Исповедь сына века в компьютерной обработке
Level 1. С "Вольфом" меня познакомила подруга…
…И это был первый случай так называемого компьютерного помешательства. Когда я устал убивать фашистов, открывать пробелом двери и стрелять шифтом, было шесть утра. Я просидел за компьютером не вставая всю ночь. Позже я много раз заходил к подруге под различными благовидными предлогами типа пофлиртовать -- пока не убил главного монстра с двумя пулеметами. На том и закончился наш роман. Это было начало девяностых годов. суетного и сиюминутного, сделает мысль острой, а речь точной. Не случайно еще в XVII веке кальян стал частью политической жизни и общественным символом Востока. Предложение выкурить наргиле считалось важным знаком доверия, а отказ -- оскорблением. Представьте себе, дипломатический кризис во взаимоотношениях между Францией и Турцией в 1841 году разразился из-за кальяна: султан не предложил французскому посланнику приложиться к мундштуку!
Упс-с…
Когда я прочитал сообщение про "великовозрастного фаната компьютерных игр", который ограбил женщину, чтобы достать денег на компьютерный салон, я понял, что чего-то не понимаю в этой жизни. Потому что из текста сообщения следовало, что великовозрастному двадцать лет. А я тогда кто? Престарелый фанат?
И вообще что мы за люди такие?
Homo Ludens
То есть человек играющий, по Хейзинге. Мы по нему все эти… люденсы. Вне зависимости от наличия компьютера. Люди-люденсы играют в слова, играют во власть, играют в общение; играют также и в паровозики. Играют потому, что это их освобождает, а также помогает понимать мир и себя. Философ считает, что отличительным признаком игры является наличие правил и сознание ее (игры) конечности. То есть я вот сейчас поиграю, а потом опять буду нормальным и почитаю, например, газету. Я бы сказал, что во все вышеперечисленное люди играют увлеченно, веря в реальность игры, и от зависимости этой их избавляет только геймовер, то есть смерть. Ну за исключением разве что игры в паровозики.
Геймовер
Часто наступает у фанатов компьютерных игр (кратко -- геймеров) на Тайване, в Южной Корее и в Китае. Только недавно было два случая. Один геймер просидел перед компом (компьютером) 32 часа в одной позе, другой -- 86 часов. Без сна, без пищи. После чего оба умерли. Новички, наверное.
А вот некий "Зеленый Гигант" опять же из Средней Азии девять месяцев жил в интернет-кафе, ел за монитором (где брал деньги на еду -- непонятно, безработный), временами отлучался в туалет и никогда -- помыться. В конце концов другие посетители, уставшие жаловаться на запах Зеленого Гиганта, силком затолкали его в душ.
Но бывают случаи и покруче. В Тюмени еще один "великовозрастный фанат" любил ходить в компьютерный салон с друзьями и там играть ночи напролет. Родителям это надоело, и однажды они его не отпустили. Фанат обиделся и с небольшой помощью своих друзей забил родителей до смерти. Что характерно -- после того как деньги, оставшиеся от родителей, кончатся, фанаты планировали пробежаться по другим родителям.
В Великобритании некий обезумевший геймер, тоже крепко за двадцать, принял свою девушку за монстра из любимой игры и на всякий случай перерезал ей горло. На суде он в свое оправдание заявил, что только за последний год пережил четыре покушения русских, так что ему и без того нелегко. Суд принял русских во внимание и отправил геймера в психушку.
Level 2. "Дюк Нюкем" должен умереть
На просторах интернета тысячи страждущих задаются вопросом: когда же наконец будет экранизирована (разумеется, с помощью величайших режиссеров и актеров современности) величайшая игра всех времен и народов -- DOOM? Ведь экранизировали же "Мортал комбат", "Лару Крофт" и десятки еще более ничтожных компьютерных игр, а что же, на "Дум" -- кишка тонка?
Середина девяностых, офис. В офисе свалены коробки с товаром. За тремя компьютерами сидят шестеро. Они режутся в "Дюк Нюкема" по сети. Под столами -- двухлитровые бутыли кока-колы в самарском исполнении, на столах -- разрезанные в цветочек жестяные банки, полные окурков.
Шесть здоровых мужиков, большинство из которых давно отслужило в армии, увлеченно гоняются друг за другом с лазерными пушками, подкарауливают в пустых ангарах, выставляют ботов в качестве приманки… Конечно, сперва был "Дум", хотя, ради справедливости, "Вольф" был еще раньше… А потом уже -- "Блад", где ходить надо было с вилами и убивать мертвецов, и все прочие позднейшие наслоения, вплоть до "Халф лайф"… Пока же из одного угла офиса несется торжествующий гогот, а в другом бессильно матерятся и сжимают кулаки.
Необратимость
Вообще говоря, довольно много психов никогда в жизни и компьютера-то не видело. А сколько подростков, пырнувших бабушку за то, что не дала на пиво или на дозу, или бабу -- за то, что не дала. Они не попадают на первые полосы газет именно в силу своей многочисленности. Собака укусила человека -- это не новость, человек укусил собаку -- это художник Олег Кулик. Панк, прирезавший подружку, никому не интересен, а панк, прирезавший подружку потому, что она похожа на Лару Крофт, -- это сенсация. Но не будем умалять масштабы бедствия. Игромания -- зависимость под стать другим, на игры подсаживаются точно так же, как на стакан или на кофе. Обычно развитие зависимости идет так: узнавание (из множества игр выбрать одну тоже нелегко), привыкание, быстрое увеличение дозы (в данном случае -- времени, проводимого за игрой), стабилизация (естественный предел), охлаждение. Одни ученые провели исследование, согласно которому при игре возбуждаются те же участки мозга, что и у наркоманов и прочих алкоголиков (интересно какие; не уточняется), другие, словно в пику им, утверждают, что мотивация совсем другая -- не столько преодоление дискомфорта с реальностью, сколько тяга к знаниям и достижениям, что-то вроде ревностной учебы или трудоголизма. А еще есть всякие простенькие тесты компьютерной зависимости, пройдя которые каждый обладатель компьютера может смело ставить себе диагноз "псих конченый". Ну посудите сами, один из параметров, по которому определяется зависимость: несколько раз в день проверять свой почтовый ящик. Несколько раз? В день? Да я так все пропущу самое интересное! Хотя, конечно, лучше иметь удобную почтовую программу типа "Бат" или "Майкрософт аутлук", которая сама проверяет наличие почты и дает знать желтым конвертиком или иным тайным знаком в правом углу.
Или там -- "если игру приходится прервать, вы испытываете неудовольствие". Тоже очень скверный признак. Авторы теста -- люди с железными нервами, им все по кайфу и что угодно легко прервать -- сон, секс, обед, игру в карты, просмотр телевизора…
А чего я, собственно, оправдываюсь?
Нас много
Вообще есть куча классификаций геймеров, вот одна из них, автор -- Арсений Зеленский; она, по крайней мере, смешная.
Стратегер: тип геймеров, обожающих стратегии как пошаговые, так и в режиме Realtime. Эти люди сутками рубятся в Tiberian Sun, Dune-2000, Heroes of Might & Magic.
Характерные черты: очень собранны, говорят коротко, отдельными рублеными фразами, словно полководцы перед боем; выходя на улицу, долго озираются в поисках подходящего места для постройки базы и добычи сырьевых ресурсов.
Квейкеры: особый вид геймеров, играющих в Quake, Doom, Duke Nukem, Tomb Raider. Характерные черты: перед тем как войти куда-нибудь, квейкер открывает дверь и стоит около минуты, потом осторожно входит; перед разговором квейкер обязательно дотронется до вас, чтобы убедиться, что вы не голограмма; избегает лифтов; очень агрессивен в учреждениях с длинными коридорами и, заворачивая, обязательно озирается...
Когда один квейкер увидит другого квейкера -- стреляет в него на поражение. Любимое блюдо -- бифштекс с кровью. Излюбленный фильм -- "Психоз".
Ролевики: фанатично преданы Diablo и Might & Magic. Характерные черты: очень добрые, благородные люди; большинство из них -- глубоко верующие христиане; любят бродить по подвалам, городским канализациям. Ролевики обожают природу, особенно близ реки Маны. У них дома вы можете найти много разной литературы по прикладной магии, антиквариат, холодное оружие. Телевизор не смотрят, но много читают произведения Толкиена и Перумова.
Симулянт: приверженец виртуальной реальности, играет в симуляторы вертолетов (Apache), самолетов (F-22 TAW) и автомобилей (NFS).
Характерные черты: наизусть помнит ландшафты Фолклендских островов, Ирака и Югославии. Любимый автомобиль -- Lamborghini-Diablo или Dodge-Viper.
Любители аркад: охватывают широкий диапазон игр от Arcanoid'a и Gods до драк Mortal Combat.
Характерные черты: агрессивны и раздражительны; пальцы рук сильно трясутся; по телевизору стараются смотреть боевики и новости спорта. Любимое блюдо -- твердые сухари. Музыкальные вкусы ограничиваются "Ляписом Трубецким".
Квестеры: играют в Legend of Kyrandia, Monkey Island-III, Space Quest. Характерные черты: смекалистые люди, эрудиты. Обожают отгадывать загадки. Коварны.
Чтобы войти в квартиру квестера, нужно просунуть под дверь лист бумаги, вставить в замочную скважину иглу и надавить, бумагу с упавшим ключом осторожно потянуть к себе.
У всех геймеров синие круги под глазами, так как они ведут ночной образ жизни. Геймерами не являются играющие в "Косынку", "Черви", "Минер", Colour Lines, "Тетрис" и "Балду".
Ох уж этот мне геймерский снобизм! А чем так ужасно плохи цветные шарики, они же Colour Lines? Я в них, помнится, часами заигрывался… И ведь понимаешь, что количество лопнувших шариков счастья тебе в жизни никоим образом не прибавит, а кликаешь и кликаешь. Собственно, а жонглеры чем занимаются? А любители наподдавать мяч? А в детстве, помните, соревновались, кто дольше шарик на ракетке удержит? Какой вообще смысл в любой игре?
Тут мы и подходим к самому главному.
Тренируемся, да?
Помимо заполошных криков о смертельной опасности компьютерных игр есть и спокойные исследования. Так вот те же Colour Lines, равно как и другие головоломки, стимулируют комбинаторное мышление. Азартные игры развивают интуицию. Спортивные игры -- сенсорику, реакцию. Военные -- терпение, стойкость к неудачам. Шутеры, они же стрелялки, -- помогают избавляться от агрессии. А уж симуляторы и вовсе относятся к обучающим программам. Резюмируя: все существующее разумно. В том числе и игромания.
Симуляция
Страшная байка времен повальной компьютерной грамотности. Будто бы несколько офицеров ВВС США сидели и рубились на симуляторах-самолетах и страшно увлеклись, а тут отключили электричество. И когда пришли какие-то смотрители, офицеры были чисто как зомби -- ничего не понимали, глаза белые. Вроде как их сознание навсегда осталось там, за плоскостью монитора. Командование их спрятало от греха подальше.
Вот сомневался, рассказывать вам это или нет. Очень уж страшная история.
Я прошел через все. Через тетрис, стрелялки, аркады, квесты, эротический покер, "Дьябло" и "Дьябло-2", текстовые стратегии и убийство ни в чем не повинных пингвинов… Я гонял на черном "Ламборджини" по австралийским просторам и римским руинам, обивая бока на крутых поворотах и физически ощущая, как тяжелеет руль, как надсадно ревет мотор. А ведь еще не было специальной кровати для геймеров, с сабвуфером и непромокаемым покрытием -- понятно, на какой случай. Если в туалет забудешь сходить. А еще есть кибершлемы и киберперчатки… Возможно, мы до этого еще дойдем, но сейчас такое оборудование стоит как снаряжение для горнолыжника. Ну, а пока -- да здравствует "Тотал Клуб Менеджер-2004"!
Level 3. Тоталитарная сетка
Говорят, каждый разбирается в футболе. И правда, когда сидишь у телевизора в тоске, совершенно же очевидно, что эти, на зеленом газоне, -- это просто человеческие сорняки, вредители, саботажники. И риторические восклицания типа "Ну кому ты дал!", "Куда ты побежал, чудила!" -- они потому и риторические, что при всей содержащейся в них истине напрочь лишены возможности хоть как-то повлиять на ситуацию в поле.
А вот представьте, вам дают команду. Вернее, вы сами выбираете себе команду. Хотите -- "Спартак", хотите -- "Челси", как Абрамович. На каждого игрока досье -- в чем силен, сколько получает, не собирается ли уходить, с кем в паре играет. Попутно можно еще заниматься продажей билетов и сувениров, строительством клубных зданий, пиаром всяческим, тренировками, игрой на бирже и поиском любимой девушки. С девушкой тоже все непросто -- увлечешься подготовкой к матчу, домой приходишь, а там нет никого. И акций тоже нет…
Ну вот, но это все, разумеется, гарнир. Основное же блюдо -- это собственно матчи. То есть ваша команда против команды противника, и те игроки, которых вы отобрали в команду, бегают по полю, пинают мячик и исполняют вашу волю. Более того, вы ими можете еще и дополнительно управлять! Скомандовать, когда пас отдать, когда сбить вражеского нападающего… Это гораздо увлекательнее, чем на экране телевизора.
Игроков можно менять, продавать, воспитывать, ссылать в резерв… К некоторым прикипаешь душой, они уже старенькие, теряют в рейтинге, но ты никогда не забудешь заглянуть к ним поговорить после травмы, приободрить, напутствовать…
В общем, не хвалясь -- сам я взял команду в низшем дивизионе английского чемпионата и за каких-то восемь лет (ну или за полмесяца компьютерного времени и несколько месяцев реального) довел ее до премьер-лиги… А буквально вчера сезон закончился, и моя команда оказалась на втором месте.
На первом, вы будете смеяться, все-таки "Челси".
Когнитивный диссонанс
Это когда хочешь одно, а получаешь совсем другое. А то, чего хочешь, все так же маячит перед глазами. Я упрощаю, но не намного.
Вопросы типа "Как можно столько ВРЕМЕНИ тратить на эти тупые компьютерные игры?" я склонен считать тупыми вопросами. Какой у вас выбор? Что вы сделаете, если вам внезапно освободят целую прорву свободного времени? Пойдете в театр? На балет? На природу? Да мы только тем и занимаемся, что убиваем свободное время всеми доступными способами. По преимуществу -- смотря телевизор. Но телевизор -- это полностью чужая реальность, отчужденная, замурованная глухим стеклом -- не докричишься… Здесь, в мире Игры, ты по крайней мере что-то ДЕЛАЕШЬ. Ты не просто играешь, ты действуешь, ты -- субъект. Ты никогда не проедешь в настоящей гоночной машине по Парижу, никогда не получишь ничего в смокинге в Каннах -- и, скорее всего, ты вообще умрешь прямо там, где родился. В той же позе и с тем же диагнозом.
И большое спасибо создателям компьютерных игр, что благодаря им мы так ловко играем в теннис, раздеваем женщин, катаемся на машинах и управляем огромными коллективами людей. Нам хотя бы так удастся это попробовать. Это -- наш шанс пожить настоящей, неподдельной жизнью. Где есть война, любовь, ненависть, власть, враги и друзья. Не надо думать -- а, да все эти геймеры -- это просто сборище неудачников! Робби Уильямса не назовешь неудачником -- а он тоже из наших. Чего-то и ему не хватает в жизни.
Game over
Андрей АГАФОНОВ
Level 1. С "Вольфом" меня познакомила подруга…
…И это был первый случай так называемого компьютерного помешательства. Когда я устал убивать фашистов, открывать пробелом двери и стрелять шифтом, было шесть утра. Я просидел за компьютером не вставая всю ночь. Позже я много раз заходил к подруге под различными благовидными предлогами типа пофлиртовать -- пока не убил главного монстра с двумя пулеметами. На том и закончился наш роман. Это было начало девяностых годов. суетного и сиюминутного, сделает мысль острой, а речь точной. Не случайно еще в XVII веке кальян стал частью политической жизни и общественным символом Востока. Предложение выкурить наргиле считалось важным знаком доверия, а отказ -- оскорблением. Представьте себе, дипломатический кризис во взаимоотношениях между Францией и Турцией в 1841 году разразился из-за кальяна: султан не предложил французскому посланнику приложиться к мундштуку!
Упс-с…
Когда я прочитал сообщение про "великовозрастного фаната компьютерных игр", который ограбил женщину, чтобы достать денег на компьютерный салон, я понял, что чего-то не понимаю в этой жизни. Потому что из текста сообщения следовало, что великовозрастному двадцать лет. А я тогда кто? Престарелый фанат?
И вообще что мы за люди такие?
Homo Ludens
То есть человек играющий, по Хейзинге. Мы по нему все эти… люденсы. Вне зависимости от наличия компьютера. Люди-люденсы играют в слова, играют во власть, играют в общение; играют также и в паровозики. Играют потому, что это их освобождает, а также помогает понимать мир и себя. Философ считает, что отличительным признаком игры является наличие правил и сознание ее (игры) конечности. То есть я вот сейчас поиграю, а потом опять буду нормальным и почитаю, например, газету. Я бы сказал, что во все вышеперечисленное люди играют увлеченно, веря в реальность игры, и от зависимости этой их избавляет только геймовер, то есть смерть. Ну за исключением разве что игры в паровозики.
Геймовер
Часто наступает у фанатов компьютерных игр (кратко -- геймеров) на Тайване, в Южной Корее и в Китае. Только недавно было два случая. Один геймер просидел перед компом (компьютером) 32 часа в одной позе, другой -- 86 часов. Без сна, без пищи. После чего оба умерли. Новички, наверное.
А вот некий "Зеленый Гигант" опять же из Средней Азии девять месяцев жил в интернет-кафе, ел за монитором (где брал деньги на еду -- непонятно, безработный), временами отлучался в туалет и никогда -- помыться. В конце концов другие посетители, уставшие жаловаться на запах Зеленого Гиганта, силком затолкали его в душ.
Но бывают случаи и покруче. В Тюмени еще один "великовозрастный фанат" любил ходить в компьютерный салон с друзьями и там играть ночи напролет. Родителям это надоело, и однажды они его не отпустили. Фанат обиделся и с небольшой помощью своих друзей забил родителей до смерти. Что характерно -- после того как деньги, оставшиеся от родителей, кончатся, фанаты планировали пробежаться по другим родителям.
В Великобритании некий обезумевший геймер, тоже крепко за двадцать, принял свою девушку за монстра из любимой игры и на всякий случай перерезал ей горло. На суде он в свое оправдание заявил, что только за последний год пережил четыре покушения русских, так что ему и без того нелегко. Суд принял русских во внимание и отправил геймера в психушку.
Level 2. "Дюк Нюкем" должен умереть
На просторах интернета тысячи страждущих задаются вопросом: когда же наконец будет экранизирована (разумеется, с помощью величайших режиссеров и актеров современности) величайшая игра всех времен и народов -- DOOM? Ведь экранизировали же "Мортал комбат", "Лару Крофт" и десятки еще более ничтожных компьютерных игр, а что же, на "Дум" -- кишка тонка?
Середина девяностых, офис. В офисе свалены коробки с товаром. За тремя компьютерами сидят шестеро. Они режутся в "Дюк Нюкема" по сети. Под столами -- двухлитровые бутыли кока-колы в самарском исполнении, на столах -- разрезанные в цветочек жестяные банки, полные окурков.
Шесть здоровых мужиков, большинство из которых давно отслужило в армии, увлеченно гоняются друг за другом с лазерными пушками, подкарауливают в пустых ангарах, выставляют ботов в качестве приманки… Конечно, сперва был "Дум", хотя, ради справедливости, "Вольф" был еще раньше… А потом уже -- "Блад", где ходить надо было с вилами и убивать мертвецов, и все прочие позднейшие наслоения, вплоть до "Халф лайф"… Пока же из одного угла офиса несется торжествующий гогот, а в другом бессильно матерятся и сжимают кулаки.
Необратимость
Вообще говоря, довольно много психов никогда в жизни и компьютера-то не видело. А сколько подростков, пырнувших бабушку за то, что не дала на пиво или на дозу, или бабу -- за то, что не дала. Они не попадают на первые полосы газет именно в силу своей многочисленности. Собака укусила человека -- это не новость, человек укусил собаку -- это художник Олег Кулик. Панк, прирезавший подружку, никому не интересен, а панк, прирезавший подружку потому, что она похожа на Лару Крофт, -- это сенсация. Но не будем умалять масштабы бедствия. Игромания -- зависимость под стать другим, на игры подсаживаются точно так же, как на стакан или на кофе. Обычно развитие зависимости идет так: узнавание (из множества игр выбрать одну тоже нелегко), привыкание, быстрое увеличение дозы (в данном случае -- времени, проводимого за игрой), стабилизация (естественный предел), охлаждение. Одни ученые провели исследование, согласно которому при игре возбуждаются те же участки мозга, что и у наркоманов и прочих алкоголиков (интересно какие; не уточняется), другие, словно в пику им, утверждают, что мотивация совсем другая -- не столько преодоление дискомфорта с реальностью, сколько тяга к знаниям и достижениям, что-то вроде ревностной учебы или трудоголизма. А еще есть всякие простенькие тесты компьютерной зависимости, пройдя которые каждый обладатель компьютера может смело ставить себе диагноз "псих конченый". Ну посудите сами, один из параметров, по которому определяется зависимость: несколько раз в день проверять свой почтовый ящик. Несколько раз? В день? Да я так все пропущу самое интересное! Хотя, конечно, лучше иметь удобную почтовую программу типа "Бат" или "Майкрософт аутлук", которая сама проверяет наличие почты и дает знать желтым конвертиком или иным тайным знаком в правом углу.
Или там -- "если игру приходится прервать, вы испытываете неудовольствие". Тоже очень скверный признак. Авторы теста -- люди с железными нервами, им все по кайфу и что угодно легко прервать -- сон, секс, обед, игру в карты, просмотр телевизора…
А чего я, собственно, оправдываюсь?
Нас много
Вообще есть куча классификаций геймеров, вот одна из них, автор -- Арсений Зеленский; она, по крайней мере, смешная.
Стратегер: тип геймеров, обожающих стратегии как пошаговые, так и в режиме Realtime. Эти люди сутками рубятся в Tiberian Sun, Dune-2000, Heroes of Might & Magic.
Характерные черты: очень собранны, говорят коротко, отдельными рублеными фразами, словно полководцы перед боем; выходя на улицу, долго озираются в поисках подходящего места для постройки базы и добычи сырьевых ресурсов.
Квейкеры: особый вид геймеров, играющих в Quake, Doom, Duke Nukem, Tomb Raider. Характерные черты: перед тем как войти куда-нибудь, квейкер открывает дверь и стоит около минуты, потом осторожно входит; перед разговором квейкер обязательно дотронется до вас, чтобы убедиться, что вы не голограмма; избегает лифтов; очень агрессивен в учреждениях с длинными коридорами и, заворачивая, обязательно озирается...
Когда один квейкер увидит другого квейкера -- стреляет в него на поражение. Любимое блюдо -- бифштекс с кровью. Излюбленный фильм -- "Психоз".
Ролевики: фанатично преданы Diablo и Might & Magic. Характерные черты: очень добрые, благородные люди; большинство из них -- глубоко верующие христиане; любят бродить по подвалам, городским канализациям. Ролевики обожают природу, особенно близ реки Маны. У них дома вы можете найти много разной литературы по прикладной магии, антиквариат, холодное оружие. Телевизор не смотрят, но много читают произведения Толкиена и Перумова.
Симулянт: приверженец виртуальной реальности, играет в симуляторы вертолетов (Apache), самолетов (F-22 TAW) и автомобилей (NFS).
Характерные черты: наизусть помнит ландшафты Фолклендских островов, Ирака и Югославии. Любимый автомобиль -- Lamborghini-Diablo или Dodge-Viper.
Любители аркад: охватывают широкий диапазон игр от Arcanoid'a и Gods до драк Mortal Combat.
Характерные черты: агрессивны и раздражительны; пальцы рук сильно трясутся; по телевизору стараются смотреть боевики и новости спорта. Любимое блюдо -- твердые сухари. Музыкальные вкусы ограничиваются "Ляписом Трубецким".
Квестеры: играют в Legend of Kyrandia, Monkey Island-III, Space Quest. Характерные черты: смекалистые люди, эрудиты. Обожают отгадывать загадки. Коварны.
Чтобы войти в квартиру квестера, нужно просунуть под дверь лист бумаги, вставить в замочную скважину иглу и надавить, бумагу с упавшим ключом осторожно потянуть к себе.
У всех геймеров синие круги под глазами, так как они ведут ночной образ жизни. Геймерами не являются играющие в "Косынку", "Черви", "Минер", Colour Lines, "Тетрис" и "Балду".
Ох уж этот мне геймерский снобизм! А чем так ужасно плохи цветные шарики, они же Colour Lines? Я в них, помнится, часами заигрывался… И ведь понимаешь, что количество лопнувших шариков счастья тебе в жизни никоим образом не прибавит, а кликаешь и кликаешь. Собственно, а жонглеры чем занимаются? А любители наподдавать мяч? А в детстве, помните, соревновались, кто дольше шарик на ракетке удержит? Какой вообще смысл в любой игре?
Тут мы и подходим к самому главному.
Тренируемся, да?
Помимо заполошных криков о смертельной опасности компьютерных игр есть и спокойные исследования. Так вот те же Colour Lines, равно как и другие головоломки, стимулируют комбинаторное мышление. Азартные игры развивают интуицию. Спортивные игры -- сенсорику, реакцию. Военные -- терпение, стойкость к неудачам. Шутеры, они же стрелялки, -- помогают избавляться от агрессии. А уж симуляторы и вовсе относятся к обучающим программам. Резюмируя: все существующее разумно. В том числе и игромания.
Симуляция
Страшная байка времен повальной компьютерной грамотности. Будто бы несколько офицеров ВВС США сидели и рубились на симуляторах-самолетах и страшно увлеклись, а тут отключили электричество. И когда пришли какие-то смотрители, офицеры были чисто как зомби -- ничего не понимали, глаза белые. Вроде как их сознание навсегда осталось там, за плоскостью монитора. Командование их спрятало от греха подальше.
Вот сомневался, рассказывать вам это или нет. Очень уж страшная история.
Я прошел через все. Через тетрис, стрелялки, аркады, квесты, эротический покер, "Дьябло" и "Дьябло-2", текстовые стратегии и убийство ни в чем не повинных пингвинов… Я гонял на черном "Ламборджини" по австралийским просторам и римским руинам, обивая бока на крутых поворотах и физически ощущая, как тяжелеет руль, как надсадно ревет мотор. А ведь еще не было специальной кровати для геймеров, с сабвуфером и непромокаемым покрытием -- понятно, на какой случай. Если в туалет забудешь сходить. А еще есть кибершлемы и киберперчатки… Возможно, мы до этого еще дойдем, но сейчас такое оборудование стоит как снаряжение для горнолыжника. Ну, а пока -- да здравствует "Тотал Клуб Менеджер-2004"!
Level 3. Тоталитарная сетка
Говорят, каждый разбирается в футболе. И правда, когда сидишь у телевизора в тоске, совершенно же очевидно, что эти, на зеленом газоне, -- это просто человеческие сорняки, вредители, саботажники. И риторические восклицания типа "Ну кому ты дал!", "Куда ты побежал, чудила!" -- они потому и риторические, что при всей содержащейся в них истине напрочь лишены возможности хоть как-то повлиять на ситуацию в поле.
А вот представьте, вам дают команду. Вернее, вы сами выбираете себе команду. Хотите -- "Спартак", хотите -- "Челси", как Абрамович. На каждого игрока досье -- в чем силен, сколько получает, не собирается ли уходить, с кем в паре играет. Попутно можно еще заниматься продажей билетов и сувениров, строительством клубных зданий, пиаром всяческим, тренировками, игрой на бирже и поиском любимой девушки. С девушкой тоже все непросто -- увлечешься подготовкой к матчу, домой приходишь, а там нет никого. И акций тоже нет…
Ну вот, но это все, разумеется, гарнир. Основное же блюдо -- это собственно матчи. То есть ваша команда против команды противника, и те игроки, которых вы отобрали в команду, бегают по полю, пинают мячик и исполняют вашу волю. Более того, вы ими можете еще и дополнительно управлять! Скомандовать, когда пас отдать, когда сбить вражеского нападающего… Это гораздо увлекательнее, чем на экране телевизора.
Игроков можно менять, продавать, воспитывать, ссылать в резерв… К некоторым прикипаешь душой, они уже старенькие, теряют в рейтинге, но ты никогда не забудешь заглянуть к ним поговорить после травмы, приободрить, напутствовать…
В общем, не хвалясь -- сам я взял команду в низшем дивизионе английского чемпионата и за каких-то восемь лет (ну или за полмесяца компьютерного времени и несколько месяцев реального) довел ее до премьер-лиги… А буквально вчера сезон закончился, и моя команда оказалась на втором месте.
На первом, вы будете смеяться, все-таки "Челси".
Когнитивный диссонанс
Это когда хочешь одно, а получаешь совсем другое. А то, чего хочешь, все так же маячит перед глазами. Я упрощаю, но не намного.
Вопросы типа "Как можно столько ВРЕМЕНИ тратить на эти тупые компьютерные игры?" я склонен считать тупыми вопросами. Какой у вас выбор? Что вы сделаете, если вам внезапно освободят целую прорву свободного времени? Пойдете в театр? На балет? На природу? Да мы только тем и занимаемся, что убиваем свободное время всеми доступными способами. По преимуществу -- смотря телевизор. Но телевизор -- это полностью чужая реальность, отчужденная, замурованная глухим стеклом -- не докричишься… Здесь, в мире Игры, ты по крайней мере что-то ДЕЛАЕШЬ. Ты не просто играешь, ты действуешь, ты -- субъект. Ты никогда не проедешь в настоящей гоночной машине по Парижу, никогда не получишь ничего в смокинге в Каннах -- и, скорее всего, ты вообще умрешь прямо там, где родился. В той же позе и с тем же диагнозом.
И большое спасибо создателям компьютерных игр, что благодаря им мы так ловко играем в теннис, раздеваем женщин, катаемся на машинах и управляем огромными коллективами людей. Нам хотя бы так удастся это попробовать. Это -- наш шанс пожить настоящей, неподдельной жизнью. Где есть война, любовь, ненависть, власть, враги и друзья. Не надо думать -- а, да все эти геймеры -- это просто сборище неудачников! Робби Уильямса не назовешь неудачником -- а он тоже из наших. Чего-то и ему не хватает в жизни.
Game over
Андрей АГАФОНОВ
0 коммент.:
Отправить комментарий