вторник, 14 декабря 2010 г.

Господи, да как же она называется?

С кем ни бывало -- сидишь, скажем, в кафе, культурно выпиваешь с друзьями, и тут из колонок за спиной начинает литься мелодия, которую ты точно слышал. Причем много, много раз. И название на языке вертится, но вот никак не дается. Черт, ну что же это?
Проблему можно решить с помощью современных технологий. Уже много лет музыку стали хранить в оцифрованном формате. Разве нельзя определить песню, сравнив ее с мелодиями из базы музыкальных данных? Увы, не все так просто. Дело в том, что существует огромное количество возможных последовательностей нот, и анализировать коротенький отрывок, пытаясь предугадать, какая нота прозвучит следующей, -- занятие невероятно трудоемкое. Особенно если иметь в виду, что существуют индивидуальные интерпретации исполнителя. И неожиданные смены темпа и стиля порой делают произведение неузнаваемым. В общем, задание практически невыполнимое.
Тем не менее первый прорыв в этой области уже совершен. Компания Shazam Entertainment представила на суд пользователей первую систему по определению песни через сотовый телефон.
Услышишь песню, неважно где -- в баре, по телевизору или в маршрутке -- заинтересуешься: что это тут играют? Наберешь четырехзначный кодовый номер, направишь телефон на источник звука и держишь его так 15 секунд. Через несколько минут система должна прислать текстовое сообщение с названием песни и именем исполнителя. Ну, правда, не даром -- каждый такой 15-секундный звонок обходится в 75 центов, которые добавляются к счету за телефон.
Идея, которая легла в основу этой системы, проста до безобразия. Создается цифровой отпечаток произведения в виде графика изменения частот. Но сравнивать целые графики было бы занятием весьма трудоемким, поэтому песни разбиты на отрывки по 10 миллисекунд. Когда в систему поступает 15-секундный отрывок, она делает такой же отпечаток песни и ищет подходящий образчик в своей базе.
Вероятность того, что система даст неверный ответ, существует. Но она меньше трех на миллион. И для точного определения песни совсем не обязательно, чтобы слышимость была идеальной. Система работает и в переполненных барах, и в супермаркетах, и на шумных улицах.
Вот только не стоит пытаться запрашивать у нее произведения классических композиторов: в базе, содержащей около полутора миллионов песен, нет ни Шумана, ни Моцарта. Потому что основными своими клиентами Shazam считает молодых людей, пытающихся вспомнить поп-песняки.
Компания не собирается останавливаться на достигнутом: в планах создание системы, которая выдаст вам правильный ответ, даже если вы просто напоете или просвистите мелодию в трубку. Вот только не известно, как она будет работать с клиентами, которым медведь на ухо наступил.

0 коммент.:

Отправить комментарий