суббота, 12 марта 2011 г.

Есть повод выпить газировки: Незнайке -- пятьдесят!

Коротышки были неодинаковые…
Книги о Незнайке -- готовое пособие по психологии ребенка. Носов создал классические романы воспитания, в которых плохие герои обязательно становятся хорошими, если их почаще хвалить, а ослы остаются ослами (правда, в третьей книге появляются и неисправимые злодеи).
"Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие -- малышками". Носов очень четко представлял, что нужно девочкам, а что -- мальчикам. Для девочек: платьица, цветочки, домики, выяснение отношений, нотации малышам, лечение синяков. Для мальчиков: машины на газировке, технические приспособы, шалости и драки.
Отсюда еще один потаенный секрет: из-под пера Носова вышло очень эротическое произведение. В лопуха Незнайку, хвастливого, но искреннего и доброго, нельзя было не влюбиться. Вот они, национальные традиции выбирать в мужья непутевого ивана-дурака, а не правильного визгливого знайку. Как хорошо Лев Пирогов (кажется, он) высказался о Незнайке в "Книжном обозрении": "в 10 лет он был коротышкой, который ничего не знает и не умеет, зато оказывается просто "хорошим маленьким человечком". К 30 годам он стал Женей Лукашиным…" Вон чем аукнулся Солнечный город -- "Иронией судьбы"…
"И все доступно уж, эхма, теперь для нашего ума!"
Солнечный город Носова часто сравнивают с городом Солнца Кампанеллы или с коммунистическим раем. Хотя, как утверждает внук писателя, дед никогда ничего не писал на заказ и даже не был членом партии (и это снимая учебные фильмы для фронта!). Зато прогрессом был буквально очарован! Будто и впрямь, перед тем как писать о Солнечном городе, Николай Николаевич прокатился на реактивном роликовом турболете в будущее. Вот всего несколько доказательств из книжки. Там встречаются:
…Видеосистема наблюдения за уличным движением.
…Комбайны с дистанционным управлением.
…Шахматные компьютеры.
…Телевизоры в автобусах.
…Роботы с голосовым управлением.
…Миниатюрные устройства для воспроизведения звуков ("пуговичные громкошептатели").
…Ультразвук как способ уничтожения вредных насекомых.
…Плоские настенные широкоэкранные телевизоры.
…Солнечные батареи на крышах домов.
…Металлопластмасса и биопластмасса.
…Надувная мебель
…Вращающиеся дома.
Ведь ВСЕ это сбылось! И даже автомобили на сахарном топливе. И еще электрошоковые дубинки. Это уже из "Незнайки на Луне" -- единственного в своем роде пособия по рыночной экономике для детей. Все первоначальные знания о капитализме у поколения, родившегося в 60-70-х, -- оттуда.
Для современного ребенка, не знающего крокодильского лица дяди Сэма в звездно-полосатом котелке, в реалиях "Незнайки на Луне" нет ничего экзотического. Все это нынче есть у нас: скуперфильды со спрутсами, бредламы и частная собственность на малину, реклама коврижек фабрики "Заря", акции дутых компаний, "Газеты для дураков", продажные полицейские, босые бичи, ночующие под мостом.
Немного об авторе
Николай Носов был ярким, одаренным и очень разносторонним человеком. Наверное, в своего отца, который работал то актером, то железнодорожником. Родился будущий писатель 22 ноября 1908 г. в Киеве; он был средним сыном в большой семье. В школе мечтал стать музыкантом, потом увлекся химией, а учиться поступил в художественный институт… В результате же в 1932-м закончил режиссерский факультет Государственного института кинематографии. Носов больше 20 лет работал кинорежиссером и художником-мультипликатором, хотя до этого успел побывать в роли продавца газет, чернорабочего, землекопа, возчика бревен…
В годы войны Носов снимал военно-технические фильмы: однажды за учебный фильм для танкистов (никто, кроме Носова, не смог разобраться в рычагах привезенного из Англии танка) он получил боевой орден Красной Звезды.
Первый рассказ режиссера вышел в 1938 году в "Мурзилке". Как и многие великие детские писатели, Носов придумал его для своего сына. И Незнайка, пишут, тоже походил на маленького Петю Носова: такой же лохматый драчун, который не хотел сидеть на месте… А шляпу Носов надел на Незнайку голову потому, что очень любил шляпы и сам постоянно их носил.
Известность к Носову пришла после повести "Витя Малеев в школе и дома". Она вышла в 1951-м, а в 1952-м получила Государственную премию СССР.
"Фантазеры", "Затейники", "Веселая семейка", "Дневник Коли Синицына" -- дети уже вовсю хохотали над этими книжками, когда появился "Незнайка". Сначала, в 1953-м, отрывки из будущих приключений печатались в украинском "Барвинке". И вот в 1954-м вышла первая книга. "Незнайка на Луне" появился ровно через 10 лет, в 1964-м году. Иллюстрировал первые две художник Алексей Лаптев, "Незнайку на Луне" -- Генрих Вальк. О них -- практически никакой информации.
В конце 50-х книжки Николая Носова по переводу на иностранные языки занимали третье место -- после Горького и Пушкина. Секрет Полишинеля отличной детской книги: ее автор должен всегда оставаться ребенком. Таким и был Носов: по воспоминаниям близких, он обожал играть с детьми. Лазал вместе с внуком по песочным горам, собирал на полу длиннющую железную дорогу, коллекционировал модели автомобильчиков, лепил из пластилина матросов и устраивал кругосветные плавания на диване. Он всегда общался с детьми на равных, не сюсюкая, был строг, но разрешал любые игры, даже опасные. Как ребенок, был очень раним, обладал светлым мировосприятием… И очень любопытным. Носов всегда докапывался до сути вещей, и это так заметно в описании технических устройств мира коротышек. Сочиняя "Дневник Коли Синицына", он пропадал на пасеке; задумав "Незнайку на Луне", читал Циолковского.
Носов умер от разрыва сердца в 68 лет, не оставив после себя ни дневников, ни мемуаров. Только автобиографическую повесть "Тайна на дне колодца", черновики, записные книжки с пометками. И уморительные рассказы, и главное -- целых три тома настоящих ПРИКЛЮЧЕНИЙ.
Незнайкина родословная
Духи домашнего очага брауни (незапамятные времена, фольклор, Шотландия) -- стихи с рисунками о маленьком народце (конец XIX века, Пальмер Кокс, Канада) -- рассказы о Мурзилке, Знайке и Незнайке (начало XX века, Анна Хвольсон, Россия) -- "Приключения Незнайки" (середина XX века, Николай Носов, СССР).
Действительно, не Носов придумал имя своему герою. И никогда не скрывал, что позаимствовал его из книжки "Удивительные приключения лесных человечков" Анны Хвольсон. В 1913-м Хвольсон переложила на русский язык (очень вольно, кстати, придумывая имена) популярную серию стихов-комиксов канадца Пальмера Кокса о маленьких домовых брауни. Первая история Кокса вышла в 1883-м. Всего их было 25, а человечков -- около сорока (и среди них даже один русский, экс-нигилист профессор Котчакофф!).
У Анны Хвольсон Незнайка -- третьестепенный персонаж, а главный герой сказки -- Мурзилка по прозвищу Пустая Голова. Никакой не лохматый зверек неведомой породы, а человечек в пальто, шляпе, с тросточкой и моноклем.
А теперь внимание: к осенним школьным каникулам нас ждет "бомба", "событие года": первая серия нового российского мультсериала, снятого как раз по сказкам Хвольсон, -- "Незнайка и Баррабас".
Журнал со сказкой о лесных человечках обнаружил в библиотеке продюсер сериала Сергей Зернов. И тут же загорелся идеей сделать по нему мультфильм. Что ж, хитро: все пойдут на "продолжение Незнайки", который на самом деле не имеет с коротышкой в шляпе ничего общего, кроме имени.
В мультике действие происходит в начале XX века. Лесные человечки живут под листьями папоротника: у них там свой городок с почтой, трамвайчиками и ипподромом. Однажды на город нападает преступник Баррабас...
В новом мультфильме Знайка и Незнайка не "братцы", но братья, при этом Знайка все время издевается над Незнайкой. Кнопочка сменит имя на Пуговку, а Винтик и Шпунтик окажутся немцами.
Мурзилку озвучил Геннадий Хазанов, злодея Баррабаса -- Виторган. Саундтрек изготовил "Мумий Тролль"… Завалят нас и игрушками, и мороженым в тему. Чем, впрочем, и автор "первоисточника" Кокс не гнушался: первая мыльница "Кодака", кому он продал свой бренд, называлась Brownie.
Подробности о мультике и кадры из него можно найти на сайте www.neznaika.ru.
"Незнайка" не будет щипать глазки
Игорь Носов -- наследник, которому хронически не везет с защитой авторских прав великого деда. Когда после выхода мультсериала про "Незнайку" (с позаимствованной из "Пер-Гюнта" музыкальной темой) издательство "Эгмонт" настряпало журналов и раскрасок с Незнайкиными портретами и именем, Носов-внук подал на него иск.
Но Тверской суд, где рассматривалось дело, на голубом глазу выдал: какой такой Незнайка? А-а, вот, почитайте-ка Даля, там есть это слово. ("Незнайка" -- немогузнайка, человек беззаботный, ничего не знающий…") Да и у Пальмера Кокса героя так зовут…
"Эгмонт" же вроде бы как ни при чем, потому что договаривался с создателями мультфильма, "самостоятельного произведения". Между тем сам Игорь Носов подписывал договор только с мультстудией, где не было ни слова о продукции, которую начали продавать после выхода мультика на экраны (в нем был лишь пункт о том, что некоторые товары будут выпущены для рекламы картины).
Внук Носова проиграл и другой суд -- с компанией "Время АВ", выпускавшей паззлы с коротышками.
Товарный знак Незнайки Игорь Носов разрешил использовать только нижегородской компании "Нижфарм", которая планирует выпускать дорогую детскую косметику -- а-ля "Проктер энд Гэмбл".
Нет отбоя от пилюллеров: продолжатели коротышечьих дел
В Германии вышла книга некоего писателя Клауса Шнобеля о приключениях Нихтферштейкина. Повесть рассказывает о сказочном городке Блюменштадте, в котором живут маленькие трудоголики Пилюллер, Винтикберг, Ферштейкин и пр.
Наследники Носова подали на Шнобеля в Гаагский суд.
Загорелся продолжением "Незнайки" и писатель Владислав Шебашов, пишущий под псевдонимом Борис Карлов. Говорит, что всю жизнь видел о Незнайке сны. Однако, издав свои книги в 1999-м, тут же получил по носу за нарушение авторских прав. Книги пришлось переписать: новый главный герой Карлова теперь не коротышка, а гном, и зовут его Карлуша.
Есть еще мальчик Гриша Вайпан, "самый юный писатель России". В свои 8 лет он написал "Незнайку в Каменном городе", изданную в 2000-м тиражом 5000 экз., когда Грише исполнилось уже 10. Два года понадобилось на утрясание авторских прав. Кончилось победой Гришиного папы, юриста, который (как потом и тверские судьи) доказал, что Незнайку придумал не Носов.
А что внутри? Как пишут критики, мальчик вольно обошелся с первоисточником. Нельзя давать оценки, не читая. Хотя вообще плоды детских игр "в писателя" обычно умиляют только родителей.
На детях гениев природа отдыхает, а на внуках? Игорь Петрович Носов не избежал искушения продолжить дело деда. Его "Остров Незнайки" основан на событиях из жизни сына Вани, а "Путешествие Незнайки в Каменный город" заявлено как "экологическая сказка". От чего сразу же сводит скулы. (Почти как "Крокодил Гена -- лейтенант милиции"). Имел ли право Игорь Петрович распоряжаться дальнейшей судьбой Незнайки, "члена их семьи"? Решайте, книги на прилавках…
Так говорил Незнайка
и другие герои

"Палка -- селедка!"
"Надо сбросить того, кто самый ворчливый".
"Лежи да сморкайся, вот тебе и все развлечение".
"В целях предупреждения заболевания синяками мы должны оставить малышей в больнице".
"Нет такого правила, чтоб по два раза в день умываться!"
"Если каждому говорить "пожалуйста", то дождешься, что кто-нибудь и на голову сядет!"
"У всех только и разговору: "Слон, слон!" А чего там смотреть? Одна голова да уши".
"У нас хрюкать не принято, а если вам уж так хочется, то можете пойти дома похрюкать, а потом приходите снова".
"В гостях сколько ни ешь, а дома подзаправиться не мешает".
"По-моему, самое сногсшибательное будет, если мы протянем поперек тротуара веревку, чтобы все спотыкались и падали".
"Тепло, светло, и мухи не кусают".
"Вот она, невесомость ваша, у меня на носу!"
Нильс ГУСЕВ

0 коммент.:

Отправить комментарий