вторник, 16 ноября 2010 г.

Кто сдал карты человечеству?

Пятьдесят два письма из Атлантиды

Вот такой вариант истории игральных карт, самый сказочный из всех. И появился он не зря: нет на свете более разнообразного, азартного и в то же время мистического развлечения, чем карты.
Откуда же они взялись на самом деле?
Их не мог придумать один человек, и потому врет легенда о том, что карты изобрел шут Григоннер для увеселения сумасшедшего Карла VI.
Их не могли привезти под пологом своих кибиток цыгане -- когда кочевой народ появился в Европе, она уже несколько десятков лет играла в карты.
Их не прихватывали с собой крестоносцы, потому что они закончили свои походы за 70 лет до первого европейского упоминания о карточной игре.
Нет исторических свидетельств, что они ведут свое происхождение от индийских шахмат.
И очень спорная теория -- что карты приплыли к нам из Китая. Действительно, в Китае существовали бумажные деньги, которыми играли в азартные игры, и на банкнотах изображались императоры, их жены и знатные лица. Но происходило это в VIII веке, задолго до того, как двое мирян уселись перекинуться в картишки у стен аббатства Сан-Сувер (доподлинная история 1369 года, записанная монахами-иностранцами в манускрипте по истории церкви, первое письменное свидетельство карточной игры).
Посему самой правдивой теорией происхождения карт считается тюркская. Уже в XII-XIII веках египетские мамелюки играли с колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти -- мечи, клюшки, чаши и монеты, "малик" (король) и два его помощника -- "наиб малик" и "тани наиб". Эту реликвию обнаружили в запасниках Истанбулского музея в 1939-м.
По всем признакам, именно такая колода появилась в Италии в XIV веке. Только клюшки переделали в церемониальные жезлы (а испанцы чуть позже превратили их в дубинки с шишечками). А слово "наиб", "помощник", стало названием карточной игры. В Испании "наипес" называются карты вообще, и этимология этого слова может быть связана с тем же "наибом", а может и с Неаполем -- как одним из первых городов, познакомившихся с картами.
Таро или просто карты = курица или яйцо?
В Европе карточное безумие распространялось со скоростью чумы. Игры упоминаются в Италии (см. выше, 1369 г.), Испании (1371), Швейцарии (1377). А к 1380-му играют уже Париж и Базель.
Но не раньше. Ни одного упоминания о картах нет у Боккаччо, Чосера и Петрарки -- несмотря на явный интерес этих писателей к играм.
Ранние карты были сделаны и раскрашены вручную -- иногда это были настоящие художественные шедевры, потому стоили очень дорого. Но параллельно рисовали и продавали карты подешевле, для бедных. При этом иногда уменьшая их число в колоде.
Правда, в то время колода менялась и в другую сторону: в начале XV века в Италии решили добавить к существующему набору карт специальные, которые могли бы "бить" любую карту обычной масти. Эти добавочные карты и игру с ними назвали "трионфи", а после она стала известна под названием "тарокко" -- что в конце концов превратилось в "таро". К концу XV века это была колода из 78 карт с 21 козырем, 14 картами в масти и "дураком". (Справедливости ради надо сказать, что есть и прямо противоположная гипотеза: якобы обычные игральные карты возникли из таро.)
Первое упоминание о гадании по таро -- в Болонье -- относится к 1750 году. С конца XVIII века пересматривается и терминология этих карт: например, появляются "арканы". Впрочем, про таро когда-нибудь в другой раз.
Королева выгоняет всадника
Обычные карты меняли свой облик. На смену итальянской колоде, пришедшей с востока, на которой не было никаких "дам" (а только короли, всадники и пехотинцы), явилась французская. Это случилось около 1480 года. У французов масти из итальянских мечей, жезлов, чаш и монет превратились в лопаты, дубинки, сердца и бриллианты. Среди картинок свое место навсегда обрела королева. При этом дизайн карт был гораздо интересней: фигуры оделись в разные костюмы, они приняли разные позы, а в руки им дали предметы.
Со временем происходили и другие изменения: у карт появились закругленные концы; в конце XVIII века карты стали "симметричными", появилась почва для выражения "спать валетом" (интересно, что в Неаполе и на Сицилии они остаются несимметричными до сих пор!); в середине XIX-го получили раскрашенные рубашки. До 1870 г. в уголке каждой карты появился ее индекс.
Во многих странах в XIX в. начали печатать "красивые" карты с целью развлечения и просвещения. Лидерами в этом стали Германия и Австрия. Появились и очень странные колоды трансформерных карт, на которых не было цифр, зато рисовали предметы -- для двойки, к примеру, двукрылую птицу, для тройки -- трезубец, а дом с шестью окошками означал шестерку. Играть этим было невозможно, но коллекционерам такие карты очень понравились.
В Россию карты завезли, возможно, в Смутное время поляки. Это случилось в начале XVII в., и уже в 1649-м царь Алексей Михайлович рекомендовал поступать с игроками, как с "татями", то есть отрубать пальцы. Петр I тоже хоть и разрешил в армии и на флоте играть в карты, но запретил проигрывать больше рубля. И вообще предписал наказывать за азартные игры кнутом. После отношение к картам то смягчалось, то ужесточалось снова. Беднякам -- батоги, богатым -- штрафы... Елизавета Петровна поделила игры на запрещенные азартные и разрешенные коммерческие, и карты сделались самым модным развлечением знати.
А главное, независимо от отношения к азартным играм, ни один из царей не возражал против тех доходов, которые приносило казне печатание карт. За это занятие император Павел даже пожаловал двоим купцам дворянство.
Советская власть к картам относилась плохо. Но хотя играть в общественных местах было запрещено, страсть к картам запретить было невозможно. Так что постепенно с ними смирились как с "домашним развлечением"...
Откуда выползли "черви"
Считается, что четыре карточные масти изначально символизировали атрибуты рыцаря -- копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны). Но потом названия мастей поменялись. Сегодня карты зовутся так:
Во Франции -- пики, трилистники, сердца, плитки (мостовой).
В Италии -- пики, цветки, сердца, квадраты.
В Испании (не изменилось с древности; так назывались раньше масти и в Италии) -- мечи, дубинки, чаши, монеты.
В Германии и Англии -- лопаты, дубинки, сердца, бриллианты.
В России имена мастей заимствованы в основном из немецкого. Пики ("пике" -- "лопата") называют еще и "вини" -- от старинного немецкого "виноградные листья", которые изображались на их картах до "лопат". Трефы -- так звучит по-немецки слово "дубинка". Бубны -- видимо, от старинного немецкого "бубенчики". А черви -- вероятно, искаженное немецкое "херц" или французское "кер".
Наполеона изгнали из пиковых королей
На протяжении веков на колодах успели побывать философы, писатели, президенты, комиссары, рабочие, кошки, собаки, птицы с рыбами, посуда... Существовали карты с азбуками, с пословицами, географические, исторические, мифологические, свадебные, "ужасные", геральдические, антирелигиозные.
Во время Великой французской революции республиканское правительство поручило художнику Давиду изменить рисунки карт. Королей поменяли на выдающихся личностей, прославившихся в войне, торговле и искусствах. На головы всем надели фригийские колпаки. Дамы стали символизировать свободы: печати, вероисповеданий, промыслов и брака. Валеты -- равенство состояний, рас, прав и обязанностей.
В последний раз по политическим мотивам карты менялись в 60-е годы прошлого века: в ЮАР туз стал президентом, король главнокомандующим, а валет -- переселенцем-буром (при этом вместо мастей изобразили пороховницы, колеса фургона, колышки для палаток и башмаки).
А являются ли современные карты-картинки портретами реальных людей?
В нашей обычной колоде -- уже нет. Но символически мы можем считать, что это так: каждая картинка в стандартной французской колоде XV века была кому-то посвящена!
Об этом по порядку.
Короли -- символ легендарных правителей древности, которыми в XIV-XV веках восхищались европейцы.
Король червей
Карл Великий. Король франков с 768 по 800 гг., император Западной Европы до 814-го. Иногда по ошибке изображался Цезарем или Македонским. Также засветился в обличье библейского Исава, Виктора Гюго и Буланже. В левой руке держит меч, символ власти и геройства.
Король пик
Царь Давид. Поскольку пиковый всегда был злым королем, в начале XIX века изображался в виде Наполеона. После свержения императора снова стал иудейским царем. Поначалу держал в руках арфу как знак своего музыкального таланта.
Король бубен
Юлий Цезарь. Его изображали в профиль, а порой с вытянутой рукой, будто тянущейся за взяткой: ведь бубновая масть символизировала деньги. Вытянутая рука иногда встречается на этой карте до сих пор.
Король треф
Александр Македонский. В его руке в старинной колоде была держава, символ монархии. Правда, время превратило этот предмет на карте в нечто невразумительное.
Дамы (по-французски) и королевы (по-английски) никак не связаны с королями...
Дама червей
Библейская Юдифь. Героиня, спасшая целый город, после того как отрубила голову полководцу Олоферну. До Юдифи в роли червовой дамы побывали по очереди Елена Прекрасная, из-за которой началась Троянская война, Дидона, основательница Карфагена, английская королева Елизавета I.
Дама пик
Богиня Афина, воительница, суровый нрав которой был призван смягчить цветок в правой руке. Короткое время пиковой дамой во Франции была Жанна Д'Арк. Непонятно, почему с такими героинями дама пик имеет всемирную репутацию самой главной карточной злодейки.
Дама бубен
Рахиль. Опять же из Библии. Из-за своей жадности получила роль дамы "денежной" масти. До Рахили дамой бубен побывала греческая королева амазонок.
На бубновой даме французы часто писали девиз: "Да здравствуют те, кто предан игре!"
Дама треф
Некая Аргина. Долгое время место оставалось вакантным. Ни Гекуба, жена троянского царя, потерявшая в войне всех своих детей, ни Флоримела, символ женского обаяния, ни Лукреция, покончившая с собой, ни некая фигура Разочарования, которую рисовали печальной красавицей со свадебным колечком, не удержались на этом месте. В конце концов даму просто взяли и назвали Аргиной -- анаграмма латинского regina, "царственная". Имя Аргина несло в себе оттенок пренебрежения, и скоро так стали называть всех любовниц французских королей. А также Генриха III за его фетишистские игры с переодеванием в женское платье.
"Валетами" звали эти серии картинок французы, слугами -- испанцы. Традиционно валет -- человек низшего сословия с авантюрным характером. Но персонажами карт стали не последние люди...
Валет червей
Этьен де Виньель, воин по прозвищу "Ла Ир" -- "Ярость". Был храбр, безрассуден и остроумен. Служил советником у Жанны д'Арк и стал героем народного фольклора. "Если он у вас на руках -- дерзайте!", говорят игроки.
Валет пик
Огиер Датский, двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании. Про него сложены сказания -- именно он получил от феи Морганы вечную молодость. Обозначениями масти одно время были мечи, и потому Огиер, не расстававшийся с двумя испанскими мечами, и стал подходящей кандидатурой.
Валет бубен
Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота. Не удалось попасть на это место Роланду, рыцарю (и племяннику) Карла Великого.
Гектор де Марэ был благородным героем, однако в гадании у бубнового валета плохая слава. В русском есть слово "забубенный" -- "разгульный". Возможно, прототипом бубнового валета был другой Гектор, де Галад -- беспутный рыцарь одного из французских королей.
Валет треф
Сэр Ланселот, главный рыцарь Круглого Стола, любовник королевы Дженевры. Даже раненый, он отразил атаку 30 рыцарей. Потому с валетом треф не нужно отчаиваться, а можно уверенно продолжать игру. Когда-то это был самый красивый из валетов, но постепенно различия стерлись.
Сверьте календарь по колоде
Уже в самом начале своей истории карты приобрели репутацию греховного и недостойного занятия. Так, после проповеди в одном из соборов Болоньи в 1423-м были сожжены тысячи колод. Современные священники того же мнения: "Таким-то образом тратится золотое время, гибнет бесценное здоровье, сокращается жизнь человека, умаляются его дни...; погибают иногда все жизненное состояние, и взаимные супружеские любовь и уважение; забываются обязанности..." -- писал проповедник В. Михайловский.
Однако с давних времен карточной страсти придумывали оправдания. В Европе была очень популярна легенда про одного солдата. Во время церковной службы солдат вместо молитвенника положил перед собой колоду карт. И когда его за это недостойное поведение отвели к мэру, солдат пояснил:
"Когда я вижу туз, он напоминает мне, что Бог один, когда я смотрю на двойку и тройку, я думаю об Отце и Сыне или о святой Троице. Четверка напоминает о евангелистах, пятерка -- о пятерых мудрых девственницах (их было 10, но 5 из них были глупы). Шестерка -- о 6 днях сотворения мира. Семерка -- о дне отдыха после трудов праведных. 8 -- о праведниках, спасшихся от потопа. 9 -- о прокаженных, которых излечил Господь (их было 10, но 1 вернулся, чтобы сказать спасибо). 10 -- о заповедях Моисея. Дама -- о королеве Шебы. Король -- о всемогуществе Бога. Валет -- это тот сержант, что привел меня к вам. Если сложить значение всех карт, получится 365 точек, число дней в году (на самом деле 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12+13 = 91. 91х4 = 364!). 52 карты в колоде -- столько в году недель. 13 карт одной масти -- число лунных месяцев. Потому карты для меня и Библия, и молитвенник". Мэр наградил солдата и назвал его самым умным человеком на свете.
К "рассказу солдата" можно добавить, что 4 масти олицетворяют 4 времени года, два цвета -- день и ночь, 12 "картинок" -- 12 месяцев.
Выигрыш в зубах трехцветной собачки
Говорят, что карты не могут не говорить правду -- столетия переворошили колоду, наделив кусочки картона мистическими качествами. Они вобрали в себя несчастья, радости, победы и падения чужой жизни; каждый, кто держал их в руках, отдавал им частицу себя... Потому из всех видов гаданий карточное, пожалуй, самое достоверное. (И самое страшное. По мнению разных колдунов, через карты-картинки на землю выползают темные потусторонние силы.)
Гадать на картах начали почти сразу, как они появились в Европе. А самая впечатляющая история гадания -- о француженке Марии Ленорман, которая занималась предсказаниями с юных лет, напророчила насильственную смерть Робеспьеру, Марату и Сен-Жюсту, корону Жозефине де Богарне (стала женой Наполеона) и падение Наполеона. Она же в своем парижском салоне предсказала скорую гибель Сергею Муравьеву-Апостолу и Кондратию Рылееву.
Карточные приметы в основном связаны с игрой на деньги. Но не только. Знающие люди советуют...
Игрокам: не поднимать упавшие на пол во время игры деньги.
Не оставлять на столе пустую бутылку.
Не брать "лишние" деньги, если крупье ошибся.
Перед игрой не проходить под лестницей и не смотреться в зеркало. И вообще не брать зеркало с собой.
Встретить перед игрой трехцветного пса.
Вытащить шнурок из одного ботинка.
Получить перед игрой грязный привет от пролетающей над головой птички.
При невезении "случайно" разлить содержимое своего стакана -- чтобы был повод пересесть за другой столик.
Подрезать колоду только левой рукой.
Морякам: выбрасывать карты за борт во время сильного шторма, если они есть на корабле (вообще, раньше их старались не брать в плавание). Говорят, что матросы Колумба, только выбросив "дьявольские картинки" за борт, увидели берега Америки.
Ворам: не трогать карты в обчищаемой квартире.
Шахтерам: не брать карты в забой.
В карты можно проиграть жену!
Пасьянс из фактов
В книге Г. Парчевского "Карты и картежники: панорама столичной жизни" есть хроника игр А.С. Пушкина, где перечислены все карточные партии поэта.
Некто Петер О'Брайн выиграл в блэк-джек 3 миллиона долларов.
Рекорд "метания на дальность": американец Джим Кэрол бросил игральную карту на расстояние 61,26 м в октябре 1992 г.
Самая дорогая карта -- червовая дама с автографом принцессы Дианы, которую она подарила стюардессе. В 1998-м карта была продана еще до аукциона, на котором назначалась цена в 83 215 долларов.
Есть точка зрения, что карточные масти "хулят" священные предметы, которые были орудиями страданий и смерти Христа. Трефы -- крест, пики -- копья, которыми его кололи, черви -- евангельскую губку на трости, а бубны -- кованые четырехгранные гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Иисуса.
Выигравших крупные суммы в казино иногда оставляют голыми, раздирая их одежду "на удачу".
Валета по-английски называют Jack -- "джек". А когда-то он звался "knave" -- слуга и поменял свое имя после того, как потребовалось проставить индексы в уголках карт (k для короля и k для "нейва" совпадали). Интересно, что Jack в XIX в. считалось просторечным словом, у Диккенса одна из героинь в "Больших надеждах" говорит о герое: "Он даже называет "нейва" "джеком!" А сейчас "нейв" по-английски значит "негодяй".
Богач Лев Разумовский в XIX в. выиграл в карты у князя Голицына его жену Марию. Мария действительно стала женой Разумовского и счастливо прожила с ним 16 лет.
Самый большой карточный домик в 3,9 м из 68 этажей построил 15-летний Джон Сейн, США.
Девятку бубен часто называют "шотландским проклятием". Этому есть много объяснений. Среди них то, что на обратной стороне этой карты короли писали приказы и диспозиции фатальных битв. Или: каждый девятый король Шотландии был проклятием своей стране.
В Японии играют в свою карточную игру -- ута-карута. 400 лет назад японцы точно копировали европейские карты, но потом изобрели свой вариант. 200 карт поделены пополам: на одной половине одна часть стиха из знаменитой поэтической антологии XIII века, а на другой -- другая, и нужно сопоставить обе. В карута принято играть на Новый год.
Бизнес карточных мошенников в СССР достигал наибольшего расцвета в 70-е годы. В киосках там продавались уже меченые карты.
Больше всех карт -- 1820 -- запомнил в случайной последовательности, взглянув на них лишь 1 раз, англичанин Доминик О'Брайен. При этом он допустил всего 2 ошибки.
Коллекционерам известно, что из всех карточных игроков мира итальянцы самые экспрессивные -- и колода вполне современных карт после того, как они побывали в их смуглых руках, выглядит антикварной!
Существует от 1000 до 10 000 (по разным оценкам) карточных игр.
Пиковый туз, в отличие от прочих, бывает украшен узорами. Потому что на этой карте, первой в стандартной колоде, в Англии было принято ставить акцизную марку.
Есть карты, сделанные из металла, кожи и слоновой кости. Когда Колумб высадился в Америке, его матросы сделали себе карты из пальмовых листьев.
Название виста происходит от возгласа: whist -- "тсс!" по-английски.
Правило, что туз (во множестве игр) старше короля, выросло из народной мечты о том, что самый скромный крестьянин (значение туза -- "единица") может свергнуть короля. В XV веке одна из игр, где туз побивал "картинки", считалась вредной.
Среди любителей карточных игр -- Байрон, Монтень, Декарт, Достоевский, Пушкин, Казанова, Гавриил Державин, Иван Крылов, Федор Толстой, Лев Толстой (писал "Казаков" под карточный долг), кардинал Джулио Мазарини (изобрел карточную игру "Нос"), Блез Паскаль (задачи, связанные с картами, помогли ему придумать теорию вероятности), Уинстон Черчилль, Александр Альябьев, Маяковский, Булгаков, Брюсов, Александр Дюма, Сара Бернар, Элвис Пресли.
Софья АЛЕКСАНДРОВА

0 коммент.:

Отправить комментарий