В начале 80-х вся страна с интересом читала репортажи из глухой тайги, где было обнаружено поселение староверов Лыковых. Много лет они жили вдали от цивилизации, без контактов с людьми, на полном самообеспечении. Последняя из Лыковых, Агафья, до сих пор продолжает жить в тайге.
О таежной затворнице.
В тайгу староверы ушли от гонений на веру в 1938 году. Сначала Лыковы жили со своими единоверцами (десять дворов) на таежной заимке. Затем глава семьи Лыковых Карп Осипович обособился. Многие годы семья жила открыто -- на старых крупномасштабных картах значится их изба. Но в 1945-м в тех местах появился патруль, искавший дезертиров. Это насторожило Лыковых. Они спешно снялись, укрылись в горах, и тридцать пять лет о них никто не слышал. Семья из шести человек (мать Акулина, сыновья Дмитрий и Савин, дочери Наталья и Агафья) жили, не имея никаких контактов с внешним миром, по законам своей веры. Сами строили жилье, охотились, ловили рыбу, собирали орехи, ягоды и грибы, пахали землю, выращивали картошку и репу. В 1979 году их случайно обнаружили геологи.
Сегодня Агафья Карповна -- единственная оставшаяся в живых из когда-то многочисленной семьи. Возвращаться к людям она отказалась и продолжает вести хозяйство в тайге, несмотря на то, что с каждым годом это все труднее: ей уже 60 лет, и она стала много болеть.
Специалисты утверждают, что встреча с цивилизацией не пошла на пользу здоровью Лыковых. Только мать умерла задолго до встречи с людьми. Дмитрий, Савин и Наталья умерли почти разом, один за другим. Предполагают даже, что от инфекции, занесенной с "большой земли". Дети Лыковых родились и жили, не встречаясь ни с кем со стороны, и не нажили иммунитет против бактерий и вирусов. Как только Лыковы стали ходить к геологам, болезни их приняли серьезные формы. "Как схожу в поселок, так и болею", -- говорила Агафья.
В одиночестве Агафья осталась в 1988 году, когда умер ее отец. Ему было 87 лет.
Не совсем одна.
Многие пытались сбежать к Агафье от мирской суеты: пенсионерка из города Пушкина, супруги Ленковы, москвичка Надежда Небукина. От многочисленной старообрядческой семьи Лыковых на заимке остались пустые избы и приезжим есть где разместиться. Они приезжали, селились на заимке, но вскоре возвращались назад: не выдерживали трудностей быта.
У Агафьи когда-то даже был страстный поклонник. Поселился у нее шестидесятилетний вдовец, Агафья его считала за брата по вере. А он вдруг стал ее домогаться. Пытался Агафью с заимки вытащить, даже домик где-то купил. Но она -- ни в какую: "Тятенька не давал разрешения на выезд". Для 40-летней Агафьи его притязания стали настоящим горем, и она попросила постояльца уехать. Сегодня Агафья не хочет вспоминать ту историю.
Про Надежду Небукину Агафье тоже вспоминать неприятно. Надежда прожила на заимке пять лет, считала себя "послушницей", Агафью называла "матушка". Но через пять лет затосковала по оставшимся в Москве дочке и внучке и решила вернуться к ним. Агафья неожиданно воспротивилась, решительно заявила: "Благословенье на уход не даю! Ты из мира вышла, крестилась тут. Как можно?" Надежда вечером собрала в заплечный мешок еду и все необходимое на дорогу, ушла утром еще до рассвета, не попрощавшись. Агафья обиделась, даже в избу Надежды не заглядывает.
Дольше всех -- уже 10 лет -- рядом с Агафьей живет Ерофей Седов, бывший геолог-проводник. Так случилось, что Ерофей потерял семью и жилье. К тому же он отморозил ногу, спасти ее не удалось. Инвалид решил, что в тайге ему будет проще, чем среди людей, и по его просьбе вертолет доставил его на заимку Лыковых.
Без бумажки ты... Агафья!
Документы Агафье без надобности. Во время проведения паспортной реформы Лыкова отказалась получать паспорт, назвав его "бесовской бумажкой". Однако в переписи населения поучаствовала. Переписчики прилетели к ней на вертолете, и Агафья охотно ответила на все вопросы переписного листа, да и вообще к приезду переписчиков отнеслась с интересом.
Однако один документ у Агафьи имеется. Уже 20 лет заимка Лыковых является районом падения обломков второй ступени ракетоносителей "Протон". Агафья Карповна уже привыкла к виду взлетающих космических аппаратов и знает, что к обломкам подходить не рекомендуется. Разумеется, ей и в голову не могло придти застраховать свою жизнь или имущество. Заботу о таежной отшельнице взял на себя филиал Росгосстраха в Республике Хакассия, и впервые в истории Росгосстраха был выдан страховой полис без заявления страхователя.
Можно. Не грех.
Когда про Лыковых написали в газетах, таежных затворников завалили подарками: посудой, одеждой, обувью, разными инструментами для хозяйства, продуктами. Привычный уклад жизни отшельников был нарушен. Сначала не принимавшие никакой помощи, староверы ("Не можно. Грех!") постепенно привыкли к заботе и стали принимать помощь с благодарностью. Самое радостное было: соль! Попробовали соленую еду и уже ничего непосоленного есть не могли.
У Агафьи и сейчас весь чердак завален разного рода дареньями. Не все пригодилось в хозяйстве. Но некоторым вещам Агафья чрезвычайно рада. Резиновые сапоги, посуда, топоры, свечи, фонарики, батарейки, часы. Телевизор Лыкова посчитала "бесовством", а радиоприемник в своем доме держать согласилась. Слушает новости. Репортажи об освобождении заложников в театральном центре в Москве слушала целыми днями и очень переживала. Отшельница убеждена, что заложникам помогла Богородица, а террористов постигла заслуженная кара за тяжкий грех.
Еще Агафья порадовалась присланной ей бензопиле "Дружба".
Пишите губернатору!
Ажиотаж вокруг Агафьи давно утих, подарков присылают мало, но за тем, чтоб у отшельников было все необходимое, лично следит губернатор региона Аман Тулеев. Лыкова очень доверяет ему и пишет письма, где излагает свои просьбы.
"Господи Исусе Христе сыне Божий и помилуй нас. С низким поклоном Агафья Карповна. Желаю от Господа Бога доброго здравия и душевного спасения, милости от Бога во всех делах Ваших. Молодой ты мой друг многоуважаемый, помогал и помогаешь, и впредь, если будет возможность, Христа ради, не забывай меня. Мне нужно плахи на пол, окна и двери, да еще кирпича на печь. Летом это делать надо, а то зиму не переживу. Да еще Ерофей с пилой "Дружба" воюет -- тоже край бензина надо и цепи износились. А вручную пилить -- напильника нет пилу наточить". Отшельница также попросила подновить их одежду, так как "все донашивается, будем скоро в раздранных ризах ходить". "И семена на посадку надо бы, только надо брать их на рынке, где свои семена продают. Первое, что необходимо нам -- надо семена кормовой свеклы, а может, сахарной, капусты, брюквы, морковь, огурцы, красную свеклу и лук на посадку".
Агафья всегда отличалась отменным здоровьем, но в последнее время стала болеть. А потому нередко просит у Тулеева помочь накосить травы, убрать урожай, запасти на зиму дров. Просит также привезти кормов для домашних животных -- комбикорм, овес, зерно. А для поправки своего здоровья -- "фрукты, гранаты, если возможно, при болезнях они мне нужны".
Губернатор никогда не оставляет просьбы Лыковой без внимания. Он ей и коз прислал, и кошек с собаками, и кур с петухами. Агафья старается отблагодарить: то туесок с клюквой пошлет в подарок, то жбан с березовым соком, настоянным на меду. А как-то связала Тулееву носки из козлиной шерсти. Из собачьей она не вяжет: собака у староверов считается нечистым животным, ее жалеют, кормят, но в дом не пускают, чтобы не осквернить иконы. В носках из собачьей шерсти даже нельзя переступать порог избы.
Дочь кедра.
Агафья любит рассказывать такую легенду о своем рождении.
Когда ее матери было уже за сорок, пришла пора родить четвертого ребенка, и она двое суток не могла разрешиться от бремени. Муж бросился к 300-летнему кедру: "Прости меня, а жену с дитем спаси!". И ударил по кедру топором. До конца дня вырубил из дерева ванну в полный человеческий рост, приволок ее домой, залил водой, подогрел раскаленными камнями. Опустил туда обессилевшую жену, и та тут же родила дочку Агафью. В ребенка вселился дух отца тайги -- кедра. Он-то и охраняет лесную отшельницу от опасностей и болезней, а вместе с ней -- и тех, кто пришел к ней с добром.
Факт.
* Как-то Лыковы потеряли счет дням и всполошились: когда праздники, когда будни? Стали все вспоминать. У Агафьи память была хорошая, и она поставила все на место.
* Не так давно Агафья побывала "в миру" -- гостила у объявившихся родственников, увидела железную дорогу, город, летала на самолете.
* Однажды Лыкова отказалась от привезенной ей муки, поскольку на упаковке стоял штрих-код, цифры которого в сумме давали три шестерки -- число дьявола.
Агафья попросила больше подарков с штрих-кодами ей не привозить, ибо это "метка беса".
* В Красноярске вышла в свет уникальная книга "Словарь языка Агафьи Лыковой". Ее автор -- специалист краеведческого музея Галина Толстова, участница нескольких экспедиций на Еринат.
Грамоте Агафью учили отец и мать по церковным книгам, причем изданным до раскола, то есть еще до начала ХVII столетия. Особая прелесть языка Агафьи в том, что она сохранила культуру старинной письменной русской речи. И это при том, что долгое время разговаривать ей было не с кем и письма, которые она любила писать, посылать было некому.
Для справки.
Старообрядчество, староверие -- это совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона (никонианства). Понятие "старообрядчество" появилось после раскола русской православной церкви в середине XVII века. Старообрядцы продолжили церковную традицию, практикуемую до введения этих реформ.
Среди старообрядцев много известных имен:
Аввакум Петров (протопоп Аввакум);
Савва Морозов - предприниматель;
Павел Рябушинский - предприниматель;
Феодосия Морозова (боярыня Морозова);
Матвей Сидорович -- предприниматель, фарфорозаводчик;
Сироткин Дмитрий Васильевич -- крупнейший российский судовладелец, дважды городской голова Нижнего Новгорода;
Платов Матвей Иванович -- атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии;
Шмелев Иван Сергеевич -- писатель;
Клюев Николай Алексеевич -- поэт.
Цитата.
"Ехать в мир -- это ехать за смертью. Никому я там не нужна. И мне тоже все там чужое. Лучшего места, чем тут, для меня нет. Все дорого: и эта гора -- вижу ее каждый день из окошка, и шумная днем и ночью река, и запахи, таких нигде больше нет. Выйду глянуть, как солнце садится, -- сердце от радости замирает. Это мой рай на земле".
Дарья УСАТОВА
О таежной затворнице.
В тайгу староверы ушли от гонений на веру в 1938 году. Сначала Лыковы жили со своими единоверцами (десять дворов) на таежной заимке. Затем глава семьи Лыковых Карп Осипович обособился. Многие годы семья жила открыто -- на старых крупномасштабных картах значится их изба. Но в 1945-м в тех местах появился патруль, искавший дезертиров. Это насторожило Лыковых. Они спешно снялись, укрылись в горах, и тридцать пять лет о них никто не слышал. Семья из шести человек (мать Акулина, сыновья Дмитрий и Савин, дочери Наталья и Агафья) жили, не имея никаких контактов с внешним миром, по законам своей веры. Сами строили жилье, охотились, ловили рыбу, собирали орехи, ягоды и грибы, пахали землю, выращивали картошку и репу. В 1979 году их случайно обнаружили геологи.
Сегодня Агафья Карповна -- единственная оставшаяся в живых из когда-то многочисленной семьи. Возвращаться к людям она отказалась и продолжает вести хозяйство в тайге, несмотря на то, что с каждым годом это все труднее: ей уже 60 лет, и она стала много болеть.
Специалисты утверждают, что встреча с цивилизацией не пошла на пользу здоровью Лыковых. Только мать умерла задолго до встречи с людьми. Дмитрий, Савин и Наталья умерли почти разом, один за другим. Предполагают даже, что от инфекции, занесенной с "большой земли". Дети Лыковых родились и жили, не встречаясь ни с кем со стороны, и не нажили иммунитет против бактерий и вирусов. Как только Лыковы стали ходить к геологам, болезни их приняли серьезные формы. "Как схожу в поселок, так и болею", -- говорила Агафья.
В одиночестве Агафья осталась в 1988 году, когда умер ее отец. Ему было 87 лет.
Не совсем одна.
Многие пытались сбежать к Агафье от мирской суеты: пенсионерка из города Пушкина, супруги Ленковы, москвичка Надежда Небукина. От многочисленной старообрядческой семьи Лыковых на заимке остались пустые избы и приезжим есть где разместиться. Они приезжали, селились на заимке, но вскоре возвращались назад: не выдерживали трудностей быта.
У Агафьи когда-то даже был страстный поклонник. Поселился у нее шестидесятилетний вдовец, Агафья его считала за брата по вере. А он вдруг стал ее домогаться. Пытался Агафью с заимки вытащить, даже домик где-то купил. Но она -- ни в какую: "Тятенька не давал разрешения на выезд". Для 40-летней Агафьи его притязания стали настоящим горем, и она попросила постояльца уехать. Сегодня Агафья не хочет вспоминать ту историю.
Про Надежду Небукину Агафье тоже вспоминать неприятно. Надежда прожила на заимке пять лет, считала себя "послушницей", Агафью называла "матушка". Но через пять лет затосковала по оставшимся в Москве дочке и внучке и решила вернуться к ним. Агафья неожиданно воспротивилась, решительно заявила: "Благословенье на уход не даю! Ты из мира вышла, крестилась тут. Как можно?" Надежда вечером собрала в заплечный мешок еду и все необходимое на дорогу, ушла утром еще до рассвета, не попрощавшись. Агафья обиделась, даже в избу Надежды не заглядывает.
Дольше всех -- уже 10 лет -- рядом с Агафьей живет Ерофей Седов, бывший геолог-проводник. Так случилось, что Ерофей потерял семью и жилье. К тому же он отморозил ногу, спасти ее не удалось. Инвалид решил, что в тайге ему будет проще, чем среди людей, и по его просьбе вертолет доставил его на заимку Лыковых.
Без бумажки ты... Агафья!
Документы Агафье без надобности. Во время проведения паспортной реформы Лыкова отказалась получать паспорт, назвав его "бесовской бумажкой". Однако в переписи населения поучаствовала. Переписчики прилетели к ней на вертолете, и Агафья охотно ответила на все вопросы переписного листа, да и вообще к приезду переписчиков отнеслась с интересом.
Однако один документ у Агафьи имеется. Уже 20 лет заимка Лыковых является районом падения обломков второй ступени ракетоносителей "Протон". Агафья Карповна уже привыкла к виду взлетающих космических аппаратов и знает, что к обломкам подходить не рекомендуется. Разумеется, ей и в голову не могло придти застраховать свою жизнь или имущество. Заботу о таежной отшельнице взял на себя филиал Росгосстраха в Республике Хакассия, и впервые в истории Росгосстраха был выдан страховой полис без заявления страхователя.
Можно. Не грех.
Когда про Лыковых написали в газетах, таежных затворников завалили подарками: посудой, одеждой, обувью, разными инструментами для хозяйства, продуктами. Привычный уклад жизни отшельников был нарушен. Сначала не принимавшие никакой помощи, староверы ("Не можно. Грех!") постепенно привыкли к заботе и стали принимать помощь с благодарностью. Самое радостное было: соль! Попробовали соленую еду и уже ничего непосоленного есть не могли.
У Агафьи и сейчас весь чердак завален разного рода дареньями. Не все пригодилось в хозяйстве. Но некоторым вещам Агафья чрезвычайно рада. Резиновые сапоги, посуда, топоры, свечи, фонарики, батарейки, часы. Телевизор Лыкова посчитала "бесовством", а радиоприемник в своем доме держать согласилась. Слушает новости. Репортажи об освобождении заложников в театральном центре в Москве слушала целыми днями и очень переживала. Отшельница убеждена, что заложникам помогла Богородица, а террористов постигла заслуженная кара за тяжкий грех.
Еще Агафья порадовалась присланной ей бензопиле "Дружба".
Пишите губернатору!
Ажиотаж вокруг Агафьи давно утих, подарков присылают мало, но за тем, чтоб у отшельников было все необходимое, лично следит губернатор региона Аман Тулеев. Лыкова очень доверяет ему и пишет письма, где излагает свои просьбы.
"Господи Исусе Христе сыне Божий и помилуй нас. С низким поклоном Агафья Карповна. Желаю от Господа Бога доброго здравия и душевного спасения, милости от Бога во всех делах Ваших. Молодой ты мой друг многоуважаемый, помогал и помогаешь, и впредь, если будет возможность, Христа ради, не забывай меня. Мне нужно плахи на пол, окна и двери, да еще кирпича на печь. Летом это делать надо, а то зиму не переживу. Да еще Ерофей с пилой "Дружба" воюет -- тоже край бензина надо и цепи износились. А вручную пилить -- напильника нет пилу наточить". Отшельница также попросила подновить их одежду, так как "все донашивается, будем скоро в раздранных ризах ходить". "И семена на посадку надо бы, только надо брать их на рынке, где свои семена продают. Первое, что необходимо нам -- надо семена кормовой свеклы, а может, сахарной, капусты, брюквы, морковь, огурцы, красную свеклу и лук на посадку".
Агафья всегда отличалась отменным здоровьем, но в последнее время стала болеть. А потому нередко просит у Тулеева помочь накосить травы, убрать урожай, запасти на зиму дров. Просит также привезти кормов для домашних животных -- комбикорм, овес, зерно. А для поправки своего здоровья -- "фрукты, гранаты, если возможно, при болезнях они мне нужны".
Губернатор никогда не оставляет просьбы Лыковой без внимания. Он ей и коз прислал, и кошек с собаками, и кур с петухами. Агафья старается отблагодарить: то туесок с клюквой пошлет в подарок, то жбан с березовым соком, настоянным на меду. А как-то связала Тулееву носки из козлиной шерсти. Из собачьей она не вяжет: собака у староверов считается нечистым животным, ее жалеют, кормят, но в дом не пускают, чтобы не осквернить иконы. В носках из собачьей шерсти даже нельзя переступать порог избы.
Дочь кедра.
Агафья любит рассказывать такую легенду о своем рождении.
Когда ее матери было уже за сорок, пришла пора родить четвертого ребенка, и она двое суток не могла разрешиться от бремени. Муж бросился к 300-летнему кедру: "Прости меня, а жену с дитем спаси!". И ударил по кедру топором. До конца дня вырубил из дерева ванну в полный человеческий рост, приволок ее домой, залил водой, подогрел раскаленными камнями. Опустил туда обессилевшую жену, и та тут же родила дочку Агафью. В ребенка вселился дух отца тайги -- кедра. Он-то и охраняет лесную отшельницу от опасностей и болезней, а вместе с ней -- и тех, кто пришел к ней с добром.
Факт.
* Как-то Лыковы потеряли счет дням и всполошились: когда праздники, когда будни? Стали все вспоминать. У Агафьи память была хорошая, и она поставила все на место.
* Не так давно Агафья побывала "в миру" -- гостила у объявившихся родственников, увидела железную дорогу, город, летала на самолете.
* Однажды Лыкова отказалась от привезенной ей муки, поскольку на упаковке стоял штрих-код, цифры которого в сумме давали три шестерки -- число дьявола.
Агафья попросила больше подарков с штрих-кодами ей не привозить, ибо это "метка беса".
* В Красноярске вышла в свет уникальная книга "Словарь языка Агафьи Лыковой". Ее автор -- специалист краеведческого музея Галина Толстова, участница нескольких экспедиций на Еринат.
Грамоте Агафью учили отец и мать по церковным книгам, причем изданным до раскола, то есть еще до начала ХVII столетия. Особая прелесть языка Агафьи в том, что она сохранила культуру старинной письменной русской речи. И это при том, что долгое время разговаривать ей было не с кем и письма, которые она любила писать, посылать было некому.
Для справки.
Старообрядчество, староверие -- это совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона (никонианства). Понятие "старообрядчество" появилось после раскола русской православной церкви в середине XVII века. Старообрядцы продолжили церковную традицию, практикуемую до введения этих реформ.
Среди старообрядцев много известных имен:
Аввакум Петров (протопоп Аввакум);
Савва Морозов - предприниматель;
Павел Рябушинский - предприниматель;
Феодосия Морозова (боярыня Морозова);
Матвей Сидорович -- предприниматель, фарфорозаводчик;
Сироткин Дмитрий Васильевич -- крупнейший российский судовладелец, дважды городской голова Нижнего Новгорода;
Платов Матвей Иванович -- атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии;
Шмелев Иван Сергеевич -- писатель;
Клюев Николай Алексеевич -- поэт.
Цитата.
"Ехать в мир -- это ехать за смертью. Никому я там не нужна. И мне тоже все там чужое. Лучшего места, чем тут, для меня нет. Все дорого: и эта гора -- вижу ее каждый день из окошка, и шумная днем и ночью река, и запахи, таких нигде больше нет. Выйду глянуть, как солнце садится, -- сердце от радости замирает. Это мой рай на земле".
Дарья УСАТОВА
0 коммент.:
Отправить комментарий