среда, 13 апреля 2011 г.

Кто там шагает левой?


Делить людей на левшей и правшей не совсем правильно. Потому что между полными левшами или полными правшами располагаются люди в большей или меньшей степени владеющие обеими руками. Их немало. Примерно каждый пятый человек с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. Но предпочтение отдает правой.
Нечто подобное, похоже, есть у нашего президента. Вроде бы Владимир Путин правша. Но часы носит на правой руке. И часто достает тезисы доклада левой рукой из правого кармана. Выходит, у него обе руки -- правые.
В чем причина леворукости? Существует множество мнений. Наиболее научно обоснована, пожалуй, теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Они поделили между собой разные виды деятельности. Одно полушарие -- доминантное, другое -- подчиненное. У правшей основную роль в выполнении мыслительных операций и функций, связанных с речью, играет левое полушарие. А правое отвечает за ориентацию в пространстве, различение музыкальных тонов и мелодий, продуцирует сновидения.
У левшей все наоборот. Если же леворукий ребенок переучивается на правую руку, взаимодействие нарушается.


Ты и я -- такие разные
Между левшами и правшами есть важные различия. Левши, как правило, меньше привязаны к одному полушарию. Нередко они обрабатывают речевую и пространственную информацию в обоих полушариях. Но смешение функций создает возможность для конфликта полушарий. В итоге переученные левши чаще страдают заиканием и испытывают проблемы при чтении.
В то же время двустороннее распределение функций нередко способствует развитию умственных способностей. Левши преуспевают в математике, музыке, шахматах. Последние клинические исследования во многих странах мира показали: левши, как правило, превосходят правшей по уровню интеллекта. Каждый пятый выдающийся человек -- левша. Более того, люди, обладающие какими-либо экстраординарными способностями, тоже в основном левши.
История искусства дает этому неоспоримое доказательство: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Пикассо были левшами.
В школе обычно главное внимание уделяется левому полушарию: запиши, прочитай, выучи, перескажи. А правое, с его уникальными особенностями, в образовательном процессе почти не используется. Так снижается и даже полностью снимается творческий потенциал человека. У левши оба полушария вынуждены включиться в работу, и это стимулирует интеллектуальное развитие.

Узнай!
* В последние годы замечено, что в России (как и во всем мире) на свет появляется в два раза больше левшей, чем в 1990-м. Человечество левеет.
* Леворукость может передаваться по наследству как по женской, так и по мужской линии, от бабушки к внукам, от родителей к детям.
* Шведские ученые обнаружили, что левшей рождается больше у тех матерей, которые проходили во время беременности УЗИ. На здоровье малышей процедура не отразилась, и потому шведские врачи категорически не рекомендуют отказываться от этого метода обследования.
* Кроме преимущественного пользования какой-то одной рукой есть и другие внешние признаки того, какое полушарие доминирует: главенство одного глаза или ноги. Доминирует та нога, с которой обыкновенно делают шаг, сходя с тротуара, с которой начинают танец.

Отличительные черты левши
* Повышенная способность четко воспринимать звуки и интонации, а также отличать тончайшие оттенки цвета, что не дано правшам.
* Образная память, в которой надолго сохраняются яркие впечатления.
* Легкость ориентирования в пространстве.
* Тяга к парадоксам.

Не спорь с природой
Ребенка нельзя принуждать использовать правую руку наперекор его желанию. Потому что организация его мозга, вероятнее всего, предопределена генетически. Принудительная перемена противоречит природе.
Психотерапевты знают, что, если левша пишет правой, могут наступить речевые сбои, проблемы с чтением и письмом (дислексия). Даже изменение самосознания.
Раньше считалось, что переучивать леворуких необходимо. Ведь они по жизни сталкиваются с массой трудностей. Мир постоянно подает им не ту руку. У кассового окошка ручка всегда справа. Штопор приходится вертеть в неудобную сторону. Люди подают не ту руку для приветствия. Правда, в теннисе или боксе левши чаще добиваются успеха.

Не то беда, что левша
А то, что заставили стать правшой. Существует масса примеров, показывающих, как насильственное переучивание приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье и развитии детей.
В прошлом леворуким детям привязывали их неправильную руку. В середине 70-х к левшам стали относиться либеральнее, перестали переучивать. Но мир остался "правым", и дети сталкиваются с этим ежедневно. Младенцам вставляют погремушку в правую руку, как и ложку при еде. Если ребенок возьмет левой, ему кричат: "Это не та ручка!" В детских садах полагается рисовать и складывать кубики правой рукой. Малыши подчиняются.
Родители стараются исправить "ошибку природы" и подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире. В итоге -- детские неврозы в виде тиков, ночных страхов, недержания мочи. Помимо эмоциональных нарушений переучивание может привести к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях. Насильственное изменение руки может вызывать у ребенка серьезные проблемы -- они часто путают левую и правую стороны, с большим трудом учатся читать. Ослабляется внимание, замедляется интеллектуальное развитие.
А ведь у левши и без переучивания много проблем. В школе его учат так же, как праворукого. Особые трудности вызывает письмо. Левши склонны к формированию целостных образов слов, послоговой и побуквенный анализ для них труден.
А как овладеть письмом слева направо? Левой рукой невозможно писать без отрыва. Да еще с наклоном вправо -- рабочая рука закрывает линию письма.
Удобнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких детей, и у левшей, обычно исчезает к 8-10 годам. Однако если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв может сохраниться и в зрелости.

Обе правы
Окончательный выбор руки ребенка совершается в шесть-семь лет. Чтобы достигнуть этого быстрее, нужно много заниматься видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами. Замечательно, если у ребенка есть возможность много бегать и плавать.
Учить на две руки -- значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста -- создавать резерв для победы.
И социальную среду ребенка нужно обустроить с учетом его особенностей. В школе он часто испытывает дискомфорт из-за своей особости, боится лишний раз проявить инициативу, старается не высовываться. Леворукому малышу надо объяснить, что все люди разные: у одних людей волосы темные, а у других -- рыжие, одни -- высокие, а другие -- нет; у кого-то голос громкий, а у кого-то тихий. Когда ребенок узнает, что таких, как он, много и они вполне успешны, он не будет комплексовать.

Жертвы правого мира
Количество лиц, предпочитающих левую руку при письме, возрастает (с 2% в 1932 г. до 11% в 1980-х годах, сейчас говорят о 15%). Но причины этого роста в том числе и в том, что детей перестали принуждать пользоваться правой рукой. Терпимость эта возникла недавно. А прежде…
Бывший вице-президент Соединенных Штатов Нельсон Рокфеллер, переученный левша, испытывал трудности при чтении подготовленных речей из-за тенденции читать в обратном направлении, справа налево. Переучивал его отец так: за обеденным столом надевал на левое запястье сына резиновое кольцо с длинным поводком и дергал за него всякий раз, когда сын начинал есть левой рукой. В итоге Нельсон выработал неуклюжую привычку пользоваться двумя руками, но от последствий страдал всю жизнь.
С детства страдал от дислексии известный актер Том Круз -- переученный левша. Он часто менял школы, и в каждой ему первым делом присваивали звание идиота -- потому что читал по слогам и практически не умел писать. Со временем его научили с грехом пополам и тому и другому, но чтение с одновременным осмысливанием -- задача для дислектика невыполнимая. Потому что у правильного правши чтение и осмысливание выполняется разными полушариями, а у правшей неправильных над двумя задачами одновременно работает одно полушарие -- оно и не справляется.
Вот и приходится блистательному Тому контракты свои многомиллионные читать по слогам. А роли учить с ассистентом: ему читают -- он запоминает.
И не он один -- замечательный актер Дастин Хоффман тоже учит тексты на слух.

Как стать миллионером
Впрочем, дислектиками становятся не обязательно переученные левши. Причиной дислексии может стать недостаточность зрения, когда в глазах рябит, буквы расплываются, появляется резь в глазах и даже тошнота. Может стать причиной микротравма головного мозга в период внутриутробного развития. Порой дислексия передается по наследству.
И еще считается, что особенности английского языка тоже провоцируют появление такого недостатка.
Подсчитано, что 40% британских миллионеров -- дислектики. Среди них и финансист Джон Рокфеллер, и Ричард Брэнсон, основатель мультикорпорации Virgin.
А над текстами речей, зачитанных президентом Джорджем Бушем, не издевался только самый ленивый журналист. И географии-то он не знает, и азбуке не обучен. Тем более арифметике. На одном из совещаний в Пентагоне Буш поставил в тупик министра обороны, когда призвал его "стирать терьеров", имея в виду уничтожение барьеров -- terriers вместо barriers -- и обзавестись хорошими "счетчиками" (подразумевались миротворцы -- pacemakers вместо peacemakers).
Типичный дислектик, Буш просто не может одновременно и читать текст, и осмысливать его.
Дислексия, как и сопутствующая ей дисграфия, не имеет прямого отношения к умственным способностям человека. Эта стойкая неспособность к правильному чтению и письму часто присуща людям с полноценным интеллектом. Дислектиками были Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль. И, есть мнение, Владимир Маяковский тоже входил в эту славную когорту.

С головы на ноги
Недавно в журнале "Штерн" рассказали такую историю. 11-летняя Франка писала диктант с одними и теми же ошибками. В процессе написания она постоянно теряла букву "т". Знала об этом, переживала, но ничего не могла поделать. В результате у нее начинала болеть голова, переставала слушаться правая рука.
Франка левша, но никто об этом не знал. Выяснили, в чем ее проблемы, только после обследования.
Когда девочка начала ходить в детский сад, она многое делала левой рукой. В первом классе она уже работала в основном правой. Дети, особенно смышленые, подражают своим родителям, братьям и сестрам, друзьям. Случается, что леворукие неосознанно переучиваются.
То же было и с бабушкой Франки -- в молодости она постоянно резалась, чистя картофель. Мать Франки также была переученной левшой.
После обследования все встало на свои места. Мать и дочь вместе прошли курс лечения у эрготерапевта. И оказалось, что личное равновесие важнее, чем приспособленность к миру.

А в России одни Жириновские
Этот пример из немецкого журнала прекрасно объясняет, почему у нас в России нет политиков и артистов, не умеющих читать. Дураков грамотных много -- а умных дислектиков…
И то сказать. Представьте себе советскую школу и учительницу Марью Ивановну, у которой какая-то дебилка никак не может вставить в слово "стол" букву "т". Учишь ее, учишь, ругаешь, ругаешь, она вроде все понимает, а пишет опять "сол".
И родители соглашаются: нет, не может дочка освоить такую простую науку. Наверное, и правда -- неполноценная. А дальше все по накатанной дорожке. Спецшкола, ПТУ… Несложившаяся жизнь, алкоголизм… Артиста и политика в таких условиях явно не вырастет.
Западные специалисты считают, что каждый 10-й ребенок -- дислектик и требует особо вдумчивого подхода и обучения. В России таких подсчетов не ведут, статистики просто нет, а специалисты единственной в стране Российской ассоциации дислектики колеблются в среднепотолочных -- 3% и 25%.
Говорят, теперь у нас все-таки в общеобразовательных школах начали работать психологи. Они-то сумеют отличить лентяя от старательного, но необычного ребенка, выявить скрытого левшу.
Но только не станут ли эти высококлассные специалисты все теми же замотанными Марь Иваннами?

Валентина БОГОМОЛОВА
Коротко
Школьный набор для другой руки

В последние годы производители канцелярских товаров наконец-то приняли в расчет, что примерно каждые 15 школьников из ста -- левши. Теперь для леворуких детей выпускаются специальные школьные принадлежности.
Стоят они недешево. Но зато ручка для левшей имеет углубления на корпусе, которые позволяют правильно расположить пальцы рук, а быстросохнущие чернила не размазываются при письме. Точилка крутится в обратную сторону. Ножницы с перевернутыми лезвиями не мнут, а прекрасно режут бумагу. Линейки отсчитывают сантиметры слева направо.

Проверим руки малыша
Чтобы не загубить свое чадо неправильным обучением, очень важно определить ведущую руку ребенка еще до школы. То есть проследить, какой рукой ребенок причесывается, берет ложку, кубики.
А для окончательных выводов предложить ему ряд заданий.
* Открыть небольшую коробочку, например спичечный коробок. Найти и вынуть спичку. Ведущая -- та рука, которая закрывает, открывает, вынимает спичку.
* Построить колодец из спичек. Ведущая -- рука, которая преимущественно выполняет все действия.
* Вырезать ножницами рисунок из открытки. Ведущая -- та рука, которой ребенок держит ножницы. Но бывает и так: ребенок просто держит ножницы в руке и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой.
* Нанизать бисер или пуговицы на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение (вне зависимости от того, в какой руке иголка). Активной может быть как рука с иголкой, так и рука, насаживающая пуговицу на иголку.
* Сделать цепочку из скрепок, а потом ее разобрать. Активной рукой будет та рука, которая совершает тонкие манипуляции с мелкими предметами.
* Ведущая рука хорошо выявляется при рисовании. Положите на середину стола ручку, лучше с мягким шариком, и попросите нарисовать что-нибудь. Если ребенок выполнил рисунок левой рукой, попросите его повторить то же правой рукой. Или наоборот. Понаблюдайте, какой рукой ребенок увереннее держит ручку, как точно проводит линии, насколько прямые эти линии, есть ли дрожание руки… Рисунки при этом могут быть или одинаково хороши, или одинаково плохи. Не это важно. Главное -- определить, какая рука активнее.
* Если и теперь есть сомнения, возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны, и он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.
Анализируя, как ребенок выполнял задания, вы можете отметить:
1. Ребенок хорошо выполняет все графические действия правой рукой, а бытовые -- левой, то есть он "графический правша" и "бытовой левша". В этом случае надо дать ребенку ручку в правую руку.
2. Ребенок хорошо выполняет все графические действия левой рукой, а бытовые -- правой. Такой вариант называется "графический левша" и "бытовой правша". Ручка дается ребенку в левую руку.
3. Ребенок хорошо выполняет левой рукой графические задания (рисует геометрические фигуры, срисовывает сложные рисунки), этой же рукой -- бытовые действия. Ваш ребенок леворук, поэтому ручку для письма ему надо дать только в левую руку.
И ни в коем случае не переучивать.

В.Б.

0 коммент.:

Отправить комментарий