вторник, 14 декабря 2010 г.

Куда идешь ты, бумажная шапочка, с леденцом и красным шариком?

Разумные толпы захватывают мир
"...Находиться в центре города сверить часы с часами на гостинице Украина при себе иметь бумажную шапку изготовленную по схеме шапку не надевать и не показывать не делать шапки из бесплатных газет вход со стороны Карла Маркса с 17-17 до 17-22 заходят те у кого четный день рождения с 17-22 до 17-25 те у кого нечетный сразу после входа в помещение достать из сумки или кулька предварительно сделанную из газеты шапочку сказать "Красиво жить не запретишь" надеть шапочку себе на голову проходим на экскалатор по второму этажу доходим до лестницы спустится на первый этаж покинуть помещение через выход на Короленко снять шапку после выхода не выкидывать..."

Вот так. Будто бы снова кому предлагают захватить первым делом почту, телеграф и телефон. Не зря организаторы флэш-моба призывают: "Стань участником новой революции!"
Что же значит иностранное слово, которое миру пришлось учить этим летом?
Флэш-моб -- это толпа. Несколько сотен людей внезапно появляются где-нибудь на улице и совершают одинаковые дурацкие действия: например, машут руками или раздеваются. Минут через десять толпа так же незаметно рассасывается.
Безумие началось в Нью-Йорке в июне этого года. Многие получили по электронной почте письма с приглашениями принять участие в "творческой акции". Им предлагалось сверить часы и в 7 вечера 17 июня быть в одном из манхэттенских баров. Уже на месте они получили дополнительные указания. Так состоялся первый флэш-моб, во время которого больше сотни человек поднялись на 9 этаж магазина, в отдел ковров. Все как один сказали продавцу, что живут в коммуне и хотят приобрести вот этот именно ковер для любовных игр.
Второй флэш-моб прошел 2 июля. 250 человек собрались неподалеку от одного из отелей, 15 секунд громко хлопали в ладоши и разошлись.
Сейчас такие акции устраивают каждые два-три дня...
Флэш-моб вдохновили пьяные Санта-Клаусы
Стихийные на взгляд постороннего сборища называют по-разному: "умная толпа" или "внезапная толпа", "смарт-моб" и "флэш-моб" соответственно. Последний термин восходит к фантастическому рассказу Ларри Нивена (1973), в котором толпа зевак телепортировалась в места катастроф. Первый популяризирован писателем Говардом Рейнгольдом в книге "Умные толпы: следующая социальная революция" (2002). Прочитав ее, вебмастер Роб Зазуэта открыл специальный сайт для тех, кто ищет или организует разумную толпу (www.FlockSmart.com).
В принципе, идея объединять группы людей с помощью интернета не нова. Как говорит Рейнгольд, на Филиппинах режим Джозефа Эстрады сбросили, договорившись по SMS, а в Южной Корее на результаты выборов повлияли электронные послания.
Да и без электронной помощи можно обойтись. В Сан-Франциско каждый год перед Рождеством устраивается вылазка сотен пьяных Санта-Клаусов. Народ повсюду охотно толпится на многочисленных городских праздниках. Только свистнул скандальный американский фотограф Спенсер Туник -- и семь тысяч человек пришли на площадь в Барселоне, чтобы сфотографироваться ню. Самый многолюдный нудистский снимок был сделан из люльки подъемного крана, которая зависла над тысячами голых задов.
Идея бойцовского клуба Чака Паланика тоже близка к идее "умной толпы".
Но в отличие от бойцовского клуба флэш-моб не вредит никому. Тот же Рейнгольд считает, что толпа скоморохов не опасна, болельщики на стадионах куда хуже. К тому же флэш-моб ничего не стоит: народ развлекает себя сам.
Сотни флэш-мобов планируются в эти минуты по всему миру. Самые разные люди увлечены их организацией, и по главным правилам движения никто не знает их имен.

Всемирные правила флэш-моба
У флэш-моба уже появилась своя терминология. Сквилер ("доносчик", "визгун") -- это человек, которого пригласили в толпу по е-мейлу, но он ничего не понял или не захотел и сообщил властям. Мобератор -- секретный организатор мероприятия. Есть и основные правила:
1. До акции категорически запрещается общение с любыми СМИ. Чтобы она была неизвестной почти до конца, участникам точно не говорится, что нужно делать, до начала самого события. Организаторы (их опознают по оговоренным приметам -- одинаковым книгам, красным шарикам, зонтикам с попугаями) на месте раздают печатные инструкции.
2. Действо обязательно должно быть забавным и эксцентричным, чтобы все покидали его с улыбкой.
3. Нельзя нарушать этические нормы.
А одесские правила добавляют: "Не стоит приходить, если вы по каким-либо причинам не сможете удержаться от истерического смеха..."

А может, все-таки были бананы?
Так развлекаются дураки дурацкие в мире


Нью-Йорк, Рим, Лондон, Париж, Дублин. Флэш-мобы уже прошли в Бразилии и Южной Африке, и после австралийского сборища в Мельбурне на земле не останется континента, где не побесновалась бы случайная толпа. Кроме Антарктиды. А жаль, пингвины выглядели бы отличными мобберами, все как один в черно-белом!
* В Берлине семь десятков человек совершали акробатические прыжки под руководством мобератора с радужным зонтиком.
* 24 июля в Центральном парке Нью-Йорка толпа мобберов подражала крикам диких птиц.
* В Цюрихе заговорщики собрались на вокзале и взялись за руки.
* Первый в Европе флэш-моб прошел 24 июля в Риме: итальянцы опередили англичан, которые слишком долго договаривались. Сотни человек спрашивали в книжном о несуществующих книгах.
* В немецком Дортмунде флэш-мобберы тусовались возле выставки стиральных машин и ели бананы.
* В Лондоне 7 августа около 200 посетителей одновременно вошли в лондонский мебельный салон, уселись на диваны и начали звонить по мобильникам. В разговорах им было запрещено употреблять слова с буквой "о".
* Шестой флэш-моб Нью-Йорка прошел в магазине игрушек. Участники неподвижно смотрели на модель движущегося динозавра 3 минуты, потом упали на колени и начали бурно реагировать на каждый рык динозавра. Напуганный персонал тут же выключил игрушку и вызвал полицию.
* В Цинциннати акция толпы называлась "Я люблю рыбу". Мобберы стояли у аквариума с поднятыми руками и спрашивали: "Дельфин -- это млекопитающее или рыба?" (злые языки говорят, что для необразованных американцев это неочевидное знание).
* В Берлине около 250 человек собрались рядом с американским посольством на Унтер-ден-Линден, откупорили шампанское и враз выпили "за Наташу".
* В Денвере толпа из 400 человек разделилась: одни поднялись на верхние этажи, другие остались внизу. Потом начался воображаемый теннис: снизу кричали "пинг", сверху -- "понг", будто отбивая шарик.
* В Кембридже несколько сотен мобберов ввалились в книжный магазин и стали просить открытку для Билла.
* 50 человек удивили работников английского благотворительного магазина: они принесли ненужную одежду, помахали ею над головой, распевая: "Give it away", сбросили тряпье и удалились.
* 13 августа в бразильском Сан-Паулу мобберы сняли туфли и стучали каблуками по мостовой.

Есть ли города в столице Непала
А так -- в России и Украине


У наших мобберов собственная гордость и пр. Во-первых, нигде в мире, кроме как у нас, участников не предупреждают: "Помните, что организаторов у флэш-моба нет, поэтому за свои противоправные действия вы будете отвечать сами". Во-вторых, у нас нарушается главное условие: анонимность и случайный подбор мобберов. В заграничных разумных толпах резвятся люди, не знакомые между собой, и никто не ставит целью их подружить. Наша же толпа -- это сборище если не знакомых, то полузнакомых людей, которые заранее обо всем договорились на интернет-форуме, которые знают, кто все организовал, а после "похода" отправляются весело обсуждать тусовку за пивом.
15 августа двадцать человек встретились в ГУМе у фонтана. Они должны были водить хоровод, а затем аплодировать и бросать в фонтан монетки. Вышло, что за руки брались вяло, хлопали тихо -- можно сказать, акция провалилась.
16 августа участники должны были явиться на Московский и Ленинградский вокзалы в Питере и Москве с табличками и шариками, якобы встречая из Москвы Татьяну Лаврухину, а из Питера -- "Владимира Владимировича".
В этот же день в Днепропетровске в торговом центре "Гранд Плаза" состоялась упомянутая в начале статьи акция. Все получилось, правда, вертящаяся дверь не дала вломиться всей толпе сразу, а кондиционеры сдували бумажные шапочки с голов.
17 августа сорок человек пришли к Центральному телеграфу Москвы с зонтиками. Предполагалось, что они будут бродить вокруг под зонтиками в солнечную погоду, но, как назло, пошел дождь, и участники перестали быть заметны для прохожих. Тогда все зашли внутрь и начали спрашивать, сколько стоит телеграмма в Катманду. Растерянные телеграфисты отвечали, что 9 рублей слово. (Как сообщило одно из новостных агентств, "к сожалению, в архивах Центрального телеграфа не оказалось ни одного названия города в этой стране". Какие могут быть сожаления, все в порядке на нашем телеграфе, Катманду -- это город.)
В Киеве флэш-моб огранизовали юзеры "Живого Журнала" -- известного сайта, где тысячи людей ведут свои виртуальные дневники. Сначала все собирались подойти к железной пальме на Майдане и фотографировать ее. Но отыскался сквилер (см. выше), новость попала в СМИ, и план изменили. В результате участники должны были купить по леденцу на палке и сосать их в определенном месте у конфетного ларька, приставая к продавцам с вопросом: "Скажите, пожалуйста, сколько нужно съесть таких конфет, чтобы поправиться на 7 кг?"

"Мои родители стали толпой"
Будущее флэш-моба

Что же это? Прихоть художника, который устраивает акцию самовыражения? Начало нового общественного движения? Тоска по временам хиппи? Средство от депрессии? Просто повод подурачиться? Реакция на то, что за современным человеком всюду следят глазки телекамер? Имитация общения в век, когда люди не отрываясь сидят перед компьютерами и улыбаются друг другу не вживую, а смайликами?
И первое, и второе, и третье...
Что ждет толпу добровольных чокнутых? Может быть, новая игрушка надоест человечеству еще быстрее, чем старые. А может, власти попытаются ее отобрать -- тогда она просуществует чуть дольше. Вполне вероятно, толпу приколистов попытаются использовать и в политических целях. Орала же недавно в Лос-Анджелесе сотня мобберов, нацепив маски Буша-младшего: "Буш -- лжец!"
Один из авторов американского сайта flashmob.info шутит на тему будущего "умной толпы".
Сентябрь 2003
На флэш-мобах появляются первые продавцы еды, напитков и футболок с надписью "Мои родители стали толпой, а у меня нет ничего, кроме этой вшивой футболки". Секретные агенты собирают досье на известных мобберов.
Первые моб-войны. Мир мобберов распадается на фракции абсурдистов, дуракавалятелей и приколистов.
Ноябрь
Спонсируемый флэш-моб. Известные фирмы дают денег, взамен толпа носит их одежду и ест их продукты.
Декабрь
Коммерческий флэш-моб. В магазинах полно товаров: пластиковые носы, косматые брови, сценарии.
Январь
В Голливуде снимается фильм о флэш-мобберах.
Март-апрель
Тусоваться неинтересно уже никому. "Вульгус ("толпа" по-латыни) сапиенс" вымирает.
Татьяна АЛЕШИНА

0 коммент.:

Отправить комментарий