Как стать идеальным, не напрягаясь? Таблетку знаний для ленивых, смелости для трусливых и терпения для вспыльчивых еще не придумали, а жаль... Но все же есть несколько методов, обещающих облегчить жизнь недисциплинированному, вечно спешащему человечеству. Мы не видим и не слышим тайные послания, но, попадая прямо в подсознание, они изменяют нас: ускоряют обучение, придают нам смелости и раскрывают новые творческие способности… Помните рекламу видеокурсов с эффектом 25 кадра или аудиокурса Илоны Давыдовой?
История теории.
25 кадр появился в 50-е годы и сразу привлек к себе внимание испуганной публики. Специалист по рекламе Джеймс Викари опубликовал в журнале сообщение о своем удачном эксперименте. Он тайно вмонтировал фразы "Ешь попкорн" и "Пей кока-колу" в кадры обычного фильма, который показывали в ближайшем кинотеатре. Кадры появлялись на экране на доли секунды, и глаз зрителя их не успевал ловить. Никто их не видел, но всем немедленно захотелось колы и попкорна! По утверждению Викари, продажа попкорна в дни эксперимента увеличивалась на 57,7%, а кока-колы -- на 18,1%. Сразу же по газетам и журналам прошла волна возмущенных статей: игры с подсознанием ничего не подозревающих людей недопустимы! Голливуд начал один за другим стряпать фильмы про шпионов, где ничего не подозревающий человек в один прекрасный день вдруг брал пистолет и убивал президента, потому что "включилась" заложенная в его подсознании программа. Подсознательным приказам невозможно сопротивляться, а этим так и норовят воспользоваться службы безопасности и рекламщики, так считал полвека назад каждый человек. Подобная реклама сразу же была запрещена в США, Австралии и Англии. Но методы убеждения, нацеленные на подсознание, быстро перекочевали из запрещенной рекламы в разрешенные методики самосовершенствования. Здесь-то подсознание обрабатывают для пользы человека! С помощью "эффекта 25 кадра" и записанных на аудиопленке неслышных приказов нас обещают научить иностранным языкам, усилить нашу память, уверенность в себе, закодировать от курения, помочь снизить вес, научить контролировать свои эмоции и прочая, и прочая... Такое "зомбирование" во благо -- отдельный процветающий международный бизнес, только в США покупатели тратят на них ежегодно около пятидесяти миллионов долларов в надежде на самоусовершенствование.
История практики.
Многие психологи очень заинтересовались открытием Викари и мечтали иметь в своем арсенале такой способ влияния на пациентов. Изучению 25 кадра были посвящены сотни работ, но... нет ни одной, которая подтвердила бы его эффективность! Какие бы сообщения психологи ни монтировали в свои видеопленки, зрители на них никак не реагировали. Приглядевшись внимательней, исследователи обвинили Джеймса Викари в мошенничестве. Обнаружилось, что в городе, о котором говорил Викари, кинотеатр был крохотным, и в нем просто не могли уместиться десятки тысяч людей, о которых он писал. Ни директор кинотеатра, ни киномеханик и слыхом не слыхивали про Викари и его 25 кадр. Эксперимент Викари был мистификацией, рекламным трюком его агентства. Но, может быть, эффект все же существует, просто он неуловим для психологов? Ведь говорят же люди, пользующиеся подобными пленками, что они им очень помогают?
Круче, чем плацебо.
Несколько известнейших американских психологов, среди них Аронсон и Эшкенази, решили провести эксперимент. Они закупили аудиопленки, одна из которых была предназначена для улучшения памяти, а другая -- для повышения уверенности в себе. Обычным ухом на обеих можно расслышать только классическую музыку, но в них были еще и послания для подсознания. Эти пленки раздали испытуемым. Но у половины пленок поменяли наклейки: пленки для повышения уверенности в себе теперь назывались пленками для улучшения памяти, и наоборот. Перед экспериментом его участники сдали тесты на память и уверенность в себе. Добровольцы забрали пленки и слушали их так, как советовали производители, каждый день в течение пяти недель. Через пять недель тесты на память и уверенность повторили -- результаты были точно такими же, как и пять недель назад. Но все добровольцы, которые считали, что слушают пленку для улучшения памяти, были уверены, что память у них улучшилась (хотя половина из них получила совсем другие пленки!) И все участники, которые считали, что слушали пленку для повышения самооценки, радовались, что стали уверенней в себе. В общем, несмотря на то, что эффекта от пленок не было никакого, испытуемые были уверены, что он есть! Подобные же эксперименты были проведены и для видеозаписей. Какие бы послания ни вносились в 25 кадр, добровольцы на них не реагировали. Когда на экране мелькала надпись "Позвони нам прямо сейчас", те зрители, которые слышали про эксперимент Викари, утверждали, что им сильно захотелось пить и есть. А те, кто не слышал про него, вообще никак не отреагировали. Интересно, что военные психологи давно отказались от таких методов "подготовки шпионов": уж слишком они ненадежны и малоэффективны. Но помалкивают, чтоб народ продолжал бояться. А тем временем бизнес по производству подсознательных записей процветает и через полсотни лет после всех разоблачений. Уж очень людям хочется верить, что можно научиться всему без усилий. Во сне, или слушая музыку, или просто глазея на экран. Чтобы было как в сказке: таблетка знаний, таблетка для смелости, таблетка от жадности... Именно поэтому половина читателей предпочтут усомниться в этой статье, но свою веру в сказочный 25 кадр сохранят незыблемой. В конце концов, в жизни должно быть место сказке!
История теории.
25 кадр появился в 50-е годы и сразу привлек к себе внимание испуганной публики. Специалист по рекламе Джеймс Викари опубликовал в журнале сообщение о своем удачном эксперименте. Он тайно вмонтировал фразы "Ешь попкорн" и "Пей кока-колу" в кадры обычного фильма, который показывали в ближайшем кинотеатре. Кадры появлялись на экране на доли секунды, и глаз зрителя их не успевал ловить. Никто их не видел, но всем немедленно захотелось колы и попкорна! По утверждению Викари, продажа попкорна в дни эксперимента увеличивалась на 57,7%, а кока-колы -- на 18,1%. Сразу же по газетам и журналам прошла волна возмущенных статей: игры с подсознанием ничего не подозревающих людей недопустимы! Голливуд начал один за другим стряпать фильмы про шпионов, где ничего не подозревающий человек в один прекрасный день вдруг брал пистолет и убивал президента, потому что "включилась" заложенная в его подсознании программа. Подсознательным приказам невозможно сопротивляться, а этим так и норовят воспользоваться службы безопасности и рекламщики, так считал полвека назад каждый человек. Подобная реклама сразу же была запрещена в США, Австралии и Англии. Но методы убеждения, нацеленные на подсознание, быстро перекочевали из запрещенной рекламы в разрешенные методики самосовершенствования. Здесь-то подсознание обрабатывают для пользы человека! С помощью "эффекта 25 кадра" и записанных на аудиопленке неслышных приказов нас обещают научить иностранным языкам, усилить нашу память, уверенность в себе, закодировать от курения, помочь снизить вес, научить контролировать свои эмоции и прочая, и прочая... Такое "зомбирование" во благо -- отдельный процветающий международный бизнес, только в США покупатели тратят на них ежегодно около пятидесяти миллионов долларов в надежде на самоусовершенствование.
История практики.
Многие психологи очень заинтересовались открытием Викари и мечтали иметь в своем арсенале такой способ влияния на пациентов. Изучению 25 кадра были посвящены сотни работ, но... нет ни одной, которая подтвердила бы его эффективность! Какие бы сообщения психологи ни монтировали в свои видеопленки, зрители на них никак не реагировали. Приглядевшись внимательней, исследователи обвинили Джеймса Викари в мошенничестве. Обнаружилось, что в городе, о котором говорил Викари, кинотеатр был крохотным, и в нем просто не могли уместиться десятки тысяч людей, о которых он писал. Ни директор кинотеатра, ни киномеханик и слыхом не слыхивали про Викари и его 25 кадр. Эксперимент Викари был мистификацией, рекламным трюком его агентства. Но, может быть, эффект все же существует, просто он неуловим для психологов? Ведь говорят же люди, пользующиеся подобными пленками, что они им очень помогают?
Круче, чем плацебо.
Несколько известнейших американских психологов, среди них Аронсон и Эшкенази, решили провести эксперимент. Они закупили аудиопленки, одна из которых была предназначена для улучшения памяти, а другая -- для повышения уверенности в себе. Обычным ухом на обеих можно расслышать только классическую музыку, но в них были еще и послания для подсознания. Эти пленки раздали испытуемым. Но у половины пленок поменяли наклейки: пленки для повышения уверенности в себе теперь назывались пленками для улучшения памяти, и наоборот. Перед экспериментом его участники сдали тесты на память и уверенность в себе. Добровольцы забрали пленки и слушали их так, как советовали производители, каждый день в течение пяти недель. Через пять недель тесты на память и уверенность повторили -- результаты были точно такими же, как и пять недель назад. Но все добровольцы, которые считали, что слушают пленку для улучшения памяти, были уверены, что память у них улучшилась (хотя половина из них получила совсем другие пленки!) И все участники, которые считали, что слушали пленку для повышения самооценки, радовались, что стали уверенней в себе. В общем, несмотря на то, что эффекта от пленок не было никакого, испытуемые были уверены, что он есть! Подобные же эксперименты были проведены и для видеозаписей. Какие бы послания ни вносились в 25 кадр, добровольцы на них не реагировали. Когда на экране мелькала надпись "Позвони нам прямо сейчас", те зрители, которые слышали про эксперимент Викари, утверждали, что им сильно захотелось пить и есть. А те, кто не слышал про него, вообще никак не отреагировали. Интересно, что военные психологи давно отказались от таких методов "подготовки шпионов": уж слишком они ненадежны и малоэффективны. Но помалкивают, чтоб народ продолжал бояться. А тем временем бизнес по производству подсознательных записей процветает и через полсотни лет после всех разоблачений. Уж очень людям хочется верить, что можно научиться всему без усилий. Во сне, или слушая музыку, или просто глазея на экран. Чтобы было как в сказке: таблетка знаний, таблетка для смелости, таблетка от жадности... Именно поэтому половина читателей предпочтут усомниться в этой статье, но свою веру в сказочный 25 кадр сохранят незыблемой. В конце концов, в жизни должно быть место сказке!
0 коммент.:
Отправить комментарий