вторник, 2 ноября 2010 г.

Куда кочует фараоново племя

Было у золотой молодежи России XIX века любимое развлечение: после дружеских пирушек и горячительных застолий -- на полуночном лихаче, по заснеженным улицам-проулкам, да к цыганам... Эх вы, кони, кони-звери...
А там черноволосая красавица с худыми оголенными плечами, в цветастых юбках и бренчащих монистах подносит рюмку, хор поет величальную... И если имеют благородные господа чем позолотить смуглые ручки, запоет и запляшет для них цыганская артель. Закружит, понесет танец звонкий, лихой, песня -- сама страсть, кипучая, яростная. Какой горячей кровью, страстной тоской и древней, первобытной красотой веет от восточной вязи этих песен! От этих низких голосов, то сумрачных, то нежных, от этих гитарных переборов, несущих сладкую боль и тихое счастье, туман надежд и свет разочарования... Соколовская гитара до сих пор в ушах звенит...

Ах, эти "Очи черные!"
Как случилось, как совпало, что русская душа так вдохновенно, так безоглядно приняла песенное творчество цыган? Ну совсем как свое... Или, наоборот, в родном протяжном распеве не хватало этой бесшабашной, забубенной страсти, этого чувственного, темного огня...
И так же как мы с восторгом приняли цыганскую мелодику, включили ее в свое, родное, так и цыгане с готовностью запели исконно наше. И теперь поди разбери, что поют Ляля Черная и Петр Деметр, Рада и Николай Волшаниновы или Николай Сличенко -- таборный мотивчик или русский романс. Да что! И в Америке, и в Европе главной русской песней, наряду с "Калинкой-малинкой" и "Катюшей", считают "Очи черные" -- цыганский распев на слова украинца Гребенки. А любимая наша плясовая "цыганочка с выходом" -- цыганских корней не имеет, это чисто русское восприятие музыкальной души иного народа, наглядный пример сплава двух культур. Такого, что никакого рубчика не заметишь. Да и в современную эстраду то и дело вплетаются цыганские аккорды.
Не мы одни так самозабвенно впитали в себя дух кочевого племени. Венгерская музыка вся пронизана цыганскими напевами. У испанцев их знойное фламенко родилось в результате слияния "цыганского" и "андалузского". И получилось такое, что весь мир заворожило.
А чего еще ждать от цыган, которых с момента их появления на арене Европы считали магами, колдунами. И за долгие десять веков цыганки-гадалки не расстались ни с колоритными юбками, ни с имиджем ворожей и обманщиц. Способных любого заговорить и заморочить до полной бессознательной раздачи содержимого своих карманцев.
Цыгане шумною толпой...
Тысячу лет назад смуглый кочевой народ покинул северную Индию и разбрелся по всему свету, зарабатывая на прокорм в качестве певцов и кузнецов.
Самое первое упоминание о цыганах -- у Фирдоуси в поэме "Шахнамэ". Подданные шаха Бихрама (V век) сильно заскучали. И добрый шах
К Шенголу гонца своего отрядил:
О, царь-избавитель, -- в письме говорил, --
Обоего пола сто сотен лури
Бербетом владеющих нам отбери...

А индийский князь Шенгол был несказанно рад отослать заскучавшим персам всех своих лури (так называли цыган в Средней Азии).
В те времена в Индии существовала каста "дом" -- профессиональные танцоры и музыканты. Они стояли на самой низшей ступени кастовой лестницы, были неприкасаемыми. Кастовые законы не давали им возможности иметь землю, трудиться, жить оседло.
Раздробленная в братоубийственных войнах Индия страдала от набегов соседних народов. В огне пожарищ метались по княжествам музыканты. В поисках хоть какого-то заработка. Но до музыки ли в смутное время?! И к X веку почти все "домы" отряхнули с ног прах древней родины.
В своих скитаниях они свыклись с кочевой жизнью. Научились легко расставаться с приютившей их землей, чтобы перебраться в более безопасные или хлебные края.
Двигались по миру предки цыган не быстро. Одни таборы шли на запад, через Персию, Северную Африку, достигли Гибралтара, а потом и Испании. Другие двинулись в северо-западном направлении -- через Закавказье в Византию. Здесь их неплохо кормило мастерство цыганских шовихани -- предсказательниц, колдуний, гадальщиц.
А в Греции цыган сочли сектой музыкантов и фокусников. И назвали "отинганос". Отсюда в немецкий пришло слово цыгойнер, а в русский -- цыгане. Прочие европейцы ошибочно окрестили их египтянами (Egyptians), укоротив слово до Gypsies.
Впрочем, ошибка эта на совести самих цыган. Они повсюду рассказывали о своем египетском происхождении. Будто именно там языческий народ принял христианство и во имя искупления грехов своих был осужден на скитание. Этот миф срабатывал в путешествиях по неспокойной Европе. В начале ХV века германский император Сигизмунд даже выдал "фараоновым детям" охранную грамоту.
На самом деле цыгане всегда использовали религию для самосохранения. Ислам победил, значит, они принимают ислам. В христианской стране они -- христиане.
Бродяга должен висеть в петле
Не успели цыгане обжиться в Западной Европе, как там стали приниматься драконовские законы против бродяжничества. Затяжные междоусобные войны привели к возникновению целой армии нищих бродяг, и смуглые кочевники попали под меч Фемиды заодно с обездоленными всех наций. Но им пришлось тяжелее. Церковь рассматривала гадания как ересь, а государство считало кочевой образ жизни антиобщественным. Каждый выход на заработки для цыган был смертельно опасен. Во многих странах по закону мужчину полагалось казнить сразу после ареста, а женщину ждали плети, клеймо, изгнание. Им запрещалось носить яркие одежды, говорить на родном языке, странствовать, жениться.
Испанский король Фердинанд VI в 1748 году арестовал и отправил на каторжные работы сразу 9 тысяч цыган. Часть из них послали заселять неосвоенные территории Америки.
В некоторых странах, в Румынии например, цыган низвели до уровня рабов. И только в XIX веке правительства стали более терпимы к цыганской самобытности. Им разрешили жить, где и как хотелось, работать там, где нравилось. Но в середине XX века кочевой народ стал жертвой нацистской этнической истерии. Более полумиллиона цыган были расстреляны, сожжены, умерли от голода. Гитлер считал их самой низшей категорией в "табели о рангах" народов. Между тем происхождение первых в ряду -- германцев -- ученые вели от ариев, выходцев из Индии. И последние -- цыгане -- тоже уроженцы Индостана... В середине XX века земляки вновь оказались очень близко, но не вместе -- по разную сторону заслонок лагерных печей.
Однако и после войны братской любви между выжившими народами не прибавилось. В Швейцарии -- с ведома властей или тайно -- активные борцы за чистоту альпийских лугов убивали таборных лошадей, снимали колеса с кибиток, стерилизовали женщин, а детей разбирали на усыновление. В Румынии Чаушеску вплоть до 1991 года держал два миллиона (!) цыган в своего рода резервациях, запрещая кочевье. Страх оседлого человека перед кочевником -- один из самых древних, и он до сих пор не исчез.
В условиях тотальных гонений цыганам приходилось отказываться от обычных своих ремесел: они не кузнечили и не выдалбливали корыта, не лили дешевые украшения из "цыганского золота", не водили по ярмаркам медведей и не отчаивались петь и плясать на деревенских праздниках. Занимались лишь тем, что не препятствовало мобильности: женщины гадали и просили подаяние, а мужчины торговали самым подвижным товаром -- лошадьми. Их цыгане всегда обожали: "Конь -- как человек, только лучше и красивее". Он был верным другом, тянул повозку и спасал от погони.
Несмотря на многовековые преследования, кочевое племя не исчезло и не растворилось. По разным источникам, ныне в мире насчитывают от 9 до 15 миллионов цыган. Их можно встретить в любом уголке земного шара, за исключением Японии. Но нет такой земли, которую цыгане могли бы назвать своей. "Страна Цыгания" находится там, где стоят мои ноги", -- так сформулировал кредо своего народа канадский писатель Рональд Ли.
Русская Цыгания
О появлении цыган в Российской империи сообщает акт 1501 года литовского князя Александра, разрешающий пребывание оных на западных и южнорусских землях. Лет через сто цыгане прочно обосновались в Украине. А в конце XVII века многочисленные таборы хлынули в Россию с немецких земель -- там началась жесточайшая охота на кочевников. Так возникла новая этническая группа -- русские цыгане. Вскоре сенатский указ 1733 года официально дозволил пришельцам "жить и торговать лошадьми".
Вот только императрица Елизавета Петровна невзлюбила кочевников -- в 1759 году она повелела: "Цыган в Санкт-Петербург отнюдь не пускать". Однако сей указ не сравним с жестокостью, скажем, Марии Тюдор -- та приказала вешать каждого встреченного на территории королевства цыгана.
В России не вешали, но пытались собирать дань. Борьба между чиновниками казны и цыганами шла с переменных успехом. Чаще победа доставалась кочевникам -- они просто уходили и терялись в бескрайних наших просторах. Постепенно от них отстали.
Передвигаясь по российским волостям, цыгане попрошайничали, гадали, пытались торговать. Ну и подворовывали, особенно лошадок. Отчего случались самосуды крайне жестокие... Среди цыган были и умелые кузнецы, и ювелиры, и гадальщицы. Конечно, кочевники "не склонны" к земледельческому труду. Зато любили петь и танцевать. В крупных городах во множестве возникли цыганские хоровые коллективы, которые страстно полюбили и аристократы, и купцы.
А самое любимое занятие цыган -- барышничество. Обожали торговать лошадьми. Меняться. Азарт, подчас не имевший целью обогащение. Сегодня живого коня сменил железный, но собравшиеся на праздник цыгане, как встарь, яростно бьют по рукам. Меняют свои машины не глядя.
Смена царизма на советский строй в их жизни мало что изменила. Правда, в 1925 году пытались начать культурное возрождение отсталого племени. Тогда был создан Союз цыган. В 1927 году начали выпускать журнал "Цыганская заря". Издали буквари, учебники цыганского языка, библиотечки для чтения. Открыли школы для цыганских ребятишек и в городах, и на селе, и даже педагогический техникум. Начали создавать колхозы. Но в 30-х закрылись и школы, и Союз, и все прочие очаги цыганской культуры. Ничего не осталось, кроме театра "Ромэн"...
Затем -- война. Немногочисленные цыганские колхозы оказались на оккупированных территориях. После войны ни один из них не возродился. Собственно и цыган-то там не осталось. Все практически полегли во рвах, подобных Бабьему Яру...
Они едут своей колеей
После войны в Европе постепенно сформировался слой образованных цыган, по сути уже находящихся вне таборных рамок. Возникли международные организации. Они-то и занялись проблемой сохранения цыганской культуры, цыганского языка, цыганской самобытности.
Первый мировой цыганский конгресс состоялся в 1971 году в Англии. А с 90-х в экономическом и социальном совете ООН работают советники-цыгане. Международные организации следят за соблюдением гражданских прав цыган и недавно начали переговоры о выплате компенсации цыганам -- жертвам Холокоста.
Те, кто не хотел отрываться от табора, сохраняли традиционные ценности, широко пользуясь при этом благами цивилизации. В Скандинавии цыгане ныне кочуют на "Вольво" и ни курочек с лошадками не воруют, ни берегов Балтийского моря не загрязняют.
У российских цыган обе эти дорожки тоже наметились, но "особый путь России" пересек их вдоль и поперек. Гладкой колеи не получилось.
Сильный удар по кочевым традициям был нанесен в октябре 1956 года -- указом "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Пришлось всем обзавестись постоянным местом жительства -- тем, на котором табор застиг указ.
Но чтобы сделать оседлыми тех, кто всю жизнь проводил в дороге, надо дать им возможность работать и зарабатывать. Об этом никто не подумал.
И сегодня, спустя полвека, проблемы цыганского населения в России все те же: безграмотность, нищета, безработица. Разговоры о создании режима благоприятствия для цыган, желающих заниматься скотоводством, так и остались благими пожеланиями, они все так же подвергаются расовой дискриминации при устройстве на работу. А возможность получения цыганским населением образования вообще проблематична.
Все это создает порочный круг, мешающий социальной адаптации кочевого народа. По данным переписи 1989 года, в РСФСР проживают 153 тысячи цыган. Цифра довольно приблизительная -- посчитали только тех, кто не скрывался от переписчиков. К тому же в начале 90-х в сибирские регионы хлынули среднеазиатские таборы, спасаясь от тамошних неурядиц. Так что предстоящая перепись, скорей всего, учтет 300-400 тысяч. Оседлых -- тех, что можно посчитать.
А сколько их у нас на самом деле, никто не знает. Международный союз цыган считает, что в России живут порядка 2 миллионов цыган. Они как бы вне закона, сами по себе, обособлены от остального общества. Многое в их жизни непонятно для нас. Большинство не совершают ничего противозаконного, хотя, конечно, есть среди цыган и преступники. Но ведь мы их не умеем различать. Потому и смотрим подозрительно.
Однако даже самый ярый недоброжелатель не может не заметить, что постепенно с наших улиц исчезли шумные и приставучие толпы расхристанных и грязных цыганок-гадалок. Они не торгуют помадой у ЦУМа и не кричат "Позолоти ручку, молодая-красивая, всю правду тебе скажу". Кое-где организовались цыганские кооперативы -- лудильщиков, кузнецов, мастеров по металлу. Многие таборы осели, купили дома по деревням и пытаются вписаться в общество.
Но не всегда это удается. Вот и растут, как грибы-поганки, цыганские преступные группировки. Они быстро освоили профессию перевозчиков и сбытчиков наркотических средств. Эта работа вполне позволяет содержать огромную цыганскую семью. И она без колебаний подхватила из рук выходцев с Кавказа эстафетную палочку наркоторговли. Теперь более 2/3 всего изъятого героина конфискуют у цыганок. И при этом из десяти рассмотренных уголовных дел в отношении цыган лишь одно кончается реальным приговором. Остальные -- условным наказанием. Потому что наркотиком обычно торгуют многодетные мамаши, а наличие детишек является смягчающим обстоятельством.
И, едва выйдя из суда, цыганка опять начинает выносить страждущим на стук в окошко "чеки" -- одноразовые дозы. О загубленных молодых жизнях цыгане не волнуются. Пусть эти гаджо страдают, коль нет у них головы на плечах. Поразительно, но даже образованные и достигшие степеней известных актеры не брезгуют криминалом. Недавно во время продажи партии героина сбытчику был задержан народный артист России, руководитель ансамбля "Вита Ромэн" Анатолий Савельев. Он снимался в фильмах "Цыган", "Возвращение Будулая", пел вместе с Михалковым о мохнатом шмеле в "Жестоком романсе". И подрабатывал на наркоте.
Естественно, правоохранительные органы относятся к цыганским сообществам как к очагам криминала, которые надо гасить, гасить и гасить.
В марте этого года московская милиция провела под грифом "секретно" спецоперацию "Табор". Первоначально хотели внести цыган-правонарушителей в картотеку, сфотографировать и взять у них отпечатки пальцев. Однако отделить чистых от нечистых в цыганских сообществах не всякий психолог сможет, а что говорить о московских "лимитчиках" в форме. Вот и начали "регистрировать" всех подряд -- со всем набором подручных ментовских средств -- кому локти заломили, кого по голове дубинкой и мордой об батарею...
В результате Международный союз цыган выступил с протестом. Очередным. И, конечно, безрезультатным.
Государство предпочитает решать цыганскую проблему карательными методами. Лучше бы, конечно, заняться образованием и улучшением условий труда и жизни. Но деньги где? А милиция -- не та, что интервью журналистам дает, а та, которая в дома вламывается, уверена, что цыгане -- это никакая не национальность, а просто еще одна криминальная группировка.
Оно и правда, красноярцы доподлинно знают, что цыгане в Покровке и Черемушках богатеют не на кузнечном деле. Но те, например, что поселились в Солонцах, криминально не засвечены. И очень стараются не испортить отношения с соседями. Вот и детей своих в школу отправили. Кудрявые подростки ни читать, ни писать не умеют, но учиться очень хотят. А некоторые даже мечтают выучиться до такой степени, чтобы самим начать учить цыганских детишек.
Может, там-то и потянется тонкая тропинка к новой жизни. Только бы не заглохла...
Валентина БОГОМОЛОВА

А детей они не воруют!
В цыганском таборе патриархальный уклад жизни


Цыганский табор -- это как бы отдельное государство со своим сводом законов. Внутри жесткая иерархия: во главе стоит вожак (у южных цыган -- барон), при нем совет старейшин. Есть и свой цыганский суд, разбирающий коммерческие и территориальные конфликты, дела о разводах.
Самые крупные таборы насчитывают примерно пятьсот членов. Средний же, типичный, -- около 50. Даже осев, табор не размывается, живет кучно и подчиняется вожаку.
Одним из препятствий на пути к ассимиляции является цыганский кодекс marime -- свод сложных табу и правил. Marime регулирует взаимоотношения, темы для разговоров, прием пищи... За отступления от этого кодекса наказывают изгнанием из табора.
Среднестатистический россиянин считает цыган миролюбивыми, но хитрыми и способными на преступление. Например, на похищение детей. Однако исследователи цыганских этнических групп опровергают эти домыслы. Оказывается, еще в XIX веке цыгане часто усыновляли сирот. В том числе и не цыганских. Конечно, эти усыновления нигде не регистрировались. Так ведь и своих-то детишек цыгане не спешат тащить в ЗАГСы.
Сейчас, как и прежде, в толпе цыганят нет-нет да появятся ребятишки с отменной русской дикцией. Не украденные, а подобранные. Или даже купленные у мам-алкоголичек.
Мужчина в доме -- хозяин и господин, даже если женщина зарабатывает больше, чем он. Цыгане очень обижаются, когда их женщин считают легкомысленными, готовыми "бросить все в топку страсти". Это взялось из жестоких романсов. На самом деле уклад цыганской семьи патриархален.
Девушек всегда держали в строгости, почище мусульманской. В случае внебрачной потери девственности семью ожидал такой позор, что пришлось бы покинуть родной табор. И поныне сохранилась варварская традиция демонстрировать всем желающим запятнанную брачную простыню.
Из индийской кастовой системы дошло до сегодняшних дней мнение, что замужняя цыганка -- существо оскверненное. Женщина не имела права сидеть за одним столом с мужчиной, идти с ним рядом. Особенно нечистыми считались нижняя часть тела и юбка, ее прикрывающая.
Сейчас многие цыгане живут, как современные люди, не кочуют, не попрошайничают. Но все так же четко разделяют мужскую, главную, и женскую, подчиненную, роль. И в одежде стараются придерживаться старых обычаев. Женщинам запрещены брюки и короткие юбки. Замужним нельзя появляться без платка на голове.
Женятся рано, лет в 14. Смешанные браки случаются, но редко. Детей в школу иногда посылают, но только мальчиков. Научились читать-писать, и хватит. А девочкам и того не надо.

Цыганка гадала, за ручку брала

Цыган всегда побаивались из-за их колдовского искусства. Похоже, они и поныне своих знаний не растеряли.
Психологи считают, что цыганки-гадальщицы обладают навыками НЛП. Произносимые ими фразы всегда имеют определенную доминанту, например, "дай мне денег", которая через многократное повторение закрепляется настолько, что жертвы расстаются с немалыми суммами, не отдавая себе в том отчета.
Многие "магические" приемы цыган очень сходны с обычаями индусов, дополненными обычаями тех стран, через которые проходило племя без родины. В них много элементов и христианства, и язычества.
Недостаток религиозных убеждений у цыган объясняет одна турецкая легенда: когда распространялись религии на Земле, их записывали, чтобы сохранить. А цыгане записали догматы своей веры не на дереве, бумаге или металле, а на капустном листе. Проходил осел и капусту съел.
Под вывеской принятой чужой религии -- католичества, православия или ислама -- цыгане на самом деле всегда и везде исповедовали свою. Их древняя религия состоит из смеси всевозможных суеверий, народной магии, поклонения родовым духам и божествам, символизирующим Луну, Землю, звезды, стихии и природные явления. Солнцу цыгане никогда не поклонялись, а вот поклонение огню очень важно и поныне.
Широко распространено поверье, что дух злого человека может подняться из могилы и превратиться в вампира. Поэтому умерших хоронили вместе с их повозками и личными вещами, чтобы, комфортно обустроившись на том свете, они не захотели вернуться на этот. По экономическим соображениям такой метод почти исчез в XIX веке. А сейчас он опять востребован. Под шикарными надгробиями цыганских баронов, кроме тела вожака, укрыто и нажитое им богатство. Золото, видео-, аудиоаппаратура -- все это складывается в могилу и заливается цементом.
Для защиты от потусторонней нечисти используют таинственные заговоры и сложные ритуалы с использованием железа, розмарина, чеснока.
Особо в цыганских сообществах почитали и побаивались "шовинано" -- ведьм и колдунов. Поскольку они обладают магической силой не только излечивать, но и насылать проклятия. Колдуют у цыган, в основном, женщины -- шовихани. Дар этот передается по наследству или дается Богом немногим избранным. А еще ведьмой может стать девушка, вступившая в сексуальный контакт с демоном.
Опытная шовихани умеет ворожить, предсказывать судьбу, использовать чары и талисманы, готовить волшебные зелья, лекарственные и ядовитые, знает астрологию и хиромантию. А еще -- гадать на обычных игральных картах, на хрустальных шарах, на чайной и кофейной гуще, на бобах. И, конечно, на картах Таро -- средоточии оккультных знаний.
Шовихани нередко и сами верят в свои предсказания, в свою связь со сверхъестественным. Однако правоохранительные органы смотрят на это по-другому. Недавно в Подмосковье арестованы две цыганки, показывавшие своим клиентам в обычной стеклянной банке с водой золотую змею, которая якобы высасывает из них все соки. Ее видели все и не жалели денег, чтобы избавиться от гадины. Однако, как выяснилось, змея была виртуальной, то есть появлялась вследствие сложного взаимодействия солнца, воды и хрусталя. Так что цыганки-фокусницы объявлены мошенницами. То, что позволено Юпитеру -- расплодившимся повсюду экстрасенсам и медиумам, не позволено самозванкам в цветастых юбках. Хотя у них все гораздо интереснее получается.
Виктория ЧЕМЕЗ

0 коммент.:

Отправить комментарий