четверг, 11 ноября 2010 г.

Великий зубной передел

То была памятная ночь -- 18 июня 1815 года.
Армия Наполеона сошлась в битве при Ватерлоо с объединенной мощью Англии, Голландии и Пруссии. К 10 часам вечера все было кончено. Французы потерпели сокрушительное поражение. На поле брани остались лежать 50 тысяч человек. Величайшая трагедия!
Но были люди, которые радостно потирали руки при виде горы трупов...


В начале XIX века пациенты с толстыми кошельками и сильно опустевшими деснами готовы были платить любые деньги за хорошие зубные протезы. А лучшие протезы изготовлялись тогда только из настоящих человеческих передних зубов.
Как правило, спрос на б/у зубы намного превышал предложение. И только войны помогали сократить дефицит. Неожиданная удача, случившаяся при Ватерлоо, дала достаточно материала для беззубых не только всей Европы, но и той стороне Атлантики хватило.
Когда на кровавое поле сражения спустилась ночь, мрачные тени заскользили от одного трупа к другому, собирая оружие и обшаривая рваные и окровавленные мундиры в поисках чего-нибудь ценного. А затем наступил последний акт осквернения трупов: с умением, которому мог позавидовать и хирург-стоматолог, мародеры вырывали неповрежденные резцы.
Забрать зубы у мертвого, чтобы отремонтировать челюсти живого человека, -- в этой практике не было ничего нового. Все отличие было лишь в масштабе. Зубов, выброшенных на рынок после разгрома армии Наполеона, было так много, что изготовленные из них протезы получили название "зубы Ватерлоо".
Они еще и тем были хороши, что добыты из челюстей молодого, здорового (годного к строевой службе!) человека, убитого пушечным ядром или саблей. Это гораздо лучше, чем поместить в собственный рот резцы человека, умершего от неизвестной, может заразной, болезни, или висельника, долго болтавшегося в петле.
Вплоть до XVIII века фальшивые зубы делали примерно тем же способом, что и в шестом веке до нашей эры. Тогда самыми искусными производителями зубных протезов считались этруски. Они изготовляли ряд золотых обручей, согласуя его с размером провала в челюсти пациента. Внешние обручи закреплялись на крепких зубах, а в оставшуюся часть вставлялись искусственные зубы, вырезанные из слоновой кости или костей других животных. Крепились они в гнездах золотыми штырьками. Такие зубы имели вполне привлекательный вид и были достаточно безопасны в процессе еды.
В конце XVIII и начале XIX веков люди ужасно боялись потерять зубы. Впалые щеки старили прекрасных дам. Беззубые страдали нарушениями дикции и стеснялись этого. В благородных салонах они старались держать рот на замке, дабы не демонстрировать голые десны. Решением проблемы был ряд искусственных зубов -- конечно, для тех, кто мог себе это позволить.
Но зубные протезы были не очень-то надежны. Всегда существовал риск проглотить их вместе с обедом. Некоторые мастера вырезали ряды зубов из одного куска слоновой кости или костей животных. Или прикрепляли искусственные зубы к вставной челюсти, сделанной из бивня бегемота. Главным недостатком всех этих конструкций было отсутствие эмали на кости и бивне, что означало скорое разложение. Результат известен -- гнилой привкус во рту и зловонное дыхание.
Отсюда и повсеместная в те века мода на веера. Они скрывали плохие зубы и разгоняли дурной запах изо рта благородной дамы.
Столь бедственное положение сохранялось до тех пор, пока дантисты не наложили свои руки на челюсти мертвецов.
Протезы из человеческих зубов были лучше. Они лучше выглядели, меньше изнашивались и дольше сохраняли свой природный цвет. Правда, со временем все равно разлагались и потому нуждались в регулярной замене.
Непрерывные поставки человеческих зубов -- вот о чем мечтали дантисты. Но не могли получить их в достаточном количестве, и оттого цены на мосты были колоссальными. В 1781 году лондонский дантист Поль Жюльен брал по полгинеи за один искусственный зуб и в четыре раза больше за человеческий. Ряд искусственных верхних зубов стоил 20 фунтов стерлингов. А цены на настоящие достигали астрономической суммы -- 30 и более фунтов.
Иногда дантисты уговаривали бедных поделиться своими зубами с богатыми. За хорошие деньги. В 1783 году один находчивый эскулап поместил в нью-йоркской газете рекламу: 2 гинеи каждому за один здоровый резец. Но люди должны были дойти до крайних пределов отчаяния, чтобы начать продавать собственные зубы.
С мертвыми было легче.
Большинство "бэушных" зубов поступали из покойницких, анатомичек и с виселиц. Главными поставщиками были "гробокопатели" -- широко распространенная криминальная специальность в былые века. Они крали трупы для продажи в медицинские школы. При этом передние зубы аккуратно изымались и служили весомым источником доходов. Как кольца, серьги и пр. Даже если гробокопатели добывали труп, явно не пригодный для обучения студентов, они все равно туго набивали свои карманы деньгами, полученными за продажу резцов разложившегося мертвеца.
Эстли Купер, самый популярный лондонский хирург начала XIX века, создал собственную шайку гробокопателей. Трупы он использовал в анатомичке, а зубы реализовывал зубным техникам. Не нужно говорить, что дантисты никогда не сообщали пациентам истинного источника поступления зубов. Уверяли всех, что материал первосортный -- с поля брани.
Иногда это было правдой. Охотники за зубами всегда шли по пятам воюющих армий, и после особо кровопролитных сражений количество добычи резко возрастало. Как это было после битвы при Ватерлоо.
И только в 30-х годах XIX века начали появляться первые фарфоровые зубы. Вначале они были слишком белыми, чересчур хрупкими и очень неприятно скрипели. Но в 1837 году зубной техник Клавдий Эш, которому осточертело возиться с зубами покойников, усовершенствовал фарфоровые зубы и поставил их производство на коммерческие рельсы.
Однако торговля человеческими зубами продолжалась и во второй половине XIX века. Дантисты никак не хотели переходить на фарфор. Ведь привычного материала поставлялось на рынок немало -- благодаря Крымской войне.
А в 1865 году его появилось столько, что даже цены упали. Появился еще один богатейший источник человеческих резцов -- мародеры набивали ими карманы на американском континенте. Там полыхала гражданская война...
Валентина БОГОМОЛОВА

0 коммент.:

Отправить комментарий