пятница, 17 июня 2011 г.

Мир тупеет на глазах?

Кто бы мог подумать! Оказывается, клонирует животных, создает суперумных роботов и выращивает космические овощи совершенно темное необразованное человечество! Во всяком случае, это следует из выводов американских ученых.

В течение нескольких лет ученые из университета штата Мичиган, которыми руководил профессор Джон Миллер, проводили глобальное исследование. Они изучали среднюю образованность современного человека в странах Европы, США и Японии с помощью специально разработанного теста из 31 вопроса. По мнению Миллера, научно подкованным можно считать того, кто свободно ориентируется в 20-30 фундаментальных научных концепциях и терминах. Например: правда или нет, что Вселенная произошла в результате Большого взрыва? А то, что Земля обращается вокруг Солнца за 1 год? Лазер работает за счет фокусирования звуковых волн? Антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии? (Если что, два первых утверждения верны, два других -- нет.) Также необходимо дать несколько определений -- к примеру, что такое "нанометр" или "стволовая клетка".
Результаты оказались неожиданными для исследователей: выяснилось, что две трети людей даже в развитых странах имеют весьма смутные научные познания о том, как "космические корабли бороздят просторы Большого театра". Впрочем, 70% американцев и без тестов признавались, что они не могут понять даже самую простую статью, опубликованную в разделе "Наука" известной газеты The New York Times. Так вот, в самой образованной из опрашиваемых стран, Швеции, уровень научно грамотных людей, по данным теста, составил всего 35%. На втором месте -- США (28%), на третьем -- Нидерланды (24%). Самой необразованной страной оказалась Турция с 1,5%. Удивительно, но от турецких граждан недалеко ушли изобретательные японцы: их рейтинг составляет 5%! Кстати, Россия в опросе не участвовала. Почему -- объяснил директор Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Туманов: "Подобные исследования ненадежны в вопросах определения истинной грамотности населения. Любой тест, в первую очередь, это проверка памяти, не выявляющая понимания сути вопроса. К тому же при анализе результатов опросов, тем более основанных на форме теста с вариантами ответов, никогда не стоит забывать про элемент угадывания".
Звучит логично. Но все-таки определенная ценность результатов теста Миллера есть: напомнить людям, что учение -- свет. Что же до практической пользы... ну вот скажите: вас, как пассажира автобуса, очень бы волновало, знает ли водитель значение слова "нейрон"? Все-таки главное, чтобы тот дорожные знаки в лицо узнавал. За мировой прогресс тоже не стоит беспокоиться: он идет -- сам Миллер признал, что общий уровень научной грамотности населения за последние годы возрос. Да и людей гениальных, которые, собственно, и являются двигателями общечеловеческого прогресса, вообще умом не понять и тестовым аршином не измерить! Помните слова знаменитого сыщика Шерлока Холмса из детективов Конан Дойля? На вопрос изумленного доктора Ватсона: "Как?! Холмс, вы не знаете, что Земля круглая? Но ведь об этом известно любому мальчишке!" -- Холмс преспокойно отвечает: "А зачем мне это знать?.. Ведь это не поможет мне раскрыть преступление". Так что если какой-нибудь гений изобретет лекарство от рака, но не сможет дать определение молекулы -- да и пес с ним, с определением!..

Страна -- процент.

Швеция - 35.
США -- 28.
Нидерланды - 24.
Норвегия, Финляндия, Дания - 22.
Болгария - 19.
Исландия, Бельгия, Германия - 18.
Франция, Швейцария, Чехия, Люксембург - 17.
Венгрия - 15.
Великобритания - 14.
Эстония, Италия, Хорватия - 12.
Австрия, Словакия - 10.
Ирландия -- 9,4.
Польша - 9.
Испания -- 8,6.
Греция -- 6,5.
Португалия, Румыния - 6.
Япония - 5.
Мальта -- 4,8.
Литва -- 3,3.
Кипр -- 3.
Латвия -- 2,2.
Турция -- 1,5.
Отличник или двоечник?
Если есть на то ваше желание, можете проверить свою образованность с помощью теста Миллера прямо здесь и сейчас -- в сокращенном варианте из пяти вопросов. Оценку за знания тоже поставьте себе сами, как в школе -- от пятерки до кола.
1. Верно или неверно? Все растения и животные имеют ДНК.
2. Дайте определение молекулы.
3. Верно или неверно? Электроны меньше, чем атомы.
4. Дайте определение нейрона.
5. Верно или неверно? Первые люди жили в одно время с динозаврами.

Ответы:

1. Верно. ДНК, или дезоксирибонуклеиновая кислота, -- это вещество в ядрах клеток, несущее в себе генетическую информацию.
2. Молекула -- это мельчайшая частица вещества, которая сохраняет все свойства этого вещества.
3. Верно. Электроны -- это субатомические частицы (таким образом, они меньше атома), которые несут отрицательный заряд.
4. Нейроны -- это специализированные клетки для обработки и передачи информации. Они являются основными структурными элементами нервной системы.
5. Неверно. Большинство динозавров вымерло более чем 65 миллионов лет назад. Первые человеческие предки появились около 5 миллионов лет назад.
Наши дети растут вниз!
В России тоже проводят тестирование уровня грамотности. Только пока не среди взрослых, а среди школьников. Исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) проводится раз в 5 лет. В нем участвуют ученики четвертого года обучения (начальная школа). Средний возраст -- 9-10 лет (в России -- 10-11). В 2006 году были протестированы 4720 четвероклассников из 232 школ. И выяснилось, что, во-первых, с возрастом учащиеся глупеют, а во-вторых, что наше школьное образование уже далеко не впереди планеты всей.
Тестирование PIRLS проводится так: школьнику дают тетрадь с двумя текстами и заданиями к ним. Первый текст художественный -- забавная история, рассказ-описание или сказка, а второй -- научно-популярный (чаще всего о животных). К ним прилагается 12-15 заданий, на выполнение которых отводится 40 минут. Требуется выбрать правильный ответ из четырех возможных или написать короткую фразу. Результаты показали: основную идею русские школьники формулировать умеют. А вот выразить отношение к прочитанному или дать свою оценку в наших школах не учат -- по-прежнему требуют, лишь бы объем прочитанного был побольше, да скорость чтения повыше. Впрочем, обнаружилось, что даже такой подход к обучению не отбивает у русских школьников охоту читать! По времени, количеству книг и их разнообразию наши дети все еще читают больше западных сверстников -- причем для удовольствия, а не оценки ради.
По данным же Международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA), которое проводится среди 15-летних учеников, наши школьники имеют показатели гораздо ниже среднеевропейских. По уровню естественнонаучной и математической грамотности, а также по грамотности чтения они находятся на 30-32-м местах (из 45 возможных).
Выводы, что русские ученики с возрастом становятся менее грамотными, можно было бы сделать и без тестов, если сравнить количество отличников в начальных и старших классах. В начальных пятерочников около 10-12%, а к 9-му остается 5-6%. Это потому, что в наших школах пытаются впихнуть в головы учеников как можно больше знаний и никого не волнует, пригодятся ли они в будущем. Вот и надоедает школьникам зубрить нудные учебники. На Западе же учеников приучают самостоятельно добывать знания и стремятся заинтересовать в предмете.
Алена ГРУДНИЦКАЯ

0 коммент.:

Отправить комментарий