Есть ли жизнь без мозга?
Что мы знаем о человеческом интеллекте? То, что люди -- самые умные существа на планете. И что, скорее всего, произошло это благодаря увеличению размера мозга -- почти в три раза за два миллиона лет по сравнению с нашими волосатыми полуобезьянними предками.
Впрочем, кто сказал, что интеллект напрямую зависит от объема мозга? И что он вообще зависит от этого органа?..
Выражение: "Мысли витают в воздухе" -- мы привыкли считать метафорой. Но есть ученые, которые считают, что мысль действительно способна существовать вне нашего тела. Мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли! К примеру, в этом был убежден крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии I степени и одновременно архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий, который был канонизирован в 1996 году). Он писал: "Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность и все наше бытие" -- когда мозг работает как коммутатор, принимая сигналы и передавая их к абонентам. Но как это доказать?..
Как свидетельствует молва, однажды Иосиф Сталин вызвал к себе Войно-Ясенецкого и с издевкой спросил: "Неужели знаменитый врач верит в существование души?" "Верю", -- ответил тот. "И вы нашли ее в теле человека во время многочисленных операций?.." "Нет, -- заметил ученый, -- но могу я задать вам встречный вопрос?" -- "Конечно". -- "Верите ли вы, что у человека есть совесть?" Сталин некоторое время молчал, а затем изрек: "Верю". -- "Скажу с предельной откровенностью, в телах оперируемых больных я совести тоже не обнаружил", -- ответствовал архиепископ Лука.
Английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановки сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий, которые видели как бы откуда-то сверху. Таким образом, как утверждают ученые, сознание существует и во время отключения мозга! Но -- сознание ли?..
В конце 2002 года швейцарские нейрофизиологи из Женевского и Лозанского университетов обнаружили нервный центр, благодаря которому некоторые люди видят мистические галлюцинации. Исследователи подвергали стимуляции слабым электрическим током некоторые участки коры головного мозга во время операции пациентки, страдающей эпилепсией. Женщина находилась в сознании и могла описать свои ощущения. Когда экспериментатор затронул зону в коре правого полушария, больная сообщила, что чувствует, будто ее тело куда-то проваливается и становится невесомым. Когда силу стимуляции увеличили, ей показалось, что она видит себя лежащей в кровати, причем смотрит на себя сверху.
Исходя из этих данных, во время клинической смерти происходит неравномерное затухание мозговых функций, поэтому умирающий и может иногда видеть и слышать то, что происходит в одной с ним комнате. Плюс к тому перевозбуждается центр, ответственный за возникновение галлюцинаций. Да, но как тогда объяснить, что отделившаяся от тела "душа" порой видит, что делается в ДРУГИХ помещениях больницы, где друзья и родственники с нетерпением ждут результатов операции? Галлюцинацией не может быть то, что происходит на самом деле...
Но убедительнее о том, что человек может обходиться без мозга, говорят многочисленные и до сих пор необъяснимые случаи из врачебной практики. К примеру, в 1935 году в госпитале Святого Винсента в Нью-Йорке родился ребенок, у которого полностью отсутствовал мозг. Тем не менее наперекор всем медицинским концепциям в течение 27 дней он жил, ел и кричал, как это делают все новорожденные. Причем поведение ребенка, как утверждали очевидцы, было абсолютно нормальным, и о том, что у него нет мозга, до вскрытия никто даже не подозревал.
Немецкий исследователь Хуфланд столкнулся с не менее поразительным случаем. Он вскрыл черепную коробку человека, которого разбил паралич. И вместо мозга он обнаружил там около 300 мл воды! Между тем больной до самой своей кончины сохранял все умственные и физические способности...
"Дуромеры" от Китая до Америки.
Чем бы ни мыслил человек, для жизни насущной важнее другое: как измерить интеллект. Кто кого умнее и что ему за это будет...
Интеллектуальные тесты впервые появились в Китае в VII веке нашей эры. Чиновники проходили экзамены, где проверялись их умственные способности -- от этого зависело их зачисление в один из трех чиновничьих классов.
История стандартизированных тестов интеллекта началась в 30-х годах ХХ века во Франции. Причем Альфред Бине, создающий подобные тесты для школьников, ставил целью не измерение уровня интеллекта, а выявление детей с низкими способностями, у которых могут возникнуть трудности в школе. Тесты Бине взяли на вооружение английские и американские психологи, и было дано понятие IQ (Intelligence Quotient) или КИ -- коэффициент интеллекта. Поначалу тесты применялись у детей для прогноза дальнейшей успеваемости в школе, а затем американский пcиxoлoг Гaнc Юpгeн Aйзeнк paзpaбoтaл тecты для взpocлыx. Они состоят из нескольких десятков задач, которые нужно решить за ограниченное время.
У тестов IQ есть и последователи, и противники. С одной стороны, это первый измеряемый научными методами показатель уровня интеллекта, а с другой, говорят, что IQ показывает лишь то, как хорошо вы справляетесь с тестами на IQ. Существовали и более "простые" контраргументы использованию подобных тестов. Например, Гитлер наложил запрет на тесты на IQ потому, что считал их еврейской выдумкой (хотя на самом деле евреи играли в развитии тестов на интеллект значительно меньшую роль, чем в любой другой области психологии). А Сталин запретил эти тесты потому, что считал их выдумкой буржуазной (хотя первые разработчики тестов на IQ задавались целью повысить шансы детей из рабочей среды на получение хорошего образования). Тем не менее в книге Шнайдермана и Ротмана "Споры вокруг IQ" приведены результаты опроса более 600 специалистов в разных областях психологии, которые были единодушны в вопросе: "В чем же польза тестов на IQ и что они измеряют?" Итак, IQ показывает: степень способности мыслить абстрактно, рассуждать, способности к решению задач и к приобретению знаний. А это все-таки реальные показатели ума!
Средней величиной коэффициента интеллекта считается показатель в пределах мeждy 86 и 114. Цифры 69-85 говорят о слаборазвитом интеллекте (ниже -- о слабоумии), 115-124 -- интеллект выше среднего, 125-134 -- высокоразвитый интеллект, людей с IQ более 135 называют гениальными... хотя есть и свои "но". Сам Айзенк признавал, что подобные тесты рассчитаны на "разгадывание загадок", которые не всегда отражают глубину интеллекта тестируемого, а просто требуют особых навыков. Если вы неординарно мыслите, вполне возможно, что вы покажете неважные результаты при тестировании. К тому же определение IQ представляет собой лишь процесс решения различных типовых тестов, и при определенном усердии их все (или, по крайней мере, большинство из существующих) можно изучить и запомнить. Понятное дело, что в этом случае, решая смысловые задачи, человек поумнеет, но все же не до гениального уровня, какого можно достичь в результатах тестов путем их выучивания! Поэтому, слыша об IQ за 150, стоит относиться к этому критически.
Говорят об IQ...
* Интеллект человека во многом определяется генетическими факторами. Но регулярные тренировки ума могут приводить к значительному повышению IQ.
* Люди с IQ меньше 85 в 13 раз чаще оказываются за чертой бедности, чем люди с высоким IQ, в 15 раз чаще вынуждены оставлять работу из-за проблем, связанных со здоровьем, преступность среди них в 4 раза выше, и чаще случаи суицида. В то же время среди людей с IQ выше 85 в два раза больше разводов.
* У всего человечества средний IQ ежегодно увеличивается на 1.
Рейтинг всех стран и народов.
Вот как проявляют свой интеллект европейцы (по исследованиям института Ольстера, опубликовано в Times).
1-е место -- Германия и Нидерлданды (107 баллов).
Далее следуют Польша (106), Швеция (104), Италия (102).
Великобритания -- на 9-ом месте (100) -- англичане обогнали своих ближайших соседей шотландцев и ирландцев (97).
Россия -- на 17-ом месте с 95 баллами. После нас -- Греция, Франция, Болгария, Румыния, Турция, Сербия.
А вот если подходить с точки зрения национальной или даже расовой, то самые умные евреи-ашкенази (115 баллов), затем -- азиаты (110). У европеоидов -- 100 баллов в среднем, а у афро-американцев -- 80 баллов.
Горе от ума.
Оказывается, запредельный интеллект тоже не есть хорошо. Одна из самых умных женщин в мире, болгарка Даниэла Симидчева, с IQ равным 192 пунктам из возможных двухсот, не может найти работу! Несмотря на то что в кадровых агентствах ее резюме единственное, где у соискательницы такой высокий IQ (примерно такой же был у знаменитой женщины-химика Марии Кюри), Симидчева уже более двух лет живет на пособие по безработице. "За последние 44 года я изучала экономику, педагогику и социологию в лучших университетах Болгарии и Британии. Я дипломированный инженер по нескольким направлениям, преподаватель английского языка и у меня пять степеней магистра. Но, видимо, в Болгарии работодателям не нужны умные служащие". Даже когда у Симидчевой была работа, ее максимальная зарплата составляла 190 долларов в месяц -- как раз по доллару на каждый пункт IQ...
Курица не птица, женщина не человек?
Британские ученые доказали, что мужчины умнее женщин. В исследовании, проведенном профессором Ричардом Линном и доктором Полом Ирвингом, приняли участие около 24 тысяч человек. У каждого из участников был определен уровень IQ. Оказалось, что среди очень образованных людей (125 баллов) мужчин примерно в два раза больше, чем женщин, а среди гениальных (155 баллов) -- в 5,5 раз больше. Разный уровень интеллекта, обусловленный генетическими различиями, объясняет, почему мужчины чаще получают Нобелевские премии или, к примеру, становятся шахматными гроссмейстерами, считают исследователи. Профессор Линн заявил, что интеллектуальные различия между полами могут объясняться, например, размерами мозга. "Мужской мозг примерно на 10% больше женского, а более крупный мозг обеспечивает бОльшие умственные способности, поэтому мужчины в среднем неизбежно умнее женщин", -- считает он.
Впрочем, это лишь одна сторона медали. Существует небезынтересная статистика от аудиторской компании Grant Tornton, которая говорит о том, что Россия занимает первое место в мире по числу женщин, входящих в состав высшего руководства компаний. За нами идут Филиппины. На третьем месте -- США. Так вот, в ходе исследований серьезных консалтинговых компаний оценивалась эффективность женщин и мужчин-управленцев по двум основным показателям: а) доход от принадлежащей бизнесу собственности и б) суммарная прибыль, полученная акционерами. В фирмах, где руководящие посты занимали женщины, эти показатели были в среднем на 35% выше.
Парадокс?.. Ничего подобного. Просто не так давно в научном лексиконе появился еще один показатель ума - EQ -- коэффициент эмоционального интеллекта. Профессор Гарвардского университета, доктор психологии Даниель Гоулман в своей книге доказал, что в современном деловом мире гораздо большее влияние на эффективность действий оказывает именно EQ, а не IQ. Да и не только в деловом мире, а и в политической, интимной и других сферах. Эмоциональный интеллект можно определить как способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оптимистично оценивать сложную ситуацию.
Психологи уверяют, что предсказать будущий EQ у 4-летних детей можно с помощью простого опыта. Исследователь по одному приглашает в комнату детей и начинает "мучительное" испытание. "Можешь съесть одну конфету сразу же, -- говорит он. -- Но мне нужно на некоторое время отлучиться, и если ты подождешь моего возвращения, то получишь две конфеты". И уходит. Одни дети тут же съедают несколько конфет, не дождавшись, пока закроется дверь за взрослым. Другие сдаются через несколько минут. В меньшинстве оказываются те, которые ждут, чего бы им это ни стоило. Они закрывают руками глаза, опускают голову, поют себе под нос и даже засыпают. Когда исследователь возвращается, то вручает самым стойким детям их честно заработанные сладости. И вот как раз дети из последней категории растут более уживчивыми, общительными, изобретательными, смелыми, надежными. А те, которые сдаются сразу, как правило, легко ранимы, нерешительны, чаще подвержены стрессу.
Из этого следует, что ум сам по себе не сулит удачного пути по жизни. Человек может быть семи пядей во лбу, но, если он не обладает целеустремленностью, не умеет разобраться в себе и своих чувствах и понимать других, ему не добиться успеха.
Большее развитие эмоционального интеллекта у женщин не случайно. Психологами четко доказано, что в тестах на логику мужчины пользуются только одним полушарием мозга, а женщины -- обоими. Этими же психологами доказано, что любая информация, прежде чем попасть в правое полушарие мозга на конвейер логической обработки, проходит фильтрацию в левом эмоциональном полушарии. Таким образом, оказывается, что мужчины существенно проигрывают женщинам, поскольку воспринимают не весь спектр необходимой для принятия решения информации.
Жуй капусту и умней.
Говорят, земной шар можно обогнуть за 80 дней. А ученые, которых интересует проблема увеличения интеллекта, утверждают, что поумнеть можно аж на 30% всего за две недели!
* Чаще гуляйте на свежем воздухе. Исследователи утверждают, что люди, которые регулярно совершают прогулки, более внимательны и работоспособны.
* Разгадывайте кроссворды и смотрите передачи, в которых проверяют эрудицию участников. Дело в том, что ученые открыли гены "долговечности" мозга, которые находятся в бездействии, если нейроны мозга не используются в полном объеме, и начинают работать в случае регулярной мозговой активности.
* Ешьте меньше жирного -- это не касается жирной рыбы. Исследования показали, что, если хотя бы раз в неделю употреблять в пищу лосось, сардины или сельдь, можно в значительной степени снизить вероятность заболевания болезнью Альцгеймера. Пейте больше яблочного сока, ешьте клюкву, чернику, свеклу, капусту и шпинат, которые защищают клетки мозга от старения.
* Недавно психологи убедились, что вопреки бытующему мнению компьютерные игры могут способствовать развитию интеллекта. Они наблюдали за 700 школьниками 7-16 лет, и было выяснено, что маленькие игроки лучше, чем их неиграющие сверстники, преуспевают в области математики, чтения и правописания. Психологи представили список самых полезных игрушек. Среди них -- SimCity, с помощью которой дети строят виртуальные города и даже создают общества. Столь же высоко оценена Championship Manager, позволяющая ребенку в одиночку управлять целой футбольной командой. А характерные для компьютерных фанатов проблемы общения, как выяснилось, решаются очень просто: ребятам нужно просто предложить играть в парах или маленьких группах.
А вот химическая стимуляция умственных способностей интеллекту не друг. Дело в том, что, когда человек принимает энергетические напитки или препараты, улучшающие мозговую деятельность, умственные способности действительно временно повышаются -- но эти мозговые силы организм берет у себя же взаймы. К некоторым из подобных стимуляторов возникает привыкание, на отмену возникает вялость, сонливость, депрессии. Поэтому если уж назрела такая необходимость (предстоит тяжелый экзамен, трудная работа, а вы ночь не спали), можно раз или два положиться на химию (естественно, посоветовавшись с врачом и прочитав инструкцию по применению!), но только потом непременно хорошенько отдохнуть и выспаться.
Умник или слабое звено?..
Вот вам экспресс-тест на интеллект из десяти вопросов. Засеките три минуты -- и вперед!
Кстати, практический совет: перед тем, как взяться за решение любого теста на IQ (как и любой другой сложной интеллектуальной проблемы), быстро сосчитайте от ста до единицы задом наперед. Или назовите 20 экзотических мужских и женских имен. После такой разминки сразу почувствуете, что вы готовы к решению и более сложных задач!
1. Вы участвуете в марафоне и обогнали бегуна, бежавшего вторым. Какую позицию вы теперь занимаете?
А.) Первую.
Б.) Вторую.
В.) Последнюю.
Г.) Такое невозможно.
2. Есть в США 23 февраля?
А.) Да.
Б.) Нет.
В.) Только у мужчин.
Г.) Только у военных.
3. На столе лежат три яблока. Вы взяли два. Сколько у вас яблок?
А.) Ни одного.
Б.) Одно.
В.) Два.
Г.) Пять.
4. Винни-Пух -- это...
А.) Поросенок.
Б.) Свинья.
В.) Хряк.
Г.) Ни один из вышеперечисленных.
5. От прямоугольного стола отпилили один угол. Сколько углов у стола стало? Отпил прямой.
А.) Два.
Б.) Три.
В.) Четыре.
Г.) Пять.
6. Сколько животных взял Моисей на свой ковчег?
А.) Ни одного.
Б.) По одному каждого вида.
В.) По два каждого вида.
Г.) Неограниченное количество.
7. На столе лежали три морковки и четыре яблока. Ребенок съел одну морковку. Сколько фруктов осталось на столе?
А.) Два.
Б.) Четыре.
В.) Шесть.
Г.) Семь.
8. Сколько раз встречается цифра 4 в числах от 1 до 50?
А.) 1.
Б.) 5.
В.) 14.
Г.) 15.
9. Сколько дней рождения имеет средний человек?
10. У отца Мэри есть пять дочерей: Чача, Чече, Чичи, Чочо и...
Ответы:
1. Б -- вторую -- вы обогнали бегуна и теперь занимаете его место, т.е. второе.
2. А -- конечно, ведь в США тоже живут по григорианскому календарю; вопрос же не о том, празднуют ли они его...
3. Б -- два. Внимательно читайте вопрос.
4. Г -- Винни-Пух -- медвежонок.
5. Г -- вместо одного отпиленного угла получилось два.
6. А -- животных брал в ковчег Ной.
7. Б -- морковь -- овощ, а не фрукт.
8. Г -- 4, 14, 24, 34, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 (в числе 44 -- дважды).
9. Один. День рождения -- это день, когда человек родился.
10. Мэри -- внимательно прочитайте вопрос.
Итак, результаты!
Подсчитайте число правильных ответов.
10 -- Да, вы гигант мысли!
7-9 -- Вот это и есть тот самый среднестатистический интеллект.
4-6 -- Наверняка ответили бы лучше, если бы были повнимательнее.
1-3 -- Без комментариев...
0 -- Н-да...
Елена ЭСКЕ
Что мы знаем о человеческом интеллекте? То, что люди -- самые умные существа на планете. И что, скорее всего, произошло это благодаря увеличению размера мозга -- почти в три раза за два миллиона лет по сравнению с нашими волосатыми полуобезьянними предками.
Впрочем, кто сказал, что интеллект напрямую зависит от объема мозга? И что он вообще зависит от этого органа?..
Выражение: "Мысли витают в воздухе" -- мы привыкли считать метафорой. Но есть ученые, которые считают, что мысль действительно способна существовать вне нашего тела. Мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли! К примеру, в этом был убежден крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии I степени и одновременно архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий, который был канонизирован в 1996 году). Он писал: "Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность и все наше бытие" -- когда мозг работает как коммутатор, принимая сигналы и передавая их к абонентам. Но как это доказать?..
Как свидетельствует молва, однажды Иосиф Сталин вызвал к себе Войно-Ясенецкого и с издевкой спросил: "Неужели знаменитый врач верит в существование души?" "Верю", -- ответил тот. "И вы нашли ее в теле человека во время многочисленных операций?.." "Нет, -- заметил ученый, -- но могу я задать вам встречный вопрос?" -- "Конечно". -- "Верите ли вы, что у человека есть совесть?" Сталин некоторое время молчал, а затем изрек: "Верю". -- "Скажу с предельной откровенностью, в телах оперируемых больных я совести тоже не обнаружил", -- ответствовал архиепископ Лука.
Английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановки сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий, которые видели как бы откуда-то сверху. Таким образом, как утверждают ученые, сознание существует и во время отключения мозга! Но -- сознание ли?..
В конце 2002 года швейцарские нейрофизиологи из Женевского и Лозанского университетов обнаружили нервный центр, благодаря которому некоторые люди видят мистические галлюцинации. Исследователи подвергали стимуляции слабым электрическим током некоторые участки коры головного мозга во время операции пациентки, страдающей эпилепсией. Женщина находилась в сознании и могла описать свои ощущения. Когда экспериментатор затронул зону в коре правого полушария, больная сообщила, что чувствует, будто ее тело куда-то проваливается и становится невесомым. Когда силу стимуляции увеличили, ей показалось, что она видит себя лежащей в кровати, причем смотрит на себя сверху.
Исходя из этих данных, во время клинической смерти происходит неравномерное затухание мозговых функций, поэтому умирающий и может иногда видеть и слышать то, что происходит в одной с ним комнате. Плюс к тому перевозбуждается центр, ответственный за возникновение галлюцинаций. Да, но как тогда объяснить, что отделившаяся от тела "душа" порой видит, что делается в ДРУГИХ помещениях больницы, где друзья и родственники с нетерпением ждут результатов операции? Галлюцинацией не может быть то, что происходит на самом деле...
Но убедительнее о том, что человек может обходиться без мозга, говорят многочисленные и до сих пор необъяснимые случаи из врачебной практики. К примеру, в 1935 году в госпитале Святого Винсента в Нью-Йорке родился ребенок, у которого полностью отсутствовал мозг. Тем не менее наперекор всем медицинским концепциям в течение 27 дней он жил, ел и кричал, как это делают все новорожденные. Причем поведение ребенка, как утверждали очевидцы, было абсолютно нормальным, и о том, что у него нет мозга, до вскрытия никто даже не подозревал.
Немецкий исследователь Хуфланд столкнулся с не менее поразительным случаем. Он вскрыл черепную коробку человека, которого разбил паралич. И вместо мозга он обнаружил там около 300 мл воды! Между тем больной до самой своей кончины сохранял все умственные и физические способности...
"Дуромеры" от Китая до Америки.
Чем бы ни мыслил человек, для жизни насущной важнее другое: как измерить интеллект. Кто кого умнее и что ему за это будет...
Интеллектуальные тесты впервые появились в Китае в VII веке нашей эры. Чиновники проходили экзамены, где проверялись их умственные способности -- от этого зависело их зачисление в один из трех чиновничьих классов.
История стандартизированных тестов интеллекта началась в 30-х годах ХХ века во Франции. Причем Альфред Бине, создающий подобные тесты для школьников, ставил целью не измерение уровня интеллекта, а выявление детей с низкими способностями, у которых могут возникнуть трудности в школе. Тесты Бине взяли на вооружение английские и американские психологи, и было дано понятие IQ (Intelligence Quotient) или КИ -- коэффициент интеллекта. Поначалу тесты применялись у детей для прогноза дальнейшей успеваемости в школе, а затем американский пcиxoлoг Гaнc Юpгeн Aйзeнк paзpaбoтaл тecты для взpocлыx. Они состоят из нескольких десятков задач, которые нужно решить за ограниченное время.
У тестов IQ есть и последователи, и противники. С одной стороны, это первый измеряемый научными методами показатель уровня интеллекта, а с другой, говорят, что IQ показывает лишь то, как хорошо вы справляетесь с тестами на IQ. Существовали и более "простые" контраргументы использованию подобных тестов. Например, Гитлер наложил запрет на тесты на IQ потому, что считал их еврейской выдумкой (хотя на самом деле евреи играли в развитии тестов на интеллект значительно меньшую роль, чем в любой другой области психологии). А Сталин запретил эти тесты потому, что считал их выдумкой буржуазной (хотя первые разработчики тестов на IQ задавались целью повысить шансы детей из рабочей среды на получение хорошего образования). Тем не менее в книге Шнайдермана и Ротмана "Споры вокруг IQ" приведены результаты опроса более 600 специалистов в разных областях психологии, которые были единодушны в вопросе: "В чем же польза тестов на IQ и что они измеряют?" Итак, IQ показывает: степень способности мыслить абстрактно, рассуждать, способности к решению задач и к приобретению знаний. А это все-таки реальные показатели ума!
Средней величиной коэффициента интеллекта считается показатель в пределах мeждy 86 и 114. Цифры 69-85 говорят о слаборазвитом интеллекте (ниже -- о слабоумии), 115-124 -- интеллект выше среднего, 125-134 -- высокоразвитый интеллект, людей с IQ более 135 называют гениальными... хотя есть и свои "но". Сам Айзенк признавал, что подобные тесты рассчитаны на "разгадывание загадок", которые не всегда отражают глубину интеллекта тестируемого, а просто требуют особых навыков. Если вы неординарно мыслите, вполне возможно, что вы покажете неважные результаты при тестировании. К тому же определение IQ представляет собой лишь процесс решения различных типовых тестов, и при определенном усердии их все (или, по крайней мере, большинство из существующих) можно изучить и запомнить. Понятное дело, что в этом случае, решая смысловые задачи, человек поумнеет, но все же не до гениального уровня, какого можно достичь в результатах тестов путем их выучивания! Поэтому, слыша об IQ за 150, стоит относиться к этому критически.
Говорят об IQ...
* Интеллект человека во многом определяется генетическими факторами. Но регулярные тренировки ума могут приводить к значительному повышению IQ.
* Люди с IQ меньше 85 в 13 раз чаще оказываются за чертой бедности, чем люди с высоким IQ, в 15 раз чаще вынуждены оставлять работу из-за проблем, связанных со здоровьем, преступность среди них в 4 раза выше, и чаще случаи суицида. В то же время среди людей с IQ выше 85 в два раза больше разводов.
* У всего человечества средний IQ ежегодно увеличивается на 1.
Рейтинг всех стран и народов.
Вот как проявляют свой интеллект европейцы (по исследованиям института Ольстера, опубликовано в Times).
1-е место -- Германия и Нидерлданды (107 баллов).
Далее следуют Польша (106), Швеция (104), Италия (102).
Великобритания -- на 9-ом месте (100) -- англичане обогнали своих ближайших соседей шотландцев и ирландцев (97).
Россия -- на 17-ом месте с 95 баллами. После нас -- Греция, Франция, Болгария, Румыния, Турция, Сербия.
А вот если подходить с точки зрения национальной или даже расовой, то самые умные евреи-ашкенази (115 баллов), затем -- азиаты (110). У европеоидов -- 100 баллов в среднем, а у афро-американцев -- 80 баллов.
Горе от ума.
Оказывается, запредельный интеллект тоже не есть хорошо. Одна из самых умных женщин в мире, болгарка Даниэла Симидчева, с IQ равным 192 пунктам из возможных двухсот, не может найти работу! Несмотря на то что в кадровых агентствах ее резюме единственное, где у соискательницы такой высокий IQ (примерно такой же был у знаменитой женщины-химика Марии Кюри), Симидчева уже более двух лет живет на пособие по безработице. "За последние 44 года я изучала экономику, педагогику и социологию в лучших университетах Болгарии и Британии. Я дипломированный инженер по нескольким направлениям, преподаватель английского языка и у меня пять степеней магистра. Но, видимо, в Болгарии работодателям не нужны умные служащие". Даже когда у Симидчевой была работа, ее максимальная зарплата составляла 190 долларов в месяц -- как раз по доллару на каждый пункт IQ...
Курица не птица, женщина не человек?
Британские ученые доказали, что мужчины умнее женщин. В исследовании, проведенном профессором Ричардом Линном и доктором Полом Ирвингом, приняли участие около 24 тысяч человек. У каждого из участников был определен уровень IQ. Оказалось, что среди очень образованных людей (125 баллов) мужчин примерно в два раза больше, чем женщин, а среди гениальных (155 баллов) -- в 5,5 раз больше. Разный уровень интеллекта, обусловленный генетическими различиями, объясняет, почему мужчины чаще получают Нобелевские премии или, к примеру, становятся шахматными гроссмейстерами, считают исследователи. Профессор Линн заявил, что интеллектуальные различия между полами могут объясняться, например, размерами мозга. "Мужской мозг примерно на 10% больше женского, а более крупный мозг обеспечивает бОльшие умственные способности, поэтому мужчины в среднем неизбежно умнее женщин", -- считает он.
Впрочем, это лишь одна сторона медали. Существует небезынтересная статистика от аудиторской компании Grant Tornton, которая говорит о том, что Россия занимает первое место в мире по числу женщин, входящих в состав высшего руководства компаний. За нами идут Филиппины. На третьем месте -- США. Так вот, в ходе исследований серьезных консалтинговых компаний оценивалась эффективность женщин и мужчин-управленцев по двум основным показателям: а) доход от принадлежащей бизнесу собственности и б) суммарная прибыль, полученная акционерами. В фирмах, где руководящие посты занимали женщины, эти показатели были в среднем на 35% выше.
Парадокс?.. Ничего подобного. Просто не так давно в научном лексиконе появился еще один показатель ума - EQ -- коэффициент эмоционального интеллекта. Профессор Гарвардского университета, доктор психологии Даниель Гоулман в своей книге доказал, что в современном деловом мире гораздо большее влияние на эффективность действий оказывает именно EQ, а не IQ. Да и не только в деловом мире, а и в политической, интимной и других сферах. Эмоциональный интеллект можно определить как способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оптимистично оценивать сложную ситуацию.
Психологи уверяют, что предсказать будущий EQ у 4-летних детей можно с помощью простого опыта. Исследователь по одному приглашает в комнату детей и начинает "мучительное" испытание. "Можешь съесть одну конфету сразу же, -- говорит он. -- Но мне нужно на некоторое время отлучиться, и если ты подождешь моего возвращения, то получишь две конфеты". И уходит. Одни дети тут же съедают несколько конфет, не дождавшись, пока закроется дверь за взрослым. Другие сдаются через несколько минут. В меньшинстве оказываются те, которые ждут, чего бы им это ни стоило. Они закрывают руками глаза, опускают голову, поют себе под нос и даже засыпают. Когда исследователь возвращается, то вручает самым стойким детям их честно заработанные сладости. И вот как раз дети из последней категории растут более уживчивыми, общительными, изобретательными, смелыми, надежными. А те, которые сдаются сразу, как правило, легко ранимы, нерешительны, чаще подвержены стрессу.
Из этого следует, что ум сам по себе не сулит удачного пути по жизни. Человек может быть семи пядей во лбу, но, если он не обладает целеустремленностью, не умеет разобраться в себе и своих чувствах и понимать других, ему не добиться успеха.
Большее развитие эмоционального интеллекта у женщин не случайно. Психологами четко доказано, что в тестах на логику мужчины пользуются только одним полушарием мозга, а женщины -- обоими. Этими же психологами доказано, что любая информация, прежде чем попасть в правое полушарие мозга на конвейер логической обработки, проходит фильтрацию в левом эмоциональном полушарии. Таким образом, оказывается, что мужчины существенно проигрывают женщинам, поскольку воспринимают не весь спектр необходимой для принятия решения информации.
Жуй капусту и умней.
Говорят, земной шар можно обогнуть за 80 дней. А ученые, которых интересует проблема увеличения интеллекта, утверждают, что поумнеть можно аж на 30% всего за две недели!
* Чаще гуляйте на свежем воздухе. Исследователи утверждают, что люди, которые регулярно совершают прогулки, более внимательны и работоспособны.
* Разгадывайте кроссворды и смотрите передачи, в которых проверяют эрудицию участников. Дело в том, что ученые открыли гены "долговечности" мозга, которые находятся в бездействии, если нейроны мозга не используются в полном объеме, и начинают работать в случае регулярной мозговой активности.
* Ешьте меньше жирного -- это не касается жирной рыбы. Исследования показали, что, если хотя бы раз в неделю употреблять в пищу лосось, сардины или сельдь, можно в значительной степени снизить вероятность заболевания болезнью Альцгеймера. Пейте больше яблочного сока, ешьте клюкву, чернику, свеклу, капусту и шпинат, которые защищают клетки мозга от старения.
* Недавно психологи убедились, что вопреки бытующему мнению компьютерные игры могут способствовать развитию интеллекта. Они наблюдали за 700 школьниками 7-16 лет, и было выяснено, что маленькие игроки лучше, чем их неиграющие сверстники, преуспевают в области математики, чтения и правописания. Психологи представили список самых полезных игрушек. Среди них -- SimCity, с помощью которой дети строят виртуальные города и даже создают общества. Столь же высоко оценена Championship Manager, позволяющая ребенку в одиночку управлять целой футбольной командой. А характерные для компьютерных фанатов проблемы общения, как выяснилось, решаются очень просто: ребятам нужно просто предложить играть в парах или маленьких группах.
А вот химическая стимуляция умственных способностей интеллекту не друг. Дело в том, что, когда человек принимает энергетические напитки или препараты, улучшающие мозговую деятельность, умственные способности действительно временно повышаются -- но эти мозговые силы организм берет у себя же взаймы. К некоторым из подобных стимуляторов возникает привыкание, на отмену возникает вялость, сонливость, депрессии. Поэтому если уж назрела такая необходимость (предстоит тяжелый экзамен, трудная работа, а вы ночь не спали), можно раз или два положиться на химию (естественно, посоветовавшись с врачом и прочитав инструкцию по применению!), но только потом непременно хорошенько отдохнуть и выспаться.
Умник или слабое звено?..
Вот вам экспресс-тест на интеллект из десяти вопросов. Засеките три минуты -- и вперед!
Кстати, практический совет: перед тем, как взяться за решение любого теста на IQ (как и любой другой сложной интеллектуальной проблемы), быстро сосчитайте от ста до единицы задом наперед. Или назовите 20 экзотических мужских и женских имен. После такой разминки сразу почувствуете, что вы готовы к решению и более сложных задач!
1. Вы участвуете в марафоне и обогнали бегуна, бежавшего вторым. Какую позицию вы теперь занимаете?
А.) Первую.
Б.) Вторую.
В.) Последнюю.
Г.) Такое невозможно.
2. Есть в США 23 февраля?
А.) Да.
Б.) Нет.
В.) Только у мужчин.
Г.) Только у военных.
3. На столе лежат три яблока. Вы взяли два. Сколько у вас яблок?
А.) Ни одного.
Б.) Одно.
В.) Два.
Г.) Пять.
4. Винни-Пух -- это...
А.) Поросенок.
Б.) Свинья.
В.) Хряк.
Г.) Ни один из вышеперечисленных.
5. От прямоугольного стола отпилили один угол. Сколько углов у стола стало? Отпил прямой.
А.) Два.
Б.) Три.
В.) Четыре.
Г.) Пять.
6. Сколько животных взял Моисей на свой ковчег?
А.) Ни одного.
Б.) По одному каждого вида.
В.) По два каждого вида.
Г.) Неограниченное количество.
7. На столе лежали три морковки и четыре яблока. Ребенок съел одну морковку. Сколько фруктов осталось на столе?
А.) Два.
Б.) Четыре.
В.) Шесть.
Г.) Семь.
8. Сколько раз встречается цифра 4 в числах от 1 до 50?
А.) 1.
Б.) 5.
В.) 14.
Г.) 15.
9. Сколько дней рождения имеет средний человек?
10. У отца Мэри есть пять дочерей: Чача, Чече, Чичи, Чочо и...
Ответы:
1. Б -- вторую -- вы обогнали бегуна и теперь занимаете его место, т.е. второе.
2. А -- конечно, ведь в США тоже живут по григорианскому календарю; вопрос же не о том, празднуют ли они его...
3. Б -- два. Внимательно читайте вопрос.
4. Г -- Винни-Пух -- медвежонок.
5. Г -- вместо одного отпиленного угла получилось два.
6. А -- животных брал в ковчег Ной.
7. Б -- морковь -- овощ, а не фрукт.
8. Г -- 4, 14, 24, 34, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 (в числе 44 -- дважды).
9. Один. День рождения -- это день, когда человек родился.
10. Мэри -- внимательно прочитайте вопрос.
Итак, результаты!
Подсчитайте число правильных ответов.
10 -- Да, вы гигант мысли!
7-9 -- Вот это и есть тот самый среднестатистический интеллект.
4-6 -- Наверняка ответили бы лучше, если бы были повнимательнее.
1-3 -- Без комментариев...
0 -- Н-да...
Елена ЭСКЕ
0 коммент.:
Отправить комментарий