Этот своеобразный детский сад был открыт ровно сто лет назад на первом этаже многоквартирного дома в простом квартале города. Туда сразу пришли 60 детей из близлежащих домов, и мамы облегченно отправились на работу. Дети были от трех до шести лет, разного темперамента и разных знаний. Правда, похоже на нашу с вами жизнь? У нас тоже детсад во дворе, и мамы сдают малышей в эту "камеру хранения". Но чем тот садик (точнее, Cаsa dei bambini, дом ребенка) отличался от прочих детских учреждений?
Тем, что возглавила его в 1907 году удивительная женщина -- Мария Монтессори.
Мария была единственным ребенком амбициозных образованных родителей. Наверное, оттого, что у них не было мальчика, отец и мать воспитывали дочь не так, как положено было растить девиц. Умная, самостоятельная Монтессори пробилась в медицинский институт, куда девушек не брали в принципе, став первой итальянкой с докторским дипломом.
Ее всю жизнь тянуло к детям, и она отправилась работать в госпиталь для слабоумных ребятишек, где их лечили только от физических хворей. Наблюдая за жуткими условиями жизни этих малышей, Мария Монтессори подумала: "А может быть, их можно чему-то обучить, чтобы они не напоминали бессловесных зверенышей?"
Она разрабатывала методики для пальцев, которые помогали детям научиться говорить. Она создавала игры, которые учили детей читать и писать. А потом она поняла, что и обычные, совершенно нормальные дети тоже могут с помощью этих методик учиться.
Как раз тогда ее и пригласили возглавить дом ребенка в бедном квартале.
Судьба Марии не была простой. Она пробивалась сквозь насмешки, недоверие, запреты. Она не смогла выйти замуж за любимого человека, а родившегося от тайного романа ребенка ей пришлось тайно отдать в интернат: строго католическая итальянская общественность отвернулась бы от незаконнорожденного и преступной матери. Ирония судьбы: Монтессори имела ребенка и скрывала это, но всю свою жизнь отдавала чужим детям. Только когда Марио исполнилось 17 лет, она смогла встретиться с ним, не опасаясь быть изгнанной из общества. Они с тех пор не разлучались.
А ее идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Книги издавались даже на русском, не говоря уже о всех европейских языках. Италия рукоплескала Марии, указом короля в 1929-м было создано монтессори-общество, а лучшими архитекторами Италии выстроен изумительный колледж. Но когда пришедший к власти Муссолини приказал закрыть ВСЕ центры Монтессори в Италии (а их к тому времени были уже сотни), Мария уехала в Индию читать лекции о своем методе воспитания. Много лет она с сыном прожила в Азии. Вернувшись в Европу только после войны, она продолжила работу с детьми и взрослыми.
Мария умерла в 1952 году. Она стала единственной женщиной, чей портрет украшал итальянскую купюру, 1000 лир (теперь в Италии евро). Она стала гордостью страны.
А для тех, кто занимается образованием, ее имя навсегда останется в ряду знаменитых педагогов.
Так что же смогла эта маленькая женщина дать детям -- сотням тысяч детей, -- которые воспитывались по ее методикам?
Умный, свободный, уверенный в себе.
Удивительно ли, что к Марии относились с ненавистью все тоталитарные режимы. (Сталин запретил монтессори-школы, едва придя к власти, Гитлер отправлял в концлагеря монтессори-педагогов, от Муссолини она бежала.) Ключевым в ее воспитании стоит понятие "свобода".
Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя -- это создать для КАЖДОГО ребенка среду, в которой он мог бы развиваться САМ.
Конечно, в специально оборудованном пространстве. В правильной группе Монтессори находятся СОТНИ предметов. Это ящички, горшочки с фасолью и горохом, мешочки с пуговицами, кувшины и лейки, коробочки с бусинами, тряпочки, предметы со шнуровкой, кастрюльки разных размеров, мячики. И такие странные на первый взгляд вещи, как молоток и гвозди, гуталин и щетка для обуви, тазик и мыло, цветочный горшок и лейка. А еще обязательно губка, совок и веник. Ведь если малыш рассыплет рис или прольет воду, он должен будет прибрать за собой, чтобы другому ребенку было удобно и чисто играть. Но ребенок в группе как бы один. Понимаете? Эти дети совершенно свободны: к ним не подбегает воспитатель, не требует водить сей же час хоровод или играть в лошадки. Ребенок сам выбирает, перелистывать ли книжку или сосредоточенно пыхтеть над паззлом. В лучшем случае воспитатель научит малыша пользоваться рамками и вкладышами, покажет, как правильно поливать цветок, чтобы его не сломать. Но настаивать не будет ни на чем.
Единственное условие этой свободы таково: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Не правда ли, очень правильный девиз для современного общества?
Потому даже двух-, трехлетние малыши в монтессори-садике отлично знают: нельзя шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления. А поиграв, нужно обязательно убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи.
В Англии из всех базовых школ для детей 4-12 лет 20% составляют монтессори-школы. В Голландии -- 40%. В США -- 10 тысяч школ и лицеев. В России монтессори-педагоги считают, что именно эта система способна воспитать людей новой экономической формации -- ответственных, независимых, уверенных в себе.
Как выглядит центр Монтессори.
1. Организованная среда. Группа не похожа на обычную детсадовскую комнату с игрушками. Помещение поделено на зоны: практическую, учебную, зону сенсорного развития. Пока младшие учатся стирать, гладить, готовить еду в практической, старшие дети в учебной зоне постигают основы мироздания, математику, русский и английский языки. В группу ходят дети от 2 до 6 лет.
2. Пособия. Детей часто интересуют не игрушки, а обыденные предметы: кастрюльки, бусины, палочки. На основе этого наблюдения Марией Монтессори были созданы ее знаменитые "Розовая башня", "Золотой математический материал", "Вкусовые банки", "Биологический комод". Знаменитые рамки и вкладыши Монтессори на протяжении многих лет остаются хитом продаж в магазинах развивающих игр.
3. Подготовленные педагоги. В системе Монтессори воспитатель не есть центр учебного процесса, как в традиционной школе. В его задачи входит лишь научить ребенка работать с материалами, уметь ответить на вопросы и следить за развитием каждого ребенка.
Основная ставка центров Монтессори делается на индивидуальность и неповторимость личности каждого ребенка. Умение делать выбор и принимать решения, умение быть ответственным за эти решения, умение быть автономным -- вот результаты воспитания по этой системе.
Монтессори на дому.
Полный комплект материалов Монтессори требует много места, больших денег. Но наши советы помогут вам обустроить развивающее пространство у вас дома.
Прежде всего, у ребенка должен быть свой угол для развивающих игр -- коврик и полки. Обязательны маленькие губка, тряпка для вытирания пыли, веник и совок. Во время показа новой игры меньше говорите: пусть малыш изучит его сам. Ведь основным девизом методики Монтессори является фраза "Помоги мне сделать это самому!".
Пересыпание риса (фасоли) из специальных баночек, переливание воды из кружки в кувшинчик, раскладывание бусин и пуговиц по коробкам, чистка обуви, подбор крышечек для банок и бутылок, специальный ящичек с лоскутками разных на ощупь тканей -- все это вы можете сами устроить дома. Главное -- создать для каждого упражнения свои формочки (ящички, кружечки) и хранить их на специальных полках, предназначенных только для хранения обучающих игр.
Вот типичное упражнение школы Монтессори -- "Волшебный мешочек": спрячьте в мешочек знакомые малышу предметы (свисток, гвоздик, шнурок). Ребенок с закрытыми глазами вытаскивает вещички и определяет их на ощупь. Вещи в мешочке постепенно меняйте, повышая уровень сложности. А когда изучите алфавит, то пусть он достает оттуда только предметы, начинающиеся на одну букву (ложку, лист, ластик и т.п.).
Не бойтесь доверять ребенку даже воду и сыпучие материалы, однако требуйте настойчиво, но спокойно прибрать за собой. Ведь иначе приняться за новую игру он не сможет. Просто сказать, но трудно настоять. Не сдавайтесь на слезы и истерики. Настаивайте на правилах -- и ваша настойчивость будет вознаграждена. Двухлетние дети учатся поддерживать порядок (в этом возрасте они ужасные консерваторы), и это так поможет вам в будущем!
Плюсы.
* Развитие логики, аналитического мышления, навыков письма, чтения и счета.
* Приучение к порядку, который, по мнению автора, органичен для ребенка.
* Умение самостоятельно изучать материал.
* Способность к принятию решений, самостоятельность и ответственность.
* Правильное поведение -- любовь к порядку, умение обслужить себя: шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, чистить обувь, гладить одежду и чистить картошку.
Минусы.
* Методика уделяет мало внимания творческому развитию ребенка. В результате ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым -- сухарем-знайкой.
* Дети почти не играют в классические игры -- прятки, дочки-матери, солдатики и пр.
* Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов монтессори-школы: "Не мешай другим!").
* Детей, склонных к аутизму, занятия в монтессори-клубе могут провоцировать на замкнутость и нелюбовь к общению с другими детьми.
* Система разделяет возрасты, в которые у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет -- коммуникация и социальные навыки). И если пропустить момент, подходящий для развития, уроки могут оказаться бесполезными.
* Заниматься надо с опытным монтессори-педагогом, по-настоящему бездеятельным (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).
Елена КАРЕВА
Тем, что возглавила его в 1907 году удивительная женщина -- Мария Монтессори.
Мария была единственным ребенком амбициозных образованных родителей. Наверное, оттого, что у них не было мальчика, отец и мать воспитывали дочь не так, как положено было растить девиц. Умная, самостоятельная Монтессори пробилась в медицинский институт, куда девушек не брали в принципе, став первой итальянкой с докторским дипломом.
Ее всю жизнь тянуло к детям, и она отправилась работать в госпиталь для слабоумных ребятишек, где их лечили только от физических хворей. Наблюдая за жуткими условиями жизни этих малышей, Мария Монтессори подумала: "А может быть, их можно чему-то обучить, чтобы они не напоминали бессловесных зверенышей?"
Она разрабатывала методики для пальцев, которые помогали детям научиться говорить. Она создавала игры, которые учили детей читать и писать. А потом она поняла, что и обычные, совершенно нормальные дети тоже могут с помощью этих методик учиться.
Как раз тогда ее и пригласили возглавить дом ребенка в бедном квартале.
Судьба Марии не была простой. Она пробивалась сквозь насмешки, недоверие, запреты. Она не смогла выйти замуж за любимого человека, а родившегося от тайного романа ребенка ей пришлось тайно отдать в интернат: строго католическая итальянская общественность отвернулась бы от незаконнорожденного и преступной матери. Ирония судьбы: Монтессори имела ребенка и скрывала это, но всю свою жизнь отдавала чужим детям. Только когда Марио исполнилось 17 лет, она смогла встретиться с ним, не опасаясь быть изгнанной из общества. Они с тех пор не разлучались.
А ее идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Книги издавались даже на русском, не говоря уже о всех европейских языках. Италия рукоплескала Марии, указом короля в 1929-м было создано монтессори-общество, а лучшими архитекторами Италии выстроен изумительный колледж. Но когда пришедший к власти Муссолини приказал закрыть ВСЕ центры Монтессори в Италии (а их к тому времени были уже сотни), Мария уехала в Индию читать лекции о своем методе воспитания. Много лет она с сыном прожила в Азии. Вернувшись в Европу только после войны, она продолжила работу с детьми и взрослыми.
Мария умерла в 1952 году. Она стала единственной женщиной, чей портрет украшал итальянскую купюру, 1000 лир (теперь в Италии евро). Она стала гордостью страны.
А для тех, кто занимается образованием, ее имя навсегда останется в ряду знаменитых педагогов.
Так что же смогла эта маленькая женщина дать детям -- сотням тысяч детей, -- которые воспитывались по ее методикам?
Умный, свободный, уверенный в себе.
Удивительно ли, что к Марии относились с ненавистью все тоталитарные режимы. (Сталин запретил монтессори-школы, едва придя к власти, Гитлер отправлял в концлагеря монтессори-педагогов, от Муссолини она бежала.) Ключевым в ее воспитании стоит понятие "свобода".
Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя -- это создать для КАЖДОГО ребенка среду, в которой он мог бы развиваться САМ.
Конечно, в специально оборудованном пространстве. В правильной группе Монтессори находятся СОТНИ предметов. Это ящички, горшочки с фасолью и горохом, мешочки с пуговицами, кувшины и лейки, коробочки с бусинами, тряпочки, предметы со шнуровкой, кастрюльки разных размеров, мячики. И такие странные на первый взгляд вещи, как молоток и гвозди, гуталин и щетка для обуви, тазик и мыло, цветочный горшок и лейка. А еще обязательно губка, совок и веник. Ведь если малыш рассыплет рис или прольет воду, он должен будет прибрать за собой, чтобы другому ребенку было удобно и чисто играть. Но ребенок в группе как бы один. Понимаете? Эти дети совершенно свободны: к ним не подбегает воспитатель, не требует водить сей же час хоровод или играть в лошадки. Ребенок сам выбирает, перелистывать ли книжку или сосредоточенно пыхтеть над паззлом. В лучшем случае воспитатель научит малыша пользоваться рамками и вкладышами, покажет, как правильно поливать цветок, чтобы его не сломать. Но настаивать не будет ни на чем.
Единственное условие этой свободы таково: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Не правда ли, очень правильный девиз для современного общества?
Потому даже двух-, трехлетние малыши в монтессори-садике отлично знают: нельзя шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления. А поиграв, нужно обязательно убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи.
В Англии из всех базовых школ для детей 4-12 лет 20% составляют монтессори-школы. В Голландии -- 40%. В США -- 10 тысяч школ и лицеев. В России монтессори-педагоги считают, что именно эта система способна воспитать людей новой экономической формации -- ответственных, независимых, уверенных в себе.
Как выглядит центр Монтессори.
1. Организованная среда. Группа не похожа на обычную детсадовскую комнату с игрушками. Помещение поделено на зоны: практическую, учебную, зону сенсорного развития. Пока младшие учатся стирать, гладить, готовить еду в практической, старшие дети в учебной зоне постигают основы мироздания, математику, русский и английский языки. В группу ходят дети от 2 до 6 лет.
2. Пособия. Детей часто интересуют не игрушки, а обыденные предметы: кастрюльки, бусины, палочки. На основе этого наблюдения Марией Монтессори были созданы ее знаменитые "Розовая башня", "Золотой математический материал", "Вкусовые банки", "Биологический комод". Знаменитые рамки и вкладыши Монтессори на протяжении многих лет остаются хитом продаж в магазинах развивающих игр.
3. Подготовленные педагоги. В системе Монтессори воспитатель не есть центр учебного процесса, как в традиционной школе. В его задачи входит лишь научить ребенка работать с материалами, уметь ответить на вопросы и следить за развитием каждого ребенка.
Основная ставка центров Монтессори делается на индивидуальность и неповторимость личности каждого ребенка. Умение делать выбор и принимать решения, умение быть ответственным за эти решения, умение быть автономным -- вот результаты воспитания по этой системе.
Монтессори на дому.
Полный комплект материалов Монтессори требует много места, больших денег. Но наши советы помогут вам обустроить развивающее пространство у вас дома.
Прежде всего, у ребенка должен быть свой угол для развивающих игр -- коврик и полки. Обязательны маленькие губка, тряпка для вытирания пыли, веник и совок. Во время показа новой игры меньше говорите: пусть малыш изучит его сам. Ведь основным девизом методики Монтессори является фраза "Помоги мне сделать это самому!".
Пересыпание риса (фасоли) из специальных баночек, переливание воды из кружки в кувшинчик, раскладывание бусин и пуговиц по коробкам, чистка обуви, подбор крышечек для банок и бутылок, специальный ящичек с лоскутками разных на ощупь тканей -- все это вы можете сами устроить дома. Главное -- создать для каждого упражнения свои формочки (ящички, кружечки) и хранить их на специальных полках, предназначенных только для хранения обучающих игр.
Вот типичное упражнение школы Монтессори -- "Волшебный мешочек": спрячьте в мешочек знакомые малышу предметы (свисток, гвоздик, шнурок). Ребенок с закрытыми глазами вытаскивает вещички и определяет их на ощупь. Вещи в мешочке постепенно меняйте, повышая уровень сложности. А когда изучите алфавит, то пусть он достает оттуда только предметы, начинающиеся на одну букву (ложку, лист, ластик и т.п.).
Не бойтесь доверять ребенку даже воду и сыпучие материалы, однако требуйте настойчиво, но спокойно прибрать за собой. Ведь иначе приняться за новую игру он не сможет. Просто сказать, но трудно настоять. Не сдавайтесь на слезы и истерики. Настаивайте на правилах -- и ваша настойчивость будет вознаграждена. Двухлетние дети учатся поддерживать порядок (в этом возрасте они ужасные консерваторы), и это так поможет вам в будущем!
Плюсы.
* Развитие логики, аналитического мышления, навыков письма, чтения и счета.
* Приучение к порядку, который, по мнению автора, органичен для ребенка.
* Умение самостоятельно изучать материал.
* Способность к принятию решений, самостоятельность и ответственность.
* Правильное поведение -- любовь к порядку, умение обслужить себя: шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, чистить обувь, гладить одежду и чистить картошку.
Минусы.
* Методика уделяет мало внимания творческому развитию ребенка. В результате ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым -- сухарем-знайкой.
* Дети почти не играют в классические игры -- прятки, дочки-матери, солдатики и пр.
* Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов монтессори-школы: "Не мешай другим!").
* Детей, склонных к аутизму, занятия в монтессори-клубе могут провоцировать на замкнутость и нелюбовь к общению с другими детьми.
* Система разделяет возрасты, в которые у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет -- коммуникация и социальные навыки). И если пропустить момент, подходящий для развития, уроки могут оказаться бесполезными.
* Заниматься надо с опытным монтессори-педагогом, по-настоящему бездеятельным (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).
Елена КАРЕВА
0 коммент.:
Отправить комментарий