среда, 13 апреля 2011 г.

От бизнес-самолетов до журавлиных дельтапланов

Прошедший не так давно Московский авиационно-космический салон порадовал множеством интересных новинок российского производства. Можем ведь, когда захотим! Вот лишь несколько из показанных на МАКСе-2005 отечественных аппаратов.Старая американская пословица говорит: "Единственный мужчина, которому повезло в любви, -- это холостяк". Марк Твен, знаменитый американский писатель, был, пожалуй, тем немногим из женатых мужчин, кому действительно повезло в любви.

МиГ-29 ОВТ: сопла во все стороны
Пожалуй, главной сенсацией нынешнего МАКСа стал истребитель среднего класса МиГ-29 ОВТ с двигателем с отклоняемым вектором тяги, придающим машинам этого типа качественно новые возможности в полете.
МиГ-29 изначально проектировался для высокоманевренного боя и по своей виртуозности движения в воздухе долгое время не имел равных. Когда же на самолет установили двигатели РД-33ВТ с отклоняемым вектором тяги, эффект оказался просто фантастическим. Газовая струя, выходящая из этого самолета, за счет отклоняемых в любую сторону до 20 градусов сопел может вращаться по окружности в 360 градусов. За счет чего удалось придать этому достаточно легкому истребителю просто запредельную маневренность, которой не обладает больше ни один самолет в мире. МиГ-29 ОВТ, в доли секунды изменяя направление выходящей из него газовой струи, может совершать моментальные развороты, двигаться хвостом вперед, выполнять полеты на малых (вплоть до околонулевых) скоростях полета без ограничений по углу атаки и даже неподвижно зависать, как воздушный шар.
Но не стоит это расценивать как пустую акробатику. Благодаря подобной "верткости" и способности останавливаться в воздухе, МиГ-29 ОВТ способен в любой точке пространства мгновенно изменить траекторию своего полета и повернуть оружие на противника. Что чаще всего является решающим для победы в воздушном бою, поскольку сбить такой аппарат можно лишь случайно.
Космический "Клипер"
Более четверти века трудились на космических просторах пилотируемые транспортные корабли "Союз". И вот теперь, наконец, им на смену приходит новая модель многоразового космического корабля -- "Клипер". Правда, на МАКСе был представлен лишь его макет, но выполненный в натуральную величину. И, как обещают разработчики из РКК "Энергия", при нормальном финансировании первый корабль из этой серии выйдет на орбиту уже в 2010 году.
"Клипер" по праву можно назвать кораблем нового поколения. В отличие от "Союзов" и "Союзов-Т" он является аппаратом многоразового использования. Ресурс конструкции и приборов нового космического корабля рассчитан на 20-25 полетов, то есть практически на двадцатилетний срок эксплуатации! Лобовой щит, парашюты, двигатели мягкой посадки можно будет менять перед каждым полетом. Благодаря такой долговечности себестоимость полетов должна будет значительно уменьшиться, при том что и начальная стоимость "Клипера" будет примерно в десять раз меньше, чем у разрабатываемых в США аналогов, и, по предварительным оценкам, составит около 10 миллиардов рублей в ценах 2004 года.
При этом по техническим параметрам наш многоразовый транспортный корабль не уступает никому из конкурентов: максимальная длина "Клипера" составляет около 10 метров, диаметр -- 3,5 метра, стартовая масса -- 14,5 тонны, что в два раза больше, чем у "Союза". Благодаря этому внутренний объем кабины "Клипера" удалось увеличить в пять раз, поэтому новый корабль получился значительно более комфортабельным по сравнению с аппаратами предыдущих поколений. Теперь он легко сможет перевозить экипаж численностью до шести человек.
"Самостоятельный" Су-27 СКМ
Внешне Су-27 СКМ ничем не отличается от уже давно выпускающихся Су-27. Но по своей начинке этот самолет является ни много ни мало истребителем пятого поколения -- первой подобной машиной, изготовленной в России. По пути глубокой модернизации уже имеющихся аппаратов идут многие страны -- когда аэродинамика самолета себя еще не изжила, а "начинка" уже устарела. Главное отличие новой "сушки" от имеющихся на вооружении нашей армии истребителей в том, что новая машина с одинаковой легкостью может поражать как воздушные, так и наземные цели. Тем паче что на борт он может взять весь спектр имеющихся в российских ВВС авиационных ракет и бомбового вооружения. Причем "работать" с целями Су-27 СКМ может в любое время суток и при любых погодных условиях, поскольку не только пилотирование (как на многих других самолетах), но и бомбометание пилот может осуществлять исключительно по приборам, пользуясь установленными на истребителе новейшими системами навигационного и радиолокационного поиска цели. Электроника на новом истребителе сама обнаруживает цель, вычисляет ее координаты и определяет момент, когда надо применить оружие. Пилоту лишь остается нажать на кнопку "пуск".
Есть отличия и внутри кабины пилота. Рядом с привычными стрелочными приборами на Су-27 СКМ появились три жидкокристаллических дисплея, на которых высвечивается вся полетная и боевая информация. По словам конструкторов, сделано это для того, чтобы пилот мог постепенно привыкнуть к тому, что ему теперь можно следить за ситуацией не только по отклонению стрелок, но и по данным дисплеев.
Сверхзвуковой "бизнесмен" Ту-444
Особой популярностью пользовались на МАКСе-2005 высокоскоростные реактивные бизнес-самолеты Bombardier-Global5000 и Bombardier-Learjet60. Оно и понятно, поскольку такие небольшие машины вместимостью до 10-15 человек позволяют деловым людям значительно экономить на времени перелетов, разгоняясь до скорости под 900 км/ч и пролетая, к примеру, из Нью-Йорка до Москвы без дозаправки за 9 часов. Но с точки зрения технологий куда интереснее сверхзвуковые самолеты бизнес-класса. В США и Европе в последние годы родилось немало проектов таких небольших сверхзвуковиков, которые сейчас находятся на разных этапах реализации. Россия тоже не отстает -- в павильоне ОАО "Туполев" посетители МАКСа могли видеть наш вариант такого аппарата Ту-444.
После воплощения в металле и пластике этот самолет сможет достигать скорости 2125 км/ч, что в два раза превышает скорость звука, пролетать без дозаправки 7500 километров и перевозить в своем салоне до 10 человек. То есть от того же Нью-Йорка до Москвы он долетит всего лишь за 4 часа. Но даже это не самое удивительное в данном проекте. Самое главное в Ту-444 то, что он (по заверениям разработчиков) не будет создавать никакого звукового удара при низком полете над населенными пунктами, выбивающего стекла, чем грешат все остальные сверхзвуковые самолеты. Поэтому его, в отличие от почивших в бозе сверхзвуковых лайнеров "Конкорд" и Ту-144, можно будет сажать даже на небольших аэродромах в черте города, благо ему требуется взлетно-посадочная полоса длиной всего 1830 метров.
Ми-38 -- на все руки мастер
На первый взгляд, ничем примечательным это новое совместное детище Казанского вертолетного завода и Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля не отличается. Вертолет как вертолет, внешне очень похожий на обычный Ми-8. Но чтобы воплотить этот проект в жизнь, разработчикам пришлось попотеть 15 с лишним лет.
Весь "фокус" в сверхуниверсальности этого аппарата. Начинайте загибать пальцы, считая функции нового вертолета: Ми-38 может перевозить пассажиров и грузы, выполнять лесотехнические, строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные и аварийно-спасательные работы, а также оказывать медицинскую помощь и эвакуировать пострадавших и даже проводить геологоразведочные работы. При этом вертолет способен работать в любое время суток в различных погодных и климатических условиях (в горах, над водной поверхностью и т.д.) в диапазоне температур от -50 до +60 градусов по Цельсию. И несмотря на относительно небольшие размеры, Ми-38 поднимает в воздух 6 тонн груза, при этом его спринтерские качества тоже весьма неплохи -- этот многоцелевой аппарат способен летать со скоростью до 290 км/ч.
"Бесчеловечный" разведчик "Типчак"
Опасное это занятие -- быть разведчиком. Того и гляди поймают, пытать будут, а потом еще и расстреляют, чего доброго. И при такой нервной работенке разведчик должен сохранять трезвость рассудка и ясность памяти, чтобы запомнить все, что увидит на вражеской территории. Но вскорости эта профессия станет достоянием истории. Зачем рисковать жизнями разведчиков, если ту же самую работу за них сможет выполнить техника?
Рыбинское конструкторское бюро "Луч" продемонстрировало на МАКСе новейший разведывательный беспилотный комплекс "Типчак", в состав которого входят беспилотный летательный аппарат БЛА 9М62, транспортно-пусковая машина, машина технического обслуживания, машина для транспортировки операторов и машина с приемо-передающей аппаратурой. Разумеется, самый важный элемент среди них -- БЛА 9М62. Этот аппарат оснащен всем, что полагается иметь настоящему разведчику, и даже больше. На его борту помимо обычных фото- и видеокамер есть также двухспектральная широкополосная камера. С ее помощью "Типчак" сможет исследовать диспозицию противника даже в ночное время или во время тумана, поскольку такая камера производит съемки как в обычном, так и в инфракрасном режимах. При этом "Типчак" не только обнаруживает объекты, но и распознает и классифицирует их (к примеру -- "боевая машина", "жилое строение" и так далее), а также в режиме реального времени определяет их точные координаты.
Дельтаплан-наставник для журавлей
Дельтаплан "Итера", изготовленный специалистами летно-производственного объединения "Дельта авиа", можно назвать самым оригинальным по своему функциональному назначению устройств, показанных на прошедшем МАКСе. Этот сверхлегкий летательный аппарат сконструирован специально для уникального экологического проекта "Полет надежды", призванного спасти популяцию стерхов -- белых журавлей, гнездящихся на Ямале.
Задача данного дельтаплана -- поднимать на крыло юных стерхов и указывать им, в качестве вожака стаи, путь от гнездовий на Ямале к местам зимовки в Иране. Для этого "Итера" оснащена оригинальной навигационной системой, которая позволяет дельтаплану летать по приборам в облаках и в условиях плохой видимости. Кроме этого, для уменьшения риска срыва полета журавлей на зимовку в летательном аппарате установлены два сменяемых крыла, каждое из которых (в случае поломки одного из них) позволит "Итере" и дальше лететь со скоростью мигрирующих птиц.
Олесь КАЛАЙДА

0 коммент.:

Отправить комментарий