взглянуть вывернутым глазом страдания (или сострадания). Ведь понять, что цветы зла тоже прекрасны, можно только через боль.
Графа Анри де Тулуз-Лотрека, знаменитого художника-постимпрессиониста, прозвали Горбатым Дон Жуаном. Это было насмешкой, потому что граф был уродливым карликом и общался только с проститутками. Лотрек буквально жил в борделях. Там он нашел женщин "не выше себя". Для танцовщиц и проституток Лотрек не был ни графом, ни великим художником -- он был для них маленьким месье Анри, способным часами гладить ручки заплаканной проститутки или запросто пригласить двух-трех уличных девок в театр. Он признавал за ними душу и право на человеческие чувства, они в ответ признавали его достойным ласки мужчиной. И он обрел мировое признание за искренний надлом этих странных сильных чувств. Правда, стоило ему это лечения в психиатрической клинике и смерти в 35 лет.
К чему эта история? В изуродованном теле часто заключено жизненной силы и таланта больше, чем достается на долю существу, физически совершенному. Против привлекательной фразы Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасным, включая тело и душу, выступает закон космической несправедливости. Так и выходит, что жизнь больше всего ценят те люди, которым простились бы безволие и апатия, а другие, которым бог дал все, ничем не дорожат...
Бунтующий дух в тюрьме тела
(История побед и свершений)
В "Исторических записках" прославленный китайский историограф Сыма Цянь рассказывает о фаворитке китайского императора Ханьской эпохи Лю Бана, красавице из рода Ци. После смерти императора вдовствующая императрица велела сделать из соперницы человека-свинью. Ей отрубили руки и ноги, проткнули барабанные перепонки, вызвали у нее немоту, выкололи глаза и, не в силах ничего сделать с обонянием, поместили жить в отхожее место. Очень хотелось узнать, как долго она прожила в таком состоянии. Есть подозрение, что пока не умерла от старости. Вот если бы ее во всей красе заперли в башне, оставив при ней только одну служанку, отобрали бы наряды и драгоценности, тогда нечего сомневаться, что она в первую же неделю повесилась бы на бинтах в своих покоях. Китайская месть -- это повеситься на воротах обидчика. Все у них не так, но в главном китайцы схожи с "заморскими чертями": чем нам хуже, тем больше воля к жизни.
Во второй половине XIX и начале XX века мир буквально захлестнула волна безруких художников, научившихся держать кисть в зубах. Сезар Дукорнет родился в 1806 году в Лилле во Франции и с ранних лет проявил любовь к рисованию. Будучи под впечатлением, произведенным эскизами Сезара, директор Академии прекрасных искусств в Лилле принял его на учебу. Уже через несколько месяцев, потрясенный талантом молодого человека, директор нашел возможность изыскать стипендию для обучения его в Париже. Дукорнет достиг таких высот, что в 1856 году, в год его смерти, произведения художника были выставлены в Лувре.
Еще более поразительна история безрукого музыканта Карла Германа Хунтана. Он родился в семье прусского учителя в 1848 году. Уже в возрасте одного года ребенок мог брать еду и игрушки пальцами на ногах. С шести лет Карл научился писать и проявлял активность, нормальную для мальчика своего возраста. Когда четырьмя годами позже умер один из его братьев, Карл подслушал разговор о том, что господь забрал к себе не того ребенка, которого следовало бы. Тогда он решил усовершенствовать себя, увеличить свои возможности и... научиться играть на скрипке.
Два года Карл ежедневно клал скрипку на подножку перед собой и пальцами правой ноги пробегал по грифу, а левой стопой водил смычок. В итоге пораженный отец отправил мальчика в консерваторию в Липске.
Закончив обучение, Карл стал настоящим виртуозом, и директор одного из театров пригласил его в Вюрсбург, где концерты скрипача имели огромный успех. Зрители смотрели на него, как завороженные. В 1868 году Иоганн Штраус попросил музыканта сыграть в составе его оркестра в нескольких концертах в Вене, причем не из-за пристрастия к диковинам, а из восхищения талантом скрипача.
Семь лет безрукий скрипач давал концерты по всему свету. Был он и в Петербурге, где после сольного концерта, который как всегда был встречен бурными аплодисментами, Карлу нанес визит шеф местной полиции. Полицейский был убежден, что Хунтан -- обманщик и прячет где-то музыканта, который играет вместо него. Чтобы доказать свою невиновность, Карл вынул скрипку и сыграл остолбеневшему офицеру государственный российский гимн!
Желая еще больше поражать публику, Хунтан перешел из концертного зала в цирки и варьете. Он научился играть еще на рожке и кларнете и показывать фокусы с картами.
В 1883 году Карл женился на певице Антонии Беста, женщине без каких-либо аномалий.
Немецкий писатель Герхард Хауптман, лично знакомый с безруким артистом, вывел его одним из героев повести "Атлантида". И когда в 1913 году по повести снимался фильм, Хунтан поехал в Данию, чтобы сыграть в нем самого себя. Позже в Германии он снялся в фильме "Человек без рук". По сценарию Карлу пришлось, в частности, скакать на лошади и спасать из моря тонущую женщину. Для этого не пришлось учиться ничему новому. Карл был известным пловцом -- на Всемирной ярмарке в Париже он ежедневно выступал в прыжках в воду.
Карла Хунтана обследовала группа ученых, которые описали прежде всего невероятную ловкость пальцев стоп, которыми он мог вращать в любом направлении. Один из ученых написал: "То, что мы получаем от природы, очень мало и незначительно по сравнению с тем, чего можем достигнуть своей силой воли".
Когда началась Первая мировая война, Карл решил пойти в немецкую армию. Армия охотно приняла его в свои ряды, где он был примером для подъема морального духа солдат, утративших на войне конечности. Хунтан был так эффектен, что сам император Вильгельм наградил его орденом во время большого военного парада.
Карл Хунтан умер в 1929 году в возрасте 81 года человеком уважаемым и благосостоятельным.
Подверстка
Дети инкубов
В древности рождение уродца считалось знаком гнева божьего, предвещающего страшные катаклизмы и эпидемии. С распространением христианства и его понимания добра и зла все необъяснимые явления природы начали приписывать вторжению Бога или Сатаны. Бог отмечает благословением существа совершенные, а Сатана "метит своих" деформациями и уродствами. Считалось, что язык немого ребенка был вырван из его уст горячими щипцами, чтобы он не мог разгласить секреты подземного мира. Глухой ребенок признавался за посланца бестии. Глаза слепого будто бы выжигались раскаленными углями пекла, а горбатый носил на плечах тяжесть ужасного проклятия. Таких людей рекомендовалось по мере возможности истреблять, поскольку сам их вид мог навлечь на смотрящего несчастье.
Женщину, которая родила изувеченное дитя, подозревали в незаконном супружестве или в телесных отношениях с демоном. Вера в то, что за рождение уродов отвечает сам Сатана, продержалась всю эпоху Возрождения, частично в эпоху Просвещения и имела приверженцев до конца ХХ века. В 1876 году настоятель монастыря капуцинов в Париже утверждал, что за деформацию новорожденных, без сомнения, ответственны демоны.
Генетический сбой
Лишь в XIX веке естествознатели доискались, что все аномалии и уродства суть результат нарушения развития плода, причем на ранних стадиях. Французский ученый Камилл Дарест, изменяя условия инкубации куриных яиц, вызывал искусственную деформацию у цыплят.
Другой француз Этьен Вольф достиг в этой области самых значительных результатов. Вольф в течение многих лет был заведующим отдела эмбриологии и экспериментальной тератологии в известном на весь мир Центре народной медицины в Страсбурге. Свою жизнь он посвятил исследованию деформаций позвоночника и провоцированию уродств у животных. Ему удалось создать живые существа, которые до сих пор не были известны, а также искусственно вызвать знакомые деформации.
Благодаря его экспериментам мы знаем, что алкалоиды и сульфаниламиды воздействуют на плод на ранних стадиях его развития и становятся причиной рождения уродцев. Для человеческого эмбриона критический период -- от второй до двенадцатой недели беременности.
Достигнув успехов в искусственном провоцировании уродства, ученые приблизились к возможности реализовать мечту о прогнозируемой жизни.
Возможно, человечество научится контролировать качество потомства: наклонности личности и параметры тела можно будет заказать заранее. И никаких случайностей...
Чтобы стать красивее и умнее
В Китае перевязывание ступней женщин практиковалось до 1912 года. А появилась эта традиция примерно веке во втором до нашей эры в честь маленьких ступней жены императора Чоу. В конце концов, женщины всех слоев общества стали сдерживать рост ступни. Для этого между третьим и пятым годом жизни пальцы девочки отгибались вниз и стопа туго перевязывалась тканью. Стопа размером 7-9 сантиметров считалась эталоном. Правда, для того чтобы ходить, стопы надо было плотно перевязывать всю жизнь, иначе ноги просто не держали женщину.
В некоторых африканских странах женщины удлиняют себе шею, добавляя из года в год медные обручи, помещенные один над другим. Если такую практику начать довольно рано, можно вырастить шею длиной до 35 сантиметров. В других африканских странах и у некоторых индейцев из джунглей бассейна Амазонки женщины растягивают нижние и верхние губы до 25 сантиметров длиной с помощью деревянных дисков.
Отряды гунна Атиллы, принадлежащие к белой расе, желая быть похожими на своих монголоидных товарищей, уплощали свои носы и боковые стороны черепов. В Турции в XIX веке и в некоторых регионах России родители моделировали головы новорожденным, придавая им "дворянские" черты. А майя и ацтеки проследили связь между формой черепа и умственными способностями и прививали своим детям любовь к наукам посредством физического воздействия на голову.
Ирина БАХТИНА

0 коммент.:

Отправить комментарий