Добрый злодей? Нам это близко!
Начнем с того, что представления об исторических героях и злодеях в сознании современного россиянина основательно размыты. Что касается Чингисхана, то его реабилитацию начал еще наш "евразийский князь" Трубецкой в начале ХХ века, традицию подхватил известный историк Лев Гумилев. О грозном полководце издано много книг, поставлены спектакли на сценах практически всех театров, которые находятся на территории бывшей Великой Степи (Бурятия, Якутия, Тува, Хакасия, Казахстан).
Почему-то создатели фильмов в своих интервью упорно обходят вопрос о том, что в Монголии в 2006 году широко отмечалось 800-летие государства, основателем которого был Чингисхан. И там давно уже вместо музея Ленина -- музей отца монгольской нации. Ежегодно международные экспедиции рапортуют о том, что они нашли могилу Чингисхана. И это обязательно становится мировой сенсацией, которая потом, правда, не подтверждается. Поэтому говорить о том, что кинематографисты открыли нам что-то новое, несколько странно. Ведь кино -- это произведение искусства, вольный взгляд художников. Вот по этому взгляду и будем судить их.
"Монгол"
Чингисхан - христианин.
В кратком пересказе сюжет выглядит так: Чингисхан с детства постоянно страдает от происков врагов и попадает в плен. То есть всю жизнь по тюрьмам и по ссылкам. Тем временем его любимая жена Борте рожает мальчика от меркита, а затем, чтобы спасти мужа из плена, расплачивается своим телом и рожает еще и девочку от какого-то купца. Чингисхан относится к ней как Христос к Марии Магдалине, которой прощаются грехи за то, что она "много возлюбила". Детям говорит, что он -- их отец. Девочка, правда, удивляется -- а где прежний? Но брат ей отвечает, что и этот хороший человек. Чингисхан друга-предателя Джамуху прощает и отпускает с миром, как истинный христианин, подставляя врагу другую щеку.
Сердце разрывается от жалости к мужчине, который любит жену, но никак не может овладеть ею и стать отцом своих детей. Ну и как-то не верится, что такой мягкий сострадающий человек со своим войском вырезал сотни тысяч людей от Китая до Каспия и сравнял с землей их поселения. Хотя батальные сцены сняты с размахом и завораживают своей красотой, как и пейзажи.
Режиссер фильма Сергей Бодров-старший (он же вместе с Арифом Алиевым и автор сценария) утверждает, что его вдохновляли идеи Льва Гумилева. Мы тоже его книжки читали, но все-таки "муза" у Бодрова-старшего, кажется, была другая. Как говорится в аннотации, "Автора меньше интересует деятельность взрослого Чингисхана -- завоевателя, который покорил больше земель, чем Александр Македонский, и заставил содрогнуться полмира, нежели путь, приведший юношу Темуджина к славе. А привело его к славе, по Бодрову-старшему, скорее разумное администрирование, чем жестокое кровопролитие". (Это самое администрирование в фильме озвучено так: за каждое бегство с поля битвы воинам грозила смерть, причем в такой пропорции, что за одного убивали десятерых, за десятерых -- сотню, а за сотню -- тысячу. Про иноплеменников и говорить нечего. Там "администрирование" было еще более "разумным"). Дальше в аннотации говорится, что фильм снимался на монгольском языке. Для демонстрации в России он будет дублирован. (В чем смысл заставлять японских актеров говорить по-монгольски, мне совершенно непонятно. Во времена Чингисхана вообще-то говорили не на современном монгольском языке, его тогда просто не было. Значит, "для придания атмосферы" нам просто "припудрили" мозги).
Съемки картины проводились почему-то не в родной для Чингисхана Читинской области на реке Онон, а в северном Китае, Казахстане и лишь частично в Монголии.
Режиссер поясняет: "Мы почти не снимали в Монголии потому, что сложились сложные отношения с частью монгольской общественности, для которых Чингисхан до сих пор -- бог, отец, властитель судеб". Монголов можно за это только уважать. У них, действительно есть отец нации. Но нам этого не понять…
Деньги пошли на пользу качеству.
"Монгол" - самый дорогой фильм в истории отечественного кино (бюджет его составил $20 млн). Что из этого следует? Прежде всего то, что техническое качество картины безупречно и для нашего кино беспрецедентно.
Монтировать фильм пригласили того самого Зэка Стэнберга, который получил "Оскара" за "Матрицу". Монтаж фильма велся в Лос-Анджелесе.
Операторами-постановщиками фильма стали Сергей Трофимов, снявший "Дневной дозор" и "Ночной дозор", и голландец Рогир Стофферс, снимавший "Перо Маркиза де Сада" и оскароносный "Характер".
Главную роль в "Монголе" играет мировая звезда - японский актер Таданобу Асано, снимавшийся в таких известных фильмах, как "Табу" Нагисы Осимы и "Затоичи" Такеши Китано.
Роль Джамухи -- друга Темуджина -- сыграл звезда китайского кино Сун Хон Лей, снимавшийся в известном фильме Цуя Харка "Семь мечей".
Звук делали французы, которые работали с Люком Бессоном.
Главным художником картины выступает знаменитый художник Даши Намдаков, чьи работы представлены в самых престижных мировых галереях и музеях, а скульптуры есть в частных коллекциях российского президента и лидеров иностранных государств. (С гордостью замечу, что учился он у нашего красноярского скульптора Ю. Ишханова).
Съемки фильма начались в сентябре 2005 года и закончились в ноябре 2006 года.
Сергей Сельянов, директор кинокомпании СТВ, -- один из самых успешных российских продюсеров (его работы -- "Брат", "Брат-2", "Бумер", "Кукушка", "Особенности национальной рыбалки", "Блокпост", "Груз-200", "Олигарх") -- подтвердил свою высокую квалификацию, успев продать "Монгола" в европейский прокат еще до начала съемок. В США показ картины начнется в феврале 2008 года. Американским дистрибьютором "Монгола" выступила компания "Picturehouse Entertainment", созданная на волне огромного прокатного успеха в США "Страстей Христовых".
Естественно, большие деньги, нужно хотя бы окупить. Фильм, в создании которого приняли участии также Казахстан и Германия, увидят зрители более чем 25 стран мира. Но… результаты проката в России пока не оправдали надежд. По сообщению РИА, "Два российских фильма, "Монгол" и "12", от которых ожидали значительных сборов, смогли собрать вместе столько же, сколько вышедший одновременно с ними голливудский блокбастер "Обитель зла-3".
Но, в общем, 2,7 млн у.е. за первый уик-энд, собранный "Монголом", -- не такой уж плохой результат. Окупится. Просто кино помешали предстоящие выборы. Политические партии забрали все места под социальную рекламу. Хотя рекламный бюджет "Монгола" совсем не маленький -- 2 млн долларов.
"Чингисхан -- всадник Апокалипсиса".
Чингисхан - самурай.
Слоганы обеих картин похожи, как близнецы: "От его имени содрогнется мир" ("Монгол") и "И мир рухнул к его ногам" ("Чингисхан -- всадник Апокалипсиса"). При чем тут Апокалипсис, ума не приложу. Наверное, японские пиарщики придумали этот слоган, чтобы испугать христиан. Сами-то японцы давно знают, что на самом деле Чингисхан -- реинкарнация знаменитого самурая. Поэтому кровных потомков у себя на родине не ищут. Они знают, что реинкарнация -- вещь более серьезная, и просто ждут, когда самурай Чингисхан возродится снова к жизни и истребит половину Евразии.
Закономерно, что у японцев несколько иной подход к биографии знаменитого полководца. Своего "Чингисхана" японский режиссер Синичиро Саваи снял по роману японского писателя Такэхиро Накадзумо "На край земли и моря". И бюджет фильма превосходит "Монгола" в полтора раза ($ 30 миллионов). Это видно даже по количеству красивых цветных одежд на женщинах и воинах.
Съемочную группу Синичиро Саваи в Монголию пустили, но на главные роли все равно пришлось звать японцев. Такаси Соримачи стал Чингисханом, Юсуке Хираяма -- Джамухой, а Рей Кикукава -- Борте. Любовницу хана Кулан сыграла актриса по имени Ара из Южной Кореи. Откуда взялась эта женщина-самурай -- непонятно. В "Сокровенном сказании" о ней ни слова. Наверное, это просто эхо модных ныне китайских блокбастеров, где женщины лихо дерутся ногами, руками и саблями. Интересно, что на диске с фильмом почему-то изображена Кулан, а не Чингисхан. Ну, может, режиссеру просто девушка понравилась. Бывает…
Сергей Бодров по-европейски ценит привязанность Темуджина к любимой жене Борте. Для Синичиро Саваи куда более важными кажутся проблемы рода и крови. Поэтому в первом эпизоде фильма Есугей силой забирает жену у меркита. Через 18 лет мстительные меркиты крадут жену у Темуджина. Тот отбил ее обратно, но уже никогда не был уверен в том, что родившийся у нее сын Джучи -- от него. От убийства новорожденного Чингисхана отговаривает мать: она намекает ему, что он тоже не сын своего отца Есугея… Кстати, в отличие от российского фильма, японцы отдают дань уважения матери. Все-таки на Востоке хранительница рода важнее одной из жен. У Бодрова мать почти незаметна.
Итак, сюжет прост: молодой муж развязал войну, выиграл, отбил Борте, потом враги напали снова, он проиграл, потом опять выиграл. И так побеждал до тех пор, пока в Монголии не осталось всего два правителя: он и Джамуха. Последнего пришлось убить. По личной просьбе друга Темуджин душит его собственными руками. Что, кстати, недалеко от истины по версии того же "Сказания". А то, что в раннем детстве будущий правитель убил своего родного брата -- абсолютно совпадает с официальной биографией Чингисхана. Об этом россияне промолчали.
Фильм мог бы закончится курултаем, на котором Темуджина избирают великим ханом. После того как он в красивых белых одеяниях кричит с воздвигнутого посреди степей трона "ура", а массовка, для которой набрали 30 тысяч монголов, старательно размахивает за ним руками, кажется, можно было бы и титры пустить. Но режиссер недрогнувшей рукой направляет великого хана на север страны продолжать выяснять отношения с Джучи. Чингисхан застает его на смертном одре и, рыдая, объявляет своим настоящим сыном. Зачем нужна была эта мелодраматическая сцена в историческом боевике -- непонятно. Известно, что Джучи пережил отца и стал его главным наследником. А бурный поток слез из глаз Повелителя Вселенной и выглядит в общем-то странно.
На этом и фильму конец. Потом звучит красивый клип из лучших кадров под красивую японскую песню и пояснение, что в дальнейшем Чингисхан покорит полмира.
Натурные съемки монгольских степей очень впечатляют. Непонятно только, почему они вечнозеленые. Напоминаю, что дело было в Читинской области и на севере Монголии. А там лето не такое уж долгое и в шелковых рубахах много не находишься.
В родном для японцев духе трансформировался даже реквизит: монгольскую юрту при совсем незначительном усилии можно принять за домик с татами, супругу Чингисхана, верную Борте и мать Оэлун к концу фильма напомаживают в постаревших японских гейш.
Кстати, оба фильма объединяет… отчетливый голливудский акцент. Эдакий Чингисхан на экспорт. Мода, знаете ли, на восточных деспотов.
Досье
Режиссер Сергей Бодров-старший
Бодров родился и вырос в СССР, снял здесь свой самый скромный и лучший фильм "Непрофессионалы", но счастья не нашел и переселился в США. Сделал там довольно много хороших картин, но опять не достиг душевного равновесия. Теперь увлекся третьим континентом, связывает с ним надежды и сделал о нем свой самый темпераментный, самый постановочный, самый зрелищный фильм.
Его фильмы "Кавказский пленник" (режиссер) и "Восток-Запад" (сценарист), номинировалась на "Оскар". Картина "Давай сделаем это по-быстрому" участвовала в конкурсе Московского международного кинофестиваля, а "Медвежий поцелуй" был представлен на Венецианском фестивале.
По его сценариям сняты свыше 30 фильмов. Самые известные -- "Любимая женщина механика Гаврилова", "Восток-Запад".
Как снимался фильм.
Рассказывает режиссер Сергей Бодров:
-- Так вот, когда берешься за такое дело, надо вести себя очень прилично и, конечно, идти к главному шаману. Он разрешил: "Многие хотели картину снимать - и американцы, и кто-то еще, ни у кого не вышло, и только вы пришли ко мне - правильно сделали". Потом обратились к ламе: Монголия же - буддийская страна. И ходили в буддийские места, как положено, с подношениями: барана резали, варили, лама проводил церемонию. Все равно было непросто снимать, но если б не пошли, думаю, было б гораздо хуже.
С девочкой, что Борте уже взрослую играла, была история. У неё случился серьезный приступ аппендицита. А мы чёрт-те где -- шесть часов до ближайшей больницы, плохая дорога. Мы вызываем шамана, девочка звонит своему ламе в Улан-Батор, приходит местный лама, китайский доктор, монгольский доктор. Не знаю, кто больше внёс свою лепту, но они сняли приступ.
Как выглядел Чингисхан?
Монголы, самостоятельный этнос, жили с I в. н.э. в современном Забайкалье и северо-восточной Монголии, севернее реки Курулен, которая ограничивала их от татар. Согласно свидетельствам современников, монголы, в отличие от татар, были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. Современный облик обрели их потомки вследствие смешанных браков с соседними многочисленными низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами.
На петербургской премьере зрителям предложили провести анализ ДНК и тут же обнаружили в зале потомка Чингисхана -- чингизида. Есть версия, что на земле каждый двухсотый несет в себе ген восточного деспота.
Кино еще будет!
На подходе еще два фильма о Темуджине: русско-монгольский двухсерийный "По велению Чингисхана" и приуроченный к 800-летию основания Монголии "Чингисхан" Лагваа Эрденебулгана.
Первоисточник.
Для монголов (вернее, для всех "степных" народов) "Сокровенное сказание монголов" -- все равно как Библия для христиан. В нем описана не только история родов, но и различные притчи, предания. Оно и начинается почти как первые главы "Ветхого завета", в которых рассказано, кто кого родил и от кого какой род берет начало: "Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чиган…"
Для непосвященного все эти имена и местности -- темный лес. Но именно род, семья важны для самосознания "степняка".
Есть здесь и рассказ о непорочном зачатии. Вот что говорила прабабушка Чингисхана своим сыновьям: "Вы, двое сыновей моих, осуждали меня и говорили между собой: "Родила, мол, вот этих троих сыновей, а от кого эти дети?" Подозрения-то ваши основательны. Но каждую ночь, через дымник юрты, в час, когда светило внутри погасло, входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час, когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, то и выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди!"
Интересно, что истории любви Темучжина и Бортэ в "Сказании" отводится не так уж много места. Зато очень много рассказано о матери, которой пришлось без мужа растить сыновей:
Черемухой да луком вскормленные
Доросли до ханского величия.
Корнем чжаухасуна вспоенные
Праведной матери дети
Стали правосудными и мудрыми.
Порешив выделить уделы для матери, сыновей и младших братьев, Чингисхан произвел такое распределение. Он сказал: "Матушка больше всех потрудилась над созиданием государства. Джучи -- мой старший наследник, а Отигин -- самый младший из отцовых братьев". В виду этого он, выделяя уделы, дал 10000 юрт матери совместно с Отчигином. Мать обиделась, но смолчала. Джучи выделил 9000 юрт, Чаадаю (второй сын от Бортэ) -- 8000, Огодаю (третий сын от Бортэ) -- 5000, Толую (четвертый сын от Бортэ) -- 5000, Хасару -- 4000, Алчидаю -- 2000 и Бельгутаю -- 1500 юрт.
Наталия ОЛЬХОВА
Начнем с того, что представления об исторических героях и злодеях в сознании современного россиянина основательно размыты. Что касается Чингисхана, то его реабилитацию начал еще наш "евразийский князь" Трубецкой в начале ХХ века, традицию подхватил известный историк Лев Гумилев. О грозном полководце издано много книг, поставлены спектакли на сценах практически всех театров, которые находятся на территории бывшей Великой Степи (Бурятия, Якутия, Тува, Хакасия, Казахстан).
Почему-то создатели фильмов в своих интервью упорно обходят вопрос о том, что в Монголии в 2006 году широко отмечалось 800-летие государства, основателем которого был Чингисхан. И там давно уже вместо музея Ленина -- музей отца монгольской нации. Ежегодно международные экспедиции рапортуют о том, что они нашли могилу Чингисхана. И это обязательно становится мировой сенсацией, которая потом, правда, не подтверждается. Поэтому говорить о том, что кинематографисты открыли нам что-то новое, несколько странно. Ведь кино -- это произведение искусства, вольный взгляд художников. Вот по этому взгляду и будем судить их.
"Монгол"
Чингисхан - христианин.
В кратком пересказе сюжет выглядит так: Чингисхан с детства постоянно страдает от происков врагов и попадает в плен. То есть всю жизнь по тюрьмам и по ссылкам. Тем временем его любимая жена Борте рожает мальчика от меркита, а затем, чтобы спасти мужа из плена, расплачивается своим телом и рожает еще и девочку от какого-то купца. Чингисхан относится к ней как Христос к Марии Магдалине, которой прощаются грехи за то, что она "много возлюбила". Детям говорит, что он -- их отец. Девочка, правда, удивляется -- а где прежний? Но брат ей отвечает, что и этот хороший человек. Чингисхан друга-предателя Джамуху прощает и отпускает с миром, как истинный христианин, подставляя врагу другую щеку.
Сердце разрывается от жалости к мужчине, который любит жену, но никак не может овладеть ею и стать отцом своих детей. Ну и как-то не верится, что такой мягкий сострадающий человек со своим войском вырезал сотни тысяч людей от Китая до Каспия и сравнял с землей их поселения. Хотя батальные сцены сняты с размахом и завораживают своей красотой, как и пейзажи.
Режиссер фильма Сергей Бодров-старший (он же вместе с Арифом Алиевым и автор сценария) утверждает, что его вдохновляли идеи Льва Гумилева. Мы тоже его книжки читали, но все-таки "муза" у Бодрова-старшего, кажется, была другая. Как говорится в аннотации, "Автора меньше интересует деятельность взрослого Чингисхана -- завоевателя, который покорил больше земель, чем Александр Македонский, и заставил содрогнуться полмира, нежели путь, приведший юношу Темуджина к славе. А привело его к славе, по Бодрову-старшему, скорее разумное администрирование, чем жестокое кровопролитие". (Это самое администрирование в фильме озвучено так: за каждое бегство с поля битвы воинам грозила смерть, причем в такой пропорции, что за одного убивали десятерых, за десятерых -- сотню, а за сотню -- тысячу. Про иноплеменников и говорить нечего. Там "администрирование" было еще более "разумным"). Дальше в аннотации говорится, что фильм снимался на монгольском языке. Для демонстрации в России он будет дублирован. (В чем смысл заставлять японских актеров говорить по-монгольски, мне совершенно непонятно. Во времена Чингисхана вообще-то говорили не на современном монгольском языке, его тогда просто не было. Значит, "для придания атмосферы" нам просто "припудрили" мозги).
Съемки картины проводились почему-то не в родной для Чингисхана Читинской области на реке Онон, а в северном Китае, Казахстане и лишь частично в Монголии.
Режиссер поясняет: "Мы почти не снимали в Монголии потому, что сложились сложные отношения с частью монгольской общественности, для которых Чингисхан до сих пор -- бог, отец, властитель судеб". Монголов можно за это только уважать. У них, действительно есть отец нации. Но нам этого не понять…
Деньги пошли на пользу качеству.
"Монгол" - самый дорогой фильм в истории отечественного кино (бюджет его составил $20 млн). Что из этого следует? Прежде всего то, что техническое качество картины безупречно и для нашего кино беспрецедентно.
Монтировать фильм пригласили того самого Зэка Стэнберга, который получил "Оскара" за "Матрицу". Монтаж фильма велся в Лос-Анджелесе.
Операторами-постановщиками фильма стали Сергей Трофимов, снявший "Дневной дозор" и "Ночной дозор", и голландец Рогир Стофферс, снимавший "Перо Маркиза де Сада" и оскароносный "Характер".
Главную роль в "Монголе" играет мировая звезда - японский актер Таданобу Асано, снимавшийся в таких известных фильмах, как "Табу" Нагисы Осимы и "Затоичи" Такеши Китано.
Роль Джамухи -- друга Темуджина -- сыграл звезда китайского кино Сун Хон Лей, снимавшийся в известном фильме Цуя Харка "Семь мечей".
Звук делали французы, которые работали с Люком Бессоном.
Главным художником картины выступает знаменитый художник Даши Намдаков, чьи работы представлены в самых престижных мировых галереях и музеях, а скульптуры есть в частных коллекциях российского президента и лидеров иностранных государств. (С гордостью замечу, что учился он у нашего красноярского скульптора Ю. Ишханова).
Съемки фильма начались в сентябре 2005 года и закончились в ноябре 2006 года.
Сергей Сельянов, директор кинокомпании СТВ, -- один из самых успешных российских продюсеров (его работы -- "Брат", "Брат-2", "Бумер", "Кукушка", "Особенности национальной рыбалки", "Блокпост", "Груз-200", "Олигарх") -- подтвердил свою высокую квалификацию, успев продать "Монгола" в европейский прокат еще до начала съемок. В США показ картины начнется в феврале 2008 года. Американским дистрибьютором "Монгола" выступила компания "Picturehouse Entertainment", созданная на волне огромного прокатного успеха в США "Страстей Христовых".
Естественно, большие деньги, нужно хотя бы окупить. Фильм, в создании которого приняли участии также Казахстан и Германия, увидят зрители более чем 25 стран мира. Но… результаты проката в России пока не оправдали надежд. По сообщению РИА, "Два российских фильма, "Монгол" и "12", от которых ожидали значительных сборов, смогли собрать вместе столько же, сколько вышедший одновременно с ними голливудский блокбастер "Обитель зла-3".
Но, в общем, 2,7 млн у.е. за первый уик-энд, собранный "Монголом", -- не такой уж плохой результат. Окупится. Просто кино помешали предстоящие выборы. Политические партии забрали все места под социальную рекламу. Хотя рекламный бюджет "Монгола" совсем не маленький -- 2 млн долларов.
"Чингисхан -- всадник Апокалипсиса".
Чингисхан - самурай.
Слоганы обеих картин похожи, как близнецы: "От его имени содрогнется мир" ("Монгол") и "И мир рухнул к его ногам" ("Чингисхан -- всадник Апокалипсиса"). При чем тут Апокалипсис, ума не приложу. Наверное, японские пиарщики придумали этот слоган, чтобы испугать христиан. Сами-то японцы давно знают, что на самом деле Чингисхан -- реинкарнация знаменитого самурая. Поэтому кровных потомков у себя на родине не ищут. Они знают, что реинкарнация -- вещь более серьезная, и просто ждут, когда самурай Чингисхан возродится снова к жизни и истребит половину Евразии.
Закономерно, что у японцев несколько иной подход к биографии знаменитого полководца. Своего "Чингисхана" японский режиссер Синичиро Саваи снял по роману японского писателя Такэхиро Накадзумо "На край земли и моря". И бюджет фильма превосходит "Монгола" в полтора раза ($ 30 миллионов). Это видно даже по количеству красивых цветных одежд на женщинах и воинах.
Съемочную группу Синичиро Саваи в Монголию пустили, но на главные роли все равно пришлось звать японцев. Такаси Соримачи стал Чингисханом, Юсуке Хираяма -- Джамухой, а Рей Кикукава -- Борте. Любовницу хана Кулан сыграла актриса по имени Ара из Южной Кореи. Откуда взялась эта женщина-самурай -- непонятно. В "Сокровенном сказании" о ней ни слова. Наверное, это просто эхо модных ныне китайских блокбастеров, где женщины лихо дерутся ногами, руками и саблями. Интересно, что на диске с фильмом почему-то изображена Кулан, а не Чингисхан. Ну, может, режиссеру просто девушка понравилась. Бывает…
Сергей Бодров по-европейски ценит привязанность Темуджина к любимой жене Борте. Для Синичиро Саваи куда более важными кажутся проблемы рода и крови. Поэтому в первом эпизоде фильма Есугей силой забирает жену у меркита. Через 18 лет мстительные меркиты крадут жену у Темуджина. Тот отбил ее обратно, но уже никогда не был уверен в том, что родившийся у нее сын Джучи -- от него. От убийства новорожденного Чингисхана отговаривает мать: она намекает ему, что он тоже не сын своего отца Есугея… Кстати, в отличие от российского фильма, японцы отдают дань уважения матери. Все-таки на Востоке хранительница рода важнее одной из жен. У Бодрова мать почти незаметна.
Итак, сюжет прост: молодой муж развязал войну, выиграл, отбил Борте, потом враги напали снова, он проиграл, потом опять выиграл. И так побеждал до тех пор, пока в Монголии не осталось всего два правителя: он и Джамуха. Последнего пришлось убить. По личной просьбе друга Темуджин душит его собственными руками. Что, кстати, недалеко от истины по версии того же "Сказания". А то, что в раннем детстве будущий правитель убил своего родного брата -- абсолютно совпадает с официальной биографией Чингисхана. Об этом россияне промолчали.
Фильм мог бы закончится курултаем, на котором Темуджина избирают великим ханом. После того как он в красивых белых одеяниях кричит с воздвигнутого посреди степей трона "ура", а массовка, для которой набрали 30 тысяч монголов, старательно размахивает за ним руками, кажется, можно было бы и титры пустить. Но режиссер недрогнувшей рукой направляет великого хана на север страны продолжать выяснять отношения с Джучи. Чингисхан застает его на смертном одре и, рыдая, объявляет своим настоящим сыном. Зачем нужна была эта мелодраматическая сцена в историческом боевике -- непонятно. Известно, что Джучи пережил отца и стал его главным наследником. А бурный поток слез из глаз Повелителя Вселенной и выглядит в общем-то странно.
На этом и фильму конец. Потом звучит красивый клип из лучших кадров под красивую японскую песню и пояснение, что в дальнейшем Чингисхан покорит полмира.
Натурные съемки монгольских степей очень впечатляют. Непонятно только, почему они вечнозеленые. Напоминаю, что дело было в Читинской области и на севере Монголии. А там лето не такое уж долгое и в шелковых рубахах много не находишься.
В родном для японцев духе трансформировался даже реквизит: монгольскую юрту при совсем незначительном усилии можно принять за домик с татами, супругу Чингисхана, верную Борте и мать Оэлун к концу фильма напомаживают в постаревших японских гейш.
Кстати, оба фильма объединяет… отчетливый голливудский акцент. Эдакий Чингисхан на экспорт. Мода, знаете ли, на восточных деспотов.
Досье
Режиссер Сергей Бодров-старший
Бодров родился и вырос в СССР, снял здесь свой самый скромный и лучший фильм "Непрофессионалы", но счастья не нашел и переселился в США. Сделал там довольно много хороших картин, но опять не достиг душевного равновесия. Теперь увлекся третьим континентом, связывает с ним надежды и сделал о нем свой самый темпераментный, самый постановочный, самый зрелищный фильм.
Его фильмы "Кавказский пленник" (режиссер) и "Восток-Запад" (сценарист), номинировалась на "Оскар". Картина "Давай сделаем это по-быстрому" участвовала в конкурсе Московского международного кинофестиваля, а "Медвежий поцелуй" был представлен на Венецианском фестивале.
По его сценариям сняты свыше 30 фильмов. Самые известные -- "Любимая женщина механика Гаврилова", "Восток-Запад".
Как снимался фильм.
Рассказывает режиссер Сергей Бодров:
-- Так вот, когда берешься за такое дело, надо вести себя очень прилично и, конечно, идти к главному шаману. Он разрешил: "Многие хотели картину снимать - и американцы, и кто-то еще, ни у кого не вышло, и только вы пришли ко мне - правильно сделали". Потом обратились к ламе: Монголия же - буддийская страна. И ходили в буддийские места, как положено, с подношениями: барана резали, варили, лама проводил церемонию. Все равно было непросто снимать, но если б не пошли, думаю, было б гораздо хуже.
С девочкой, что Борте уже взрослую играла, была история. У неё случился серьезный приступ аппендицита. А мы чёрт-те где -- шесть часов до ближайшей больницы, плохая дорога. Мы вызываем шамана, девочка звонит своему ламе в Улан-Батор, приходит местный лама, китайский доктор, монгольский доктор. Не знаю, кто больше внёс свою лепту, но они сняли приступ.
Как выглядел Чингисхан?
Монголы, самостоятельный этнос, жили с I в. н.э. в современном Забайкалье и северо-восточной Монголии, севернее реки Курулен, которая ограничивала их от татар. Согласно свидетельствам современников, монголы, в отличие от татар, были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. Современный облик обрели их потомки вследствие смешанных браков с соседними многочисленными низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами.
На петербургской премьере зрителям предложили провести анализ ДНК и тут же обнаружили в зале потомка Чингисхана -- чингизида. Есть версия, что на земле каждый двухсотый несет в себе ген восточного деспота.
Кино еще будет!
На подходе еще два фильма о Темуджине: русско-монгольский двухсерийный "По велению Чингисхана" и приуроченный к 800-летию основания Монголии "Чингисхан" Лагваа Эрденебулгана.
Первоисточник.
Для монголов (вернее, для всех "степных" народов) "Сокровенное сказание монголов" -- все равно как Библия для христиан. В нем описана не только история родов, но и различные притчи, предания. Оно и начинается почти как первые главы "Ветхого завета", в которых рассказано, кто кого родил и от кого какой род берет начало: "Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чиган…"
Для непосвященного все эти имена и местности -- темный лес. Но именно род, семья важны для самосознания "степняка".
Есть здесь и рассказ о непорочном зачатии. Вот что говорила прабабушка Чингисхана своим сыновьям: "Вы, двое сыновей моих, осуждали меня и говорили между собой: "Родила, мол, вот этих троих сыновей, а от кого эти дети?" Подозрения-то ваши основательны. Но каждую ночь, через дымник юрты, в час, когда светило внутри погасло, входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час, когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, то и выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди!"
Интересно, что истории любви Темучжина и Бортэ в "Сказании" отводится не так уж много места. Зато очень много рассказано о матери, которой пришлось без мужа растить сыновей:
Черемухой да луком вскормленные
Доросли до ханского величия.
Корнем чжаухасуна вспоенные
Праведной матери дети
Стали правосудными и мудрыми.
Порешив выделить уделы для матери, сыновей и младших братьев, Чингисхан произвел такое распределение. Он сказал: "Матушка больше всех потрудилась над созиданием государства. Джучи -- мой старший наследник, а Отигин -- самый младший из отцовых братьев". В виду этого он, выделяя уделы, дал 10000 юрт матери совместно с Отчигином. Мать обиделась, но смолчала. Джучи выделил 9000 юрт, Чаадаю (второй сын от Бортэ) -- 8000, Огодаю (третий сын от Бортэ) -- 5000, Толую (четвертый сын от Бортэ) -- 5000, Хасару -- 4000, Алчидаю -- 2000 и Бельгутаю -- 1500 юрт.
Наталия ОЛЬХОВА
0 коммент.:
Отправить комментарий