понедельник, 14 марта 2011 г.

Дети синего фламинго

Знакома я с одним старшеклассником. Слушая его парадоксальные и необыкновенные рассуждения о природе времени, о вечности, о бытие и смерти, не верилось, что он обычный троечник. Образованный не по возрасту (читал уже и Шпенглера, и Бертрана Рассела), он не был занудой -- у него была компания таких же умных, продвинутых и очень самолюбивых подростков. Никто из них не был отличником, но никто не был и двоечником.
-- Почему у тебя оценки такие? -- спрашивала я.
-- Они требуют, чтобы я говорил клишированные фразы, чтобы повторял из учебника. Им нужно, чтобы я перед сочинением писал план. А я не хочу и не могу. Я так думаю, и мне неинтересно ради оценок менять свой стереотип поведения.
Я вам слово в слово передаю его ответ, представьте эти речи из уст подростка!
Странные дети!

И не я одна замечаю: какое-то иное растет поколение.
-- В последнее время мне кажется, что мой ребенок учит меня отношению к смерти, а не я его, -- Марина, моя подруга, рассказывает о своем малыше. -- Он обладает в этих вопросах несокрушимой уверенностью, которой я не смогла добиться за свою жизнь. Его тезис прост и ясен -- он уверен, что все ушедшие вернутся обратно. Он утешает деда -- ничего, что ты старый, потом ты будешь опять новый. Глядя на могилу собаки скорее утешает меня, удивленно глядя на мои слезы, -- она же вернется, она будет новая. Он очень плохо разговаривает, мой сын. Но иногда мне кажется, что он видит меня и мои чувства насквозь. А еще мне кажется, что он знает больше нас и чувствует какое-то свое предназначение. Иногда он высказывает вещи, мне неясные, и неизвестно, откуда он мог их узнать. А в садике его с трудом терпят: он может в ответ на крик посмотреть с удивлением и спросить: "А чего вы, собственно, раскричались, Полина Георгиевна?". Понятно, что Полина Георгиевна теряется и кричит еще больше. А это ему непонятно.
И учителя отмечают появление странных детей. Умных, уверенных в себе, не признающих канонов и правил. Детей, не вписывающихся в рамки, неуправляемых.
Дети как с цепи сорвались. Перестали считаться с мнением взрослых, утратили всякие авторитеты и нормы, запросто могут без спроса встать посреди урока, выйти из класса. Могут сказать в лицо учительнице, что она их неправильно учит.
И их много, таких самолюбивых, уверенных в себе ребятишек.
Дети индиго
Да, большинство взрослых испытывает сейчас непривычные доселе трудности в общении с современными детьми. Не со всеми. С новыми.
В Америке это началось раньше. Раньше захлопотали родители, занервничали учителя, забили тревогу психологи.
Казалось бы, что тут удивительного -- проблемные дети бывают всегда.
Но эти -- были особенными.
Их интеллект неизменно оказывался выше среднего, притом что в школе они еле тянули на троечки. Умные, развитые, не желающие подчиняться стереотипам поведения дети, -- что с ними делать? Педагогика устрашения и наказания, медикаменты, лишение книг... Но детей с подобным поведением становилось больше, и наконец психологи начали осознавать масштабность такого "нашествия".
Это пришло новое поколение детей.
Ярко-синюю ауру видят над такими детьми экстрасенсы. Цвет индиго, который раньше встречался редко, теперь сияет над головами многих сотен и тысяч маленьких головок. И потому их назвали дети индиго. Они -- другие, они не такие, как мы. В их взглядах с самого рождения странная мудрость, уверенность в себе, царственность. Они как будто пришли в этот мир с особой миссией, непонятной взрослым. И потому ведут себя непонятным для взрослых образом.
Столько рассказов прочла я уже о детях, которые в красках рассказывают о той стороне смерти, о древних тайнах материка Лемурия, о том, какие болезни гнездятся в теле того или иного человека.
-- Я упала от боли, камень в почках чуть-чуть повернулся. И тут мой маленький сын наклонился надо мной, замер. А потом сказал: "Мам, сейчас все пройдет!" И, действительно, боль отпустила. -- "Что ты сделал?" -- спросила я его. -- "А ничего. Вот так камушек убрал", -- и сделал движение, как будто вытаскивал мячик из тесной лунки.
Дети знают и умеют больше, чем умели и знали в их возрасте мы с вами.
Чудо рядом
Если раньше взрослые считали, что дети -- это пластилин, из которого можно вылепить все, что захочется, то индиго как будто рождаются уже вполне сформировавшимися. Их невозможно переделать. Они не отзываются на обвинения, глухи к замечаниям. Если же давление начинает задевать их личность, индиго начинают защищаться, не разбираясь в средствах: могут обозвать, даже ударить учительницу, которая пытается силой вывести его из класса или поставить в угол.
Американские психологи Ли Кэрролл и Джен Тоубер пишут об этом в своей книге "Дети индиго". Эта книга -- открытие в области психологии. Она словно очистила наш взгляд от отношения к нестандартным детям как к больным. Они -- не больные. Они -- другие. "Дети индиго могут впитывать знания, как губка, особенно если им нравится то, что они, собственно, и изучают. Они реагируют наилучшим образом, если вы ведете себя с ними как с уважаемыми взрослыми. Возможно, они несут в себе небесные послания, которые пока недоступны нашему пониманию. Они помогают нам в поисках истины, смысла жизни, мира. Детей индиго можно отличить по глазам. В них скрывается глубокая мудрость и осознанность".
Как выяснили ученые, занимающиеся исследованиями "синих" детей, в последние годы этот феномен стал встречаться намного чаще. И в обозреваемом будущем 90% всех рождающихся детей будут именно индиго. Понимаете? Школы, полные новых, умных, свободолюбивых детей!
Дети-убийцы тоже синего цвета
Однако вместе с талантами природа наделила детей индиго и некоторыми недостатками. В довесок, так сказать. Например, такие дети обладают неустойчивой психикой. В один момент они могут веселиться и быть подвижными, а через минуту уже апатично и безо всякого настроения сидеть в углу и размышлять о чем-то своем.
Причем самое худшее -- если необычного ребенка родители-воспитатели-учителя пытаются воспитывать обычным образом: окриком, запретами, ремнем. Это значит сломать хрупкий стержень, нарушить предназначение. Сломанные, униженные дети индиго -- это личность, пережившая катастрофу. Удивительно ли, что такие дети становятся убийцами? По статистике США, где, по мнению авторов книги про детей индиго, система образования "хромает", было несколько случаев, когда дети индиго убивали своих родителей или сверстников. К тому же, как показывает статистика, среди самоубийц последние десять лет встречается все больше "фиалковых" детей.
Но если ребенок индиго смог выдержать прессинг, он не останавливается ни перед чем. Ведь у него нет авторитетов.
Ученые объясняют это тем, что у детей-индиго слишком много внутренней энергии, которую некуда приспособить. Ведь реализовать все те идеи, что роятся в их головах, порой просто не представляется возможным. Все-таки они дети будущего, которое еще, по-видимому, не настало...
Как отличить ребенка индиго?
o Они приходят в мир с ощущением царственности, величия и соответственно ведут себя;
o У них есть понимание, что они "заслужили быть здесь", их удивляет, когда другие этого не сознают;
o Каждый из них обладает высокой самооценкой;
o Им несвойственно преклонение перед авторитетом, они не смиряются с традиционной властью;
o Некоторых вещей они просто не станут делать, например, им сложно ждать в очереди или стоять в строю;
o Им неинтересно все, что не требует творческой мысли;
o Они часто видят лучшие способы что-либо сделать, поэтому они выглядят "разрушителями систем";
o Они кажутся асоциальными, если не находятся среди себе подобных. Когда вокруг них нет людей со сходным сознанием, они часто замыкаются в себе. Школа социально трудна для них;
o Они не подчиняются дисциплине страха ("Подожди, вот вернется отец и увидит, что ты наделал!");
o Они не стесняются сказать вам, что именно им нужно;
o Эти дети являются прирожденными философами, у них глубокие мысли о смысле жизни, о цели человека в жизни, о Вселенной, о Боге.

Из книги Ян Тобер и Ли Кэрол
Эти души пришли на Землю как мастера, как учителя выполнить миссию. И они говорят: мы собираемся помочь этой планете так или иначе перейти в божественную женственность. Мы собираемся сделать это, служа примером любви. Вы научитесь, как с нами обращаться, и, научившись, как с нами обращаться, вы научитесь относиться друг к другу с любовью.

Не о вашем ли ребенке?
* Он обладает повышенной чувствительностью и чрезмерной энергией;
* Ему быстро надоедает любое дело, он сосредоточен лишь тогда, когда ему интересно это занятие;
* Он восстает против авторитетов, если они не ориентированы на уважительное к нему отношение;
* Может быстро терять эмоциональное равновесие, так как преисполнен великих идей, но не имеет никаких возможностей воплотить все это в жизнь;
* Приобретает знания по ТВ или листая энциклопедии, отказывается от зубрежки;
* Весьма сострадателен, имеет множество страхов, таких, как страх смерти или потери близкого человека; * Если неудача постигает его в раннем возрасте, может бросить учебу в принципе из одного только протеста давлению.
Где их учить
Ребенок индиго необычен, и воспитывать его надо не запретами-окриками-наказаниями. Он уверен в себе, и ваши попреки попросту не достигнут цели.
Ян Тобер и Ли Кэрол советуют: "Вместо запрета поговорите с ним: "Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получится? Давай проиграем ситуацию. Что случится, если ты поступишь так?" Когда ребенок расскажет вам, что, по его мнению, произойдет, спросите: "Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?" Вы должны вести себя с юным индиго именно так, в противном случае он устранится от общения.
Вы не должны говорить свысока с такими детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только потому, что они гораздо старше, у них седые волосы и морщины на лице. Имея дело с индиго, вы должны заработать их уважение".
Детей, которых невозможно организовать, усадить и одним гортанным криком принудить к списыванию бессмысленных знаков с доски, отправляют в специальные школы. Если вы хотите выучить своего ребенка и не сойти с ума, отдайте его в школу/детсад альтернативного обучения/воспитания. Их много: школа Монтессори или Вальдорфская, школа Амонашвили и просто школа развивающего обучения. Нормального диплома такая школа, возможно, не даст, зато сэкономит ваши нервы и улучшит здоровье вашего, уже задерганного в обычном детском учреждении, ребенка.
Елена КАРЕВА

Дети-баклажаны

Другое мнение


"Моя дочь -- типичная индиго, может два-три дня питаться яблоками и йогуртом (я имею в виду, 1 яблоко + 1 йогурт в день), а потом сесть и умять целый взрослый обед с добавкой. Когда она была грудной, нам приходилось разводить четыре вида каш, подносить бутылки к ее носику и ждать реакции".

"Племянник Бориска как раз подходит под индиго -- он с детства говорит о своей миссии на Земле, рассказывает о полетах на Марс, о материке Лемурии. У них вся семья увлекается аномальными явлениями, но он рассказывает вещи, которые ему никто никогда не говорил. А в школе над ним смеются".

"Оказывается, я ребенок индиго, я всю жизнь чувствовала все лучше, чем окружающие, страдала от непонимания и дурацких порядков. Теперь я знаю, что на самом деле то, что я не такая, как все, -- это хорошо!"
Неуправляемые, упрямые, самолюбивые всезнайки -- вот портрет нынешнего поколения детей. Они с трудом обучаются по книгам, плюют на авторитет, жаждут свободы и подозревают, что имеют на Земле некую миссию. Обилие таких детишек характерно для Америки времен изобилия. И у нас родители, повернутые на развивающем воспитании, вовсю трубят о появлении "детей Солнца".
А ведь считать их посланцами космоса глупо.
Посмотрите повнимательней: ведь все эти особенности детей индиго -- просто издержки воспитания и общественных пристрастий! Не надо путать избирательность и обычную зажратость. Перекармливаем детей, а после восхищаемся, какие они у нас независимые! Как ловко выбирают из всех блюд только компот и восемь пирожных! Авторы книги "Дети индиго" в восторге от такого положения дел. Дескать, новым детям необходим выбор, ими невозможно управлять, они интуитивно чувствуют, что им необходимо! Эта особенность, как вы понимаете, наблюдается не только в выборе меню, но во всем остальном: "Нет, вы не заставите меня делать то, что вам удобно".
В обществе нашем воцаряется культ ребенка -- дескать, он с рождения самоценная личность, достойная уважения. А за что уважать? Ведь не за что пока. Те родители, которые поддаются ребенку в шахматы, восхищаясь его победами, если восторгаются каракулями, растят не ребенка индиго, а самовлюбленного неумеху. Известно, что дети индиго с трудностями справляться не умеют. А зачем? Их и так уважают. Ни за что -- просто потому что они есть. "Продвинутые" родители разумного баланса не чувствуют и дыхнуть на них лишний раз боятся: как бы не нарушить какую конвенцию о правах детей! Не навредить их хрупкой индивидуальности! И плоды этой вседозволенности уже налицо: никто им уже не указ -- ни школа, ни милиция, ни взрослые.
Дети индиго -- американское "открытие" -- отличаются от других тем, что они необучаемы и невоспитуемы, по крайней мере, старыми классическими методами. В Америке им ставят диагноз дефицит концентрации внимания + гипервозбудимость и лечат психотропными таблетками. У нас преподаватели говорят: "Ваш ребенок -- исчадье ада, переведите его в другую школу"!
Если хороводиться с младенцем, восхищаться его индивидуальностью, то воспитаете амбициозного самоуверенного... невротика -- ведь остальной мир в вашем чаде ничего особенного не усмотрит, вот и будет дитя страдать от непонимания окружающих, которые не восхищаются его необычайной личностью.
Невротики крайне замкнуты, на контакт идут с трудом. У них тысяча болезней и все, как говорится, на нервной почве. Стоит вылечить одно, как начинает болеть другое. У них плохой иммунитет, раздражительность, неумение сосредоточиться, напряжение мышц. Нормальные врачи относят это к последствиям долгого сидения за компьютером. Да, эти игры имитируют жестокую борьбу, требуют максимального психического напряжения и направлены на выживание виртуального героя, с которым ребенок полностью ассоциирует себя. Только в реальности виртуальные победы ничего не стоят.
"Но они столько знают! Мы в их возрасте понятия не имели о таких вещах!" -- а вы в их возрасте телевизор смотрели с утра до вечера по всем каналам и передачам, включая мистику, новости, познавательные фильмы? А они смотрят, впитывают, а потом не умеют учиться по книгам, ведь по ТВ информация разжевана, проиллюстрирована, облегчена.
А про их пресловутую "миссию"? Да они воспитаны на мультиках про Бэтменов и Сейлормунов, и сами себя воображают такими обычными с виду "сверхчеловеками", кои уполномочены заявить, спасти, раскрыть тайну.
Американцы считают, что дети индиго -- результат процесса эволюции человечества (черт меня дери, если эволюция предполагает отказ от письменности и чтения). А простые терапевты с 80-х стали отмечать явление децелерации -- в противовес акселерации 70-х. Тогда дети развивались быстро, росли споро, удивляли ловкостью тела и оптимизмом взглядов. Нынешние децелераты плохо двигаются, неловки, грустны и обидчивы.
* Физические параметры у подростков 90-х годов значительно ниже (на 10-18%), чем у их сверстников в 60-х гг.
* За последние 30 лет число практически здоровых первоклассников (1 и 2 группы здоровья) снизилось с 61 до 46%.
* 1 группу здоровья имеют только 14% детей школьного возраста, у остальных 86% наблюдаются функциональные (49,4%) и хронические (36,6%) заболевания.
И вот теперь представьте: учитель входит в класс, сплошь состоящий из неловких, болезненных звезд и гениев с космическим сознанием и особым предназначением. Каждый из этих детей себе на уме. Каждый не ладит с остальными. Каждый -- со своим карманным пьедесталом.
И все они не умеют ни читать, ни писать в свои... десять лет. Потому что они не выносят давления, а обучение неизбежно связано с некоторым давлением (возможно, очень мягким, деликатным) со стороны наставника, как бы он ни назывался. А общество потакает детям индиго, не ставит оценки, не говорит "нельзя", напротив -- "ты самый лучший". Сомнительная система воспитания. Тем более что, взрослея, эти дети не могут найти себе адекватного места в жизни. Она, как и прежде, требует не только самомнения, но и умения ладить с людьми, трудолюбия, упорства.
Того, что общество перестает воспитывать в детях, прикрывая свои огрехи красивыми терминами. Стоит ли восхищаться этим?
Вероника ИЛЮШИНА

0 коммент.:

Отправить комментарий