Куда исчез Стив Фоссет?
Человек так устроен. Мы искренне считаем, что любые наши рекорды заметны издалека. Что непременно весь мир видел, как ты однажды поднялся на верхнюю ступеньку, и аплодировал тебе, да наверняка с легкой завистью. Миллионер и экстремальщик Стив Фоссет добился сотни мировых достижений во всяческих заездах, заплывах, полетах и гонках, посвятив этому больше двадцати лет своей беспокойной жизни. Мог ли он подумать, что по-настоящему, подолгу, всерьез о нем заговорят лишь теперь?
Парадоксы внимания.
Чужое горе интригует куда сильнее, чем чужая гордость. Таковы законы психологии. Стив Фоссет принялся покорять мир в далеком 1985-м, вплавь преодолев Ла-Манш. Потом были кольцевые автогонки, собачьи упряжки, горы, самолеты, парусники и много чего еще. Чуть ли не каждый год пресса вспыхивала, пестря заголовками: Фоссет опять замахнулся на сенсацию! Грядет рекорд! С удивляющей, а потом и раздражающей регулярностью он повторял свои попытки сделать что-нибудь эдакое, необыкновенное. Выпендриться, одним словом. Мелькнуть кометой на небосклоне общественного внимания. Ну и добился того, чего теоретически следовало ожидать: он примелькался. Перестал быть свежей новостью. Перестал удивлять. Вы слыхали?!. -- а, опять этот... -- ну, пусть развлекается. Давайте лучше поговорим о ком-нибудь другом. Воистину, невозможно все время удерживать фокус на себе. Такой трюк чересчур сложен в исполнении, даже если твой профиль в трюках, собственно, и заключается.
Но вот он пропал. Совершенно внезапно, невзначай, мимоходом: собирался облететь пустыню с сугубо технической, рядовой целью -- и сгинул. Вышло довольно глупо и неожиданно. И что же мы видим -- наконец-то Стив Фоссет попал в яблочко! Теперь, вот теперь -- после недели шумихи и бесплодных поисков -- всем стало действительно интересно, а что это за старикан такой? Ого, да он с причудами, оказывается. А почему его так усердно ищут, он что, редкость какая-то, единичный экземпляр?
Все по максимуму.
Ага, точно. Стив Фоссет был (есть?) экземпляр крайне любопытный: и безумный, и продуманный сразу. Противоречивый, как любое явление природы под названием "человек". Но, в отличие от многих, по ходу жизни поимевший возможность реализовать все свои странные устремления и желания.
Весной этого года ему исполнилось 63. Прожитые им годы отчетливо распадаются на три крупных периода. Первые двадцать с хвостиком Фоссет накапливал знания: он последовательно прошел обучение в двух университетах, Вашингтонском и Стэнфордском. А когда закончились все нужные ему лекции, Стив решил, что готов заняться бизнесом. Как и с прочими начинаниями, с зарабатыванием больших денег проблем не возникло: он создал инвестиционную компанию Lacota и охранную фирму Marathon Securities Inc. (Согласитесь, отличная комбинация: фирма, делающая деньги, -- и тут же параллельно фирма, эти мешки с деньгами тщательно охраняющая.) И, разумеется, занимался игрой на бирже, что логично, если ты американец, да к тому же владелец инвестиционной фирмы. Деловое чутье Фоссета практически не подводило, и в итоге он сколотил приличное состояние. Потом он близко сошелся с другими монстрами капитализма: в его друзьях числятся такие персонажи, как британский миллиардер Ричард Брэнсон и мега-богач Бэррон Хилтон, владелец сотен отелей по всему миру.
Другими словами, во второй период своей жизни Фоссет тоже добился максимальных результатов. И, похоже, заскучал. Когда-то в молодости он конвертировал свои знания в звонкую монету. А в 40 с небольшим Фоссет захотел обменять накопленные миллионы на адреналин, свободу и удовольствие в чистом виде.
Сравните замах.
Вы ведь не думаете, что это легко? Отказаться от беспроблемного существования и сытых денег -- надо суметь. Не каждому под силу сделать такой шаг. Посмотрите, к примеру, на российских миллиардеров. В их варианте экстрим ограничивается ну, горными лыжами, немножечко самолетами, немножечко яхтами -- но в качестве развлечения, не более того. Если российскому олигарху захочется напомнить, какой он крутой, он просто пойдет и купит самый большой в мире авиалайнер. Или вторую футбольную команду. А лучше подгребет под себя еще пару алюминиевых заводиков или вдруг ставшую ничейной нефтяную компанию... Никто из наших господ миллионеров не полезет ежиться в ледяную воду или задыхаться на заснеженный восьмитысячник. Рисковать не другими, а самим собой, драгоценным, -- такой дар снисходит на очень и очень немногих.
Итак, Фоссет отошел от дел, или, цитируя некоторые источники, "ушел на покой". Занятный покой -- по сути, все, чем занимался Фоссет после 45, было связано с постоянным напряжением и риском. Конечно же, миллионер не был настолько безумен, чтобы раздарить свое состояние нуждающимся. Он всего-навсего делегировал полномочия, нанял кучу управляющих и позволил себе забыть о бизнесе как хлопотном и тяжком деле. Тратить нервы и рвать конкурентам глотки отныне стали другие. Сам же Фоссет переключился с мира финансового на мир реальный, где надо целиком и полностью задействовать весь свой организм -- руки, ноги, голову, ум, сердце, легкие и т.д.
Изучение сопромата.
Он начал с плавания в открытой воде. Собственно, широкой публике Стив Фоссет стал известен после того, как переплыл Ла-Манш. Конечно же, ему это удалось не сразу. Мы ведь говорим о более-менее обычном человеке, а не о Супермене из киношки. Лишь на четвертый раз упрямый Стив смог преодолеть пролив. Но -- смог, и точка. Слава пришла. Кому-то хватило бы и этого. Но не Стиву Фоссету.
Где он только не проверял себя на прочность! Многодневные одиночные лыжные переходы, кольцевые автогонки в США, гонки на собачьих упряжках на Аляске, ралли в Африке, знаменитые автогонки "24 часа Ле-Мана". Знаете, в чем там изюминка заключается, в этих традиционных французских гонках? Все одновременно прыгают в машины, и за 24 часа нужно намотать как можно больше кругов по одной и той же трассе. Сутки без перерыва -- за рулем -- на дикой скорости. Наблюдать и то устанешь.
Свою выносливость Фоссет проверял не только "по горизонтали" -- вперед-вперед, скорей-скорей, -- но и по вертикали. Он шесть раз совершал восхождения на высочайшие вершины мира, включая Килиманджаро и Джомолунгму. На последней, кстати, он отметился дважды.
В общем, за несколько лет Фоссет убедился, что готов не хуже других. Он бился во всех этих гонках и состязаниях наравне с молодыми обученными профессионалами -- пусть не выигрывал, но и не сдавался. Значит, может. Значит, пора и рекорды ставить -- свои, уникальные, на которые раньше никто и не замахивался.
Нет соперников, кроме ветра.
Говорят, у Фоссета было две страсти -- плавание под парусом и воздухоплавание. И то и другое подразумевает стихию, где конкурентов очень мало, ибо соваться в такие опасные открытые пространства добровольцев, в общем-то, нет. В море идут, как правило, по необходимости -- торговой или пиратской, научно-исследовательской, военной, промысловой. Любителей там -- по пальцам перечесть. Небо -- да, оно чаще притягивает энтузиастов. Как птенцов. Манит. Но далеко желторотые не улетают, ибо крылышки слабоваты.
А Фоссет мог себе позволить такие крылья, какие только хотел. Самые лучшие, на выбор. Деньги, заработанные раньше, обеспечивали 50-летнему американцу такую техническую фору, о которой новичкам не приходилось мечтать. А упертый характер, покалывания возраста и опыт длительной экстремальной подготовки, сложившись вместе, выгодно оттеняли Фоссета даже на фоне самых молодых и рьяных.
Море и небо Фоссет штурмовал попеременно. И если у него что-то не получалось из намеченного, то он повторял попытки снова и снова. С настойчивостью буровой машины шел он к своим целям. Скажем, облететь земной шар на шаре воздушном -- за один присест, без посадки, -- Фоссет решил еще в 1998 году, а удалось ему это лишь в 2002. За это время настырный американец шесть раз поднимался в воздух -- и пять из шести раз расстроенный возвращался с полдороги. Но ведь сделал, в конце концов! И так происходило со всеми рекордами, что Фоссет помечал у себя в органайзере в разделе "непременно совершить".
Вылетел на примерку.
Фоссет относительно давно не уделял внимания наземным подвигам, упражнялся все больше в небе да на морских волнах. И вот решил тряхнуть стариной, погонять по земной тверди, продемонстрировать неотсыревший, несмотря ни что, порох. В тот злополучный день, 3 сентября, Фоссет отправился на своем самолетике покружить над пустыней Невадой с весьма конкретной целью -- подыскать подходящее место для нового рекорда. А именно -- по скорости перемещения в пространстве для наземных объектов. Сейчас планка держится на 1234 км/ч. Фоссет хотел эту планку сбить и установить свою.
О том, что полет был рядовой, свидетельствует многое. Фоссет не взял с собой парашюта, не оставил маршрутного листа полета, никому не сказал, в каком уголке необъятной пустыни собирается высматривать заветное местечко. Заправил баки -- и рванул, сказав, что вернется через два-три часа. Никто не волновался -- а с какой стати волноваться за такого матерого и закаленного пилота, как Фоссет? Справлялся мужик и не с такими передрягами. Но ведь тонут, как известно, самые опытные пловцы.
Ищут пожарные, ищет милиция...
Странностей хоть отбавляй. Когда отсутствие Стива стало тревожным и поднялась наконец-то паника, оказалось, что наземные радары не зафиксировали вообще никакой информации о полете. Как будто он взлетел -- и растворился. Самолет Фоссета был оснащен системой аварийного оповещения, она обязана была сработать в случае крушения -- но никакого сигнала бедствия не было. Кроме того, в случае отказа электроники пилот мог вручную запустить аварийный радиомаяк -- но и здесь тишина.
Ищут Фоссета или хотя бы обломки его самолета более чем тщательно. 650 спасателей, десятки самолетов и вертолетов, Национальная гвардия, дорожные полиции двух штатов... Задействованы высокотехнологичная система распознавания объектов с воздуха ARCHER и картографический интернет-сервис Google Earth, дающий спутниковые снимки высокого разрешения. Но -- ничего. Пусто, пусто, пусто. Куда он девался, в другое измерение, что ли?
А что, с Фоссета станется. Строго говоря, вариантов того, как будет разворачиваться эта история, можно насчитать четыре. Первый, маловероятный и совершенно не романтичный: это была продуманная пиар-акция, Фоссет просто где-то прячется -- и вот-вот появится из-за угла, картинно вытирая пот. Зато внимания к нему и будущему рекорду будет рекордно много, несомненно.
Второй, все ж таки вероятный и снабженный хеппи-эндом: это случайное стечение обстоятельств, и Фоссет найдется, причем еще живой. На это до сих пор надеются друзья и близкие Стива -- потому что его, дескать, так просто не сломить и не вышибить из седла.
Третий, наиболее вероятный и грустный: ну да, это все случайное стечение обстоятельств, и Стива найдут, но... Найдут слишком поздно. На момент написания этого материала идет десятый день с тех пор как Фоссет исчез. Десять дней в пустыне -- без запасов еды и воды, возможны травмы и ранения. Сколько, как вам кажется, у него шансов?
Четвертый вариант выглядит весьма шокирующе, но не будем его вычеркивать. Это ведь Невада, загадочная местность, где как будто мелькали тарелки пришельцев и где совершенно точно разрастались испытательными грибами десятки атомных бомб. Короче говоря, а вдруг Стива Фоссета похитили? Даже без разницы, кто именно -- представители НЛО или представители ФБР, зеленые человечки или офицеры американской госбезопасности. Вдруг Стив Фоссет увидел лишнего, сделал на один неосторожный шаг больше, чем разрешено непосвященному в тайны человеку? Тогда -- с концами, оттуда не возвращаются, мы его больше не увидим.
Ну, "не увидим" -- это не считая широких голливудских экранов. Если его похитили, а потом еще и вернут, то Фоссет просто обречен стать героем сенсационных сценариев. Из живого человека и рекордсмена он превратится в популярного персонажа фильмов, книг и комиксов.
Впрочем, такая участь, скорее всего, ждет его при любом раскладе.
Его рекорды.
За Фоссетом числится более 110 разнообразных мировых достижений. В частности, в плавании на парусных судах ему принадлежат 23 рекорда, и 11 из них до сих пор не побиты.
Избранное:
2002 -- первый в мире одиночный кругосветный перелет на воздушном шаре. За 14 дней было преодолено более 33 тысяч километров.
2004 -- мировой рекорд скорости в кругосветном плавании на парусном судне: 58 суток и 9 часов.
2005 -- первый одиночный беспосадочный авиаперелет вокруг Земли.
2006 -- мировой рекорд дальности кругосветного беспосадочного авиаперелета по замкнутому маршруту: за 79 часов преодолено более 42 тысяч километров.
Юлия КОРИНЕВСКАЯ
0 коммент.:
Отправить комментарий