среда, 1 июня 2011 г.

Жена, слышь, ворует, а я продаю.


Хроники
31 июля.
Становится известно, что из отдела истории русского искусства в Эрмитаже пропал 221 экспонат, а именно: сотня с лишним икон, церковная утварь, ювелирные украшения и эмальерные произведения XVIII-XX веков (декорированные эмалями часы, посуда, портсигары, фоторамки и т.п.). Оценочная стоимость пропавшего -- $5 млн. Рыночная стоимость превышает оценочную в 20 раз.

Недостача установлена в ходе ревизии, которая в музее-гиганте ведется непрерывно: представители надзорного органа -- Росохранркультуры и сотрудники Эрмитажа отдел за отделом и раз за разом, по кругу проверяют запасники, сопоставляя учетную опись миллионов экспонатов с их фактическим наличием.
Очередную плановую проверку наличия в русском отделе начали почти год назад, осенью. Тогда же, осенью, скончалась 52-летняя Лариса Завадская -- хранительница коллекции. Коллеги, на глазах которых это произошло, вспоминают, что она встала из-за стола и тут же упала замертво. А еще коллеги не могут поверить в причастность хранительницы к краже и характеризуют ее как порядочного и преданного своему делу человека.
1 августа.
Михаил Пиотровский проводит пресс-конференцию. По слухам, директор Эрмитажа как мог препятствовал разглашению инцидента, а когда информация все же просочилась, он, грозя увольнением, запретил сотрудникам разговаривать с журналистами. Все комментарии по делу Михаил Борисович предпочел давать сам. На пресс-конференции он назвал кражу "ударом в спину".
Несколькими днями позже глава Федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой выносит Пиотровскому выговор за ненадлежащую сохранность коллекции музея.
3 августа.
Список похищенного появляется в интернете. Коллекционеры и антиквары реагируют мгновенно.
В этот же день возвращена икона "Собор всех святых" (серебряный с позолотой оклад, изумруды, сапфиры; 1893 год; $200 000). Икону нашли в мусорном баке на улице Рылеева в Петербурге, ее подбросил какой-то коллекционер-аноним.
Всего же (к моменту написания данного текста) в Эрмитаж возвращены 24 экспоната. Схема возврата, в основном, та же: некто звонит оперативникам и говорит, где искать -- в мусорке, в камере хранения или в подворотне у питерского ГУВД. Лишь немногие из тех, кто невольно стал скупщиком краденого, отваживаются вернуть предметы из черного списка в открытую, из рук в руки.
4 августа.
Владелец московского антикварного салона приносит в милицию потир (чашу для причастия), который в 2004 году сдал в салон на комиссию питерский коллекционер Максим Шепель.
5 августа.
39-летний Шепель (кстати, он родом из Новосибирска, его отец -- известный в Новосибирске художник) арестован. Максим утверждает, что законно купил потир в одном из питерских антикварных магазинов и затем законно же перепродал его в столице, о криминальном происхождении вещи он не подозревал.
Тем не менее 7 августа коллекционера помещают в СИЗО, а 8-го утром он попадает в психиатрическое отделение тюремной больницы. Врачи диагностируют "реактивное состояние", а в придачу -- "проникающее ранение глаза". За одну ночь в изоляторе Шепель стал невменяемым и, по версии милиционеров, сам проткнул себе глаз авторучкой. Между тем жена Максима Виктория говорит, что ее муж не мог себя покалечить: он панически боится боли и даже царапину воспринимает как тяжелое ранение, к тому же Максим, по словам Виктории, очень уравновешен и нервными срывами раньше не страдал. Сам Шепель в шоке и пояснить, что с ним случилось, не может: он настолько подавлен и напуган, что почти не разговаривает.
15 августа следствие убеждается в невиновности Максима Шепеля, коллекционера освобождают, а его процессуальный статус изменяют, и теперь он проходит по делу не как подозреваемый, а как свидетель. В настоящее время Максим находится в офтальмологической клинике. Врачи опасаются, что он не сможет видеть поврежденным глазом. Вполне возможно, Шепель подаст в суд на Генпрокуратуру, курирующую следствие.
6 августа.
Следствие выясняет, что потир, купленный Шепелем в питерском антикварном магазине, поступил в этот магазин от гражданина Завадского -- мужа Ларисы Завадской.
54-летний Николай Генрихович Завадский арестован. В его квартире найдено 70 с лишним залоговых квитанций из ломбардов, куда мужчина сдавал предметы старины.
Адвокат Завадского упирает на то, что тот всего лишь отдавал на комиссию вещи, полученные от жены, а откуда они и какова их истинная ценность, не догадывался. Но эта версия вызывает сомнения. Николай Генрихович неплохо разбирается в истории искусства, его мать была профессиональным фарфористом, он сам преподавал историю в вузах и наверняка мог отличить музейный раритет от простенькой вещицы, полученной в наследство. Да и наследства у Ларисы Завадской не было, и это Николай Генрихович тоже прекрасно знал.
Вскоре Завадский дает признательные показания. Он надеется, что, взяв вину на себя, отведет подозрения от сына.
8 августа.
Арестован 25-летний Николай Завадский-младший -- молодой человек без определенного рода занятий, зато совсем недавно, в июле, женившийся.
Несмотря на все старания отца выгородить сына, следствие предполагает, что именно Завадский-младший выносил экспонаты из Эрмитажа: с 1999 по 2004 год он работал в музее экспедитором, и именно в этот период совершались хищения. Сам Завадский-младший от показаний отказывается.
11 августа.
В деле появляется еще один фигурант -- 39-летний Иван Геннадьевич Соболев, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского госуниверситета. Завадский-старший называет его инициатором преступления.
На очной ставке Завадский и Соболев рассказывают, что познакомились в 90-х в институте физкультуры, где оба тогда преподавали. Завадский жаловался на нехватку денег, и Соболев намекнул ему, что имеет родственника-антиквара, через которого можно кое-что продать. Завадский намек понял и при посредничестве Соболева продал две иконы. Однако Соболев утверждает, будто бы понятия не имел, что иконы эрмитажные, и вообще ни в чем не виноват.
17 августа.
Отцу и сыну Завадским и Ивану Соболеву предъявляют обвинение по статье 158 часть 4 УК РФ "Кража в особо крупном размере". Если суд докажет их вину, им будет грозить от 5 до 10 лет лишения свободы.
Внимание, вопрос.
* Почему дело возбуждено по 158-й статье, ведь в УК есть специальная "музейная" статья -- 164 ("Хищение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность") и наказание по ней строже -- до 15 лет тюрьмы?
* Если следствие сочло правомерным арестовать Максима Шепеля, то почему не арестовали других антикваров, причастных к скупке краденного? А если других не арестовали, то правомерен ли арест Шепеля?
* Что произошло с Шепелем в СИЗО? И кто ответит за произошедшее?
* Почему Завадские, украв сокровищ на 5 миллионов долларов, жили в коммуналке? Почему Лариса Завадская подрабатывала редактурой курсовых, а ее муж старался получить как можно больше часов преподавания в вузе?
* Почему отец и сын Завадские спокойно дожидались результатов проверки в Эрмитаже и не только не пытались скрыться, но даже хранили дома залоговые квитанции из ломбардов -- явные улики?
* Почему Завадские не продавали украденное на черном рынке, но сдавали в ломбард, где, во-первых, требуют предъявить паспорт, а во-вторых, играют на понижение -- дают за вещи цену гораздо меньшую, чем их реальная стоимость?
* Почему по закону ломбарды не вправе выяснять, откуда у их клиентов сдаваемые на комиссию предметы, а, заподозрив неладное, не вправе сообщать о подозрениях в милицию?
* Кто виноват?
* Что делать?
* И, наконец, где гарантия, что такое не повторится? Из музеев России ежегодно совершается от 50 до 100 краж. В случае с Эрмитажем количество просто переросло в качество.
Цифра.
* Около 1500 музеев в России.
* 80 млн. единиц хранения составляет фонд всех отечественных музеев вместе взятых.
* 603 000 человек работают в музеях страны.
* 8 000 рублей -- средняя зарплата музейщика.
* 9 млрд. рублей нужно на реконструкцию и техническое переоснащение всех российских музеев.
* 3,5 млн. экспонатов в Эрмитаже. Из них выставлено 150 000, остальные хранятся в запасниках.
* 14 лет руководит Эрмитажем Михаил Пиотровский. До этого 26 лет Эрмитаж возглавлял его отец Борис Пиотровский.
* 1 малая планета носит имя "Пиотровский" -- в честь отца и сына.
* В 1981 году принят Международный кодекс музейной этики, в котором, среди прочего, прописано и то, что сотрудник музея не имеет права быть коллекционером.
Из музеев там и тут прут.
* 1997 год. Вологодский художественный музей. Украдена картина Айвазовского "Ниагарский водопад". Через четыре месяца воры задержаны при попытке продать картину.
* 1999 год. Русский музей в Петербурге. В результате вооруженного налета украдены картина и эскиз Василия Перова. Через год они найдены. Преступники пойманы.
* 1999 год. Музей Российской академии художеств в Москве. Похищены 16 картин русских художников (Крамского, Репина и др.). Спустя три дня похитители задержаны, картины возвращены музею.
* 2004 год. Музей пейзажа в городе Плес (Ивановская обл.). Украдено полотно Ивана Шишкина "Луг на опушке леса". Картина найдена. Похитители -- нет.
* Июнь 2006. И вновь Русский музей. Похищены пять предметов из сервиза XVIII века. Вскоре посуду нашли.
* 8 августа 2006 (уже после скандала в Эрмитаже!). Выясняется, что из госархива литературы и искусства в Москве пропал почти весь фонд художника Якова Чернихова -- тысячи рисунков. 274 рисунка стоимостью $1,3 млн найдены: большинство из них были проданы на внутреннем рынке, некоторые "всплыли" на Западе на аукционе "Кристис". Остальные реликвии ищут. Примечательно, что эту пропажу, как и эрмитажную, выявила проверка наличия, а директор госархива заявила о том, что к краже наверняка причастны сами архивариусы.
Наталья СОЙНОВА
Не слышен "Крик"...
Самые крупные западные похищения последних лет
Произведения искусства воруют по всему миру. В списках пропавших -- картины да Винчи, Сезанна, Рембрандта, Ван Гога, Матисса, Мунка, тысячи статуэток, археологические находки, манускрипты и украшения. Каждый раз похищенное оценивается в круглые суммы, хотя, по сути, эти работы и предметы бесценны... Вот некоторые из самых громких "культурных" краж.
Самая дерзкая.
"Крик" Эдварда Мунка воровали под крики посетителей: в августе 2004 года вооруженные преступники в масках за считанные секунды сорвали картину со стены музея в Осло, прихватив еще и вторую работу художника -- "Мадонну". Ущерб составил 133 млн долларов.
И хотя шестеро человек, причастных к краже, в феврале предстали перед судом, картины до сих пор не найдены. Фактически продать столь известные произведения, как "Крик", невозможно. Поэтому выдвигалась и такая версия: произведения Мунка просто сожгли.
Кстати, "Крик" уже воровали в 1994 году, но тогда благодаря Интерполу картину удалось найти через несколько месяцев.
Пропавшие произведения Мунка были застрахованы только от пожара и наводнения, но не от похищения: цена такой страховки слишком велика для коммуны Осло, которой принадлежали картины.
По мотивам кражи "Крика" в Норвегии даже создали настольную игру. Она в точности повторяет ход событий в день пропажи полотна.
Самая хитрая.
Сокровища воруют не только из музеев. В прошлом году полицейские Индонезии задержали группу "подводных археологов" из Германии и Франции, которые под носом у властей грабили затонувший в районе Суматры китайский корабль Х века. Старинного фарфора эпохи Пяти династий европейцы натаскали на 5 миллионов долларов. Они отрицают все обвинения и утверждают, что все время предоставляли информацию о своих изысканиях. Так ли это, неизвестно, но если обвинения подтвердятся, археологам грозят десятки лет тюрьмы.
Самая тяжелая.
Из хранилищ испанского музея современного искусства пропала скульптура весом в 38 тонн. В последний раз это авангардное произведение американца Ричарда Серра видели в 1992 году. А купили эти четыре цельнометаллических блока -- так выглядела скульптура -- под названием "Герника-Бенгази" в 1986 году за 38 млн песет. Поскольку здание музея не могло выдержать веса шедевра, его отправили на частный склад в Мадриде. И вот недавно во время инвентаризации выяснилось, что склад разорился, а скульптура исчезла. Директор музея считает, что она найдется, но испанские журналисты намекают, что, скорее всего, мало похожий на произведение искусства кусок металла был по ошибке отправлен на переплавку.
Самая "дорогая".
В 1990-м из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер г. Бостона похитили картины Рембрандта, Вермеера, Дега, Моне, а также старинную китайскую чашу на сумму 300 млн долларов.
Другая "дорогая" кража оказалась неудачной. В 1991 г. из Музея Ван Гога в Амстердаме похитили 20 картин общей стоимостью 500 млн долларов. Однако уже через полчаса они были обнаружены в машине, брошенной неподалеку от музея.
Самая таинственная.
По крупнейшим библиотекам мира прокатилась серия странных краж. Из книг британской, бостонской, нью-йоркской и других библиотек были вырезаны редчайшие карты XVI и XVII веков, в основном с изображениями Нового Света. Антиквары считают, что преступники точно знают, какие карты ищут, и выполняют чей-то заказ. Не исключено, что пропаж было больше, ведь все книги из библиотечных собраний пролистать невозможно.
Самая варварская.
В этом году во время традиционного карнавала из музея Рио-де-Жанейро пропали картины Пикассо, Дали, Моне и Матисса. Четверо злоумышленников с пистолетами и гранатой вечером ворвались в музей, заставили охранников отключить сигнализацию и заперли посетителей в одном из залов, предварительно опустошив их кошельки. Грабители были одеты в костюмы танцоров самбы, и, похитив самые ценные полотна, смешались с карнавальной толпой. Громкая музыка шествия помешала охранникам позвать на помощь.
"Танец" Пикассо, "Два балкона" Дали, морской пейзаж Моне и "Люксембургский сад" Матисса считались национальным достоянием Бразилии (сумма ущерба -- около 50 млн долларов), но не были застрахованы. Фрагменты рам от первых трех картин были обнаружены на пепелище: не исключено, что полотна были сожжены. А пропавшего Матисса в течение четырех часов предлагали к продаже на... одном из российских интернет-аукционов.
Самая странная.
Из музея в Зальцбурге ночью украли восковую голову Моцарта в натуральную величину. Фигура композитора была частью экспозиции мультимедийного музея "Рядом с Моцартом".
Самая масштабная.
Весной 2003 года неизвестные подвергли разграблению музеи и исторические места Ирака. В результате до 10 000 экспонатов до сих пор числятся пропавшими.
Гусь вместо коровы.
Как знатоки подделывают картины.
На что тратят деньги те, у кого есть все? В особой моде у московских богачей сегодня -- создавать собственные коллекции картин. Самые популярные полотна в ней, опять же по нынешней моде, -- пейзажи XIX века, написанные русскими художниками. За последние годы цены на некоторые из них выросли раз в 40. Только в 2005 году на аукционах "Сотби" и "Кристи" русской живописи продали на 60 млн долларов, и большинство картин вернулись в Россию.
Только вот подлинников среди них -- негусто. Филигранная работа русских жуликов ставит в тупик и продавцов, и покупателей, и экспертов. Мошенники с искусствоведческим образованием делают так: берут картины малоизвестных европейских художников XIX века, купленные на аукционах за 1-20 тысяч долларов, замазывают на них европейские виды и подрисовывают русские детали. К примеру, добавляют листья деревьям, затушевывают западные дома, акведуки, коров и взрослых людей, а пририсовывают избушки, детей и гусей. Картины лакируют и наносят на них мелкие трещинки, указывающие на возраст... После "доработки" картину продают уже не за 5 тысяч, а за 125. И покупатели находятся всегда.
Обычное исследование, которое состоит в визуальной оценке стиля, а также ультрафиолетовом анализе некоторых элементов, обмана не обнаруживает. Ведь основная часть картин действительно создана в XIX веке. И только тщательный химический анализ всех слоев краски может выявить подделку.
Жуликам помогает и то, что никто не удивляется появлению на аукционах неизвестных ранее шедевров Шишкина, Поленова, Киселева, Васильева: в бурные годы российской истории многие картины десятилетиями лежали в запасниках.
Хранитель Третьяковки Владимир Петров несколько лет занимается выявлением подделок. По каталогам аукционов он составил сборник фотографий, где на каждую картину -- по два снимка: какой она была раньше и какой стала после того, как побывала в руках наших мошенников.
За все время удалось посадить только одну пару фальсификаторов: Татьяну и Игоря Преображенских. По слухам, одна из проданных ими подделок даже оказалась в собственности президента Путина. И если бы не этот факт, не видать бы делу расследования.
А сам Петров теперь ходит с двумя телохранителями: те, кто получает баснословную прибыль от перерисовывания картин, неоднократно угрожали ему.
Нильс ГУСЕВ

0 коммент.:

Отправить комментарий