понедельник, 22 ноября 2010 г.

Настанет ли в России буддистский Новый год?


1 февраля буддисты всего мира встретили Новый год. Тот самый год Овцы или Козы по восточному календарю, который европейцы досрочно стали отмечать в полночь 1 января. Так коза или овца является символом 2003 года? Все зависит от того, какой ветви буддизма вы придерживаетесь. Если вы поклонник Далай-ламы, то есть тибетской ветви буддизма, то ваше животное -- овца. А если сторонник китайских монастырей, то нужно было дарить своим друзьям козу. Это простой, но наглядный пример того, что в буддизме, как и в любой другой мировой религии, все не так уж однозначно.

Далай-лама должен был приехать в Россию в сентябре, дальше его путь лежал в Монголию. В Иволгинском дацане, главном буддистском храме России, который находится рядом с Улан-Удэ, начали готовиться к приезду Его Святейшества. Но МИД России не дал визу главе буддистской церкви. Причиной стали наши резко улучшившиеся отношения с Китаем. Ну а коль с Пекином у Москвы опять дружба навек, то приезд Далай-ламы, который более сорока лет живет в изгнании и объявлен китайским правительством сепаратистом, является для нас нежелательным. Далай-лама, в свою очередь, хоть и является лауреатом Нобелевской премии мира (то есть самым мирным человеком), смиряться с оккупацией своей горной страны не намерен и даже отказался реинкарнироваться на Тибете, пока его территория захвачена Китаем. Это серьезный вызов в ответ на происки врагов. Потому что к реинкарнации в буддизме относятся как к делу вполне реальному. По этому поводу Его Святейшество говорит:
-- Что до меня, то я считаюсь воплощением каждого из предшествующих Далай-лам Тибета (первый из них родился в 1351 году), которые рассматриваются как воплощения Авалокитешвары или Чэнрэзиг, Бадхисаттвы Сострадания Держателя Белого Лотоса. Считается, что я тоже воплощение Авалокитешвары, фактически семьдесят четвертый в той линии преемственности, которая восходит к мальчику брахману, живущему во времена Будды Шакьямуни. Меня часто спрашивают, действительно ли я верю в это. Не так просто ответить на этот вопрос. Но теперь, обращаясь к опыту своей жизни и буддистской веры, я не испытываю затруднений в том, чтобы признать, что я духовно связан с тринадцатью предшествующими Далай-ламами, и с Авалокитешварой, и с самим Буддой.
В Бурятии к вопросу реинкарнации относятся вообще просто. Ну, например, умирает бабушка, а лама говорит опечаленным родственникам, чтобы не расстраивались, потому что бабушка переродится в первой рожденной внучке. Для полной доказательности ставит на руке усопшей фломастером точку. И что вы думаете, рождается внучка с родинкой на руке именно в том месте, которое было отмечено фломастером. Значит, бабушка снова с нами. И к этому чуду относятся спокойно не только буряты-буддисты, но и православные, которых там тоже немало.
В общем, Далай-ламу буддисты России так и не встретили на своей земле. Но 11 сентября в Бурятии свершилось другое чудо, связанное не с реинкарнацией, а с обретением мощей ламы.
Просветленный дух дал нетленное тело
Вот как рассказал о чуде пресс-секретарь Буддийской традиционной Сангхи России Борис Дондоков:
-- Со времен учеников Цзонхавы, основателя школы Гелукпа (ХV век), были попытки сохранения тела Учителя, но далеко не все оказались удачными. Буддистам Бурятии несказанно повезло, они могут воочию лицезреть чудо. Великий Учитель смог через 75 лет явить свое нетленное тело взору последователей, чтобы напомнить о нашей бренности, о непостоянстве и смерти, о великой силе Учения Будды.
Вскрытие саркофага, привезенного из Хухэ-Зурхэн, места захоронения ламы Даши-Доржо Итигилова, состоялось в Иволгинском дацане. Спустя 75 лет после смерти тело ламы было в той же позе лотоса, которую он принял, когда, медитируя, уходил из жизни. Это доказывает, по мнению буддистов, что процесс смерти находится под контролем сознания. Но не всякое тело может сохраниться нетленным. Хамбо лама Даши-Доржо Итигилов был практиком величайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты -- Великой реальности всех явлений.
-- Наш рациональный ум говорит, что сохранение умершего тела невозможно, -- говорит Пандито Хамбо лама Аюшеев. -- Я попросил всех в самый ответственный момент отойти от саркофага. К нему подошел медицинский эксперт Э. Мандарханов и, когда спустя некоторое время он подтвердил, что тело находится в сохранности, я испытал огромное облегчение и радость. Но одновременно почувствовал груз ответственности за дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела.
Вечером 10 сентября при большом скоплении верующих саркофаг был встречен в дацане с почестями высшего буддийского иерарха. Под чтение молитв и звуки ритуальных инструментов его поместили в Диважин-дугане, где находится макет рая -- чистой земли Будды Амитабхи, а также мандалы высших божеств. Эксперты И.А. Вологдин и Д.А. Горин сличают прижизненную фотографию ламы Итигилова с эксгумированным телом и с уверенностью говорят: "Это он".
С рассвета до ночи в Диважин-дугане ламы и хувараки (послушники) ежедневно читают специальную молитву по пустотности всех явлений. Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета, чтобы создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии. А пока тело ламы в позе лотоса просто сидит на большом столе.
Наш российский Тибет
Буддистские монастыри до прошлой осени я видела только в голливудских фильмах о боевых искусствах Востока. А воочию увидела дацан только в Бурятии. Поначалу, сидя в номере гостиницы в Улан-Удэ, сомневалась, можно ли женщине другой веры появляться в мужском буддистском монастыре? Да и вообще, что надеть?.. Но представив, что скажут родные и коллеги, узнав, что, побывав в Бурятии, я не встретилась с ламами, заказала такси и поехала в расположенный рядом с Улан-Удэ Ново-Березовский дацан.
Был вечер, и я уже не застала ни тибетского лекаря, ни астролога. Ново-Березовский дацан еще строится, и молодые строители, одетые в китайские спортивные костюмы, подсказали, что в храме еще ведет прием Будда-лама. В дацане пахло краской, рабочие стеклили окна и витражи, в комнатку, где шел прием, то и дело входили люди, чтобы спросить у ламы, где взять краску, или еще с какими неотложными производственными нуждами. Через открытую дверь доносился запах благовоний, звенел колокольчик, и были слышны мантры. Передо мной в очереди стояло два молодых бурята, и я стала выведывать у них, сколько стоит прием и что нужно иметь с собой. Ребята сказали, что сами они не слишком верующие, но приезжают второй раз -- в прошлый приезд совет ламы им очень помог. Считается нормальным, если заплатишь за весь обряд 40 рублей. А для проведения обряда нужно иметь бутылку водки. Где взять? Да в "позной" (кафе "Горячие позы") у входа на территорию дацана. К слову сказать, позы -- это национальное бурятское блюдо, напоминающее манты или очень большие пельмени, которые готовятся на пару, а есть их можно только руками, потому что внутри мясной фарш с очень вкусным бульоном.
В "Горячих позах" ничто не говорило о близости святого места. Сидело несколько молодых пар, компания отмечала юбилей фирмы, несколько человек просто ужинали.
Водка была на любой вкус. Я купила "Байкал" местного производства и вернулась в дацан. Народу в очереди прибавилось. Интеллигентная мать привела заплаканную дочь-студентку. Ждали своего часа пожилая пара и два бизнесмена. Ребята, за которыми я занимала очередь, были уже внутри.
Улыбка Будды и путешествие на колесе времени
Наконец настал мой черед, дверь открылась, и навстречу вышел буддистский монах. Точно такой, как показывают в фильмах -- с бритой головой и умиротворенной улыбкой. Келья была крохотной, у одной стены узкая кровать, у другой -- подобие алтаря и стулья для посетителей. Отопление в дацане еще не проведено, поэтому было холодно. Оказалось, что Будда -- это имя ламы, а не должность. Так нарекли его при рождении родители. Правда, сейчас он из скромности пишет свое имя с одним "д". Никакого конкретного вопроса к нему мне на ум не приходило, поэтому Буда предложил просто посмотреть будущее.
-- Нужно посидеть в медитации, только после можно гадать. Вы ведь знаете, что такое медитация? Мы читаем коренные мантры божеств.
Действительно, сейчас каждый знает, что такое медитация. Но так, как медитирует Буда-лама, из моих знакомых не умеет никто. Несмотря на то что дважды за время сеанса вошли рабочие с вопросами, где гвозди и дрель, а в коридоре стучали молотки, пахло перловой кашей и бегали юные воспитанники монастыря, Буда не вышел из состояния медитации и уносил меня вместе с собой в царство покоя и просветления. Потом он начал говорить.
-- Вообще к нам приходят с конкретными вопросами. Например, человек женился, и начались скандалы, разводы. Мы должны смотреть жениха и невесту, когда они хотят жениться, сходятся ли они по годам. Смотрим благоприятные дни для свадьбы, молимся будде-хранителю, чтобы он их оберегал. К нам приходят и спрашивают, как у меня бизнес пойдет, какая мне будет дорога? Мы все это можем посмотреть. Когда конкретных вопросов нет, я просто смотрю, нормальная ли у человека карма для его жизни. Бывает же так, что люди ходят-ходят и вдруг умирают. Мы об этом предупреждаем и защищаем человека. А у вас, я посмотрел, в жизни все нормально, вам ничего не грозит. Если говорить насчет дальнейших планов, то они быстро не осуществятся. Но не падайте духом. Повторяю, все у вас получится. Вы счастливая, потому что родились в воскресенье как раз в буддистский Новый год. Но так как родились в год Свиньи, то очень восприимчивы, и если у вас что-то не получается, то очень переживаете, но все держите внутри себя. Вы такая?
Потом Буда очень точно рассказал мне о моей семье. И напоследок мы поговорили немного о нем самом. Оказалось, что Буда полгода назад вернулся из монастыря в Индии, где обучался 7 лет, а сейчас он главный лама строящегося Ново-Березовского дацана.
-- Буда-лама, как вы попали на учебу в Индию?
-- После того как армию отслужил и поработал, я поступил учиться в Иволгинский дацан. После окончания учебы мы, 40 лам из Бурятии, поехали продолжать образование на юге Индии. Через год из 40 выбрали двоих (меня в том числе) и отправили учиться на север Индии, в монастырь Его Святейшества Далай-ламы. Я изучал в основном калачакру, что в переводе означает "колесо времени". Есть внутренняя калачакра -- это тело человека, есть внешняя -- астрологическая, и альтернативная -- это путь к просветлению.
-- Учиться было трудно?
-- Утром в 4 часа вставали и до 9 часов вечера занимались. Если честно, то сейчас в любой институт бы поступил и на красный диплом его закончил.
-- А вас там учили и строительством заниматься?
-- Я никакой работы не боюсь и сам умею все делать. Здесь 17 послушников, я у них как бы учитель. Преподаю им не только как надо книги учить, но и как работать.
Очередь терпеливо ждала, когда я освобожу ламу, и мне пришлось с сожалением распрощаться с ним.
Главный дацан страны
На следующее утро я решилась поехать в Иволгинский дацан, где находится резиденция хумба-ламы России (буддистский аналог Патриарха всея Руси).
Дацан находится в тридцати километрах от Улан-Удэ. Он относительно новый -- строительство началось в 1946 году. Тогда Сталин решил проявить свою доброту, и вместо десятков разрушенных древних храмов разрешил буддистам построить среди степи новый дацан. Автобусы ходят до поселка Верхняя Иволга, а оттуда добираться еще километров семь. Должна сказать, что дорожные пейзажи Бурятии в октябре ничем не примечательны. Степь да степь, несколько деревенек, где-то вдалеке отроги Саянских гор. И сам главный дацан России в ненастный октябрьский день напоминает небольшую деревню, где посреди обычных бревенчатых изб стоят причудливые буддистские храмы с выгнутыми китайскими крышами и скульптурами священных животных.
У входа на территорию работает сувенирная лавка, которая одновременно служит и кассой. Там же можно заказать экскурсию (50 рублей), а разрешение спокойно фотографировать и снимать на любительскую кинокамеру стоит 25 рублей. В деревянных домиках принимают ламы -- "узкие специалисты": хироманты, врачи тибетской медицины, астрологи. Можно вызвать врача на дом.
Моим экскурсоводом стал студент буддистского института Рингах-Доржо Жамьянов (родители назвали его Вячеславом, это имя он уже принял в дацане). Сначала он провел меня по периметру дацана, где стоит огромное количество священных барабанов -- хурдэ, в котором заложены молитвы, или мантры. Пишутся они на полосках пергамента, свертываются в цилиндры и закладываются в барабаны, надпись на которых на трех языках (санскрит, тибетский, старо-монгольский) указывает, какая молитва здесь находится. Очень удобно -- повернув барабан, вы как будто прочитали молитву. Мой экскурсовод подсказывает:
-- В этом барабане мантра о чэнрэзе -- сострадании. Ее придумала приемная мать Будды, и она обладает колоссальной энергией. Человек, единожды прочитав эту мантру, высвобождает огромное количество живых существ из мира ада и очищает негативную карму.
-- А что за обелиски стоят на территории дацана?
-- Это буддистские ступы (сабурганы). Они сооружались не только на священных местах, но и служили гробницами великих лам, Учителей. На территории комплекса 5 ступ. Вот в этом сабургане находится прах хамбу-ламы Шарапова, который очень много сделал для становления Иволгинского дацана. В бомбовидную часть бургана закладывается урна с прахом, потом она заполняется ритуальными вещами -- благовониями, книгами, а наверху устанавливается картина молодого месяца -- символ мудрости, находящейся в сознании. Раньше в Индии сосуд делался из огнеупорного материала, туда закладывался труп для сожжения, дым выходил через ступу. Вот этот сабурган посвящен Будде медицины, который является покровителем всех врачей-тибетологов, -- в руках у него чаша с нектаром и лекарственное растением. Его мантра обладает чудодейственной силой.
Институт, где учатся ламы
-- Вячеслав, для того чтобы учиться в буддистском институте, нужно стать монахом?
-- Нет, студент берет обет послушника-мирянина. Он может взять и монашеские обеты, но прежде долго думает, сможет ли их держать. В современном мире очень много искушений, которые сбивают монахов с пути. Я студент, у меня есть шесть монашеских обетов, и я стараюсь их соблюдать. Они относятся к укрощению ума, тела, речи и сознания. Нельзя курить, употреблять алкоголь и наркотические средства. Полный монашеский обет -- 232 обета.
-- У вас учатся только буряты?
-- Институт принимает людей любой нации, если они хотят изучать учение Будды. Сейчас учатся 130 человек. Есть студенты из Тувы, Алтая, Калмыкии, Якутии, из Прибалтийских стран. Сейчас у нас учатся двое русских -- из Челябинска и Новгорода. Закончили обучение ребята из Москвы и Украины. В 1998 году институт получил государственную лицензию на право обучения студентов. К нам поступают юноши не старше 30 лет с образованием 9-11 классов. Некоторые имеют высшее светское образование и пришли получать второе -- высшее духовное.
-- Обучение платное?
-- Плата чисто символическая -- 3 тысячи рублей за 5 лет обучения.
-- На каком языке ведется преподавание?
-- Начальное обучение -- на русском. После первого курса студенты выбирают один из трех факультетов: философский, иконографии или тантрический. До третьего курса бурятские учителя преподают основы буддизма, грамматику тибетского языка, идет заучивание текстов. Тибетские учителя, обладающие профессорской степенью по философии, преподают старшекурсникам. Преподавание, естественно, идет на тибетском языке.
-- Вам просто читают лекции или есть практические занятия?
-- Утренний урок посвящен молебну, а на вечерний собираются студенты со всех курсов философского факультета на буддистский спор. Человека можно логически запутать. В споре есть свои коридоры и двери. Тот, кто спорит, должен туда войти, выскочить обратно и идти опять по прямой. Если он не может этого сделать, то проспорил.
-- Как питаются и одеваются студенты?
-- Здесь спартанские условия. Все продукты, деньги и одежда привозятся из дома. В общежитии есть печки, дрова сами себе покупаем. В питании у нас главное -- чтобы наесться, а в одежде -- чтобы тепло было. Есть столовая. Вот сейчас у студентов время обеда, и все побежали с кастрюлями за супом. В основном мы кушаем каши, которые готовим в общежитии.
-- Мясо вам можно употреблять?
-- Конечно, приходится кушать мясо, потому что в условиях нашего климата иначе не выживешь. Но убивать животное можно только с хорошей мотивацией -- чтобы оно переродилось в счастливую жизнь. Тогда это будет уже меньшим грехом.
-- Существуют ли в институте наказания?
-- За распитие алкоголя, драку или дебош студент может вылететь отсюда с вещами без права появляться на этой территории.
Рингах-Доржо еще долго рассказывал мне о буддистском учении, показывал устройство храма и объяснял значение икон. Все это, в принципе, любой из вас может прочитать в книгах или услышать сам, приехав в монастырь. Если вы отправитесь туда будущим летом, то сможете пожить на территории дацана в юрте. Ее вместе с другими студентами сооружал мой экскурсовод. Кажется, для бурята это дело обычное. На самом деле ребята сами изобретали, как ее поставить, потому что связь поколений за годы советской власти прервалась, и никто их этому не учил. Но у них получилось. Как в фильме "Андрей Рублев" получилось у мальчика отлить колокол, хотя его никто этому не учил. Может, эти мальчики действительно чья-то реинкарнация? Тех, кто знает...
Многодетный монах
В Бурятском государственном университете я познакомилась с художницей Нимацыпен, дочерью классика буддистской живописи Данзана Дондокова.
Данзан защитил ученую степень гэбши и возложил на себя полный свод обетов "Винайя" в 1916 году, когда ему исполнился 21 год и он, пробыв с 8 лет в монастыре, решился посвятить свою жизнь изучению философии, Тантры и живописи. Откуда же у него взялась дочь, а кроме нее еще трое детей? Причиной, как ни странно, стали репрессии, обрушившиеся на буддистские монастыри. К 1 ноября 1938 года в Бурятии арестовали 1864 монаха, большинство из них расстреляли. Данзану приснился вещий сон о повальных арестах, и он добровольно уехал в ссылку в Красноярский край. В лагерях потерял правый глаз, но в 1946 году вернулся живым и, оберегая родственников, поселился в Улан-Удэ. В Союз художников Данзана не приняли, сказав, что стар он учиться соцреализму, поэтому работал до пенсии моляром на мебельной фабрике. В 1950 году женился (ему исполнилось к тому времени 55 лет) и обзавелся большой семьей. В 60-70-е годы Данзан писал танка для Агинского и Иволгинского дацанов и бескорыстно помог атрибутировать и реставрировать 1700 танка, хранившихся в музее. Умер бывший буддистский монах Данзан Дондоков в возрасте 88 лет в окружении детей и внуков. Наверное, такая уж была у него карма. А может, это просто буддистский характер -- не роптать на судьбу и выполнять свои обеты.
* * *
Далай-лама так и не приехал в Иволгинский дацан, где его ждали... Буддистов России по решению МИДа лишили общения с Его Святейшеством. Только напоследок открою вам одну тайну -- жизнь научила буддистов преодолевать запреты государства. Далай-лама секретными путями все-таки добрался до Монголии, и верующие получили его благословение. В печати об этом не говорилось, и я бы не поверила этой информации, если бы не знала женщину, которая лично общалась прошлой осенью с Далай-ламой. Ее зовут Светлана Бакшеева, и она возглавляет клуб "Байкальские амазонки". Для нее проехать пару сотен километров до Монголии не было проблемой. В августе женщины-амазонки поедут на своих автомобилях в кругосветное путешествие. Сначала по маршруту Россия -- Африка (47 000 км), потом Южная и Северная Америка (30 000 км), а в завершение -- Австралия, Корея, Китай, Монголия, Россия (20 000). Перед тем как отправиться в путь, они, конечно же, спросят у ламы, открыта ли им дорога.
Наталия ОЛЬХОВА
Вместо постскриптума
...Лотос олицетворяет чистое учение Будды и просветленное сознание. Этот цветок растет на болоте, но не пачкается. Как и сознание человека, который реализует духовную практику. Океан учения не имеет дна, и человек должен постоянно быть в познании
...На Тибете есть поговорка: "Если потеряешь самообладание и рассердишься, покусай костяшки пальцев". Это значит, что, если вы потеряете самообладание, не показывайте это другим; просто скажите себе: "Брось это"
...Человека, который причиняет нам вред, следует рассматривать не только как существо, нуждающееся в вашей особой заботе, но и как духовного наставника. Вы поймете, что ваш враг -- лучший из ваших учителей
...Поскольку людей на земле неизмеримое множество и поскольку вы сами не более чем один человек, что бы вы о себе ни думали, другие все равно важнее. Если вы способны к трезвой оценке, вы поймете, что необходимо принести себя в жертву другим, что один человек не должен жертвовать неисчислимым множеством людей ради одного себя.

0 коммент.:

Отправить комментарий