"Как-то раз я работал с новой моделью своего телефона. Настроение было просто замечательным, и я между делом запел. Не запомнил, что именно, поскольку в этот самый момент мне в палец впилась игла, припаянная к диафрагме телефона, -- так эта тонкая стальная пластина задрожала под воздействием моего голоса. И тогда я призадумался: можно ли как-нибудь записать эти колебания иглы? Например, на пластине. Ведь, по логике, если после записи провести иглой по проделанным ранее дорожкам -- она должна воспроизвести тот же звук!" -- так момент озарения описывал сам Томас Эдисон, изобретатель фонографа -- первого звукозаписывающего устройства.
Винил в шоколаде
Скептики мне, разумеется, могут возразить, сказав, что еще в XVI веке для воспроизведения звуков использовались различные механические инструменты -- шкатулки, шарманки, табакерки, башенные куранты. Были даже "прототипы" автомобильных аудиосистем -- музыкальные кареты (что-то типа больших шарманок, валики которых вращались приводом от колес). Но об аудиозаписи во всех этих аппаратах речи не шло -- они могли воспроизводить лишь одни и те же мелодии. Поэтому первым звукозаписывающим устройством является все же фонограф, созданный Эдисоном в 1877 году. Впрочем, он тоже был очень похож на шарманку -- в основе фонографа лежал цилиндр, покрытый оловянной фольгой. Звук на нем записывался при помощи мембраны и жестко прикрепленной к ней иглы, выдавливавшей на олове бороздки разной глубины.
Конечно, такая запись не могла похвастать особым качеством и долговечностью. У граммофона, изобретенного немцем Эмилем Берлинером 11 лет спустя, качество воспроизведения было не в пример лучше, поскольку в качестве носителя звукозаписи в нем использовались стеклянные пластины, покрытые парафином и сажей, на которые после записи наносили слой лака. Впрочем, первым в мире действительно сменным носителем звукозаписи все-таки стоит признать граммофонную пластинку из целлулоида -- всем известную виниловую смолу стали использовать для изготовления пластинок только в начале XX века. Что их значительно удешевило, и аудиозаписи, как говорится, шагнули в массы. В то же время для любителей экзотики также делали грампластинки на основе шоколада, а поклонники "подпольных" музыкальных течений штамповали копии запрещенных композиций даже на рентгеновской пленке.
Находка для врага
Почти полвека казалось, что лучше виниловых пластинок и придумать ничего невозможно. Эту "идиллию" испортили в 1964 году голландцы из компании Philips, разработавшие на базе намагниченной пленки удобные компакт-кассеты. Но любопытно, что принцип магнитной записи голоса и музыки был изобретен еще в одно время с фонографом. Мысль, что для звукозаписи вполне можно использовать намагничивание, посетила светлую голову некого Оверлинга Смита в 1888 году. А уже через 10 лет датчанин Вальдемар Паульсен предложил вниманию публики устройство, имеющее все признаки классического магнитофона: магнитный носитель информации, механизм для его подачи и магнитную головку. Только вместо магнитной пленки в нем использовалась стальная проволока, накручиваемая на барабан. Кстати, на Парижской Всемирной выставке оно даже получило приз -- на нем впервые был записан голос императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа.
Вплоть до 1940-х годов стальную "пленку" использовали для промежуточных звукозаписей. Но для широкого пользования она не годилась. У этой технологии был один серьезный недостаток: проволоку приходилось прокручивать со скоростью 2 м/с, т.е. катушка получалась весьма солидной -- весом до нескольких килограммов. Представляете, каким должен был быть плейер для такой "кассеты"?.. И лишь после Второй мировой войны с появлением технологии нанесения оксида железа на целлюлозную основу магнитная запись "шагнула в народ".
Это событие воистину можно назвать эпохальным для меломанов. С появлением компакт-кассет у любого желающего появилась возможность самостоятельно записать то, что нравится, а потом прослушать это там, где одолеет тяга к "прекрасному" (вот прибавилось-то работенки у спецслужб тоталитарных государств!). Помнится, мы с братом в 80-е годы на Черноморском побережье ловили турецкие радиостанции и записывали с них Depeshe Mode, The Doors… А затем крутили эти записи у себя в пионерлагере, "разлагая" морально-нравственный облик советских детей. Впрочем, мы не были первыми -- молодежь всего мира гораздо раньше прильнула с микрофонами к динамикам своих телевизоров и приемников, записывая любимые программы и песни, чтобы затем передавать их из рук в руки. Так что в становлении танцевальной музыки и диско 70-х годов есть и немалая заслуга магнитной пленки.
Но, как известно, лучшее -- враг хорошего. Компакт-кассета и сегодня остается самым распространенным аудионосителем, но ее смерть под "гнетом" практически идеальных с точки зрения качества звука цифровых дисков неминуема. Конечно, без боя она умирать не собиралась -- еще в 1987 году была предпринята попытка серьезно улучшить качество кассетной записи, сделав ее цифровой. Но эта новинка не спасла положение, так как у любой кассеты все равно есть одно слабое место -- последовательный доступ к данным. Что рано или поздно поставит крест на магнитной звукозаписи. Прощай, пленка!
Шлеп! И чудо готово
В первый раз я увидел компакт-диск в небольшом киоске у магазина "Мелодия", что на Новом Арбате, в 1991 году. Это был альбом Queen "A Kind Of Magic". Нереально гладкая и зеркальная поверхность диска действительно казалась волшебной. А уж возможности CD представлялись тогда ну просто фантастическими! 74 минуты чистейшего звука, мгновенная перемотка с песни на песню, тонюсенькие габариты, казалось, делали это совместное детище Sony и Philips, "рожденное" в 1982 году, просто идеальным носителем звука.
Принцип оптической записи информации на CD во многом похож на механический, который применяли для производства грампластинок. Разве что запись на вращающийся диск здесь делают не иглой, а лазерным лучом, под воздействием которого на полимерной основе образуются углубления -- лунки -- разной длины. Но так записывают только первый диск в партии. Копии же получают прессованием с болванки. Шлеп, шлеп -- и готов тираж нового альбома. Один минус у классического CD -- информацию на таком диске невозможно стереть или перезаписать. Поэтому для "борьбы" с кассетами Sony в 1992 году разработала так называемый мини-диск, на котором использовалась магнитооптическая запись. Обладая всеми преимуществами CD, такие диски могли выдержать до миллиона циклов перезаписи, и при этом качество звучания никоим образом не менялось. Тогда почему же компакт-кассеты живы и поныне? Как всегда, причина в деньгах -- уж слишком большую цену заломила Sony за лицензию на производство мини-дисков. И другие компании решили не торопиться с ее покупкой. Тем более что на горизонте появилась технология "многоразовых" дисков.
На войне как на войне
Первое опытное устройство для индивидуальной перезаписи CD было создано в 1989 году компанией Hewlett-Packard для собственных нужд и имело габариты двухкамерного холодильника. Но уже в начале 90-х FujiFilm начал серийное производство перезаписывающихся дисков и оборудования для этого (эта технология получила название CD-Recordable -- CD-R). Но прямым конкурентом кассет или мини-дисков CD-R стать тогда не могли, т.к. второй раз переписать или дописать такой диск было невозможно. Да и цена кусалась, поскольку в первых записываемых дисках отражающий слой изготавливался из золота.
А потом началась война… Война форматов. В середине 90-х Hewlett-Packard предложил свою технологию многократной оптической записи CD-Rewritable -- CD-RW. На эти диски информацию можно было записывать, стирать, а потом снова записывать много раз. Но когда уже казалось, что детищу FujiFilm пришел конец, японцы нашли способ заменить дорогостоящее золото в своих дисках на алюминий, а затем также решили проблему дозаписи информации на пустые участки CD-R. В итоге оказалось, что записывать информацию на нем гораздо удобнее и выгоднее, чем на CD-RW. Однако война только начиналась. Вскоре другие компании предложили аналогичные форматы CD+R, CD+RW… Принципиально они ничем друг от друга не отличались. Просто каждый производитель звукозаписывающей техники старался застолбить себе место на рынке носителей звука, из-за чего часто страдал покупатель, поскольку некоторые форматы друг с другом не "контачили". То есть, к примеру, на плейере CD-RW невозможно было прослушивать диски CD-R. Относительное перемирие наступило лишь с появлением DVD.
Появившиеся в 1997 году многослойные двусторонние диски DVD в конце прошлого века стали серьезными конкурентами обычных дисков. Внешне они друг на друга очень похожи, однако DVD позволяет работать на более высоких скоростях, а значит, качество воспроизведения у него лучше, и объем у DVD как минимум в 6 раз больше самого емкого из прежних форматов. Поэтому на таких дисках с легкостью можно записывать не только музыку, но и видео вкупе с другими видами файлов. Впрочем, что я это рассказываю? Об этом формате сегодня знают даже дошколята с пенсионерами. DVD правит миром…
Кто на новенького?
Несмотря на то, что DVD не стал еще в мире аудио- и видеозаписи стандартом де-факто, индустрия уже размышляет о его возможном преемнике. Совершенству нет предела, и сегодня разработчики думают -- как бы запихнуть побольше информации на один диск, добавить поддержку 7-канального звука и внедрить интерактивные сервисы наподобие автоматического скачивания с сервера звуковой дорожки к фильму на вашем родном языке? И в настоящий момент уже есть три технологии, которые в самом ближайшем будущем (лет эдак через пять-десять) способны отправить на свалку истории и DVD.
Год назад в США прошла конференция, на которой большинство ведущих производителей аудио- и видеотехники -- Sony, Panasonic, Philips и Pioneer -- посвятили в наследники DVD формат Bluе-ray Dis. Благодаря использованию при записи не традиционного "грубого" красного лазера, а голубого на такой диск можно закатать аж 50 гигабайт информации, что позволит записать, например, "Две башни" в режиссерской версии не на четырех DVD, а на одном Bluе-ray, да к тому же со значительно лучшим разрешением (1920x1080 -- в шесть раз выше, чем на DVD с его 720х480). Одно плохо -- старые DVD-плейеры для проигрывания новых дисков не подойдут. Поэтому NEC и Toshiba недавно презентовали свой вариант "голубого лазера" -- технологию Advanced Optical Disc. На такой диск записывается всего 20 гигабайт информации, но зато для работы с ним после небольшой модернизации можно использовать и DVD-аппаратуру.
И, наконец, третий претендент, вернее, конкурент DVD -- кассета D-VHS. Она так же, как и Blue-ray, позволяет разместить в себе до 50 гигабайт информации с разрешением, шестикратно превосходящим возможности традиционного DVD. Но при этом не требует никакой навороченной техники для просмотра. Однако кинокомпании пленке уже не доверяют: так Columbia объявила, что в конце 2005 года начнет издавать коммерческие релизы на дисках Bluе-ray и среди первых выйдут "Ангелы Чарли-2", "Спецназ города ангелов", "Плохие парни-2" и "Лоуренс Аравийский".
Так что же -- будущее за "голубым лазером"? Не будем спешить с выводами. Возможно, единой замены DVD и не будет, и в каждой индустрии приживется что-то свое.
Из истории звукозаписи
* В 50-х годах в СССР выпускались так называемые звуковые открытки. На обратной стороне такого письма приклеивалась небольшая грампластинка с записью какого-нибудь куплета из популярной песни. А на первой странице помещался текст песни вместе с фотографией певца. Чуть позже в Советском Союзе стали делать гибкие грампластинки, и фотографии исполнителей помещали прямо на их поверхность. Кстати, перед музыкальной частью на них можно было записать небольшое голосовое послание -- звуковое письмо. И хотя качество записи оставляло желать лучшего, а количество проигрываний было ограничено, такие эксклюзивные пластинки пользовались большой популярностью и считались изысканным подарком.
* С 1963 года в мире было выпущено порядка 10 млрд компакт-кассет. Однако поначалу судьба магнитной записи складывалась непросто. Первые ленточные магнитофоны, выпущенные в 1935 году, заинтересовали только доктора Геббельса и гестапо. И с 1937 года берлинское радио и тайные службы перешли на "пленку", чтобы дать миру возможность услышать все, что скажут уста "Великого" фюрера. Интересно, что производство сначала бумажной, а потом ацетилцеллюлозной магнитной пленки было налажено на баденской фабрике по производству анилина и соды BASF. В СССР же работы по производству этого носителя звука были засекречены и под кодовыми названиями "Говорящая бумага" и "Говорящий целлофан" велись во Всесоюзном научно-исследовательском институте звукозаписи.
* Компакт-диски разрабатывались с непомерной заботой о человеке. Например, диаметр диска 12 см был определен из требования, что он должен помещаться в кармане. Вот только одного не учел здесь главный разработчик: карман его рубашки был значительно больше стандартного, поэтому сегодня CD в кармане одежды нормального человека все-таки не помещается. Размер же центрального отверстия на CD тоже объясняется просто -- по диаметру он совпадает с 10-центовой голландской монеткой, которая была в кармане инженера из Philips на момент выработки стандартов.
* В 2002 году, разослав 5 тысяч промо-дисков с превью нового фильма о Бонде "Умри, но не сейчас", компания MGM любезно предупредила всех адресатов, что "после удаления упаковки этот DVD самоуничтожится через 36 часов". И это не было пустой угрозой. Благодаря особой технологии компании Flexplay Technologies на все эти диски была нанесена специальная краска. После вскрытия вакуумной упаковки она начинала менять свои свойства, превращаясь в непрозрачную массу, через которую луч лазера пробиться не мог, и этот DVD оставалось только выкинуть на помойку. Вот только интересно -- неужели у получателей такого "одноразового" диска не хватило бы времени за 36 часов переписать его на что-нибудь более долговечное?
Олесь КАЛАЙДА
0 коммент.:
Отправить комментарий