- Что с ней случилось, мой мальчик?
- Она умерла, сэр. Она умерла.
Она сгорела. Нет больше легендарной "Катти Сарк". Нам, обитателям сегодняшнего - и всех последующих дней остался только обугленный остов. Черные деревяшки на месте парусного великолепия и горечь, скребущая изнутри -- ну как же так, ну почему все так несправедливо? Ведь ее хотели спасти. Знаменитый чайный клипер как раз находился на реставрации -- в ноябре 2006-го его закрыли на ремонт, потому что все уж слишком обветшало и потрескалось. Ну а как иначе -- возраст! Более чем почтенный. Красавицу в короткой рубашке и с лошадиным хвостом в руке пустили в нескончаемый бег по волнам 138 лет назад...
Это было давно. В те времена Британия считалась владычицей морей -- вполне по праву, заметим, -- и без устали выкачивала из покорившейся Индии все сокровища, до которых только могла дотянуться. Пряности, жемчуга, красное дерево, слоновую кость, тигровые шкуры, золото, алмазы, шелк, а еще -- чай. Новомодный напиток приносил бешеные прибыли, его доставляли из Индии и из Китая, и ради перевозки чая корабли строили десятками. Главная ставка делалась на быстроходность. Трехмачтовый клипер под всеми парусами, лихо срезающий верхушки океанских волн и тающий вдали, -- картинка очень типичная для тех лет. Суэцкого канала не было, не прокопали еще короткий путь из Европы в Азию. И пароходы пока только-только начинали неуверенно осваивать морские просторы. За всех и вся отдувались парусники.
Чайные клиперы стали и вершиной, и лебединой песней парусного кораблестроения. Превосходные мореходные качества судов, специально разработанных "под нужды момента", позволили сократить срок доставки чая до 3-4 месяцев. Раньше такое путешествие занимало почти полгода -- согласитесь, разница существенная. Рекордом стал переход в 99 дней. Нет, не "Катти Сарк" принадлежит это достижение. Она вообще редко выигрывала чайные гонки, хотя была построена именно для них. Правила этих гонок были чрезвычайно просты: свежесобранный чай нового урожая грузился на борт корабля в китайском порту Фучжоу, а побеждал экипаж, первым прибывший в лондонские доки. Капитану самого быстрого судна вручалась голубая лента победителя, и это был престижнейший трофей среди морских волков.
Так вот, Дику Вуджету, бессменному капитану "Катти Сарк", голубая лента не доставалась ни разу. Лучший результат относится к 1872 году, когда был совершен 107-дневный "чайный рейд" из Лондона в Китай. На абсолютный рекорд не тянет. Но все же эти паруса не зря прослыли самыми быстрыми в английском флоте! Свою славу она заслужила на другом "дальнобойном" маршруте -- не из Китая, а из Австралии. Когда чайный бум слегка утих, а пароходы начали деловито вытеснять парусники с наезженных мест, "Катти Сарк" занялась перевозкой шерсти из Австралии. И вот здесь-то наша красавица и побила все известные рекорды: лучший суточный пробег -- 363 мили, полное время в пути -- 77 суток. Против обычных 90... Какой секрет надо знать, чтобы сократить время и пространство на целых две недели? Хитрость, особые уловки, тайный сговор с морским дьяволом -- что помогало ей? Нет ответа. Но не зря же ее назвали в честь ведьмы, в конце-то концов! (А сама "Катти Сарк" потом дала имя сорту виски и парусной регате…)
Когда создавался этот идеальный во многих отношениях корабль (между прочим, его часто и с восхищением именовали так: "самый красивый корабль, когда-либо построенный человеческими руками"), судовладелец Джон Уиллис решил дать клиперу имя шотландской ведьмы. И Нэнни Короткая Рубашка из поэмы Роберта Бернса перекочевала на бушприт корабля. Умельцы, строившие парусник, не позабыли вложить ей в руку лошадиный хвост -- из корабельных канатов, конечно, но все-таки. Ухватить удачу за хвост -- это, пожалуй, чисто русское выражение, но как же оно подходит к истории "Катти Сарк"!
Удача не изменяла ей на протяжении почти полутора столетий. Вплоть до раннего утра 21 мая 2007-го, когда внезапно полыхнуло пламя... "Катти Сарк" спустили на воду в 1869 году, и за это время с ней происходило много чего опасного, волнующего и интересного. Она ухитрилась не утонуть и не затеряться в миллиардах кубометров соленых океанских вод. Под ее килем промелькнули бесконечные мили морских просторов, в ее паруса дули ветра всех широт. Ей удалось разминуться с сотнями пиратских кораблей, а ведь охотников до чужого добра всегда было полным-полно. Однажды в шторм она лишилась штурвала -- но выстояла! А в Первую мировую войну, в 1915-м, старушка "Катти Сарк", уже разжалованная до перевозки угля, совершила настоящий подвиг: подошла к тонущему английскому кораблю и взяла на борт семьсот терпящих бедствие моряков. Потом ее продали в Португалию, а в 1922 году превратили в учебное судно и даже чуть было не отправили на слом. Последний раз она выходила в море в 1938 году. А с 1954 года "Катти Сарк" стояла на берегу Темзы в Гринвиче в качестве одного из экспонатов Королевского Военно-Морского музея. И надо сказать, экспонат из нее получился замечательный -- за эти полвека на палубу удивительного корабля поднялось около 15 миллионов посетителей. Им всем хотелось хоть ненадолго приобщиться к духу романтики, мужества, головокружительной красоты парусных гонок. К прошлому, с каждым днем неотвратимо ускользающему сквозь пальцы. К легенде.
Теперь всего этого нет. Сгорела гордость британского королевского флота. "Катти Сарк", последний из чайных клиперов великой эпохи, исчезла в огне. Снимите шляпы.
Да, кое-что не пострадало -- около половины деталей судна, включая мачты, паруса, резную фигуру с бушприта, были вывезены на время реконструкции и хранились в другом месте. Так уж совпало. И пожар их не смог достать. Поэтому есть маленькая надежда, что "Катти Сарк" однажды вернется. Английское правительство уже делает решительные заявления в этом смысле -- мол, национальный символ, надо сохранить, денег насобираем, все восстановим как было или еще лучше.
Но нет. Прежнего волшебства уже не будет. Историю не развернуть. Крики чаек никогда не станут такими же, как полтора века назад. Время беспощадно, и рано или поздно оно забирает свое. Ей было отпущено немало -- и дел, и славы, и любви. И, наконец, морскую душу забрал огонь.
Прощай, "Катти Сарк".
Юлия КОРИНЕВСКАЯ
- Она умерла, сэр. Она умерла.
Она сгорела. Нет больше легендарной "Катти Сарк". Нам, обитателям сегодняшнего - и всех последующих дней остался только обугленный остов. Черные деревяшки на месте парусного великолепия и горечь, скребущая изнутри -- ну как же так, ну почему все так несправедливо? Ведь ее хотели спасти. Знаменитый чайный клипер как раз находился на реставрации -- в ноябре 2006-го его закрыли на ремонт, потому что все уж слишком обветшало и потрескалось. Ну а как иначе -- возраст! Более чем почтенный. Красавицу в короткой рубашке и с лошадиным хвостом в руке пустили в нескончаемый бег по волнам 138 лет назад...
Это было давно. В те времена Британия считалась владычицей морей -- вполне по праву, заметим, -- и без устали выкачивала из покорившейся Индии все сокровища, до которых только могла дотянуться. Пряности, жемчуга, красное дерево, слоновую кость, тигровые шкуры, золото, алмазы, шелк, а еще -- чай. Новомодный напиток приносил бешеные прибыли, его доставляли из Индии и из Китая, и ради перевозки чая корабли строили десятками. Главная ставка делалась на быстроходность. Трехмачтовый клипер под всеми парусами, лихо срезающий верхушки океанских волн и тающий вдали, -- картинка очень типичная для тех лет. Суэцкого канала не было, не прокопали еще короткий путь из Европы в Азию. И пароходы пока только-только начинали неуверенно осваивать морские просторы. За всех и вся отдувались парусники.
Чайные клиперы стали и вершиной, и лебединой песней парусного кораблестроения. Превосходные мореходные качества судов, специально разработанных "под нужды момента", позволили сократить срок доставки чая до 3-4 месяцев. Раньше такое путешествие занимало почти полгода -- согласитесь, разница существенная. Рекордом стал переход в 99 дней. Нет, не "Катти Сарк" принадлежит это достижение. Она вообще редко выигрывала чайные гонки, хотя была построена именно для них. Правила этих гонок были чрезвычайно просты: свежесобранный чай нового урожая грузился на борт корабля в китайском порту Фучжоу, а побеждал экипаж, первым прибывший в лондонские доки. Капитану самого быстрого судна вручалась голубая лента победителя, и это был престижнейший трофей среди морских волков.
Так вот, Дику Вуджету, бессменному капитану "Катти Сарк", голубая лента не доставалась ни разу. Лучший результат относится к 1872 году, когда был совершен 107-дневный "чайный рейд" из Лондона в Китай. На абсолютный рекорд не тянет. Но все же эти паруса не зря прослыли самыми быстрыми в английском флоте! Свою славу она заслужила на другом "дальнобойном" маршруте -- не из Китая, а из Австралии. Когда чайный бум слегка утих, а пароходы начали деловито вытеснять парусники с наезженных мест, "Катти Сарк" занялась перевозкой шерсти из Австралии. И вот здесь-то наша красавица и побила все известные рекорды: лучший суточный пробег -- 363 мили, полное время в пути -- 77 суток. Против обычных 90... Какой секрет надо знать, чтобы сократить время и пространство на целых две недели? Хитрость, особые уловки, тайный сговор с морским дьяволом -- что помогало ей? Нет ответа. Но не зря же ее назвали в честь ведьмы, в конце-то концов! (А сама "Катти Сарк" потом дала имя сорту виски и парусной регате…)
Когда создавался этот идеальный во многих отношениях корабль (между прочим, его часто и с восхищением именовали так: "самый красивый корабль, когда-либо построенный человеческими руками"), судовладелец Джон Уиллис решил дать клиперу имя шотландской ведьмы. И Нэнни Короткая Рубашка из поэмы Роберта Бернса перекочевала на бушприт корабля. Умельцы, строившие парусник, не позабыли вложить ей в руку лошадиный хвост -- из корабельных канатов, конечно, но все-таки. Ухватить удачу за хвост -- это, пожалуй, чисто русское выражение, но как же оно подходит к истории "Катти Сарк"!
Удача не изменяла ей на протяжении почти полутора столетий. Вплоть до раннего утра 21 мая 2007-го, когда внезапно полыхнуло пламя... "Катти Сарк" спустили на воду в 1869 году, и за это время с ней происходило много чего опасного, волнующего и интересного. Она ухитрилась не утонуть и не затеряться в миллиардах кубометров соленых океанских вод. Под ее килем промелькнули бесконечные мили морских просторов, в ее паруса дули ветра всех широт. Ей удалось разминуться с сотнями пиратских кораблей, а ведь охотников до чужого добра всегда было полным-полно. Однажды в шторм она лишилась штурвала -- но выстояла! А в Первую мировую войну, в 1915-м, старушка "Катти Сарк", уже разжалованная до перевозки угля, совершила настоящий подвиг: подошла к тонущему английскому кораблю и взяла на борт семьсот терпящих бедствие моряков. Потом ее продали в Португалию, а в 1922 году превратили в учебное судно и даже чуть было не отправили на слом. Последний раз она выходила в море в 1938 году. А с 1954 года "Катти Сарк" стояла на берегу Темзы в Гринвиче в качестве одного из экспонатов Королевского Военно-Морского музея. И надо сказать, экспонат из нее получился замечательный -- за эти полвека на палубу удивительного корабля поднялось около 15 миллионов посетителей. Им всем хотелось хоть ненадолго приобщиться к духу романтики, мужества, головокружительной красоты парусных гонок. К прошлому, с каждым днем неотвратимо ускользающему сквозь пальцы. К легенде.
Теперь всего этого нет. Сгорела гордость британского королевского флота. "Катти Сарк", последний из чайных клиперов великой эпохи, исчезла в огне. Снимите шляпы.
Да, кое-что не пострадало -- около половины деталей судна, включая мачты, паруса, резную фигуру с бушприта, были вывезены на время реконструкции и хранились в другом месте. Так уж совпало. И пожар их не смог достать. Поэтому есть маленькая надежда, что "Катти Сарк" однажды вернется. Английское правительство уже делает решительные заявления в этом смысле -- мол, национальный символ, надо сохранить, денег насобираем, все восстановим как было или еще лучше.
Но нет. Прежнего волшебства уже не будет. Историю не развернуть. Крики чаек никогда не станут такими же, как полтора века назад. Время беспощадно, и рано или поздно оно забирает свое. Ей было отпущено немало -- и дел, и славы, и любви. И, наконец, морскую душу забрал огонь.
Прощай, "Катти Сарк".
Юлия КОРИНЕВСКАЯ
0 коммент.:
Отправить комментарий