Один челнок сменит другого
Шаттлы
13 июля -- не слишком подходящая дата для возобновления полетов американских челноков. Вот и старт шаттла "Дискавери", назначенный на этот день, не состоялся. И даже не потому, что на горизонте зловеще клубился очередной ураган. Астронавтов не остановила бы даже отвалившаяся в день запуска панель с иллюминатора. Ее оперативно заменили, и шаттл все же готов был отправиться в космос - да не тут-то было. Перед запуском нештатно сработали датчики уровня топлива. Сбой произошел в отсеке жидкого водорода.
Астронавты покинули корабль, разочарованные туристы и репортеры временно разъехались.
Но, к счастью, событие все же состоялось: "Дискавери" стартанул 26 июля. Успели. Если бы этого не случилось в конце месяца, пришлось бы ждать до сентября, чтобы осуществить запуск днем -- после аварии "Колумбии" ночные старты запрещены, и эксперты должны хорошо видеть момент взлета: не отвалится ли чего.
И ведь отвалилось! Через две минуты после старта, по данным бортовой камеры на топливном баке, от корабля отделился некий большой фрагмент. Правда, с корпусом он не столкнулся, и есть надежда, что потеря никак не отразится на безопасности полета, в отличие от рокового куска изоляции с "Колумбии" два с половиной года назад. По заключению специалистов, тогда отколовшийся от топливного бака фрагмент изоляции еще на взлете оставил царапину на крыле, и при входе в атмосферу поврежденный участок вспыхнул. Семь астронавтов погибли мгновенно, а осколки корабля рассыпались на тысячи квадратных километров.
Страшно!
После гибели двух шаттлов ("Челленджер" взорвался на старте в 1986-м) у НАСА остались четыре корабля: "Атлантис", "Дискавери", "Эндеавур" и "Энтерпрайз". Последний никогда не летал, он был первенцем челночного флота и использовался для испытаний.
Для возобновления стартов был выбран "Дискавери". На его переоборудование потратили больше 200 млн долларов. Но...
Уже в самом начале пути к месту запуска с "Дискавери" случились похожие неприятности: на оболочке ракеты-носителя нашли дефект, а в изоляции топливного бака -- 4-сантиметровую трещину. Изучив фотографии трещины, компания-производитель баков заверила, что дефект неопасен для корабля. Но случись что, ремонт поврежденного покрытия шаттла в космосе будет в принципе невозможен.
Кроме того, эксперты беспокоятся и за ледяной нарост, который может образоваться на топливном баке: старт челнока потому и перенесли с мая на июль, чтобы оснастить бак дополнительным подогревателем. Опасаются и возможного столкновения с космическим мусором. В космосе сейчас летает более 13 000 рукотворных объектов. Из них всего 7% -- действующие спутники, 13% -- бесхозные корпуса ракет, а остальное -- мусор!
Даже столкновение корабля с теннисным шариком по выбросу энергии равноценно падению бронированного сейфа с пятиэтажки. Риск аварии от столкновения с мусором сейчас составляет 5%, а к концу нашего века достигнет 40...
Тем не менее спутников бояться -- в космос не летать. И поднимать шаттлы необходимо, хотя...
На небе "Клипер" -- утюг без ручки
...Старты старых челноков очень дороги: полмиллиарда долларов за каждый. Наши "Союзы" и "Прогрессы" взлетают дешевле, но везут гораздо меньше груза. Так что в экипаже МКС сейчас не больше трех человек: иначе не прокормить! (Не зря в декабре прошлого года прогремел небольшой гастрономическо-космический скандальчик: Лерой Чиао и Салимжан Шарипов затребовали немедленной эвакуации на Землю под предлогом, что на станции кончается еда.)
В общем, НАСА всерьез задумывается над челноками второго поколения. А наши тем временем уже придумали новый корабль.
Будущий российский шаттл демонстрировали на авиакосмическом салоне в Париже. О корабле "Клипер" начали говорить в 2004 году, когда его макет был представлен заказчику -- Европейскому космическому агентству. "Клипер" делает РКК "Энергия". Это первая в России попытка создать челнок после "Бурана" (так похожего на американские шаттлы).
"Клипер" вмещает 6 космонавтов и 500 кг груза ("Союз" -- 3 и 60 соответственно) и может приземляться на обычные аэродромы на 4-километровую посадочную полосу. По форме, как сказал один из создателей корабля, "Клипер" похож на утюг без ручки, летящий подошвой вниз.
По планам "Клипер" отправится в космос не позднее 2011 года, но пока неясно, на какой ракете-носителе и откуда.
Мы квиты!
Комета
Как сказал один из астрономов: "65 миллионов лет назад одна такая штука вымела с Земли динозавров. Сегодня мы квиты". На "космическую месть" -- таран кометы Темпля снарядом, выпущенным с космического аппарата Deep Impact, -- потрачено 333 миллиона долларов.
370-килограммовая медная болванка врубилась в комету на скорости 37 000 км в час на расстоянии в 133 млн км от Земли, выбросив тучи ледяных осколков. Удар пришелся в намеченное место, от чего ученые были в восторге.
Столкновение мощностью в 5 тонн в тротиловом эквиваленте вызвало на поверхности кометы две вспышки: по предположению специалистов, аппарат пронзил две различных по структуре материи, на поверхности и в глубине.
"Грязный снежок", как иногда называют кометы, под своей коркой хранит вещества времен формирования Солнечной системы, случившегося 4,6 млрд лет назад: ведь никакие горячие геологические процессы не коснулись космических странниц, разве что при приближении к Солнцу оболочка немного таяла. Пыль, которой обросла комета Темпля за долгие годы странствий, как раз и планировалось разрушить снарядом.
Люди и кометы
Никогда прежде человек не "трогал" кометы своими аппаратами. Довольствовались фотоснимками и улавливанием оставленных ими частиц.
* В сентябре 1985 года корабль International Cometary Explorer приблизился к комете Джакобини-Зиннера и измерил потоки заряженных частиц вблизи нее, а через год то же проделал с кометой Галлея. К комете Галлея приближались и другие 6 кораблей. Получены сведения о составе хвоста и ядра, подтверждено присутствие углерода.
* В 2001-м аппарат Deep Space 1 впервые разглядел комету в деталях и установил, как солнечный ветер действует на ее хвост.
* В январе 2004-го Stardust в 236 км от кометы Уайльда-2 взял пробу из ее хвоста и тела. Он еще не прилетел, вернется вскоре после Нового года.
* И после в покое кометы не оставят. Европейский корабль "Розетта" улетел в феврале 2004-го, чтобы через 10 лет впервые в истории опуститься на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко. Самое трудное -- прикометиться в условиях очень слабого гравитационного притяжения объекта. Аппарат весом в 100 кг на комете будет так же легок, как листок бумаги.
Мягкий батон летит своим курсом
625 тысяч человек отправили свои имена на компакт-диске, доставленном "в комету". Интернет-сайт миссии Deep Impact зафиксировал рекордное количество посещений -- миллиард человек поинтересовались, как оно там. 60 крупных обсерваторий проглядели все глаза.
Что ж, безусловно, это примечательное достижение человеческого разума -- одно точное попадание чего стоит! Хотя масштаб события, по американскому обыкновению, раздули не то что до небес -- до звезд. Российские ученые отмечают, что у Америки были и более впечатляющие достижения.
Итак, что удалось выяснить в результате тарана 4 июля?
* Получены лучшие на сегодня фотографии ядра кометы.
* Сюрпризом удара 4 июля стало огромное количество вещества, которое высвободилось в результате. Думали, что за 15 минут поднимется туча, равная месячной норме "пылевых осадков", а "выпало" как за целый год.
* Взрыв оставил кратер с футбольное поле глубиной в несколько десятков метров. Впрочем, для кометы диаметром 6 км это не слишком большая потеря.
* Кора кометы оказалась не такой прочной, как ожидали, а материалы более хрупкими. Тело кометы, как выяснили, похоже скорее не на огурец, а на батон, окутанный мягким пыльным веществом.
* Траектория кометы Темпля не изменилась. Да и не могла измениться! "Это было как столкновение комара с "Боингом-747". Но комара не размазало по поверхности, он будто пролетел сквозь ветровое стекло", -- сказал один из насовцев.
Как стать известным астрологом
Против миссии выступали те, кто полагал комету состоящей из антивещества. В 70-е годы эта точка зрения была популярной среди некоторых астрономов. Вот бы тогда рвануло -- и засосало бы весь этот грешный мир в черную дыру!
Но были возражения на тему "Не тронь комету" и поглупее. Чтобы компенсировать собственные моральные страдания за судьбу поруганного объекта, астролог Марина Бай потребовала от НАСА 8,7 миллиарда рублей (или больше 300 млн долларов: почти столько же, сколько было потрачено на эксперимент). Процесс, намеченный на понедельник, не состоялся, так как, ко всеобщему (исключая пострадавшую) облегчению, не явился представитель НАСА. Следующее заседание намечено на 28 июля. Теперь требования должны быть изменены, так как бомбардировка уже позади.
Вам не хочется спросить -- чем занимаются наши суды? А предприимчивая жрица планет, даже если не получит никаких денег вообще, имя себе уже сделала...
Готовится марсианское меню
Еда
Европейское космическое агентство между делом вычислило, какие продукты выгодно будет выращивать в марсианских теплицах в эпоху долгих полетов, которая вот-вот наступит.
Рис, лук, помидоры, сою, картошку, салат, шпинат, пшеницу и морскую водоросль спирулину. Из этого набора повара уже сочинили блюда: "Клецки из спирулины", "Марсианский хлеб", "Зеленый томатный джем".
Кстати, по прогнозу ЕКА, в 2035 (для работы в теплицах, не иначе) на Марс ступит женская нога. Аэлита будет европейкой.
Третьим будет!
Турист
Утверждена кандидатура очередного космического туриста. Ученый Грегори Олсен полетит на МКС в октябре на нашем "Союзе". 60-летний Олсен -- основатель компании по производству камер для инфракрасной съемки -- заплатит за полет 20 миллионов. Сейчас он продолжает интенсивные тренировки в Звездном городке.
Для первых двух туристов -- американца Денниса Тито и гражданина ЮАР Марка Шаттлворта -- космические полеты остались феерическими воспоминаниями.
Парус, порвали парус...
Потери
"Вы будете смеяться, но Сарочка тоже умерла..." За один день 21 июня потерпели неудачу при запуске два российских космических корабля: рухнул военный спутник "Молния-3К" и не вышел на связь долгожданный солнечный парусник Cosmos-1. Это уникальный корабль, который может маневрировать в космосе без топлива, используя энергию Солнца: движущийся со скоростью 450 км в секунду поток протонов и альфа-частиц, который ученые романтично называют "солнечным ветром".
Идея парусника принадлежит Иоганну Кеплеру (XVII век), а сделан он был в ходе совместного российско-американского проекта. "Космос-1" -- в отличие от обычного корабля может (вернее, мог) двигаться очень быстро: в 11 раз быстрее шаттла при выходе на орбиту. Если бы это чудо техники запустить в погоню за "Вояджером-1", самым удаленным на сегодня спутником, который летит от Земли уже 28 лет, парусник нагнал бы его за 8 часов.
Что случилось с парусником, до конца неясно. Он достиг орбиты, после чего ракетные двигатели остановились, и замолчал. Правда, три станции на Земле зафиксировали слабый сигнал, но новых спутников в небесах, по данным Пентагона, не появилось. И через четыре дня, когда "Космос-1" должен был автоматически развернуть свои 8 лепестков, ничего не произошло.
Землю превратят в Сатурн?
Погода
Американская компания "Стар Текнолоджи" мечтает окольцевать Землю каменным поясом. Камни, летящие по экваториальной орбите, будут удерживаться силой гравитации от двух массивных спутников и создадут легкую тень, снизив нагрев Земли. Вместо камней можно использовать мириады маленьких спутников. Эксперты считают, что излучение сократится на 1,6% и это компенсирует повышение температуры на 1,75 градуса.
Стоит проект 6-200 триллионов (!) для камешков и 500 миллиардов для спутников.
...Сейчас вероятность гибели корабля составляет один к 250-500. На кораблях будущего, экономичных и легких, как рассчитывают, трагический шанс составит 1 к 10 000. В общем, все идет к тому, что мы, если не умрем до старости, еще доживем до маршруток Земля -- Космическая станция по 7 тыщ долларов в один конец.
0 коммент.:
Отправить комментарий